ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Святых Апостолов.


Стамбул. Церковь  Святых Апостолов
Церковь.  Утрачена.  
Год постройки:Между 330 и 337.
Год утраты:1461
Адрес:
Турция, город Стамбул, район Фатих

Координаты: 41.019444, 28.949867



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 апреля 2025

Апостолов святых церковь в Константинополе, храм-мавзолей императоров Византии, созданный святым равноапостольным императором Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христианских культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины императора Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от императорского дворца.

В 356-370 гг. при императрице Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям некоторых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., то есть еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей императора Константина, ставший местом погребения императоров до первой четверти VI в.

В 536-550 гг., при императоре Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (середина VI в.), Константина VII Багрянородного (середина X в.), Константина Родосского (середина X в.) и Николая Месарита (около 1200), давшего подробное описание его декора, включавшего живописный цикл деяний апостолов. Кроме того, Прокопий сопоставил архитектурную композицию А. ц. с церковью св. Иоанна в Эфесе, также VI в., которая сохранилась до настоящего времени.

Согласно описаниям, комплекс зданий второй А. ц. составляли мартирий апостолов Тимофея, Луки и Андрея; мавзолей императоров, где находились погребения правителей Византии IV - начало VI в., в том числе святых равноапостольных Константина и Елены, святых Феодосия I Великого и Феодосия II; мавзолей императора Юстиниана I, где были погребены почти все византийские императоры с середины VI до начала XI в., в том числе сам св. Юстиниан I, св. императрица Феодора, святые Юстиниан II, Константин III. Последним из византийских императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII. Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина).

В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой турецкой столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.

В настоящее время при отсутствии каких-либо археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней византийских средневековых авторов, а также многочисленных паломников.

А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (конец IV в.), Филосторгия (первая половина V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением императора Константина.

В современной науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется главным образом по Евсевию Кесарийскому, который подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к которым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и другие). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная императором Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».

В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей императора Константина, которые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и другими общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам которого постройки в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания в описании Григория Назианзина.

Во время промежуточной перестройки 356-370 гг., по мнению большинства исследователей (за исключением С. Манго), был построен лишь новый мавзолей императора Константина I - купольная постройка, круглая или многоугольная в плане, у входа в атрий, с востока. Мартирий апостолов Андрея, Луки и Тимофея, составивший доминанту архитектурного комплекса, выглядел как 4 базилики, располагавшиеся крестообразно и соединенные в центре купольным киворием в виде ротонды, где находился алтарь.

А. ц. 536-550 гг. реконструируется достаточно достоверно. Согласно общему мнению (кроме А. Хайзенберга), она являлась повторением храма, сложившегося к концу IV в. и включившего в себя в центре мартирий апостолов, центричную крестообразную постройку с трехнефными рукавами (с внутренними галереями) и 5 куполами (1 световой в центре и 4 изначально глухие по осям); на западе - атрий; на востоке - сохраненный мавзолей императора Константина 356-370 гг.; на северо-востоке - мавзолей императора Юстиниана, крестообразный в плане, перекрытый куполом.

Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христианской архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм монастыря св. Симеона Столпника Старшего в Сирии, V в. (связан с А. ц. через так называемую Великую церковь в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в.

От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2025

«…На высоком холме в центре Константинополя стояла вторая по величине и значению церковь столицы — церковь Апостолов, построенная при Юстиниане. Сохранились довольно подробные описания ее в литературных источниках. Ей посвящены многочисленные, в том числе и весьма капитальные, исследования. Однако невозможно достаточно конкретно представить себе ее архитектуру. Мы знаем, что пять куполов были расположены крестообразно по странам света. В самых общих чертах церковь Апостолов была подобна церкви Иоанна в Эфесе VI в., а также, в некоторых только отношениях, собору Сан Марко в Венеции. Однако Сан Марко явился существенной переработкой системы церкви Апостолов, переведенной на язык эпохи и превращенной в сложную крестовокупольную постройку. Эфесская церковь до нас не дошла, лишь фундаменты ее и отчасти основания стен были открыты при раскопках. Отражением и переработкой архитектуры церкви Апостолов является также композиция церкви Гекатомпилиани на о. Паросе.

Церковь Апостолов не была крестовокупольной постройкой и примыкала к купольным базиликам — ведущему архитектурному типу той эпохи. Можно до некоторой степени представить себе в самых общих чертах облик церкви Апостолов, если взять за основу Сан Марко и заменить его крестовокупольные ячейки купольнобазиличными. Для этого необходимо перекрыть все помещения, окружающие центральную группу пяти куполов, по образцу Софии в Константинополе. Все концы креста должны быть перекрыты крестовыми сводами, вследствие чего исчезнут крестообразные интерьеры. Своды будут, как в Софии, достигать только основания больших подкупольных арок; над ними откроются большие полуциркульные оконные проёмы, которые будут непосредственно освещать пространства над куполами.

Церковь Апостолов была большим храмом рядом с императорской гробницей, тоже до нас не дошедшей. Ее алтарь находился в середине здания, под центральным куполом. На соответствующем месте с Сан Марко имеется пустой квадрат мраморного пола, контрастирующий с богато украшенным полом под другими куполами. Крестообразный план церкви Апостолов и расположение алтаря в середине повторяют особенности мартириев более раннего периода, что объясняется погребальным характером сооружения. Мозаики в церкви Апостолов уже в ранневизантийский период изображали многофигурные сцены из священного писания. Это лишний раз показывает, насколько своеобразными были архитектура и живопись Софии.

Возможно, что церковь Апостолов была третьей постройкой в Константинополе строителей Софии Анфимия и Исидора. Проверить это невозможно, однако такое предположение является вероятным…»

Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


А.М. Высоцкий, H.A. Осминская, Ф.В. Шелов-Коведяев «К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников».

Источник

12 апреля 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.