Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году.
Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви.
О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В. Трофимовский: "на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск". Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, "написанная на столбце", хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года.
По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году "Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан". Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.
16 апреля 1803 года Никифор Мурзакевич записывает в своем дневнике: "Рукоположен во священника в Одигитриевский приход, что на "верхнем рынке. Одигитриевская церковь, вместо деревянной, построена в 1764 году каменною, старанием помещиков: Михаила Хрисанфовича Гедеонова и прапорщика Семена Харлампиевича Бешенцова и жен их - Гликерии и Анастасии". С тех пор Одигитриевская церковь периодически появляется в его дневниковых записях: "1812-й год. Июль, 9. Смольяне утром узнали, что Государь из Полоцка едучи, будет в городе. В 11 часов утра Государь прибыл... У Одигитриевской церкви, у магистрата, смольяне встретили Государя с цеховыми значками и земно поклонились". "Август, 5. Пришед домой, нашел домашних в смертном страхе, ибо с восточной и южной сторон неслись пули, ядра и бомбы чиненныя... Опасаясь быть в доме с детьми, пошли в церковь, где нашел прихожан; им, для безопасности, советовал стоять близ стен, а сам перед образом Спасителя стал править "молебное пение в нашествие неприятелей". Едва кончил, как влетело в церковное окно бомба и лопнула: черепьями побила стекла и стены, а духом поломала крылосы, меня же с силою втолкнуло в олтарь, между тем стоявшаго со мною рядом лекарского ученика ушибло доской от крылоса". "Август, 6. Французы захватили до 50 человек горожан, убежавших из города, и заперли их в Одигитриевской церкви. Узнав, отпросил нескольких, в том числе Вознесенского монастыря протопопа о. Поликарпа Зверева, отставнаго солдата Иванова, что жил у мещанина Коротаева, да мещанина Ивана Олецкаго. Прочих, продержав немного отпустили". "Август, 20. Артиллеристы с фурами в шесть лошадей подъезжали к собору, Троицкому монастырю и Одигитрии с намерением снять колокола. Не пустил, за что привели меня в Муниципалитет, что в магистратском доме у церкви; Вилльлебланш и форстмейстер по губернии Мец не приказали трогать". "Октябрь, 30. Не давая ограбить свою церковь и сложенное имущество прихожан, поляками жестоко избит". "1822. Декабрь, 6. По усердию почтмейстера Александра Ильича Кострова у Одигитрии обновлен стенным писанием придел Иоанна Воина; расписывал Лев Петрович Леонов, он же алдерман, свидетельствовавший церковные иконы при епископе Парфении".
В конце XIX храм имел два престола - главный во имя иконы Богоматери Одигитрии и придельный во имя святого мученика Иоанна Воина. Постоянно живущих прихожан в церкви насчитывалось 97 лиц мужского и 115 женского пола, квартирующих - свыше 800 человек. Ежегодно 26 июля из Свято-Успенского кафедрального собора в Одигитриевскую церковь совершался крестный ход. В школе грамоты при церкви занималось 15 учащихся.
После установления советской власти постановлением президиума Западного облисполкома от 20 августа 1929 года Одигитриевская церковь была закрыта "имея ввиду, что дальнейшее использование этого храма по прямому назначению не вызывается необходимостью, т.к. находящиеся в пользовании городской общины верующих 15 храмов, кроме рассматриваемого, более чем достаточны для удовлетворения их культовых потребностей". Здание церкви предписывалось предоставить Смоленскому государственному университету для вновь открываемого "Общественно-экономического отделения при Педфаке".
Однако уже 10 сентября бюро горкома ВЛКСМ принимает постановление, в котором объявляет решение облисполкома о передаче Одигитриевской церкви СГУ неверным, так как задолго до этого общегородская пионерская конференция передала наказ горсовету, "указав конкретно изъятие Одигитриевской церкви под Дет-клуб". Заручившись твердым согласием горсовета, пионеры выполнили предъявленное им условие - собрать подписи от населения с требованием о закрытии церкви. По мнению комсомольцев, в случае передачи церкви экономическому отделу "городская пионерская организация остается без Клуба, без наличия которого невозможно в условиях города Смоленска проводить Культурно-массовую работу и Труд-Техническое воспитание детей".
19 сентября президиум облисполкома принимает решение: "Постановление свое от 20 августа о передаче здания б. Одигитриевской церкви СГУ отменить и разрешение вопроса об использовании здания передать Смолгорсовету". Теперь уже горсовет 1 декабря пускается в рассуждения о том, что "хотя Смолгосуниверситет и претендовал на получение помещения Одигитриевской церкви под организацию различных учебных учреждений", но пионерская организация "уже в течение нескольких месяцев вносила в наказ Горсовету пункт о представлении помещения под пионерский клуб и в 1929 году собрала свыше 30.000 подписей среди взрослого населения г. Смоленска". Поэтому университету "следует наметить еще помещения церквей, которые можно было бы приспособить под необходимые учебные учреждения".
Между тем, пока идет эта бюрократическая чехарда, трудящиеся принимают воззвания. Вот текст одного из них: "Тогда, как Советская власть и трудящиеся строят Социализм, попы, сектанты, ксендзы и раввины своей враждебной контр-революционной деятельностью стремятся сорвать индустриализацию страны. Под руководством Компартии ВКП(б) единым сплоченным фронтом поведем наступление на религиозный дурман, все церкви под очаги культуры. Колокола на нужды индустриализации страны. Бюро ячейки С. Б. (Союза безбожников) ОБЛЗУ предлагает сплотившись в одно целое и дать свою подпись на согласие об изъятии Одигитриевской церкви под клуб Сельхозлесрабочих. Вышеперечисленные подписи 226 сотрудников Губземуправления местком удостоверяет".
20 мая 1936 года президиум Западного облисполкома и бюро обкома ВКП (б) принимают еще одно постановление, на сей раз о сносе Одигитриевской церкви. На эти работы и расчистку площадки Смоленскому горсовету разрешается израсходовать до 40 тысяч рублей. Однако это постановление не было выполнено, возможно, потому, что в то время помещение церкви занимала типография НКВД.
Расположенная в центральной части города церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Остатки ее были снесены при подготовке к празднованию 1100-летия первого упоминания Смоленска в летописи.
Источники: Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб, 1864. Св. Н.А. Мурзакевич. История города Смоленска / Юбилейное издание Смоленскаго губернскаго статистическаго комитета. - Смоленск, 1903. Дневник священника Никифора Адриановича Мурзакевича 1776-1834 гг. - Смоленск, "Годы", 2005. ГАСО. Ф. 2360. Оп. 1. Д. 326.
Автор статьи: В.М. Аникеев