ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке.


Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Архитектурные стили:Византийский (подробнее >>), Киевско-Черниговский
Год постройки:1146.
Адрес:
Смоленская область, г. Смоленск, улица Кашена, 20

Координаты:54.796443, 32.037759


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке. Автор фотографии Виктор Скалдин.
Скалдин Виктор
10 июля 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Справа церковь Варвары.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вид из центра города
Захаренков Олег
22 марта 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Олег
26 апреля 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Елена Филиппова
27 декабря 2004
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 июля 2000
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Наталия
18 мая 2013
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
_AD
7 февраля 2007
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
15 октября 2006
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Захаренков Олег
20 марта 1998
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Захаренков Олег
20 марта 1998
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
oldboy
28 апреля 2015
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
oldboy
28 апреля 2015
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск.
Александр Гостилович
16 октября 2014
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Смоленск. Петропавловская церковь XII века. Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1912. Оригинал: http://cdn.loc.gov/service/pnp/prokc/20400/20423v.jpg. Восстановленное изображение: http://ps-spb2008.narod.ru/1812_smolensk2.htm
Сергей Прохоров
1 января 1912
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
с сайта http://zavodfoto.dreamwidth.org/1952723.html
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
с сайта http://zavodfoto.dreamwidth.org/1952723.html
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de. Вид храма до перестройки.
Михаил Мещанинов
??
Церковь Петра и Павла на Городянке - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото 1919 года.
Дмитрий Дроздецкий
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Виктор,  29 июля 2002

Датировку памятника предложил М. К. Каргер. Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит "о постройках последних двух десятилетий XII века" и относил церковь к "концу третьей и началу последней четверти XII века", то есть к 70-м годам. Воронин и Раппопорт отвергают датировку собора 70-ми годами и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной.

Храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава.

На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на граненом барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 века в виде четырехконечной звезды. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены. После возврата Смоленска в 1654 году России униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью Варвары. Пол храма был поднят над древним уровнем до пола нижнего этажа дворца. Внутри, в целях увеличения пространства храма были обтесаны в нижней части столбы и лопатки, причем западная часть столбов приобрела овальную форму, а восточная пара лишилась своих боковых крестов. Вместо древних окон появились два яруса больших, широких, обрамленных наличниками из фигурного кирпича, аналогичных обрамлению дворцовых окон. Были срублены полуколонны фасадных лопаток, противоречащие плоским членениям фасадов дворца и полностью заложены древние порталы. Возможно, тогда же была устроена вторившая дворцовой двускатной кровле четырехскатная крыша. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году).

В 1812 году храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что поплавились колокола. Часть имущества храма была вынесена из огня священником И. Зубовским, который до выступления части за границу возил ее с собой. Деньги были возвращены в храм в 1813 году, утварь разыскана и возвращена в 1816 г.

Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава, замененная новой; по счастью под кровлей уцелели основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами. В восточной части стены превосходно сохранились два первоначальных окна и часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с другими чертами свидетельствовало о сохранении древней основы. При ремонте 1894-1895 годов стены всего храма снаружи были перетерты и окрашены.

В 1909 г. Покрышкин установил, что пол храма был сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши (погребальные аркосолии). После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив. Последние служители были репрессированы по делу архиепископа Серафима (Остроумова), который обвинялся в создании и руководстве контрреволюционной группой и высланы в Казахстан. В 1924-1928 годах в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования, но реставрация тогда не состоялась. Она была осуществлена Петром Дмитриевичем Барановским только в 1962-1963 гг. к празднованию 1100-летия основания Смоленска. Удалили третий этаж палат, отделили от них древний Храм Петра и Павла и вернули ему первоначальный облик. Чертежей и подробного описания этой интересной работы нет.

Крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. Фасады членятся лопатками, у двух средних - с полуколоннами, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проемов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых - по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала., усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах - незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфы рельефные четырехконечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы. Это облегчает пропорции главы и подчеркивает интерес зодчего к высотности здания. Храм не оставался без покрытия кладки. В местах примыкания построек были выявлены остатки известковой бело-розовой затирки. Вероятно, кресты на лопатках и элементы декора не затирались. Мощные крестчатые столбы связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов двенадцатигранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов и в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные и имеют не окна, а глухие ниши. В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира - горнее место, основание которого вскрыто раскопками.

Стены были покрыты росписью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся местами широкошляпочные гвозди, а также фрагменты живописи. Расписаны были и плоскости оконных амбразур. Судя по сохранившимся мелким фрагментам, нижнюю часть росписи образовывала полилития, т.е. подражание каменной облицовке. Еще в 1931 г. капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись.

Статья приведена в сокращенном варианте. Полный вариант с дополнительными изображениями можно найти на сайте Русский город.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  13 марта 2016

Петропавловский храм расположен в северном предместье города, близ вокзала железных дорог. По величине, после кафедрального собора, это первый из смоленских храмов, а по времени постройки из сохранившихся – самый древний. Построен Петропавловский храм в 1146 г. смоленским вел. князем Ростиславом Мстиславичем, но не в том виде, как он представляется теперь.

В древности храма убеждают и материалы кладки, и способ ее. Построен он на фундаменте из булыжника средней величины, связанного известью. От современного пола до фундамента 1,17 саж. Материалом для стен послужили кирпичные плиты разной величины, многие плиты имеют клейма. До XVII ст. Петропавловский храм был не таков, каким мы его видим в настоящее время: двухэтажный храм с колокольней, лестница – позднейшей постройки.

Древний храм по размерам не велик: внутри от западной стены до восточной 23 арш. 12 верш., от южной до северной 18 арш. 2 верш. Западная стена ровно в 1 саж., внутри ее – ход на хоры. Ступени из плит, покрытие под ходом из плит красного песчаника местного происхождения. Для освещения хода на хоры и самих хоров были окна; по мнению академика Котова, эта часть предназначалась для укрытия женщин. Можно думать, что это помещение для женщин имело и отдельный ход снаружи. При ремонте храма в начале XX в. в западной стене этого помещения обнаружена дверь, заложенная плитами литовской эпохи.

При ремонте пола в 1908 г. обнаружены погребальные ниши в южной и северной стенах; основания их на уровне древнего пола, верх сводчатый. В каждой стене по 2 ниши. У правого и левого клиросов, в жертвеннике, диаконике внутри какие-то углубления, назначение их не выяснено. Все стены храма и колонны имеют вентиляционные каналы, сложенные из крепчайших плит. Каналами соединены колонны и между собою, под колоннами каналы перекрещиваются. Пол в древнем храме был из окрашенных плит, остатки его можно видеть в диаконике, жертвеннике и проходе на хоры.

Тип храма – византийский, в 3 нефи, с одной парой колонн внутри храма, другой - предалтарной. На восток 3 полукружия: для диаконика, алтаря и жертвенника. Иконостас древнего храма был малых размеров и не высок. Под ним при ремонте 1908 г. не обнаружено никаких остатков фундамента. Современный иконостас, устроенный после пожара храма в 1812 г. – в стиле ампир. Храмовые колонны соединены между собою алтарными полукруглыми арками, на которых основан круглый барабан. На барабане до XVIII в. была шейка с 12 узкими окнами, а над нею луковицеобразный купол. Шейка и купол современного храма в измененном виде. О первоначальном виде храма можно судить по прекрасному рисунку его на плане Смоленска Гондиуса 1634 г.

Построен храм в 1146 г. смоленским князем Ростиславом Мстиславичем для своих охотников. В эпоху расцвета торговли смолян с Ганзой XIII – XIV ст. для петровской сотни храм Петра и Павла был патрональным, оставаясь и приходским. В литовскую эпоху и по завоевании Смоленска Москвою до 1611 г. – только приходским.

По взятии Смоленска поляками в 1611 г. и до 1619 г. Петропавловским храмом владели католики. С 1619 по 1626 гг. он был кафедральным для Смоленских православных архиепископов; в 1626 – 54 гг. – кафедральным для униатских Смоленских архиепископов. Во время пребывания при Петропавловском храме архиепископов православных и униатских храму даны были польскими королями обширные земельные владения близ храма около 11 десятин и в уезде: 2 волости, мельницы и озера. Благодаря этому же обширная древняя ограда не была уничтожена, как это было сделано при других храмах в силу королевского предписания. В силу одной из привилегий униатскому архиепископу Льву Кревзе - Петропавловский храм стал хранилищем денежных взносов от всех цехов и братств, существовавших у смоленских мещан. Старосты цехов должны были следить за исправным поступлением взносов и храмовая казна обогащалась…

Посад близ храма во время войн 1611, 1634 и 1654 гг. неоднократно выжигался до тла, нередко храм и его ограда служили опорою во время битв то русской, то польской стороне. В 1634 г. за храмом и оградой укрывался Владислав, король польский, от московских орудий. Благодаря этому от древней ограды остались лишь следы под землею, но храм был нерушим… Но он беднел, причт Петропавловского храма, начиная с 60-х гг. XVII ст. неоднократно обращался в Москву со слезными прошениями о жаловании в 1661, в 1670, в 1681 и 1696 гг., и экономная Москва давала и денежное, и хлебное жалование, и даже соль и жалование по тому времени большое – 10 руб. попу и 3 руб. дьячку.

Нерушимым древний храм оставался до 1734 г. В этом году к храму пристроен двухэтажный с колокольней. В 1753 и 1757 гг. в древнем храме некоторые окна расширены, некоторые заделаны. В 1812 г. вся внутренняя обстановка храма сгорела; от колоколов остались лишь слитки, но корпус храма не разрушился. Возобновлялся храм на средства, отпущенные св. Синодом в 1813 г. – 3554 руб. 95 коп. и на частные пожертвования постепенно - до 1837 г. В 1880 г. был разобран отдельный теплый придел, примыкавший с северной стороны к древнему храму.

В Петропавловском храме имеются: серебряный дискос XV – XVI ст.; поручи, шитые по грубому сукну серебром XVII ст.; оригинал картины Тинторетти «Иоанн Креститель»; 2 копии очень хороших и старых Гвидо Рении: Апостол Петр и Апостол Павел; отличной работы копия Рубенса «Снятие с креста» XVII ст.; оригинал неизв. художника XVI ст., итальянца – «Распятие» с предстоящими; копия с оригинала неизв. мастера «Мария Магдалина»; оригинальное изображение Пресвятой Троицы и дар императрицы Марии Федоровны 1814 г. – риза белая, шитая золотом. Вся эта старина сосредоточена в древнем храме, особенно любимом и священно-церковно-служителями, и прихожанами. Благодаря соразмерности частей и красоте арок и линий, этот храм особенно при вечернем освещении на всякого производит чарующее впечатление. В акустическом отношении – превосходен.

П. Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г.


Статью добавил(а): Вадим кр,  9 января 2017

Каменный храм в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском. Освящен Симеоном, первым епископом Смоленским. В 1611-1654 годах храм обращен в костел. В нем служил католический архиепископ. С 1654 года становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. Во время Отечественной войны 1812 года храм разграблен. Восстановлен в 1813 году на средства из казны. В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла.

Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.

Богослужение возобновлено в 1991 году. Первоначальные работы по приспособлению храма для Богослужения проведены хозяйственным отделом Епархиального управления. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма. В 1997 году приходом приобретена икона Иверской Божией Матери Афонского письма. В 1992-2000 годах проведена реставрация храма.

http://smoleparh.ru/eparhiya/prihodyi/smolenskoe-gorodskoe-blagochinie/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.