ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Смоленск. Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани.


Церковь. Действует.  
Престолы:Чуда Михаила Архангела в Хонех, Алексия, человека Божия
Архитектурные стили:Древнерусский (подробнее >>), Смоленско-Полоцкий
Год постройки:Между 1191 и 1194. Колокольня 1775-1785.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Парковая, д. 4А

Координаты:54.79062, 32.01915


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
_AD
7 февраля 2007
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
вид с запада
Матишо
12 мая 2017
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
МОРПЕХ879
25 июня 2016
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Николай Смолянкин
24 сентября 2015
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 июля 2000
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Виктор
май 2001
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Атарная апсида
Павел В. Воробьев
7 января 2019
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
1905—1915,Источник:Модестов Ф.Э. Смоленский этнографический альбом. Вып. 1. Смоленск, 2000. с сайта https://pastvu.com/p/174600
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 декабря 1915
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
1890—1905,Направление съемки:юго-запад. с сайта https://pastvu.com/p/262182
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
27 декабря 1905
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото из журнала "Новый мир".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
1890—1895 год. Автор:Н.Ф. Исерсон. с сайта https://pastvu.com/p/392054
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1895
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
"Иллюстрированный торгово-промышленный адресный и справочный альбом г. Смоленска", Смоленск: Электр. типо-лит. Я. Н. Подземского, [1910 год].
Лобготт Пипзам
??
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото 1909 года
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото начала 1909 г.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Возможность использования фото необходимо согласовать с автором
Николай Сапронов
17 мая 2015
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Алексей Кротов
18 января 2014
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Алексей Кротов
18 января 2014
Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Алексей Кротов
18 января 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Виктор,  29 июля 2002

В летописи под 1197 годом в связи с сообщением о смерти князя Давида Ростиславича имеется похвальное слово усопшему князю, содержащее отрывок: "Сам бо сяков обычай имеетъ - по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полуночной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнены". Свидетельство летописи о возведении церкви князем Давидом Ростиславичем позволяет определить рамки, в которые укладывается ее постройка - между 1180 и 1197 г. Карамзин считал, что церковь возведена после 1195 года, Писарев предложил датировать ее 1194 годом. И.И. Орловский, исправляя очевидную ошибку в рукописи Михаило-Златоверхого монастыря, реконструировал приведенную там дату как 6696, т.е. 1188 г. Н.И. Брунов во всех своих работах датировал церковь 1191-1194 гг. М.К. Каргер, анализируя различные версии, пришел к выводу о их равной бездоказанности.

История сооружения известна только в самых общих чертах. Первоначально называлась "чудо архистратига Михаила". В документе 1610 г. названа "Михаилово чудо". Свирская - то ли от названия одного из приделов (но источники XVII в. приводят другие названия приделов), то ли, как предположил Писарев, от слова Северская. Обычно указывают на перестройку церкви после 1634 года. В частности, на плане Гондиуса ее верх показан в полуразрушенном виде. О возможной перестройке в XVII в. говорит и посвящение одного из приделов Алексею человеку Божьему - патрону царя Алексея Михайловича.

В конце XIX столетия в архиерейских покоях хранился антиминс, выданный в ноябре 7221 (1713 г.) Смоленским и Дорогобужским митрополитом Сильвестром на освящение церкви "чуда архистратига Михаила". Переосвящение было связано, по-видимому, с большими строительными работами, ибо в конце XVIII в. этим годом датировали постройку Михаило-Архангельской церкви. Позднее ремонтные работы проводились в 1765 году (возобновление росписи и установка жел. крестов над куполом и алтарем) и несколько раз после Наполеоновского нашествия - в 1820, 1836 и 1851 гг.). В 1833 году к церкви с юго-западной стороны был пристроен придел Бориса и Глеба, ныне не существующий.

В 1923 году памятник обследовал Н.И. Брунов. Он отметил сходство церкви с храмом Параскевы пятницы в Новгороде. Он также установил, что эти два здания составляют новый, неизвестный ранее, тип культового здания. Примерно в те же годы церковь исследовал М.И. Хозеров. Кроме этого он исследовал другие храмы и установил, что церковь не была уникальным явлением. Брунов определял храм как шестистолпный, но позже отметили, что восточная пара столбов совпадает с восточной стеной. Кроме того, восточные окончания боковых апсид не составляют одной прямой линии и развернуты внутрь, образуя как бы изолированные ячейки, приставленные по обеим сторонам сильно выступающей средней апсиды. Другая особенность церкви - вертикализм пропорций, подчеркнутый на фасадах применением многообломных пучковых пилястр. Пониженные боковые апсиды и притворы сообщают массам здания характер динамического нарастания. Такая же ступенчатость отличает и построение внутреннего пространства церкви. Высоко поднятый барабан заметно сужен по отношению к подкупольному квадрату и подпружным аркам за счет напуска кладки в уровне верха парусов. Своды рукавов креста полулотковые, угловые ячейки перекрыты половинками коробовых сводов, опирающихся своими пятами на южную и северную стены. Западный притвор разделен по высоте на два яруса. У северного и южного притвора в настоящее время второй ярус отсутствует, но существовал. Боковые притворы отделяются от основного объема высокими, расширяющимися кверху арочными проемами, сама конфигурация которых говорит о поздней переделке. По низу стен между внутренними лопатками помещены равные по величине аркосолии.

По материалам: www.russiancity.ru 


Статью добавил(а): Анонимный участник,  30 мая 2007

Церковь Михаила Архангела (Свирская)

Расположена на высоком холме над Днепром, в западной части города. Возведена князем Давидом Ростиславичем (княжил в Смоленске в 1180-1197 гг.) и входила в комплекс загородного княжеского двора. В начале XVIII в. подверглась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды, частично изменена декорация фасадов. Подпружные арки и барабан при этом были сохранены. В начале ХVIII в. были пробиты большие 8-гранные окна в стенах притворов, а в конце ХVIII в. или в начале XIX круглые (по осям фасадов основного объема, выше примыкания притворов). В 1775-85 гг. вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду (разобрана в перв. пол. XX в.) с надвратной колокольней в северо-восточном углу. В 1963 г. при устройстве кровель церкви по проекту П.Д.Барановского были удалены наслоения конца XVIII - начала XIX века.

Стены сложены из плинфы. На фасадах выступающие ряды чередуются с заглубленными. Встречается лекальная плинфа (для декоративных элементов), а трапециевидная (в оконных откосах). Фасады были оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в начале XVIII в., были побелены по тонкой известковой обмазке. Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления конца ХII века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений. Композиция четырехстолпного храма усложнена пристройкой трех равновеликих двухъярусных притворов по осям юж., сев. и зап. фасадов. Притворам отвечает очень высокая средняя апсида. Боковые апсиды сильно понижены и имеют внешний прямоугольный абрис при округленном внутреннем. Небольшие полукруглые апсиды первоначально были также у юж. и сев. притворов, в нижних ярусах которых размещались приделы.

Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посeредине. С западной стороны вертикальная динамика усилена дополнительными обломами в угловых лопатках. Этот фасад воспринимается как главный.

Внутри пространство храма, как и внешние его массы, отличается сильно выраженным вертикализмом пропорционального построения. Крещатым столбам отвечают лопатки на внутренней стороне стен. Своды рукавов креста - полулотковые, над угловыми частями - четвертные, с ориентацией пяты по линии запад-восток. Своды над нижними ярусами юж. и сев. притворов выломаны. В зап. притворе широкие арочные проемы, соединявшие оба его яруса с пространством храма, заложены. В западной стене и западных пряслах юж. н сев. стен первоначально были проходы, объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. В пряслах стен внутри основного объема устроены большие аркосолии. Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись (сохранились фрагменты). Первоначальные полы были из поливных керамических плиток. Кирпичные стены колокольни побелены. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине. Завершается колокольня легким 8-гранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки.

Добавила Козерожик по материалам сайта Администрации Смоленской области


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  14 ноября 2013

Построена около 1196 года Смоленским Князем Давидом Ростиславовичем, княжившим с 1180 по 1197 год. Она в свое время слыла великолепнейшим и богатейшим храмом во всей северной России. Киевский летописец так описывает ее: "Церковь Святого Архистратига Михаила!... Такое же несть в полунощной стране... и иконы и златом и серебром и жемчугом и камением драгым украшена" (История Государства Российского. III, 455 прим. 97).

Во время частых неприятельских нападений на Смоленск, церковь сия лишилась своего богатства, однако ж наружность ни сколько не потерпела. Сами поляки, обратили ее в католическую церковь, оставили ее неприкосновенную: 637 лет пребывала невредимою, а в 1833 году пристроили к ней теплый придел. У жителей Смоленска она известна под именем Свирской - от придельного престола во имя Преподобного Александра Свирского, переименованного после 1812 года во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, в память покойного императора Александра I, возобновившего ее после неприятельскаго разорения.

Из древних вещей, кроме напрестольного Еванглия (в лист), печатаного в 1698 году, в Москве, при царе Михаиле Федоровиче и Патриарха Филарета, древнего ничего нет. На имеющийся в сей же церкви огромной иконой Божией Матери, именуемой Свирскою, на крае одежды Пресвятой Богородицы, достопримечательны следующие странные письмена:

Церковь сия находится в 3 верстах от города. Здесь в древности была многолюднейшая часть Смоленска, ныне же небольшая слобода. По дороге из города к Свирской церкви заметен большой холм, в основании коего находится множество древнего кирпича. Вероятно, здесь была древняя церковь или монастырь, каковых было много в Смоленске). Все сии три церкви (PS: Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Иоанна Богослова и церковь Святого Архистратига Михаила), кроме указания Летописей о времени их устроения, отдаленную свою древность доказывают и самим внутренним расположением. Алтарь, составленный из трех полукружий, из которых в среднем, обыкновенно, был престол, в правом диаконник (ризница), а в левом жертвенник; собственно церковь: с четырьмя столбами, поддерживающими свод и дающими крестообразный вид церкви; низкие двери и щелеподобные окна, вот обыкновенная форма древних Русских церквей до XIV века! От нее зодчие никогда не уклонялись. И в позднейшие времена строители церквей старались удерживать прежнюю старинную форму, давая церквам только больший размер и расширяя двери и окна; так, например, Успенский собор в Москве, и таковые же в Смоленске, Рязани и других городах.

Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских ..., выпуски 1-2. Авторы: Императорское общество истории и древностей российских при Московском Университете. Университетская типография, Москва? 1846 год. Часть VI, Н. Мурзакевич, 17 октября 1835 года. Достопамятности города Смоленска. Стр. 4-5. http://smolensk-hram.ru/node/297


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  19 ноября 2013

Архангело-Михайловская, или иначе Свирская церковь - в полуверсте от Борисоглебского монастыря, ближе к городу, на взгорье левого берега Днепра…

Построение настоящей во имя Архангела Михаила церкви относится ко времени княжения Давида Ростиславича, правившего Смоленским княжеством с 1180-1197 гг. При описании его смерти летописец замечает, что благоверный князь во все дни ходил в церковь св. Архистратига Божия Михаила, ибо сам создал во княжении своем. Ежедневное присутствие князя при богослужении в этом храме приводит к заключению, что он стоял недалеко от княжеского дворца и был тогда придворным. Последнее назначение, вероятно, имелось в виду при самом построении его, потому что, по замечанию летописца, церковь отделана была с таким великолепием, что в этом отношении не могла равняться с ней ни одна церковь не только в Смоленске, но даже во всей стране.

Во время литовского владычества при этой церкви существовал монастырь по имени самого храма. Существование монастыря при Архангело-Михайловской церкви продолжалось до времени осады Сигизмундом Смоленска 1609 - 11 гг., так в отписке царю смоленских воевод Шеина и Горчакова 1609 г. говорится, что гетман Лев Сапега, Стадницкий и иные многие паны и ротмистры «пришедши под Смоленск, стали в Троицком, Спасском, Борисоглебском, Архангельском и Духовом монастырях».

После взятия Смоленска поляками, здесь устроена была католическая церковь, на что указывают существующие хоры с отделением при них для органа и отверстиями, пробитыми в стене под хорами для распространения звуков.

В царствование Алексея Михайловича, монастырь здесь не был восстановлен, и церковь осталась приходскою. В 1733 г. на месте жертвенника устроен придел во имя Александра Свирского, тогда же и сама церковь получила название Свирской. Потом в 1780 г. прихожанин этой церкви, благочестивый и сострадательный к бедным, городской голова Василий Хлебников поправил все обветшавшее внутри храма, сделал вновь каменную колокольню и такую же ограду кругом церкви. Тот же благодетель построил в ограде дом для бедных и бесприютных сирот, содержал их на своем иждивении, нанимал учителей для обучения их грамоте и, смотря по способностям, отдавал ремесленникам, других приучал к торговле. В 1833 г., когда наследники его потеряли все средства поддерживать это учреждение, дом был разобран и материал употреблен на постройку теплого придела при церкви, с западной стороны, во имя Бориса и Глеба.

Во время нашествия французов, недалеко от церкви, в деревне Чернушках устроены были неприятельские батареи; брошенное из них в стену храма пушечное ядро осталось доныне в ней, как памятник варварского неуважения к христианской святыне. В тоже время вся церковь внутри была разграблена и опустошена, нижний ряд икон сожжен и разметан, а церковь пришла в такую бедность, что после удаления французов, рыбачьи сети употреблены были для закрытия окон.

Благодеяниями государя Александра Благословенного, она была несколько исправлена и приведена в благоприличный вид, тогда же в память благотворителя, придел Александра Свирского освящен во имя Александра Невского.

В недавнее время эта церковь, бывшая некогда придворною, за малочисленностью прихожан, обращена была в арестантскую. Ныне она и приходская для предместья Свирского и кладбищенская для города.

Несмотря на семи вековое существование и многократные разрушения, она сохранила свой прежний вид и величину более других древних церквей. Расположение ее имеет вид крестообразный, для чего выдвинуты стены с южной и северной сторон, посреди крыши купол имеет форму фонаря с несколькими окнами для освящения церкви; алтарная стена оканчивается тремя выступами: средний образует полуциркуль - он шире и выше других с небольшим куполом и крестом, два другие квадратные, вся окружность образует 12 углов с пилястрами.

Внутренность храма имеет 38 аршин в длину и 31 аршин в ширину, четыре квадратные в 2,5 аршина толщины массивные колонны, соединенные вверху арками, поддерживают купол. Алтарь состоит из 3 отделений: по середине - главный престол во имя Архангела Михаила, справа был прежде диаконник, после устроен в нем престол во имя Алексия Божия человека, слева был прежде жертвенник, потом придел во имя Александра Свирского, позднее во имя Александра Невского. Для переходов из одного отделения в другое оставлены в толстых простенках с той и другой стороны главного престола высокие узкие отверстия.

Иконостас довольно чистой работы и лучших красок, но нет в нем ничего, что напоминало бы о древнем великолепии его. По всей вероятности, он устроен после того, как из католического костела, которому иконостас был не нужен, этот храм обращен был снова в православный. Наместные иконы расположены в 4 яруса, с двумя клеймами между ними. Расписание стен и колонн по рисунку, одежде, лиц и соединению красок не новой работы, судя потому, что на некоторых лицах сохранены латинские надписи.

Храм освящается, кроме окон купола, двумя рядами пробитых в стенах окон, но они позднейшего устройства; первоначально здесь были, вероятно, узкие окна, как и в других старинных церквах. Несмотря на увеличение света, и ныне еще храм не лишен полумрака, что вместе с массивностью колонн, толщиною стен и семи вековым существованием его, невольно поражает душу трепетным благоговением при самом входе во храм. Между книгами, принадлежащими этому храму, особенно замечательно по древности Евангелие: оно отпечатано в 1628 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете.

«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 213. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 января 2019

При княжении князя Давида Ростиславича в Смоленске продолжилось активное храмоздательство - причём, приобретшее новые архитектурные черты. Дело в том, что в 1186 году князь Давид ходил на Полоцк, и полочане, не решившись вступить в сражение, заключили с ним мирный договор, по которому Полоцк фактически оказался подчинённым Смоленску. А так как в это время среди полочан были весьма искусные в каменном деле мастера, то естественно, что Давид Ростиславич не преминул воспользоваться их услугами. Оригинальные архитектурные традиции Полоцка, отличные от южнорусских, до того господствовавших в Смоленске, прекрасно принялись на смоленской почве, что доказывает строительство храма Михаила Архангела - третьего из сохранных смоленских "домонгольцев".

Михайло-Архангельский храм возводился во второй половине 1180-х - начале 1190-х годов на западной окраине Смоленска. Церковь была поставлена на возвышенном месте - холме, у подножия которого в далёком прошлом в Днепр впадала речка Смядынь. Заказчиком постройки выступил сам князь и потратил на неё изрядную сумму. Очевидно, церковь была княжеской - то есть находилась или на княжьем дворе, или неподалёку от него. И Давид Ростиславич ежедневно (или почти) бывал в ней. "Сам босяков обычай имеет - по вся дни ходя ко церкви святаго Архистратига Божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем...", - это сообщение современника. Смолян новая церковь поражала своей непохожестью на все другие здешние храмы, своей подчёркнутой каждой деталью "возвышенностью" (в отличие от очень "устойчивых" византийско-киевских церквей).

Согласно Ипатьевской летописи 1197 года. церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси: "Такое же несть в полунощной стране, - восхищался летописец, - и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом и камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена" ("История Государства Российского". III, 455 прим 97). К сожалению, это - видимо, действительно великолепное - внутреннее убранство не только не дошло до наших дней, но и вообще просуществовало сравнительно недолго.

Храм Михаила Архангела, построенный в самую блестящую эпоху Смоленска, видел и иные времена. Когда город захватили поляки и вошёл в состав Речи Посполитой, он стал костёлом, 1812 год оставил ядро в его стене, а 1940-е едва не стёрли его с лица земли. Прошло совсем немного лет после её возведения, и церковь утрачивает свой особый статус. Известно, что в течение некоторого времени (как долго - непонятно) при храме существовала монашеская обитель. Она не оставила сколько-нибудь значительного следа в истории Смоленска, не дав ему ни известных подвижников благочестия, ни новых изрядных зданий. Вообще, судя по всему, все постройки в ней - за исключением собственно Михайло-Архангельского храма - были деревянными и, следовательно, недолговечными. Если к 1611 году обитель ещё существовала, то ей, конечно, пришлось горько, когда в город ворвались поляки, взъярённые упорством смолян. Хорошо известно, как вели себя интервенты в захваченных ими монастырях. Но коль скоро никаких сведений об умерщвлении здешних иноков не известно, с большой долей вероятности можно утверждать, что храм Михаила Архангела уже не был монастырским. Оценив его красоту, поляки "переоборудовали" его в костёл, и в этом качестве Свирский храм просуществовал ещё по меньшей мере два десятилетия.

В ходе войны 1632-1634 годов, когда крепнущее Московское государство попыталось вернуть себе Смоленск, церковь, по-видимому, получила серьёзные повреждения. Война окончилась поражением москвичей, но не известно, удосужились ли поляки поправить храм в оставшиеся им двадцать лет владычества в Смоленске. Может быть, он дожидался воссоединения Смоленска с Московией в руинированном состоянии. Для православного богослужения храм возобновили - согласно большинству источников - лишь в первые годы ХVIII века, при митрополите Сильвестре (Крайском). А вскоре к нему пристроили тёплый придел, ныне не существующий. Всего к концу ХIХ века Михайло-Архангельская церковь имела, помимо главного, три престола. Придельные престолы были освящены во имя: князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, столь почитаемых строителем храма Давидом Ростиславичем (ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба на Смядынь совершался крестный ход), Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича, который в 1654 году возглавил победоносную битву за Смоленск) и благоверного князя Александра Невского (патрона Александра I, изгнавшего из России французов, принёсших столько бед Смоленску в 1812 году).

Во время Отечественной войны Свирская церковь была разграблена французкими солдатами, а все деревянные элементы пошли на дрова. После освобождения Смоленска от французов храм был восстановлен, по одним сведениям, на деньги смоленского купца Василия Хлебникова, по другим - благодаря личному вниманию императора Александра I. Что касается последнего придела, то здесь всё обстоит не так-то просто. Предполагается, что изначально он был посвящён прп. Александру Свирскому. И, возможно, именно по этому приделу церковь получила своё второе название - Свирская. Только вот беда: достоверных сведений о том, что придел имел именно такое посвящение, нет. И в связи с этим исследователи делают предположение, что Свирская - означает "северская". Что тоже, вообще говоря, не выглядит убедительно. Вплоть до начала ХХ века профессиональных обследований не производилось. Более того, долгое время он считался гораздо моложе своих лет. Дату его повторного освящения при митрополите Сильвестре считали годом основания. Хотя в ХIХ веке эта ошибка уже разъяснилась, но предметом серьёзного изучения памятник древнерусского зодчества стал лишь в 1920-е годы (храм был закрыт в 1930 году). При этом в нём, несмотря на протесты реставраторов, расположился склад, а после Великой Отечественной войны он два десятилетия простоял без кровли, постепенно разрушаясь. Реставрация, проведённая в храме Михаила Архангела в 1960-е годы по сохранившемуся проекту П. Д. Барановского, позволила отчасти восстановить его древний облик, утраченный в поновлениях ХVIII-ХIХ веков и разрушениях ХХ века. Однако она коснулась лишь внешности церкви. Внутри храм оставался пуст и неустроен.

В 1963 году при устройстве кровель храма были удалены некоторые архитектурные детали более позднего времени. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976-1982 гг. была проведена реставрация фасадов с восстановлением некоторых архитектурных форм ХII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др) и реставрацией отдельных деталей ХVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы). Были проведены реставрационные работы возведённой в 1775-1785 годах невысокой сплошной ограды с надвратной колокольней в северо-восточном углу.

В 1990 году храм передали Смоленской и Вяземской епархии. Вновь был проведён основной объём восстановительных работ. Богослужения возобновлены в 1991 году. Настоятелем Михайло-Архангельского храма был назначен протоиерей Михаил Каденков. Белокаменный резной иконостас и престол храма был освящён 21 ноября 1999 года.

Интересный факт из истории церкви: в 1833 году в храм Михаила Архангела была перенесена гробница князя Давида Ростиславича, найденная в руинах собора Смядынского Борисоглебского монастыря. А до этого тогдашний смоленский губернатор Н. И. Хмельницкий отчасти по неразумению, отчасти из соображений экономии распорядился брать из древних развалин бут и кирпич для постройки дороги. Найденную гробницу также ждала участь мостовой, но её отстоял археолог Н. Н. Мурзакевич. Гробницу перенесли в Михайло-Архангельскую церковь, а после революции она оказалась в музее и вновь стала жертвой хозяйственного рвения - на сей раз директора этого музея. Её разбили на куски с целью устройства... кормушки для свиней. И вот так, "фрагментарно", гробница теперь представлена в музейной экспозиции.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №28, 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 января 2019

Классик русской археологии Н. Н. Воронин (1904-1976) писал о Михайло-Архангельском храме следующее: "Этот смоленский храм стоит в ряду тех памятников искусства, в которых русский национальный характер отрывался от киево-византийских художественных норм и создавал свой идеал прекрасного". Уникальность храма Михаила Архангела заключается в его композиционном решении.

В основе здания лежит традиционная крестово-купольная структура, но на смену могучему (и в силу этого как бы "приземлённому") кубу приходит особая устремлённость ввысь. Пытаясь преодолеть статичность, древний зодчий использует простой и действенный приём: основной объём храма, довольно высокий, он окружён с трёх сторон высокими, геометрически-чёткими притворами. Им вторят равновысокие боковые апсиды алтарной части - тоже прямоугольные снаружи. Между ними вздымается мощная центральная апсида, полукруглая в плане. Башнеобразный объём венчает стройный, компактный барабан. Общую композицию поддерживают детали - например, угловые пучковые лопатки, заостряющие внимание на вертикальном членении стен. Прежде, при постройке, фасады храма имели трёхлопастные завершения, что тоже дополнительно "разрабатывало" высотную тему. Подобное решение видим в черниговском храме Параскевы Пятницы, выстроенном под явным воздействинм полоцко-смоленских образцов буквально через несколько лет после Михайло-Архангельской церкви. Вообще, башнеобразные храмы, к каковым принадлежит Свирский храм Михаила Архангела, в конце ХII - начале ХIII возводились повсеместно. Полоцк и Смоленск стали первыми в этом отношении, а затем наступил черёд Киева, Овруча, Чернигова, Новгорода. Новгородский храм, во многом повторяющий черты Свирской церкви, сохранился до наших дней. Это Параскевинская церковь на Торгу (1207). Что касается Смоленска, то в нём подобных церквей насчитывалось около десяти. А сохранилась лишь одна.

Как уже было сказано, храм представляет собой вытянутую вверх башню с тремя притворами - с севера, запада и юга и апсидой с восточной стороны. Благодаря этому здание в горизонтальной плоскости образует крест. Храм имеет довольно внушительные размеры: его ширина 28 м, длина 28,6 м, высота 38,5 м. Чрезвычайно большая высота основного объёма подчёркнута массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. Основной объём храма сложен из характерной для домонгольского зодчества плинфы (тонкого кирпича). Верх стен и своды, ремонтировавшиеся в конце ХVII - начале ХVIII века, сложены из большеразмерного кирпича, а карниз четверика выполнен из более мелкого кирпича - вероятно, во время ремонта 1820-х годов. Изначально всё здание было оштукатурено, но древнейшая штукатурка почти не сохранилась.

В ХVIII и ХIХ веках здание штукатурилось вновь, но к моменту реставрации даже и позднейшая штукатурка была утрачена. Реставраторы приняли решение восстановить известковую обмазку (характерную облику храма в ХVIII веке), а некоторые участки кладки оставить открытыми. В процессе этих ремонтов форма почти всех окон подверглась изменению. Многие были растёсаны, что исказило облик храма. Реставрация, проведённая в ХХ веке, позволила восстановить оконные проёмы, принадлежащие в основном к трём типам - основные окна (щелевидные, с бровками над ними и с откосами наружу и внутрь), маленькие окна с внешними уступами, освещавшие нижний ярус притворов, и тройные окна в средних частях прясел над притворами, повторявшие своими очертаниями трёхлопастные завершения фасадов. По центру каждого из притворов прорублены восьмиугольные окна. Единственный барабан храма со шлемовидным завершением выглядит очень лёгким и гармоничным благодаря восьми высоким окнам. Они никогда, в отличие от окон четверика, не растёсывались. Напротив, в ХVIII веке их заложили на одну треть высоты, а четыре из них позднее заложили полностью. При реставрации закладки были удалены. В ансамбль Свирской церкви входит также колокольня и ограда, возведённые в 1775-1785 годах попечением купца Василия Григорьевича Хлебникова, тогдашнего старосты храма.

Архитектурные формы ХII века хорошо сохранились внутри церкви, а утраченные элементы легко "домысливаются" - так, сняв позднюю штукатурку в северном и южном притворах, реставраторы обнаружили на торцевых стенах следы срубленных коробовых сводов, членивших притворы (как и западный) на два яруса. В верхнем ярусе притворов помещались в древности хоры, связанные между собой проходом, проложенным в толще стены (подобный проход сохранился, кстати, в новгородской церкви св. Параскевы Пятницы). Впоследствии хоры заняли западную часть основного объёма, и элементы конструкций, связанные со старинными хорами, оказались не нужны. Проходы в стенах, ослаблявших их прочность, заложили. Со временем хоры в притворах планируется восстановить. Важнейшую часть убранства составляли фрески. К настоящему времени от них остались лишь незначительные фрагменты, так как при очередной росписи церкви в ХVIII старая штукатурка была сбита. Лишь кое-где реставраторам удалось раскрыть следы растительного орнамента и тому подобные элементы. Росписи, кстати, украшали не только интерьер Свирского храма, но и его наружные стены, о чём говорит наличие киотов над входами. Неизвестно, что было изображено в них, но над одним из киотов (южном) виден как бы контур орнаментальной ленты. Естественно, иконостас и прочие дореволюционные элементы убранства в храме также не сохранились. Тем не менее, в 1999 году был окончен белокаменный резной иконостас, образцом для которого послужил иконостас московской Пименовской церкви в Новых Воротниках, выполненный в 1897 году по проекту Фёдора Шехтеля.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №28, 2013 г.

Комментарии и обсуждение

Смоляне в день чествования князей-страстотерпцев Бориса и Глеба совершили крестный ход к памятному камню Смядыни - месту убиения князя Глеба. Духовенство и миряне вознесли молитву святым страстотерпцам, испросив у них помощи и заступничества, а также о примирении между близкими и устранении вражды. Праздничные мероприятия возглавил Смоленский архипастырь. Владыка Исидор совершил Божественную литургию в одном из самых древних храмов Смоленщины – Архангела Михаила. (21.05.2013 видеосюжет на тлеканале СОЮЗ
http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36622)
28 мая 2013, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.