ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Смоленск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Смоленской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1677 и 1772.
Архитектор:А. Корольков, А. И. Шедель, П. Обухов
Адрес:
214000, г. Смоленск, Соборный двор, д.5

Координаты:54.788682, 32.054116
Проезд:Соборная гора


Добавить фотографию
Автор: Башкин Георгий
Снято: 18 апреля 2015 Добавлено: 20 апреля 2015
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Смоленск-г. Смоленск-Смоленская область- Башкин Георгий
Башкин Георгий
18 апреля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Смоленск-г. Смоленск-Смоленская область-Сергей Чернов
Сергей Чернов
12 ноября 2011
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Смоленск-г. Смоленск-Смоленская область-Роман Бобков
вид со стороны автомобильного моста через Днепр
Роман Бобков
30 июля 2011
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Смоленск-г. Смоленск-Смоленская область-Наталия
Вид с востока
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Смоленск-г. Смоленск-Смоленская область-Николай Смолянкин
Николай Смолянкин
26 сентября 2014
Сортировка:


Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Башкин Георгий
18 апреля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Сергей Чернов
12 ноября 2011
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
вид со стороны автомобильного моста через Днепр
Роман Бобков
30 июля 2011
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
5 ноября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Успенский собор справа Троицкий собор и здания одноименного монастыря.
Виктор Атапин
8 сентября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
вид на соборную гору с улицы Большая Советская
Козерожик
25 мая 2006
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
февраль 2003
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Успенский собор встречает восход солнца..
Башкин Георгий
18 апреля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вид от начала большой соборной лестницы
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вид с запада на Успенский кафедральный собор и малый Богоявленский собор
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вид с востока
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Купола Успенского собора
Виктор Атапин
8 сентября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
14 октября 2006
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
февраль 2003
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
февраль 2003
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
oldboy
28 апреля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Храмовая мозаичная икона на фронтоне западного фасада
oldboy
28 апреля 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Декор над входом в колокольню
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Портал храма
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Часовня
Наталия
18 мая 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Чупринин Михаил
6 сентября 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
5 ноября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Боковые ворота
Дмитрий Филиппов
8 мая 2006
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Два танка Рикардо были установлены перед собором, как перед музеем атеизма в 30-х годах, вывезены в Германию во время оккупации.
Вадим кр
16 июня 1942
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вадим кр
16 июня 1912
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Прокудин-Горский: Смоленск 1912 Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1912
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Прокудин-Горский: Смоленск 1912 Кафедральный Успенский собор. Вид с Казанской горы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1912
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Известия ИАК 1910 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1910
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1908
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1885
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1871
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Вид на крепостную стену (башни Позднякова и Веселуха). Альбом «Оккупация» http://andcvet.narod.ru/berlin45/VO.html в нём Альбом «Оккупированный Смоленск» http://andcvet.narod.ru/berlin45/07/OK.html и http://andcvet.narod.ru/berlin45/09/sam.html
Т.
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Смоленск - г. Смоленск - Смоленская область
Николай Смолянкин
26 сентября 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Глен,  31 марта 2006

Первое здание собора было заложено в 1101-м году по приказу Владимира Мономаха, тогда ещё князя Смоленского. В 1611-м году храм был взорван, и поляки воздвигли тут костёл, но упрямые русские, разобрав костёл, в 1676-м году начали восстановление собора, которое затянулось почти на сто лет. В 1771-м году огромный пятиглавый собор с золочёным иконостасом был создан и был настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом. В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий. В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и "сандалии" святого Меркурия. Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя, он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  28 мая 2007

Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что "в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью". Мономах начал строить в Смоленске не кафедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150 годом отмечено освящение Успенского собора.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре 1609 года польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611г. входит и разрушение собора, по предположению, взорванного собравшимися в нём горожанами, которые предпочли смерть позорному плену. По другой версии, во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора, — практически, весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел. На гравюре В. Гондиуса 1634–1636гг. вид собора передаёт некоторые реальные черты. В польских источниках говорится, что собор был "огромен" и "красив", что вообще весь комплекс архирейского дома был "прекрасно выстроен".

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674–75 годах здание было окончательно разобрано.

Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвел в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.

В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году предпринял решительные меры к окончанию строительствf собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконную живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу — опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, когда Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того сам Преосвященный собрал значительные пожертвования — 45 тысяч рублей. На эти деньги Пр. Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано пять. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось. В соборе два престола — главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери — пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые сответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками — окна в два яруса: нижние — с арочным завершением; верхние — круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля — лентами, зубчиками. Собор имеет три портала — входа. Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построенным в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов — пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно — собор занимает площадь более 2000 кв.метров. Высота стен четверка — 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м устроены хоры. У северо-западного угла собора в 1766-72 годах была возведена колокольня, причем нижний ярус включал в себя остатки колокольни XVII века. Постройка имеет шлемообразную кровлю, увенчанную главкой на небольшом барабане. Нижний ярус оформляют 24 колонны тосканского ордера. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы изготовлены в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. При Преосвященном Парфирии архитектором Н. И. Слепцовым была построена в стиле ампир ведущая к собору парадная лестница. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.

по материалам
сайта Администрации Смоленской области
сайта Смоленской и Калининградской епархии

Статью добавил(а): Анонимный участник,  30 мая 2007

Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI - XII вв. здесь находился детинец - политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в вост. части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора - фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости. 13 июля 1611 г., в последний день осады Смоленска поляками, при взрыве пороховых складов рухнул Успенский собор, в котором жители города искали спасения от захватчиков.

В 1660-е гг., уже после возращения Смоленска русскому государству, возводится каменная колокольня, в 1677 г. закладывается новый Успенский собор. Его строительство затягивается до 1740г. За этот период чуть южнее возводится Иоанно-Предтеченская церковь, митрополичий двор с деревянным домом, а к западу - деревянный Богоявленский собор.

Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля. Во вт. пол. XVII в. пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С зап. стороны для входа с Большой Благовещенской улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой - гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. XIX в. не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце XIX в. после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее около 1910 г. строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с зап. и вост. стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус - вдоль южного подъезда к собору.

Ансамбль хорошо сохранился до наших дней. В его живописную асимметрию хорошо вошли барочные формы большинства построек.

Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади. Его ориентация сильно отклоняется к северу от строго восточного направления. К югу расположен комплекс архиерейских построек вокруг довольно просторного двора. Над сводчатым проездом, связывающим двор и соборную площадь, возведен Богоявленский собор (к западу от Успенского собора). Расположенные по рельефу местности и повернутые под различными углами друг к другу сооружения венчают плато высокого холма. Пространство около Успенского собора не выглядит обособленным. Колоссальный объем собора играет роль общегородской доминанты.

Подход к Успенскому собору направляется широкой лестницей и отдельной колокольней у его северо-западного угла. Ориентируя движение на центр западного фасада собора, эти сооружения в тоже время создают сложное зигзагообразное движение, усложняющее восприятие ансамбля. Архиерейский двор состоит из двух групп зданий – в северной половине (вокруг здания старой консистории) и в южной (вокруг архиерейского дома). В ХVШ-ХIX вв. постройки группировались по западному (у архиерейского дома) и восточному склонам. Восточном центром служил деревянный архиепископский дом, существовавший еще со времени смоленских митрополитов (конец ХVП в.). Он был соединен крытым переходом с домовой Иоанно-Предтеченской церковью. Здание сгорело в 1907 г., и после пожара переход не был восстановлен, а возведенный здесь малоинтересный деревянный дом стал служить кельями. Связь между ним и группой зданий при Иоанно-Предтеченской церкви распалась. Постройки северной части двора сейчас группируются вокруг небольшого дворика к югу от соборной ограды. Центральным зданием стал корпус старой консистории. Справа от него расположена церковь Иоанна Предтечи, с другой стороны двор замкнут низким объемом каретной. С востока старой консистории примыкает более поздней (XIX в.) корпус консистории и архива.

В южной части доминирует архиерейский дом (XVIII в.). Вскоре после его возведения весь двор обнесли каменной оградой, в которую с юга были выстроены здание хлебной и кельи. С юга к деревянному дому 1907 года примыкает еще один корпус XVIII в., служивший прежде библиотекой. Объемно - пространственная композиция зданий Соборной горы дополнено их колористической группировкой. Все постройки соборного комплекса окрашены в зеленый цвет при белых членениях фасадов, сооружения архиерейского двора сейчас побелены (в конце XVIII в. они были окрашены охрой с побелкой деталей)

Собор Успения. 1677-79 гг., 1712-40 гг.

Первый собор на этом месте был заложен в 1101 году Владимиром Мономахом, достроен в 1140–ые годы его внуком Ростиславом. В 1611 году поврежден взрывом соседних пороховых погребов. Вскоре после этого верх собора был сделан деревянным, и в таком виде здание использовалось униатами. С 1659 года оно снова стало кафедральным православным собором. В 1674–75 годах велась разборка стен из-за ветхости. Тогда же царский указ повелел строить новый собор по образцу храма (очевидно, Троицкого) в Александровской слободе (в ста километрах к северу от Москвы). В 1677 году под наблюдением московского зодчего Алексея Королькова состоялась закладка нового собора. А. Корольков, руководя работами, отступил от присланного из Москвы проекта и увеличил размеры здания (55x42,6 метров). Стремление к увеличению здания и материальные возможности не были согласованы. Строителям пришлось отказаться от возведения сплошной восточной стены, к которой примкнули бы апсиды. Из-за этого в 1679 году, когда собор был возведен уже на высоту 26 метров (примерно до уровня нынешних круглых окон), апсиды, плохо связанные с основным объемом, отошли от него к востоку, угрожая падением. Работы были остановлены и возобновились лишь в 1712 году, когда митрополитом стал Дорофей Короткевич, из Киева. При нем апсиды были разобраны и сложены вновь с выносом меньше на 3 метра. Среднюю апсиду сделали граненой - вероятно, под влиянием украинских соборов этого времени. С этим же можно связать и круглые верхние окна храма, хотя они сделаны позже, при работах 1732-40 годах, когда строительство возглавлял Антон Шедель. Собор получил семиглавое завершение и был освящен в 1740 году.

В 1760-ые годы обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 года. Сначала ими руководил "вольный бурмейстер" Андрей Кинель, после 1767 года – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 году, сделали глухой деревянной. В 1772 году собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа ХVП-ХVШ веков. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины ХVШ века. Кирпичные стены оштукатурены.

К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница.

Стены собора разделены пилястрами на 3 прясла. Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания. Круглые окна расположены на апсидах в двух уровнях.

Трехступенчатым капителям пилястр отвечают импосты в порталах и наличниках окон. Боковые порталы увенчаны разорванными лучковыми фронтонами с раковиной в тимпане. Более прихотливое завершение западного портала ложится на обрамление круглого окна. Барабаны расчленены восемью пилястрами, над арочными окнами помещены лучковые фронтончики.

Внутри 4-столпного собора западные угловые части ограничены стенами, примыкающими к столбам. Средний неф перекрыт глухими парусными сводами, боковые - крестовыми. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем. Круглые окна освещают второй этаж апсид. В алтаре сохранились следы лотков от сводов 1730-х годов. В подклете столпы и перекрытия, относящиеся еще к ХVП веку, усилены подпружными лучковыми арками, которые в восточной части направлены по диагоналям ячеек.

Собор расписан клеевыми красками в 1740-х годах в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция "Сошествие Святого Духа": фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.

Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 годах украинскими резчиками С.Трусицким с помощниками П.Дурницким, Ф.Олицким, А.Мастицким и С.Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это - выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом.

В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего - овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше - скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А.Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740-м гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше.

Двухступенный синтрон сооружен, вероятно, на рубеже ХVIII - ХIХ вв. В его ступенях устроены многочисленные выдвижные ящики для хранения церковного имущества.

В соборе хранится одно из замечательных произведений древнерусского прикладного искусства - пелена мастерской Ефросинии Старицкой, 1561 г. Художественную ценность представляют большой подсвечник перед иконой Одигитрии (нач. ХII в.) у юж. столба, висящие перед иконами местного ряда массивные лампы из серебра и посеребреной меди. В северо—западном углу собора (под хорами) находится икона Авраамия и Меркурия Смоленских (начало ХVII в.), стиль и тисненый фон которой, указывают на влияние украинского искусства начала ХVII в. В центре иконы изображен Смоленск.

Колокольня Успенского собора, (1660-е гг., 1763-72 гг.)
расположена к северо-западу от собора. Выстроена в 1763-72 гг. с использованием частей нижнего яруса старой колокольни, воздвигнутой между 1663-1669 гг. (самое раннее каменное здание Смоленска вт. пол. XVII в.). Судя по иконе "Авраамий и Меркурий" в Успенском соборе, колокольня XVII в. была двухъярусной. Нижний четверик по каждому фасаду был разбит на три крупных ниши либо прясла, в более широких средних были килевидные порталы. Над нишами проходил пояс муравленых изразцов, углы четверика закрывали трехчетвертные колонки с мелкой граненой насечкой на стволах. Ярус звона был восьми или шестигранным, его арки имели балюстрады и килевидные архивольты, завершенные главками. Над купольным покрытием была главка с ценинными изразцами.

К концу 1766 и 1772 гг. колокольня была разобрана до верха ниш первого яруса, а потом сложена также 2-ярусной. Кирпичные стены оштукатурены. В новой кладке верхняя часть нижнего четверика включила изразцы и детали декора от старой постройки, на юж. стене, обращенной к дворику перед собором, выложен пояс из шести уголков (возможно, прежние острия килей).

Два почти равных четверика декорированы 36 колоннами, тосканскими внизу, композитными наверху. Углы нижнего объема закрыты колоннами. Пары колонн нижнего яруса несут разорванные лучковые фронтоны. Соответственно ритму колонн раскрепованы венчающий антаблемент и высокий аттик. Во втором ярусе углы выделены рустом. Завершена колокольня фигурной выпуклой кровлей с ложными люкарнами и главкой. С севера к колокольне примыкает небольшой вертикальный объем помещения для часов, установленных в 1791 г.

Внутри колокольня разделена плоскими перекрытиями на три этажа; из первого во второй ведет внутристенная лестница ХVII в.

Материал взят с сайта Администрации Смоленской области.
Добавила Козерожик

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  14 марта 2016

Смоленский кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий, как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью.

Чудным величием и грандиозными размерами собор всецело обязан царю Алексею Михайловичу, который, после окончательного присоединения Смоленска и его области к составу русского государства, повелел воздвигнуть здесь, на переднем рубеже своего царства, достойный памятник, внушительно свидетельствующий, что в данной местности всегда будет господствовать православие, а вместе с ним русский царь, русский народ и русский дух.

Дорог собор для смолян, но не одною своею красотою и внешним своим величием: он дорог, как памятник, повествующий, что Смоленск, некогда отторженный насилием, возвращен любовью; дорог он, как победный венец, царскою рукою возложенный на главу многострадального города Смоленска, не раз превращавшегося за время своей тысячелетней истории в груды пепла и развалин, омытых слезами и кровью, осыпанных стрелами и ядрами; но в особенности он дорог, как хранитель св. чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии, именуемой Смоленскою.

В 1077 г. Смоленский удел достался Владимиру Мономаху. Время княжения своего в Смоленске Владимир Всеволодович обессмертил построением в нем соборного храма в 1103 г. во имя Успения Богоматери. Новоустроенному Смоленскому собору Мономах принес в дар чудотворную икону Божией Матери — Одигитрии. Построен он был недалеко от того места, где стоит теперешний собор. Этот первый каменный храм существовал до времени взятия Смоленска Сигизмундом III, королем польским, в 1611 г.

По взятии Смоленска, собор с затворившимися в нем гражданами был взорван. На месте разрушенного собора, по приказанию Сигизмунда, построен был католический костел, а вблизи его дом для католического бискупа. Католический собор существовал не долго: с возвращением Смоленска под власть русских государей окончилось и его существование.

Царь Алексей Михайлович повелел католический костел обратить в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, Смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора.

Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тыс. рублей и материалов, план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 августа 1677 г. собор был заложен, и работы сначала шли быстро, а потом, по недостатку средств, иногда и вовсе прекращались, почему только по прошествии почти ста лет от заложения постройка храма вполне была окончена, и 13 сентября 1772 г. преосвященным Парфением собор был освящен.

Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его от западных дверей до алтаря 17 саж., от северных до южных ворот 16 саж. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас 14 саж. вышины и 13 саж. ширины работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение 10 лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 руб.

Во время нашествия французов собор, благодаря своему величию и ходатайству некоторых священнослужителей, остался невредимым. Наполеон, пораженный его великолепием, дал приказание поставить стражу для его охраны.

Собор имеет два престола: главный — во имя Успения Божией Матери и придельный — в честь Божией Матери Одигитрии. Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою областью, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря.

«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.

Комментарии и обсуждение

15 августа 2012, Т..

Когда Владимир Мономах занял Смоленск в 1101 году (сразу после смерти Всеслава полоцкого) то повелел построить собор в Смоленске на горе аналогичный Спасскому в Чернигове. Остатки этого собора частично видны на гравюре до взрыва поляками старого собора-он имел башенку (одна видна а вторая нет) как в черниговском храме, судя по разрушенным стенам храма он имел византийскую куполоборазную форму (один вольшой купол) поэтому данная гравюра является доказательством наличия каменного храма периода первой смоленской епарахии 1101 года
Александр Павловский, Гомель, 2012 год.
9 сентября 2012.

В соборе находится икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии и "сандалии" святого Меркурия.-Про "сандалии" нечего не могу сказать,а вот насчет иконы Божьей Матери Одигритрии как она находиться до сих пор? Ведь икона была украдена нацистами в 1943 году! Ее вернули?
27 декабря 2013, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Алексей 2013.

Древнейшую Смоленскую икону никто, конечно, не возвращал. После войны ее место заняла Смоленская икона гораздо больших размеров, написанная в 1602 г. для Днепровских ворот Смоленска. В конце XVIII века на месте разобранной крепостной башни была построена церковь в честь Смоленской иконы Богоматери, в котором до его закрытия в 1928 г. и хранилась надвратная ("Воротная") икона. Именно ее в 1812 г. носили по Бородинскому полю. Чудотворность иконы 1602 г. была засвидетельствована в XIX даже в стихах:
Над Смоленскими вратами
Храм есть древний, вековой,
Где сияет чудесами
Образ Девы Пресвятой.....
И досель в молве народной
Этот образ свято чтим.
Как издревле чудотворный,
Град Смоленск гордится им.
18 февраля 2014.

Интересный факт: в 2005 году в России была выпущена почтовая марка из серии "Регионы России", посвященная Смоленской области, на которой изображен Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.
1 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Смоленской епархии на вечное хранение передали мощи 11-ти древних подвижников. Ковчег долгие годы находился в стенах мужского монастыря бенедиктинцев в Генуе. Однако местный игумен, отец Костантино Джиларди, принял решение передать ее Мальтийскому ордену для Русской Православной Церкви в знак глубокого уважения. Отныне реликвия, принесенная представителями суверенного ордена, будет пребывать в Смоленском Свято-Успенском соборе. (видеосюжет на телеканале СОЮЗ)

30 июня 2014, Т..


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.