ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тверь. Церковь Николая Чудотворца в Капустниках.

Церковь Николы в Капустниках


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца, Михаила Тверского, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1660 и 1759.
Год утраты:1954 (разобрана)
Адрес:
Россия, г. Тверь, ул. Советская, д.1а

Координаты:56.862972, 35.896544


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца в Капустниках - Тверь - г. Тверь - Тверская область
фото сделано в советское время, до войны из архива Алексея Лукина.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1933
Церковь Николая Чудотворца в Капустниках - Тверь - г. Тверь - Тверская область
фото начало XX века из архива Алексея Лукина.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1920
Церковь Николая Чудотворца в Капустниках - Тверь - г. Тверь - Тверская область
фото начало XX века из архива Алексея Лукина.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1920
Церковь Николая Чудотворца в Капустниках - Тверь - г. Тверь - Тверская область
С. М. Прокудин-Горский. Тверь. Церковь Николы в Капустниках. Лето 1910 года. с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=6
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 августа 1910
Церковь Николая Чудотворца в Капустниках - Тверь - г. Тверь - Тверская область
Крайняя слева на снимке - церковь Николы "в Капустниках"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 августа 1897




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  21 мая 2015

Когда закрепилось за храмом это дополнительное наименование, сказать сложно, но мы встречаем его уже на страницах документов XVIII века. Этот каменный храм был выстроен на рубеже 1660-х - 1670-х гг. по инициативе тверского архиепископа Иоасафа на месте прежней церкви. После пожара 1736 г. Никольскую церковь перестроили (или отстроили заново). Ее восстановление затянулось до 1759 г. Вместо прежнего пятиглавого четверика храм получил распространенную в тверской архитектуре 1-й пол. 18 в. композицию типа восьмерик на четверике. Характер первоначального декора церкви неизвестен, так как, судя по старой фотографии, ее фасады переделывались в 19 в. Около 1766 г. была сооружена трехъярусная колокольня, выполненная в сдержанных барочных формах. Разобрали церковь в 1954 году. Церковь располагалась в северо-западной части кремля на территории стадиона "Химик".

По материалам сайта "Прогулки по старой Твери" и издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. - 2006.

Описание церкви за 1877 год.

Близ кафедрального собора, на северо-западе от него, находится каменная церковь во имя святителя и чудотворца Николая; она слывет обыкновенно под именем Никольской, что в капустниках, церкви. Исторические сведения о ней следующие. По смерти великого киязя Михаила Александровича, сын его Иван Михайлович в 1403 году устроил в Твери на городке каменную церковь во имя святителя Николая чудотворца; а святитель Арсений, нетленные мощи которого почивают в Желтикове монастыре, освятил ее. В 1626 году после литовского разорения здесь была уже деревянная церковь, строенная в клетку; эта церковь сгорела совсем в 1661 году, когда сгорель и apxиepeйский дом со всеми надворными строениями; а на место ее построена была преосв. Apxиeпископом Иоасафом каменная о пяти главах с каменной при ней колокольней, на которой было шесть колоколов. Тот же Преосв. Иоасаф устроил в 1675 году для этой церкви два напрестольных креста и оловянные сосуды. Но и эта церковь в 1736 году, вместе с другими церквами, находившимися внутри города или кремля, именно: деревянной Богородицерождественской и деревянной же Благовещенской, которые сгорели, повредилась от пожара; на ней оказались многие разседины, и к починке была не надежна. Вследствие этого прихожане ее намерены были разобрать ее, и построить вновь каменную же; они приглашали к участию в этом построении и прихожан Богородицерождественской церкви с тем, чтобы построить им сообща одну церковь с приделом, - настоящую во имя Рождества Богородицы, а придел во имя Николая чудотворца. «Понеже оной Рождественской церкви погост, - писали просители, присовокуплен к дому Вашего Преосвященства, и особой церкви строить негде».

О судьбе Богородицерождественской церкви. Она существовала задолго до 1686 года; в 1736 году апреля 24 дня сгорела; св. антиминс, иконы, церковные сосуды и прочая церковная утварь были вынесены, и с колокольни колокола были сняты и все хранилось в целости. Священнослужение после пожара совершалось в Знаменской церкви. В 1739 году прихожане Богородицерождественские просили благословения у преосв. Митрофана построить на прежнем месте деревянную же церковь и в то же наименование; приходских дворов было 50. Владыка в феврале 1740 года благословил строить; но вскоре приказалъ отобрать назад храмозданную грамоту, и церковь строением остановить. Причиной такого распоряжения было то, что погост Богородицерождественской церкви присоединен был к Архиерейскому дому, и особой церкви строить негде было.

Часть Богородицерождественских прихожан соглашалась присоединиться к Никольским; они находили одно только неудобство: кладбище Никольской церкви тесно было. Для избежания этого неудобства прихожане и Никольские, и Богородицерождественские просили Владыку отдать для кладбища, находившееся близ Никольской церкви, подворье Калязинского монастыря, уже весьма обветшавшее; а вместо этого подворья Калязинскому монастырю пожаловать из домовых Архиерейских порожних земель, где будет пристойно. Прощение это было подано в 1750 году. Уступлено ли было подворье, неизвестно; но церковь в 1762 году была устроена с тем только различием, что главный престол был во имя Николая чудотворца (освящ. 1762 г.); а придел еще ранее (1741 г. ), во имя Рождества Пресв. Богородицы. Другая часть прихожан в 1744 году обратилась с новой просьбой к Преосв. Митрофану - дозволить им строить церковь на месте сгоревшей в 1736 же году деревянной Благовещенской церкви (Благовещенская церковь находилась в кремле на юго-восток от собора близ юговосточного угла вала) - во имя Рождества Богородицы с приделом Благовещения. Владыка дозволил здесь строить церковь и велел дать храмозданную грамоту. Это было в 1745 году. Таким образом, Богородицерождественская самостоятельная приходская церковь прекратила свое существование сама собой; приделы во имя Рождества Пресв. Богородицы были устроены в двух церквях, Никольской и Благовещенской, и прихожане приписались к этим же двум церквям.

Пожар 1763 года мая 12-го дня истребил почти всю городскую часть. Деревянная церковь Благовещенская сгорела дотла; церковь Никольская обгорела. Когда после пожара приходы городской части были вновь разделены, церковь Никольская осталась без прихода и в 1790 г. приписана к кафедральному собору; имущество ее по описи принято в собор, а священно-церковнослужители размещены в другие места, именно: священник Павел Афонасьев, по требованию св. Синода, отправлен был во флотилию, а диакон Егор Степанов переведен к Тверской Никольской церкви. Богослужение стало совершаться соборянами в дни воскресные и праздничные. В этом же храме предположено было делать навык и экзамен семинаристам в проповедовании слова Божия.

В Тверском кафедральном соборе, к которому приписана Николаевская, что в капустниках, церковь, есть несколько древних напрестольных вещей и книг, пожертвованных в разные времена разными лицами в эту церковь. Именно: Крест напрестольный серебряный, вызолоченный, пожертвованный Преосв. Иоасафом Архиепископом Тверским; на этом кресте надпись: «Великий Господин Преосвященный Иоасаф, Apхиепископ Тверской и Кашииский сей крест построил Великому Чудотворцу Николаю Старому, что в Твери внутри города к каменной церкви». Св. сосуды оловянные, пожертвованные тем же Преосв. Иоасафом в 7183 (1675 г.). Ковчег серебряный, пожертвованный в 1-й день января 1761 г. дому Тверского Apxиерея дворянином Даниилом Васильевичем Поздеевым. Сосуды серебряные беспробные, весом со всеми принадежностями в 4 фун.; зол., пожертвованы священником Алексием Ивановым в 1757 г.

Из книг, пожертвованных в Никольскую церковь, замечательны следующие: Минея общая без означения места и времени напечатания, в лист. Из надписи, на ней сделанной, видно, что она пожертвована в Никольскую церковь Преосв. Иоасафом, Архиепископом Тверским 7183 (1675 г.) года. Минея праздничная (Москва, 1748 г.); из надписи на ней видно, что она пожертвована в Никольскую церковь княгиней Еленой Алексеевной Долгорукой 1751 года. Розыск, напечатанный в Москве в 1755 г.; книга эта, как видно из надписи, пожертвована в Никольскую церковь секретарем Консистории Андреем Поздеевым 1761 г. Им же пожертвованы пролог; и напрестольный серебряный, вызолоченый крест.

По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 1877 г. № 10.

Описание церкви за 1904 год.

Церковь на площади близ кафедрального собора на берегу р. Волги, именуемая Никола-Капустник. Первоначально Никол. каменная церковь "на городке" была построена сыном вел. князя Михаила Александровича Иваном Михайловичем в 1403 году, и этот храм был освящен св. Арсением, епископом Тверским. В писцов. книгах П. Нарбекова (1628) о церкви св. Николая (что в Капустниках) сказано: "Чрез 8 дворов (от архиепископ. дома) храм во имя Николы чудотворца, древян клецки" (Твер. Еп. Вед., 1885 г., № 8, 270). В переписн. книге Мих. Чирикова 1677 г. об этом храме сказано: "Церковь Николая чудотворца; у ней во дворе поп Василий Григорьев" (Твер, Еп. Вед., 1889 г., № 3, 74). Но была ли на этом месте прежде Никол. церковь - неизвестно. В 1661 г. в Твери был сильный пожар, от которого сгорел архиер. дом со Всеми надвор. постройками, совсем сгорели церкви св. Николая чудотворца (бывшая там, где ныне Никол. церковь, что в Капустниках) и Происхождения честных древ креста Господня. Архиепископ Иоасаф 1-й в течение 7-ми лет (1663-1669) с особенным усердием занялся возобновлением погоревших церквей, между коими вновь построил деревянную церковь св. Николая Чудотыорца о пяти главах и при ней каменную колокольню шатром с пятью колоколами. Николаевская церковь, что в Капустниках, вероятно, сгорела в 1736 году. Архиепископ Митрофан выдал 9 июня 1745 г. храмозданную грамоту на постройку каменной (вместо деревянной) церкви в честь св. Николая.

В летописи Д. Карманова сказано: "Состоящая в крепости Никол. церковь, называемая в Капустниках, каменная с приделом Рождества Богородицы, построена в 759 г. от прихожан, а колокольня в 767 г. бывшим в Твери веводою кол. совет. Игнатьем Алексев. Грачевым". В клировых ведомостях обозначается, что Никол. церковь была построена в 1764 году. Никол. церковь, что в Капустниках, приписана к кафедрал. собору; прежде в ней совершалось богослужение для военных (полковыми священниками); за последние годы, в виду ветхости храма, в Никол. церкви более 10 лет не совервшалось богослужение. Архиепископ Арсений 3-й (Верещагин) в 1777 г. близ Никол. церкви, что в Капустниках, неподалеку от реки Волги в новоустроенном доме открыл школу (семинарию) для детей духовенства; впоследствии (в 1845 г.) этот дом был разобран, и материал от него был употреблен для постройки гимназии (близ кафедральн. собора). Такая же печальная участь могла бы постигнуть и церковь св. Николая в Капустниках, на соборной площади. Она, оставленная без самостоятелного причта, без надлежащего надзора, вдали от жилых зданий, постепенно ветшала и разрушалась. Еще в 1816 г. она едва не была обречена на разрушение, но бывший тогда Преосвященный Мефодий отстоял се дальнейшее существование...

Богослужение в Никол. церкви уже несколько лет не совершалось; фундамент храма обветшал, в стенах появиоись трещины, шпиль на колокольне накренился и угрожал пвдением; стекла в окнах храма были разбиты, и птицы вили в нем гнезда, хотя иконостас не был принят; около храма совершалось такое кощунство, о нем же не леть и глаголати. Обреченная на разрушение Никол. церковь обратила свое внимание (в 1897 г.) Архиепископа Димитрия. Он отнесся (в 1 897 г.) к г. Начальнику губернии князю Н.Д. Голицыну с ходатайством о восстановлении древнего храма и встретил полное его сочувствие. Найдены были и средства для ремонта храма путем частной благотворительности и добровольных пожертвований от жителей г. Твери и Тверской губернии. В это время городская дума предполагала в память постройки, при пособии казны, соорудить часовню в недалеком расстоянии от Никольской церкви. Преосвященный через г. Начальника губернии у6едил думу деньги, ассигнованные (3000 р.) на часовню, обратить на капитальный ремонт Никольской церкви, каковой и был произведен: подведен был фундамент под церковь, заделаны образовавшиеся в ней трещины, перекрыта кровля, восстановлен шпиль на колокольне; пристроена при ней церковная сторожка; внутри храм вновь расписан свящ. изображениями из жизни святителя Николая (присутствие его на 1-м вселен. соборе, кончина святителя и перенесение его мощей из Мир-Ликийских в Бар-град) и св. благов. вел. кн. Михаила (принесение его тела из Орды в Тверь); а также - изображениями местночтимых святых (святителей Тверских Арсения, Варсонофия, Симеона 1-го Твер. епископа, Феоктиста, убитого ляхами и др.); св. Гурия Казанского (настоятеля Селижар. монастыря), св. Тихона, епископа Воронежского, бывщего ректором Твер. духов. семинарии, Филиппа, Москов. митрополита, задушенного в Отроч. монастыре Малютой Скуратовым, преп. Максима Гека, около 20 лет пробывшего в заточении в той же обители, пр. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиев. Лавры (уроженца Твер. епархти) и др.; реставрирован старинный шестиярусный иконостас; восстановлены старинные лепные в алтаре украшения, и написаны на плафоне главного алтаря изображения составителей литургии - св. ап. Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, Григория Двоеслова и Иоанна Златоуста. Восстановлен и придел храма, освященный 8 мая 1901 г. во имя св. благоверного вел. князя Михаила Тверского; в иконостасе придела сего замечательны древние иконы Рождества Пресв. Богородицы с событиями, Спасителя, Божией Матери и др.

В этом храме по древности своей обращают на себя внимание три иконы, так называемые Деисус (Спаситель, Божия Матерь и Иоанн Предтеча); храмовая икона (на аналогии), изображающая перенесение мощей святителя Николая из Мир-Ликийских в Бар-град, а также икона св. Афанасия в Кирилла, Александр. патриархов, вероятно, бывшая местной в каком-либо из Афанасьевских в Твери монастырей: а) в устроенном 1-м Твер. князем Ярославом, б) в быв. женском Афанас. монастыре, что ныне приходская Покровская церковь, и в) в устроенном патриарх. Никоном (в 1655 г.), м.-быть, не монастыре, а только церкви близ Федоров. училищного монастыря, и вероятнее всего эта икона находилась в Афанасьев. храме, построенном патр. Никоном; св. Димитрия Ростовского с изображением чудес. Нужно полагать, что эта послдняя икона написана была вскоре по открытия мощей св. Димитрия. Восставовленная Никол. церковь была торжественно освящена Архиепископом Димитрием 29 апреля, а придел (св. кн. Михаила) 8 мая того же года. В церкви свят. Николая, что в Капустниках, близ Спасо-Преображенского кафедрального собора, существовал до 1900 года придел в честь Рождества Богородицы. По возобновлении церкви этот придел был переосвящен в честь святого благоверного князя Михаила Тверского 8 мая 1901 года. В воспоминание о бывшем посвящении придела в иконостасе сохранялся старинный образ Рождества Божией Матери с событиями из ее жизни.  В Никол. церковь (с 1901 г.) ежегодно переносится 9 мая из Николо-Малиц. монастыря чудотворная икона Святителя, которая пребывает в этом храме до 1 июня. В Никол. храме по воскресным и праздничным дням, а также по четвергам отправляется соборным причтом богослужение, а с 9 мая по 1-е июня в этом храме совершается по две литургии.

По материалам издания Храмовые праздненства в г. Твери. Выпуск второй. - Тверь, 1904

Источник http://hram-tver.ru/tver/nikvkaptv.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  1 января 2017

Храм Николы «в Капустниках», располагавшийся рядом с Никольским храмом, что «на Зверинце», стоял на очень древнем месте. Сегодня это территория стадиона «Химик».

В Кремле между Волжскими и Тьмацкими воротами большинство улиц сходилось к этой церкви. На рисунке из альбома Мейерберга она показана деревянной с шатровым верхом. Такая разновидность церквей, судя по этому альбому, в окрестностях Твери встречалась часто. Архиепископ Иоасаф на рубеже 1660-1670-х гг. поставил на месте деревянной каменную церковь «о пяти главах» с каменною же шатровой колокольней на паперти. За церковью находилось пустое место, «а бывала то место болото», сырыми были и участки по окружности вала. В 1685 году они не были застроены и использовались под огороды. Отсюда и название церкви «что в капустниках», данное ей в отличие от других Никольских храмов.

После пожара 1736 г. Никольскую церковь перестроили (или отстроили заново). Ее восстановление затянулось до 1764 г. Вместо прежнего пятиглавого четверика храм получил распространенную в тверской архитектуре 1-й пол. 18 в. композицию типа восьмерик на четверике. Характер первоначального декора церкви неизвестен, так как, судя по старой фотографии, ее фасады переделывались в XIX в. Около 1766 г. была сооружена трехъярусная колокольня, выполненная в сдержанных барочных формах. Этот храм никогда не был приходским. Он всегда являлся приписным к тверскому Спасо-Преображенскому собору.

Никольский храм в «Капустниках» (или «на плацу») в 1920-е гг. был одним из трех тверских храмов, при которых сформировались крайне оппозиционные церковные общины – иосифляне, не принявшие «политику сергианства» и не поминавшие патриарха Сергия. А так как община Собора стала обновленческой, оттуда в «Капустники» перешли все те, кто обновленчество не принял. Поэтому Никольский храм «в Капустниках» принял в своих стенах выдающихся священников: Петра (Зверева), который с его амвона зачитал свое знаменитое обращение, обличающее обновленцев, произведшее большой общественный резонанс, Алексея (Бенеманского), Василия (Владимирского) и других церковных деятелей, прославленных сегодня в лике святых.

В 1929 г. их всех арестовали и расстреляли. Храм же достоял до 1954 года, после чего был разрушен.

http://www.afanasy.biz/news/culture/?ELEMENT_ID=9989

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.