ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь.


Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1394 и 1404.
Ссылки: Тверские своды  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Тверская область, городской округ Тверь, д. Борихино

Координаты: 56.830163, 35.832295
Проезд:тролейбусом №4, №2 до Первомайского, далее пешком через Первомайскую рощу.



Храм монастыря:

Утраченные постройки монастыря:



Сортировка:

Успенский Жёлтиков мужской монастырь, , Тверь, Тверь, город, Тверская область
Алексей Кротов
21 февраля 2025
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Изображение Желтикова монастыря на иконе Арсения Тверского (фото с иконы).<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Изображение Желтикова монастыря на иконе Арсения Тверского (фото с иконы).
Фатинья
16 ноября 2013
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Уцелевшая часть колокольни.<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Уцелевшая часть колокольни.
Артёмов Артём
30 сентября 2006
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Поклонный крест.<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Поклонный крест.
Артёмов Артём
30 сентября 2006
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Сохранившаяся часть стены братского корпуса с современной пристройкой.<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Сохранившаяся часть стены братского корпуса с современной пристройкой.
Артёмов Артём
30 сентября 2006
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, , Тверь, Тверь, город, Тверская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, , Тверь, Тверь, город, Тверская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, С. М. Прокудин-Горский. Желтиков Успенский мужской монастырь 4 в. от Твери. 1910 год.
фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
С. М. Прокудин-Горский. Желтиков Успенский мужской монастырь 4 в. от Твери. 1910 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
4 июля 1910
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1909
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/
Андрей Агафонов
1908
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/
Андрей Агафонов
1908
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
http://нэб.рф/catalog/004796_000040_TVERS-RU|||TOUNB|||BIBL|||0000034047/viewer/
Андрей Агафонов
1908
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1914 г.<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1914 г.
Алексей Кротов
1 июля 1905
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Слева направо: церковь Антония и Феодосия с настоятельским корпусом, из-за которого виден Успенский собор, соборная колокольня, палаты, Алексеевская церковь, угловая башня.из коллекции А.Н.Семенова), <br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Слева направо: церковь Антония и Феодосия с настоятельским корпусом, из-за которого виден Успенский собор, соборная колокольня, палаты, Алексеевская церковь, угловая башня.из коллекции А.Н.Семенова),
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1900
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Слева направо: Алексеевская церковь, соборная колокольня, настоятельский корпус, Успенский собор.(из коллекции А.Н.Семенова)  <br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Слева направо: Алексеевская церковь, соборная колокольня, настоятельский корпус, Успенский собор.(из коллекции А.Н.Семенова)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1900
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Фото 1903г. <br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Фото 1903г.
Т.
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, 1890-е гг. Неизв. фотограф. Собрание ТГОМ<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
1890-е гг. Неизв. фотограф. Собрание ТГОМ
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Общий вид Желтикова мужского монастыря близь города Твери. Фото начала ХХ века.   «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» http://andcvet.narod.ru/Volga/01/asd98.html <br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Общий вид Желтикова мужского монастыря близь города Твери. Фото начала ХХ века. «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’» http://andcvet.narod.ru/Volga/01/asd98.html
Т.
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Фото 1903 года. Из фотоальбома "Волга. От истока до Каспия" М, 1904г. <br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Фото 1903 года. Из фотоальбома "Волга. От истока до Каспия" М, 1904г.
Дмитрий Дроздецкий
Успенский Жёлтиков мужской монастырь, Фотоснимок с сайта: hram-tver.ru<br>, Тверь, Тверь, город, Тверская область
Фотоснимок с сайта: hram-tver.ru
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артёмов Артём  30 сентября 2006

История Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением - знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти. Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Строит в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. В 1404 г. заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г., а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.

Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный - во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

После посещения Петром I монастыря по случаю благополучного выздоровления его сына Алексея и во исполнение данного императором обета им была построена однопрестольная каменная церковь во имя Алексея человека Божия. 12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца.

Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны. Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря.

tver.eparhia.ru


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Желтиков Успенский монастырь, 2 класса, в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково. Основан святым Арсением, епископом Тверским, в 1394 году (см. 2 марта). Соборный монастырский храм Успения построен в 1404 году; несколько раз перестраивался; возобновлен в 1780 году. Здесь в серебряной вызолоченной раке покоятся мощи святого Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и святого Арсения.

Монастырский храм во имя преподобных Антония и Феодосия построен в 1394 году святым Арсением. Здесь находится икона Успения Божией Матери, келейная святителя, и замечательная по искусству резная икона «Страдания Спасителя». В монастыре сохраняются: омофор святого Арсения, крест, найденный в гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим святым Арсением для своего погребения. В монастыре также находятся «чертоги», в которых некоторое время жил царевич Алексей Петрович.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2017

Успенский Жёлтиков мужской монастырь был основан в 1394 году тверским архиепископом Арсением в местечке, называемом в старину Жёлтиково и расположенном на правом берегу Тьмаки в пяти верстах (5,35 км) от Твери, среди живописной сосновой рощи.

За многовековую историю существования обитель не раз видоизменялась. Своего расцвета она достигла во времена правления Петра I. В 1709 году по приказу и на "кошт" царя, в связи с обетом, данным Петром I по случаю болезни царевича Алексея, в обители возвели летнюю церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. Освящение храма состоялось 12 сентября 1709 года.

Описания В. Матвеева донесли до нас облик церкви конца 1870-х гг. В это время в ней был один престол, "золочёный резной иконостас" и "образа греческого письма". Храм соединялся с жилыми покоями, выстроенными на случай приездов в Тверь царевича Алексея Петровича и имевшими вид небольшого квадратного двухэтажного дома, похожего на старинный терем с выпуклыми карнизами и колонками у верхних окон. Со временем история возведения палат обросла легендами. В народных преданиях палаты назывались "чертогами Алексея" и считались местом заточения опального царевича.

Время не пощадило монастырь. Сегодня мало что напоминает нам о его былой мощи и великолепии. В 1928-1929 гг. монастырь был закрыт, его имущество описано и изъято. В марте 1931 года по распоряжению горкомхоза разобрали на кирпич "бывшую Алексеевскую церковь с пристройкой и старой колокольней". Война 1941-1945 гг. и время довершили разрушение построек обители. Уцелели лишь немногие из них, в том числе плотины монастырской мельницы.

http://tver-old-photos.ru/7-87.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 июля 2024

Как сообщает Тверская епархия, 25 июля 2024 года прошло собрание Священного Синода в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия Священными Синодом было решено открыть Успенский Жёлтиков мужской монастырь города Твери и назначить исполняющим обязанности наместника этого монастыря иеромонаха Агапита (Евдокимова).

Стоит напомнить, что Жёлтиков монастырь – древнейший в Тверской области. Он основан в 1394 году. В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. Расцвет монастыря пришелся пришёлся на первую четверть XVIII столетия, когда он пользовался особым покровительством Петра I.

В советские годы православный мужской монастырь был взорван, уцелели лишь некоторые постройки.

В начале 2019 года было образовано архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Жёлтикова монастыря. А 18 июля 2021 года, в день памяти святителя Арсения, епископа Тверского, и всех Тверских святых, митрополит Тверской и Кашинский Амвросийпосетил восстанавливающийся монастырь и освятил часовню-реликварий в обители. Кроме того, в тот день в монастырь был передан для постоянного пребывания ковчег с частью мощей основателя — святителя Арсения, епископа Тверского.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 марта 2025

Успенский Жёлтиков монастырь - крупнейший духовный центр Тверской земли, в периоды расцвета Тверского княжества, имевший значение одного из лучших монастырей в Твери и окрестностях. Его архитектурный ансамбль формировался в течение трех веков, в целом сложившись к середине XVIII века. Незначительные достройки впоследствии мало повлияли на его внешний вид. В советское время ансамбль храмов и различных монастырских построек, разрушен почти полностью. Уцелели только святые врата и обезображенный братский корпус. Однако сохранился, и в наши дни требует особой охраны исторический ландшафт местности с двумя окружающими его "полями" - Борихиным и Желтиковым, оставляющий возможность для воссоздания исторического ансамбля монастыря в будущем.

Монастырские строения практически были "стёрты с лица земли" в советское время, спустя некоторое время, после того как, новая власть закрыла Успенский Жёлтиков монастырь. Сначала, в 1922 г. из храмов и ризницы монастяряря уполномоченной комиссией производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Жёлтиков монастырь был закрыт, а уже к лету того же года в нём зарегистрирована трудовая артель, состоящая из оставшихся монахов. К 1929 г. в стенах Жёлтикова монастыря разместился по распоряжению тверских властей, детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впоследствии под зернохранилище; оставшееся церковное имущество конфисковано и расхищено (часть икон было сожжено, некоторые образа забрали верующие люди). Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены.

В 1930 г. были уничтожены "палаты царевича Алексея", старая шатровая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса надвратной колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки СССР на разборку Алексиевской церкви. До начала 1941 года, перед Великой Отечественной войны, на территории бывшего монастыря располагались авиамастерские, в соборе находился магазин. В октябре 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина, монастырь пострадал больше всего: были взорваны Успенский собор, церковь во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В послевоенный 1945-й год Успенский Жёлтиков монастырь был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ обосновавшийся там военной части.

В настоящее время (2025 год) территория монастыря освобождена от воинской части со складом ГСМ, и хотя ограждена оградой из оцинкованного железа, формально охраняется монастырским сторожем, требует особой заботы как памятник истории и культурного наследия Тверского региона. Дело в том, что монастырь, основанный тверским святителем Арсением в 1394 году, очень рано приобрел каменные постройки. В 1404 году был заложен и в 1406 году освящен Успенский собор - одна из наиболее интересных построек средневековой тверской архитектуры. В перекопах и отвалах на территории монастыря, которые видны на территории невооружённым взглядом, встречается большое количество белого камня, в том числе такого, который явно имеет происхождение из этого собора. Первый расцвет монастыря пришелся на XV-XVI века, причем после небольшого подъема при епископе Ниле на рубеже XV-XVI вв. почитание обители особенно активизировалось при тверском святителе Акакии (+1567). В этот период было написано минейное житие святителя Арсения, подготовленное к его официальной канонизации в 1547 году. К этому периоду на территории уже имелся элитный некрополь.

Сохранилась одна из вывороченных при извлечении цистерн с ГСМ белокаменных плит, по стилю исполнения, безусловно, середины XVI века. Читается неуверенно, кроме традиционного "...авися раб божий..." еще часть фамилии (?) "...броников..", но полная расшифровка ее затруднена из-за многочисленных утрат. От средневекового некрополя уцелело, к счастью, довольно много артефактов. Все памятники перемещены в одно место, многие разбиты, подобные той плите с датой - 1577 год (она оказалась вообще за территорией обители) с читаемой надписью: "Лета 7085 октября 16 преставися игумен Левкий гри... бро... сава" (конец надписи не поддается расшифровке).

В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г. В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1бЗО-х гг. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь главный собор. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.

Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный — во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. при нем же все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, а в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Обретенный в 1483 г. по инициативе епископа Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозёрского в честь Иверской иконы Божией Матери посетил Жёлтиков монастырь, освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор.

В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиепископа Лаврентия прислал в Жёлтиков монастырь деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня, монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из церкви во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор монастыря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в храме во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в церковь во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г.

В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы. Согласно описаниям, на «внутреннюю схиму», покрывавшую мощи свт. Арсения, в 1782 г. была положена «другая схима или правильнее большой парамант или воздух из черного бархата», украшенный жемчугом, алмазами, изображением Нерукотворного образа Спасителя, выполненным из финифти.

При мощах находились принадлежавшие, по преданию, свт. Арсению серебряная позолоченная панагия XV в., которая после 1922 г. хранилась в Калининском краеведческом музее, малый омофор из белого шелка («узорчатой камки»), воздух, 4-конечный крест («вязан из золота и шелка»), найденный в гробе при открытии мощей, в стеклянном футляре - т. н. посох святителя Арсения, выполненный из красного дерева, с серебряной короной и «рогами» из слоновой кости. Согласно чеканной надписи на короне, посох «возобновлен» по благословению архиепископа Тверского Иоасафа (Заболотского) на средства купца 1-й гильдии К. Д. Святогорова. Рядом с ракой в киоте за стеклом хранился почитаемый чудотворный покров на гроб свт. Арсения, выполненный, согласно надписи на нем, в 1600 г. игуменией московского во имя св. Алексия, человека Божия, монастыря, Феогнией (Огневых). В церкви во имя преподобных Антония и Феодосия хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, свт. Арсением.

По постановлению Тверского горисполкома от 28 апреля и Тверского горсовета от 30 апреля 1919 года, уже 25 мая было произведено вскрытие мощей свт. Арсения и обнаружилось, что мощи были переоблачены в 1918 г. в полное архиерейское облачение из золотой парчи, пожертвованное бывш. архиеп. Астраханским Филаретом. На шелковом подризнике была сделана надпись о переложении мощей 8 февраля 1919 г. в новый гроб управлявшим Тверской епархией епископом Серафимом (Александровым) и епископом Балахнинским Петром (Зверевым). Согласно протоколу вскрытия, большая часть мощей святителя была «покрыта мумифицированными остатками кожи и мышц». Рака и мощи были оставлены в Успенском соборе и до конца мая 1919 г. выставлены для поклонения верующих. Сохранилось несколько актов, подписанных тверичанами, в которых осуждалось кощунственное вскрытие мощей в Твери - св. блгв. князя Михаила Тверского и свт. Арсения. Местонахождение мощей до сегодняшнего дня, неизвестно.

В XVII веке начиная с 1655 г. (обретения мощей святителя Арсения) начинается бурный расцвет обители, достигший кульминации в начале и середине XVIII века. В этот период строится архитектурный ансамбль, известный нам по фотографиям и изображениям, сохранившихся до наших дней. Нужно отметить, что ранних изображений Святой обители - вообще единицы. Нам известно только одно - на иконе Михаила и Арсения Тверских из тверской церкви Белая Троица, датируемой второй половиной XVIII века. Изображение очень условное, хотя монастырь, в общем, узнается.

Монастырь был окружен оградой изначально с тремя или четырьмя башнями, потом их осталось две. От монастырской стены, разрушенной в 1930-1940-х гг., сохранился сейчас фрагмент, длиной приблизительно в двадцать метров, в высоту сохранившийся примерно на метр-полтора. Собственно говоря, это осыпь, под которой находятся руины сильно размороженной кирпичной кладки, самой старой, которая осталась от Желтикова монастыря - это первая половина XVIII века. Главной и самой интересной постройкой монастыря была возведенная, по преданию, по обету Петра I церковь Алексея человека Божия. Освященная в 1709 году, она стала той точкой, от которой пошла линия тверских храмов XVIII века в "нарышкинском" стиле - ближайшей ее аналогией стала сохранившаяся церковь Живоначальной Троицы, что за Волгой в Твери.

Алексеевская церковь имела интересную деталь - она была связана с двухэтажными палатами, носившими название "палаты царевича Алексея" или "царские чертоги". Никогда не перестраивавшиеся и не ремонтировавшиеся серьезно, они к 1917 году составляли редкостнейший памятник гражданской архитектуры петровского времени. Зато не повезло в плане перестроек теплой церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских и примыкавшим к ней настоятельским палатам. Возведенные в одно время с Алексеевской церковью, они, к сожалению, претерпели несколько радикальных ремонтов, в ходе которых лишались не только первоначального завершения, но и почти всех сводов. Представить изначальный вид комплекса сейчас едва ли возможно, если не отыщутся архивные чертежи, фиксирующие памятник до переделок. Особая история, в интернете представленная множеством версий, связана со сносом монастыря. Известно, что уже в 1931 году была разобрана Алексеевская церковь и "чертоги" при ней - как раз накануне закрытый приход "иосифлян", не поминавших митрополита Сергия (Страгородского). Перед войной был разобран верх колокольни. Остальные постройки дожили до 1941 года.

История о якобы использованном монастырском кирпиче для постройки поселка ФУБР в Твери - не более чем легенда. Немецкая аэрофотосъемка имеется за разное время, но вся сделана с большой высоты. 14 июля 1941 года. Большая часть монастыря, на территории которого располагалась уже тогда военная часть (танковая, позже - авиационная) в те годы была еще цела. Все постройки находились без крыш, но пока стояли на своих местах. Монастырь специально не взрывали ни наши, ни немцы, за исключением, возможно, разрушенной советскими войсками надвратной колокольни перед занятием города как высотного ориентира (хотя и это документально не подтверждено). Следов боев на уцелевших постройках найти трудно. Однако последствия крупного пожара и последующее многолетнее запустение для построек начала XVIII века оказались губительны.

В 1946 году монастырские постройки (собор, старая колокольня и корпуса XVIII века) были сняты с охраны и постепенно разобраны. Собор был взорван, по свидетельству местных жителей, около 1955 года. Другие "поздние постройки XVIII века" упоминаются еще в книге "Художественные памятники Верхней Волги", выпущенной в 1968 году. К тому времени уникальные настоятельские палаты и церковь Антония и Феодосия доживали последние годы. Церковь с трапезной и настоятельские корпуса были разобраны до 1980-х годов. От церкви Антония и Феодосия Печерских, а точнее, не от нее самой, а от пристроенной к ней с юго-запада трапезной, сохранилась одна стена. По описи 1764 года здесь, в первом этаже под братской трапезной, находились "поварня, хлебодарня да погреб капустный". Кроме остатков пят сводов арки прохода к воротам к Тьмаке от них остались только небольшие фрагменты кирпичных стен. Братский корпус представляет собой длинное в семнадцать осей здание, имеющее несколько разные фасады. Время его постройки по опубликованным документам не устанавливается. В 1764 году существовали в ряд старый настоятельский (видимо, около 1710-х годов) каменный корпус и новый (конца 1750-х). От них не осталось ничего! В этой же описи описан братский же корпус, построенный, очевидно, в начале XVIII века. В 1764 году он был в первом этаже каменный, а второй этаж его был деревянный. Но существующая постройка не несет следов таких строительных периодов, свидетельствуя, скорее, о конце XVIII века как времени постройки всего здания. Тогда же, при его строительстве, вероятно, была разобрана угловая башня. Фасады этого корпуса с юго-восточной речной стороны - это равномерно расставленные ниши, соединяющие оба этажа, а в них окна, имевшие, видимо, простые рамочные наличники.

Советские переделки для приспособления его под склад, привели в почти полной утрате деталей отделки. Лишь в нескольких окнах уцелели остатки железных решеток, характерных для второй половины XVIII века. Судя по всему, окна подвергались растеске - причем рано, всего через несколько десятилетий после постройки. Здесь заметен небольшой плоский ризалит в три окна, обработанный в обоих этажах ленточным рустом. По всему фасаду проходит два межэтажных карниза, верхний - по уровню окон второго этажа. Окна растесаны. Часть окон при растеске получила простой декор с плоскими клинчатыми замками. На некоторых окнах хорошо видны следы растесок. Скорее всего, уже изначально оба фасада имели по треугольному фронтону на уровне ризалита, оба разрушены в советское время. Сложен вопрос о первоначальной высоте трапезной и времени ее строительства. Едва ли это не тот же период, в который возведен и братский корпус. Но во второй четверти XIX века здание было надстроено, лишилось сводов, получило новый белокаменный карниз. Это можно до сих пор видеть по внутренней части стены, которая явно имеет следы надстройки с гнездами от поздних потолочных балок. А в верхней части обрубка стены выше поздней крыши уцелел еще кусочек белокаменного карниза. Интерьер сохранил только две поперечные капитальные стены. За ризалитом внутри сохраняются советские послевоенные перекрытия.

В 1833 году на месте старых, скромных въездных ворот, были устроены новые Святые врата. Запечатленные на многих дореволюционных фотографиях, они были разрушены еще в 1912 году. На их месте перед самой революцией были построены новые с надвратной колокольней по проекту архитектора А.П. Федорова. Новая колокольня серьезно изменила внешний вид обители, подавив прежнюю ее доминанту - Алексеевскую церковь. Постройку в целом нельзя назвать удачной. Однако именно она сохранилась до настоящего времени, хотя бы в своей нижней части. Тяжелый декор, с аркатурным поясом и килевидной аркой очень слабо вязался с барочным ансамблем монастыря. Постройка оказалась, однако, столь прочной, что пережила всех взорванных и разобранных монастырских сооружений. В настоящее время на территории возрождённого мужского монастыря видны раскопанные фундаменты храмов и монастырских построек - временно законсервированные. За территорией монастыря уцелел еще маленький домик - изначально священнослужительский, на две квартиры для служивших при обители белых священников. Время его постройки установить нелегко (дом радикально перестроен уже в начале 2000-х). Вероятно, это вторая половина XIX века. Он уцелел в войну.

С сайта: https://tversvod.ru/Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья/Тверь/Успенский Желтиков монастырь. Подмонастырская слобода (дер. Борихино).



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.