Успенский Жёлтиков монастырь - крупнейший духовный центр Тверской земли, в периоды расцвета Тверского княжества, имевший значение одного из лучших монастырей в Твери и окрестностях. Его архитектурный ансамбль формировался в течение трех веков, в целом сложившись к середине XVIII века. Незначительные достройки впоследствии мало повлияли на его внешний вид. В советское время ансамбль храмов и различных монастырских построек, разрушен почти полностью. Уцелели только святые врата и обезображенный братский корпус. Однако сохранился, и в наши дни требует особой охраны исторический ландшафт местности с двумя окружающими его "полями" - Борихиным и Желтиковым, оставляющий возможность для воссоздания исторического ансамбля монастыря в будущем.
Монастырские строения практически были "стёрты с лица земли" в советское время, спустя некоторое время, после того как, новая власть закрыла Успенский Жёлтиков монастырь. Сначала, в 1922 г. из храмов и ризницы монастяряря уполномоченной комиссией производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Жёлтиков монастырь был закрыт, а уже к лету того же года в нём зарегистрирована трудовая артель, состоящая из оставшихся монахов. К 1929 г. в стенах Жёлтикова монастыря разместился по распоряжению тверских властей, детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впоследствии под зернохранилище; оставшееся церковное имущество конфисковано и расхищено (часть икон было сожжено, некоторые образа забрали верующие люди). Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены.
В 1930 г. были уничтожены "палаты царевича Алексея", старая шатровая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса надвратной колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки СССР на разборку Алексиевской церкви. До начала 1941 года, перед Великой Отечественной войны, на территории бывшего монастыря располагались авиамастерские, в соборе находился магазин. В октябре 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина, монастырь пострадал больше всего: были взорваны Успенский собор, церковь во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В послевоенный 1945-й год Успенский Жёлтиков монастырь был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ обосновавшийся там военной части.
В настоящее время (2025 год) территория монастыря освобождена от воинской части со складом ГСМ, и хотя ограждена оградой из оцинкованного железа, формально охраняется монастырским сторожем, требует особой заботы как памятник истории и культурного наследия Тверского региона. Дело в том, что монастырь, основанный тверским святителем Арсением в 1394 году, очень рано приобрел каменные постройки. В 1404 году был заложен и в 1406 году освящен Успенский собор - одна из наиболее интересных построек средневековой тверской архитектуры. В перекопах и отвалах на территории монастыря, которые видны на территории невооружённым взглядом, встречается большое количество белого камня, в том числе такого, который явно имеет происхождение из этого собора. Первый расцвет монастыря пришелся на XV-XVI века, причем после небольшого подъема при епископе Ниле на рубеже XV-XVI вв. почитание обители особенно активизировалось при тверском святителе Акакии (+1567). В этот период было написано минейное житие святителя Арсения, подготовленное к его официальной канонизации в 1547 году. К этому периоду на территории уже имелся элитный некрополь.
Сохранилась одна из вывороченных при извлечении цистерн с ГСМ белокаменных плит, по стилю исполнения, безусловно, середины XVI века. Читается неуверенно, кроме традиционного "...авися раб божий..." еще часть фамилии (?) "...броников..", но полная расшифровка ее затруднена из-за многочисленных утрат. От средневекового некрополя уцелело, к счастью, довольно много артефактов. Все памятники перемещены в одно место, многие разбиты, подобные той плите с датой - 1577 год (она оказалась вообще за территорией обители) с читаемой надписью: "Лета 7085 октября 16 преставися игумен Левкий гри... бро... сава" (конец надписи не поддается расшифровке).
В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г. В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1бЗО-х гг. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь главный собор. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.
Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный — во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. при нем же все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 году все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, а в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.
Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Обретенный в 1483 г. по инициативе епископа Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозёрского в честь Иверской иконы Божией Матери посетил Жёлтиков монастырь, освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор.
В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиепископа Лаврентия прислал в Жёлтиков монастырь деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня, монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из церкви во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор монастыря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в храме во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в церковь во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г.
В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы. Согласно описаниям, на «внутреннюю схиму», покрывавшую мощи свт. Арсения, в 1782 г. была положена «другая схима или правильнее большой парамант или воздух из черного бархата», украшенный жемчугом, алмазами, изображением Нерукотворного образа Спасителя, выполненным из финифти.
При мощах находились принадлежавшие, по преданию, свт. Арсению серебряная позолоченная панагия XV в., которая после 1922 г. хранилась в Калининском краеведческом музее, малый омофор из белого шелка («узорчатой камки»), воздух, 4-конечный крест («вязан из золота и шелка»), найденный в гробе при открытии мощей, в стеклянном футляре - т. н. посох святителя Арсения, выполненный из красного дерева, с серебряной короной и «рогами» из слоновой кости. Согласно чеканной надписи на короне, посох «возобновлен» по благословению архиепископа Тверского Иоасафа (Заболотского) на средства купца 1-й гильдии К. Д. Святогорова. Рядом с ракой в киоте за стеклом хранился почитаемый чудотворный покров на гроб свт. Арсения, выполненный, согласно надписи на нем, в 1600 г. игуменией московского во имя св. Алексия, человека Божия, монастыря, Феогнией (Огневых). В церкви во имя преподобных Антония и Феодосия хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, свт. Арсением.
По постановлению Тверского горисполкома от 28 апреля и Тверского горсовета от 30 апреля 1919 года, уже 25 мая было произведено вскрытие мощей свт. Арсения и обнаружилось, что мощи были переоблачены в 1918 г. в полное архиерейское облачение из золотой парчи, пожертвованное бывш. архиеп. Астраханским Филаретом. На шелковом подризнике была сделана надпись о переложении мощей 8 февраля 1919 г. в новый гроб управлявшим Тверской епархией епископом Серафимом (Александровым) и епископом Балахнинским Петром (Зверевым). Согласно протоколу вскрытия, большая часть мощей святителя была «покрыта мумифицированными остатками кожи и мышц». Рака и мощи были оставлены в Успенском соборе и до конца мая 1919 г. выставлены для поклонения верующих. Сохранилось несколько актов, подписанных тверичанами, в которых осуждалось кощунственное вскрытие мощей в Твери - св. блгв. князя Михаила Тверского и свт. Арсения. Местонахождение мощей до сегодняшнего дня, неизвестно.
В XVII веке начиная с 1655 г. (обретения мощей святителя Арсения) начинается бурный расцвет обители, достигший кульминации в начале и середине XVIII века. В этот период строится архитектурный ансамбль, известный нам по фотографиям и изображениям, сохранившихся до наших дней. Нужно отметить, что ранних изображений Святой обители - вообще единицы. Нам известно только одно - на иконе Михаила и Арсения Тверских из тверской церкви Белая Троица, датируемой второй половиной XVIII века. Изображение очень условное, хотя монастырь, в общем, узнается.
Монастырь был окружен оградой изначально с тремя или четырьмя башнями, потом их осталось две. От монастырской стены, разрушенной в 1930-1940-х гг., сохранился сейчас фрагмент, длиной приблизительно в двадцать метров, в высоту сохранившийся примерно на метр-полтора. Собственно говоря, это осыпь, под которой находятся руины сильно размороженной кирпичной кладки, самой старой, которая осталась от Желтикова монастыря - это первая половина XVIII века. Главной и самой интересной постройкой монастыря была возведенная, по преданию, по обету Петра I церковь Алексея человека Божия. Освященная в 1709 году, она стала той точкой, от которой пошла линия тверских храмов XVIII века в "нарышкинском" стиле - ближайшей ее аналогией стала сохранившаяся церковь Живоначальной Троицы, что за Волгой в Твери.
Алексеевская церковь имела интересную деталь - она была связана с двухэтажными палатами, носившими название "палаты царевича Алексея" или "царские чертоги". Никогда не перестраивавшиеся и не ремонтировавшиеся серьезно, они к 1917 году составляли редкостнейший памятник гражданской архитектуры петровского времени. Зато не повезло в плане перестроек теплой церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских и примыкавшим к ней настоятельским палатам. Возведенные в одно время с Алексеевской церковью, они, к сожалению, претерпели несколько радикальных ремонтов, в ходе которых лишались не только первоначального завершения, но и почти всех сводов. Представить изначальный вид комплекса сейчас едва ли возможно, если не отыщутся архивные чертежи, фиксирующие памятник до переделок. Особая история, в интернете представленная множеством версий, связана со сносом монастыря. Известно, что уже в 1931 году была разобрана Алексеевская церковь и "чертоги" при ней - как раз накануне закрытый приход "иосифлян", не поминавших митрополита Сергия (Страгородского). Перед войной был разобран верх колокольни. Остальные постройки дожили до 1941 года.
История о якобы использованном монастырском кирпиче для постройки поселка ФУБР в Твери - не более чем легенда. Немецкая аэрофотосъемка имеется за разное время, но вся сделана с большой высоты. 14 июля 1941 года. Большая часть монастыря, на территории которого располагалась уже тогда военная часть (танковая, позже - авиационная) в те годы была еще цела. Все постройки находились без крыш, но пока стояли на своих местах. Монастырь специально не взрывали ни наши, ни немцы, за исключением, возможно, разрушенной советскими войсками надвратной колокольни перед занятием города как высотного ориентира (хотя и это документально не подтверждено). Следов боев на уцелевших постройках найти трудно. Однако последствия крупного пожара и последующее многолетнее запустение для построек начала XVIII века оказались губительны.
В 1946 году монастырские постройки (собор, старая колокольня и корпуса XVIII века) были сняты с охраны и постепенно разобраны. Собор был взорван, по свидетельству местных жителей, около 1955 года. Другие "поздние постройки XVIII века" упоминаются еще в книге "Художественные памятники Верхней Волги", выпущенной в 1968 году. К тому времени уникальные настоятельские палаты и церковь Антония и Феодосия доживали последние годы. Церковь с трапезной и настоятельские корпуса были разобраны до 1980-х годов. От церкви Антония и Феодосия Печерских, а точнее, не от нее самой, а от пристроенной к ней с юго-запада трапезной, сохранилась одна стена. По описи 1764 года здесь, в первом этаже под братской трапезной, находились "поварня, хлебодарня да погреб капустный". Кроме остатков пят сводов арки прохода к воротам к Тьмаке от них остались только небольшие фрагменты кирпичных стен. Братский корпус представляет собой длинное в семнадцать осей здание, имеющее несколько разные фасады. Время его постройки по опубликованным документам не устанавливается. В 1764 году существовали в ряд старый настоятельский (видимо, около 1710-х годов) каменный корпус и новый (конца 1750-х). От них не осталось ничего! В этой же описи описан братский же корпус, построенный, очевидно, в начале XVIII века. В 1764 году он был в первом этаже каменный, а второй этаж его был деревянный. Но существующая постройка не несет следов таких строительных периодов, свидетельствуя, скорее, о конце XVIII века как времени постройки всего здания. Тогда же, при его строительстве, вероятно, была разобрана угловая башня. Фасады этого корпуса с юго-восточной речной стороны - это равномерно расставленные ниши, соединяющие оба этажа, а в них окна, имевшие, видимо, простые рамочные наличники.
Советские переделки для приспособления его под склад, привели в почти полной утрате деталей отделки. Лишь в нескольких окнах уцелели остатки железных решеток, характерных для второй половины XVIII века. Судя по всему, окна подвергались растеске - причем рано, всего через несколько десятилетий после постройки. Здесь заметен небольшой плоский ризалит в три окна, обработанный в обоих этажах ленточным рустом. По всему фасаду проходит два межэтажных карниза, верхний - по уровню окон второго этажа. Окна растесаны. Часть окон при растеске получила простой декор с плоскими клинчатыми замками. На некоторых окнах хорошо видны следы растесок. Скорее всего, уже изначально оба фасада имели по треугольному фронтону на уровне ризалита, оба разрушены в советское время. Сложен вопрос о первоначальной высоте трапезной и времени ее строительства. Едва ли это не тот же период, в который возведен и братский корпус. Но во второй четверти XIX века здание было надстроено, лишилось сводов, получило новый белокаменный карниз. Это можно до сих пор видеть по внутренней части стены, которая явно имеет следы надстройки с гнездами от поздних потолочных балок. А в верхней части обрубка стены выше поздней крыши уцелел еще кусочек белокаменного карниза. Интерьер сохранил только две поперечные капитальные стены. За ризалитом внутри сохраняются советские послевоенные перекрытия.
В 1833 году на месте старых, скромных въездных ворот, были устроены новые Святые врата. Запечатленные на многих дореволюционных фотографиях, они были разрушены еще в 1912 году. На их месте перед самой революцией были построены новые с надвратной колокольней по проекту архитектора А.П. Федорова. Новая колокольня серьезно изменила внешний вид обители, подавив прежнюю ее доминанту - Алексеевскую церковь. Постройку в целом нельзя назвать удачной. Однако именно она сохранилась до настоящего времени, хотя бы в своей нижней части. Тяжелый декор, с аркатурным поясом и килевидной аркой очень слабо вязался с барочным ансамблем монастыря. Постройка оказалась, однако, столь прочной, что пережила всех взорванных и разобранных монастырских сооружений. В настоящее время на территории возрождённого мужского монастыря видны раскопанные фундаменты храмов и монастырских построек - временно законсервированные. За территорией монастыря уцелел еще маленький домик - изначально священнослужительский, на две квартиры для служивших при обители белых священников. Время его постройки установить нелегко (дом радикально перестроен уже в начале 2000-х). Вероятно, это вторая половина XIX века. Он уцелел в войну.
С сайта: https://tversvod.ru/Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья/Тверь/Успенский Желтиков монастырь. Подмонастырская слобода (дер. Борихино).