ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Калуга. Церковь Космы и Дамиана.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца, Космы и Дамиана
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1794.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Калужская область, г. Калуга, ул. Суворова, 177/16

Координаты:54.51479, 36.274193


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область

Чупринин Михаил
26 августа 2004
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Сергей Зорин
11 октября 2014
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Илья Смирнов
3 августа 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
_AD
20 марта 2009
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
На здании укреплена охранная табличка, в которой говорится, что это "единственное в Калуге здание в стиле барокко".
Михаил Суханов
2 января 2002
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1997
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение основного объема храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение колокольни храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Апсида
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Фрагмент архитектуры северного фасада
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
фрагмент мозаики
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
1 июля 2007
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область

Чупринин Михаил
26 августа 2004
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Церковь Космы и Дамиана.
Lipilin1980
24 февраля 2017
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Церковь Космы и Дамиана.
Lipilin1980
24 февраля 2017
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юга на фото конца 70-х годов (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12978/)
Иванов Дмитрий
1 января 1970
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение основного объема храма (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/7488/)
Иванов Дмитрий
1 января 1965
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11823/)
Иванов Дмитрий
12 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11815/)
Иванов Дмитрий
12 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Храм во время немецкой оккупации (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/13477/)
Иванов Дмитрий
10 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с Дровянной площади, открытка 1914 года (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11547/)
Иванов Дмитрий
1 января 1914
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока на фото конца 19 века. Фото из архива епархии.
Иванов Дмитрий
1 января 1878




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  20 августа 2006

Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью.
Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли.
Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. Святые, которым посвящен храм, считались покровителями брака и семейной жизни. Храмовый праздник отмечался 14 (4) июля в день Космы и Дамиана (летние кузьминки). Праздник был чисто женским, с хождением в гости, обязательной растительной пищей, которую готовили и собирали вскладчину, с пивом, разговорами и песнями. "Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем", — таков девиз этого праздника.

Статью добавил(а): Андрей Рощектаев,  1 мая 2009

Самая красивая из «северных» калужских церквей (а многие называют её и красивейшей в Калуге) – Косьмы и Дамиана, – сохранилась и действует. До неё идти дальше всего. Надо добраться до восточного конца улицы Кирова, до площади Победы – а уже с площади, от мемориала с вечным огнём видна за деревьями эта высочайшая церковь.
Свв. бессеребреники братья Косьма и Дамиан исключительно почитались в народе. Это в нашем веке практически не встретишь современной церкви с таким названием (к сожалению, мы часто «забываем» многих древних святых!) – раньше же на Руси им посвящали не только многочисленные храмы, но и целые города (например, Козьмодемьянск на Волге). Как и св. Пантелеимон, они безвозмездно, силой Божией, врачевали болезни (оттого и названы «свв. бессеребрениками»). Как и он, сподобились мученичества († 284). Как и к св. Пантелеимону, народ веками прибегал к их помощи во всех болезнях. Они почитаются как целители не только людей, но и всякой твари: народ молился им и о здравии скота. А кузнецы почитают их своими покровителями.
Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли. Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая). В приходе очень почиталась икона свв. мучеников-бессребренников, а также икона Божией Матери «Страстная». Почему церковь решили возвести в совершенно нехарактерном для Калуги стиле – неизвестно. Это не просто пятикупольный, а пятибашенный храм. Пять фигурных подкупольных «свеч» как бы с «восковыми натёками» так же купно устремлены ввысь, как у Смольного собора в Петербурге. Церковь похожа именно на собор и даже удивительно, что стоит она на такой небольшой, тихой улочке (ул. Суворова) – и что район этот в XVIII веке был дальней городской окраиной.
Необычайная устремлённость ввысь – стремительный взлёт всех спрессованных вертикалей! – делает этот храм одним из лучших образцов «европейского» барокко в России. Он стал высочайшим шедевром позднего барокко – подобно тому как построенный за век до него храм Георгия за Верхом был и остаётся шедевром периода зарождения барочного стиля на Руси, самого перехода от посадского стиля к барокко. Эти две церкви символически отметили собой начало и конец огромной эпохи.
Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта. Стены храма белы, но от красных кровель и чёрных куполов он кажется многоцветным – особенно издали. Целый каскад из ярких кровель, горизонтально разлиновавших стены и башни, смотрится великолепно.
Как ни высок сам храм, многоярусная колокольня над его западным крыльцом ещё выше. По вполне «калужской» традиции, она увенчана шпилем. Все калужские шпили – поменьше санкт-петербургских, но являются знамением той же эпохи. Когда-то колокольня стояла отдельно, но встроеннная позже большая трапезная соединила её с храмом. Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев) и иерей Николай Вылежинский, были арестованы в 1926 г. Первый расстрелян в 1931 г., судьба второго, затерявшегося в ссылке, неизвестна. В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. В послевоенные годы здесь разместился гараж и хозяйственные склады. 17 июля 1992 г. храм был возвращён Калужской епархии. Лишь 6 лет спустя, 27 августа 1998 г., архиепископом (ныне митрополитом) Климентом было совершено освящение главного престола. В храме совершаются богослужения, хотя реставрационные работы продолжаются и по сей день.
В скверике перед южным фасадом церкви – памятник всем павшим в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Из-за близости к нему (и к мемориалу на площади Победы) церковь, по сложившейся современной традиции, можно назвать ещё и поминальной воинской.

(текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml)

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  26 февраля 2011

До 1794 г. храм находился на Богоявленской улице, близ кузниц. (Св.Косма и Дамиан покровители кузнецов). Кузницы и храм были перенесены к Московским воротам. Пострадал от пожара в 1754 г. Колокольня была выстроена лишь в 1836 г. В 1881 г. главный иконостас обновлен и вызолочен. В 1886 г. были установлены иконостасы приделов, украшенные резьбой и позолотой. В 1888 г. весь храм был расписан а имевшаяся живопись возобновлена.

В описях 1626 и 1685 г. он значится под именем церкви Николая чудотворца что за лавками, древян, шатром, в старом остроге, с приделом во имя Космы и Дамиана. В XVIII в. храм находился возле теперешнего Богоявленского храма. В 1754 г. деревянный храм пострадал от пожара. А в 1755 г. на том же месте был построен новый каменный храм в честь св. Николая. В 1794 г. на основании Высочайше утвержденного нового плана г. Калуги Никольский храм был разобран и перенесен на настоящее место. Постройка была закончена в XVIII в. и обошлась в сумму 70 тыс. руб. серебром.

Внешняя архитектура храма резко отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Настоящий храм высок и построен в форме четырех связанных между собою полукружий, каждое из которых увенчано главой. Пятая глава - посредине. Главы двухчастные. Боковые входы в храм украшены небольшими, но высокими порталами, с двумя парами высоких, тонких колонн. Над порталами располагаются такие же, только более тонкие колонны, поддерживающие мысообразные фронтончики. Колокольня храма четырехъярусная, очень высокая и тонкая, постепенно суживающаяся вверху. Она производит приятное впечатление симметричностью своих частей и изяществом. Сначала колокольня стояла отдельно от храма, но позднее была соединена с ним папертью.

Главный престол храма был во имя Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. В трапезной части храма находились еще 2 придела: один - в честь свв. бесср. Космы и Дамиана и другой - в честь свт. Николая.

Из икон храма заслуживали внимания:

1) “Страстная” икона Божией Матери - особо почиталась прихожанами, древнего письма. На иконе была старинная серебровызолоченная риза украшенная жемчугом и драгоценными камнями.

2) “Почаевская” икона Божией Матери была привезена из Почаевской лавры. На иконе была серебровызолоченная риза с драгоценными камнями. Икона находилась наверху арки, откуда ее спускали на шнурах для молебствий под воскресенье после всенощной.

3) Чтится местными жителями и образ свв. бесср. Космы и Дамиана. До конца XIX в. в храме было обыкновение перед началом обучения детей служить молебен этим святым.

В храме хранились Евангелия, одно из которых было напечатано на синей бумаге (1755 г.), и другие богослужебные книги и богослужебная утварь относящиеся к XVIII и XIX вв. Один требник 1658 года издания. Все эти святыни исчезли в советское время.

Храм был закрыт в 30-х годах, приблизительно в 1937 году. После революции и до закрытия храма, в нем служили священники: Борис, Николай и Владимир.

Про последнего священника известно, что он был арестован советскими властями, осужден и сослан в заключение в какой-то северный лагерь. В лагере о.Владимир отказывался работать в воскресные дни и в дни церковных праздников, за что был подвергнут страшной пытке. Его заставили при сильном морозе неподвижно стоять на пеньке всю двенадцатичасовую смену, что было равносильно смерти.

Закрытие храма воинствующими безбожниками сопровождалось кощунствами, святотатством и глумлением над святыней. Пытаясь превратить храм в хлев, комсомольцы решили замазать известью церковные фрески. Когда комсомольцы пришли на следующий день в храм, то увидели, что лики святых сияют ярче прежнего. Тогда они решили замазать иконы масляной краской, но лики святых проступили и через краску. Комсомольцы, увидев что все их труды остались тщетными, пришли в неописуемую ярость. Один комсомолец схватил молоток и долото и хотел было сбить святые изображения, но не успев нанести ни одного удара упал бездыханным.

Подобное чудо произошло и при снятии колоколов. Когда комсомольцы стали с колокольни сбрасывать колокола, то первый из сбрасывающих упал с колокольни и был раздавлен упавшим на него колоколом.

После закрытия храма, здание стало использоваться как изолятор временого содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники. При реставрационных работах проходивших уже в наше время на восточной стене северного придела, на уровне головы человека в стене были обнаружены пулевые отверстия, которые были произведены выстрелами из револьверов. Зная, что в тридцатых годах в храме содержались заключенные, можно предположить, что в храме производились расстрелы заключенных.

В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры. В конце 70-х годов городские власти объявили храм всенародным достоянием, сделали внешний ремонт храмового здания и повесили на стене табличку в которой указали, что храм является памятником архитектуры XVIII века и находится под охраной государства. Однако, несмотря на все это, некоторые коммерческие структуры продолжали использовать здание храма в качестве складских помещений вплоть до самой передачи храма Церкви.

Храм был передан Калужской епархии 03.04.92. согласно распоряжения Администрации Калужской Области за №279-р.

Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Суходолов, который активно начал заниматься реставрацией храма. В 1994 году Высокопреосвященнейший Климент, архиепископ Калужский и Боровский совершил в храме молебен, благословив начало восстановительных работ. В 1996 году настоятелем храма был назначен протоиерей Георгий Гафаров. 27 августа 1998 года Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Климентом, архиепископом Калужским и Боровским и Его преосвященством Преосвященнейшим Георгием, епископом Людиновским в сослужении многочисленного калужского духовенства было совершено освящение престола центрального алтаря. В храме начались регулярные богослужения. В сентябре 1998 года при храме была открыта воскресная школа для взрослых. Сейчас в храме активно ведутся реставрационные работы.

www.korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.