ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Калуга. Церковь Космы и Дамиана.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца, Космы и Дамиана
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1794.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Калужская область, г. Калуга, ул. Суворова, 177/16

Координаты:54.51479, 36.274193


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область

Чупринин Михаил
26 августа 2004
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Сергей Сол
8 ноября 2018
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Сергей Зорин
11 октября 2014
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Илья Смирнов
3 августа 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
_AD
20 марта 2009
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Чупринин Михаил
23 марта 2006
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
На здании укреплена охранная табличка, в которой говорится, что это "единственное в Калуге здание в стиле барокко".
Михаил Суханов
2 января 2002
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1997
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение основного объема храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение колокольни храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Апсида
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Фрагмент архитектуры северного фасада
Иванов Дмитрий
17 мая 2012
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
фрагмент мозаики
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
21 марта 2008
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Иванов Дмитрий
1 июля 2007
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область

Чупринин Михаил
26 августа 2004
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Церковь Космы и Дамиана.
Lipilin1980
24 февраля 2017
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Церковь Космы и Дамиана.
Lipilin1980
24 февраля 2017
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Тарасов Василий
17 апреля 2011
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юга на фото конца 70-х годов (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12978/)
Иванов Дмитрий
1 января 1970
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Завершение основного объема храма (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/7488/)
Иванов Дмитрий
1 января 1965
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11823/)
Иванов Дмитрий
12 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11815/)
Иванов Дмитрий
12 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Храм во время немецкой оккупации (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/13477/)
Иванов Дмитрий
10 октября 1941
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с Дровянной площади, открытка 1914 года (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11547/)
Иванов Дмитрий
1 января 1914
Церковь Космы и Дамиана - Калуга - г. Калуга - Калужская область
Вид с юго-востока на фото конца 19 века. Фото из архива епархии.
Иванов Дмитрий
1 января 1878




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  20 августа 2006

Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью. Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли. Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге.


Статью добавил(а): Андрей Рощектаев,  1 мая 2009

Самая красивая из «северных» калужских церквей (а многие называют её и красивейшей в Калуге) – Косьмы и Дамиана, – сохранилась и действует. До неё идти дальше всего. Надо добраться до восточного конца улицы Кирова, до площади Победы – а уже с площади, от мемориала с вечным огнём видна за деревьями эта высочайшая церковь. Свв. бессребреники братья Косьма и Дамиан исключительно почитались в народе. Это в нашем веке практически не встретишь современной церкви с таким названием (к сожалению, мы часто «забываем» многих древних святых!) – раньше же на Руси им посвящали не только многочисленные храмы, но и целые города (например, Козьмодемьянск на Волге). Как и св. Пантелеимон, они безвозмездно, силой Божией, врачевали болезни (оттого и названы «свв. бессеребрениками»). Как и он, сподобились мученичества († 284). Как и к св. Пантелеимону, народ веками прибегал к их помощи во всех болезнях. Они почитаются как целители не только людей, но и всякой твари: народ молился им и о здравии скота. А кузнецы почитают их своими покровителями. Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая). В приходе очень почиталась икона свв. мучеников-бессребренников, а также икона Божией Матери «Страстная». Почему церковь решили возвести в совершенно нехарактерном для Калуги стиле – неизвестно. Это не просто пятикупольный, а пятибашенный храм. Пять фигурных подкупольных «свеч» как бы с «восковыми натёками» так же купно устремлены ввысь, как у Смольного собора в Петербурге. Церковь похожа именно на собор и даже удивительно, что стоит она на такой небольшой, тихой улочке (ул. Суворова) – и что район этот в XVIII веке был дальней городской окраиной. Необычайная устремлённость ввысь – стремительный взлёт всех спрессованных вертикалей! – делает этот храм одним из лучших образцов «европейского» барокко в России. Он стал высочайшим шедевром позднего барокко – подобно тому как построенный за век до него храм Георгия за Верхом был и остаётся шедевром периода зарождения барочного стиля на Руси, самого перехода от посадского стиля к барокко. Эти две церкви символически отметили собой начало и конец огромной эпохи. Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта. Стены храма белы, но от красных кровель и чёрных куполов он кажется многоцветным – особенно издали. Целый каскад из ярких кровель, горизонтально разлиновавших стены и башни, смотрится великолепно. Как ни высок сам храм, многоярусная колокольня над его западным крыльцом ещё выше. По вполне «калужской» традиции, она увенчана шпилем. Все калужские шпили – поменьше санкт-петербургских, но являются знамением той же эпохи. Когда-то колокольня стояла отдельно, но встроеннная позже большая трапезная соединила её с храмом. Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма.

Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев) и иерей Николай Вылежинский, были арестованы в 1926 г. Первый расстрелян в 1931 г., судьба второго, затерявшегося в ссылке, неизвестна. В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых. В послевоенные годы здесь разместился гараж и хозяйственные склады. 17 июля 1992 г. храм был возвращён Калужской епархии. Лишь 6 лет спустя, 27 августа 1998 г., архиепископом (ныне митрополитом) Климентом было совершено освящение главного престола. В храме совершаются богослужения, хотя реставрационные работы продолжаются и по сей день. В скверике перед южным фасадом церкви – памятник всем павшим в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Из-за близости к нему (и к мемориалу на площади Победы) церковь, по сложившейся современной традиции, можно назвать ещё и поминальной воинской.

Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  26 февраля 2011

До 1794 г. храм находился на Богоявленской улице, близ кузниц. (Св.Косма и Дамиан покровители кузнецов). Кузницы и храм были перенесены к Московским воротам. Пострадал от пожара в 1754 г. Колокольня была выстроена лишь в 1836 г. В 1881 г. главный иконостас обновлен и вызолочен. В 1886 г. были установлены иконостасы приделов, украшенные резьбой и позолотой. В 1888 г. весь храм был расписан а имевшаяся живопись возобновлена.

В описях 1626 и 1685 г. он значится под именем церкви Николая чудотворца что за лавками, древян, шатром, в старом остроге, с приделом во имя Космы и Дамиана. В XVIII в. храм находился возле теперешнего Богоявленского храма. В 1754 г. деревянный храм пострадал от пожара. А в 1755 г. на том же месте был построен новый каменный храм в честь св. Николая. В 1794 г. на основании Высочайше утвержденного нового плана г. Калуги Никольский храм был разобран и перенесен на настоящее место. Постройка была закончена в XVIII в. и обошлась в сумму 70 тыс. руб. серебром.

Внешняя архитектура храма резко отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Настоящий храм высок и построен в форме четырех связанных между собою полукружий, каждое из которых увенчано главой. Пятая глава - посредине. Главы двухчастные. Боковые входы в храм украшены небольшими, но высокими порталами, с двумя парами высоких, тонких колонн. Над порталами располагаются такие же, только более тонкие колонны, поддерживающие мысообразные фронтончики. Колокольня храма четырехъярусная, очень высокая и тонкая, постепенно суживающаяся вверху. Она производит приятное впечатление симметричностью своих частей и изяществом. Сначала колокольня стояла отдельно от храма, но позднее была соединена с ним папертью.

Главный престол храма был во имя Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. В трапезной части храма находились еще 2 придела: один - в честь свв. бесср. Космы и Дамиана и другой - в честь свт. Николая.

Из икон храма заслуживали внимания:

1) “Страстная” икона Божией Матери - особо почиталась прихожанами, древнего письма. На иконе была старинная серебровызолоченная риза украшенная жемчугом и драгоценными камнями.

2) “Почаевская” икона Божией Матери была привезена из Почаевской лавры. На иконе была серебровызолоченная риза с драгоценными камнями. Икона находилась наверху арки, откуда ее спускали на шнурах для молебствий под воскресенье после всенощной.

3) Чтится местными жителями и образ свв. бесср. Космы и Дамиана. До конца XIX в. в храме было обыкновение перед началом обучения детей служить молебен этим святым.

В храме хранились Евангелия, одно из которых было напечатано на синей бумаге (1755 г.), и другие богослужебные книги и богослужебная утварь относящиеся к XVIII и XIX вв. Один требник 1658 года издания. Все эти святыни исчезли в советское время.

Храм был закрыт приблизительно в 1937 году. После революции и до закрытия храма в нем служили священники: Борис, Николай и Владимир. Про последнего священника известно, что он был арестован советскими властями, осужден и сослан в заключение в какой-то северный лагерь. В лагере о.Владимир отказывался работать в воскресные дни и в дни церковных праздников, за что был подвергнут страшной пытке. Его заставили при сильном морозе неподвижно стоять на пеньке всю двенадцатичасовую смену, что было равносильно смерти.

Закрытие храма воинствующими безбожниками сопровождалось кощунствами, святотатством и глумлением над святыней. Пытаясь превратить храм в хлев, комсомольцы решили замазать известью церковные фрески. Когда комсомольцы пришли на следующий день в храм, то увидели, что лики святых сияют ярче прежнего. Тогда они решили замазать иконы масляной краской, но лики святых проступили и через краску. Комсомольцы, увидев что все их труды остались тщетными, пришли в неописуемую ярость. Один комсомолец схватил молоток и долото и хотел было сбить святые изображения, но не успев нанести ни одного удара упал бездыханным. Подобное чудо произошло и при снятии колоколов. Когда комсомольцы стали с колокольни сбрасывать колокола, то первый из сбрасывающих упал с колокольни и был раздавлен упавшим на него колоколом.

После закрытия храма, здание стало использоваться как изолятор временого содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники. При реставрационных работах проходивших уже в наше время на восточной стене северного придела, на уровне головы человека в стене были обнаружены пулевые отверстия, которые были произведены выстрелами из револьверов. Зная, что в тридцатых годах в храме содержались заключенные, можно предположить, что в храме производились расстрелы заключенных.

В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры. В конце 70-х годов городские власти объявили храм всенародным достоянием, сделали внешний ремонт храмового здания и повесили на стене табличку в которой указали, что храм является памятником архитектуры XVIII века и находится под охраной государства. Однако, несмотря на все это, некоторые коммерческие структуры продолжали использовать здание храма в качестве складских помещений вплоть до самой передачи храма Церкви.

Храм был передан Калужской епархии 03.04.92. согласно распоряжения Администрации Калужской Области за №279-р.

27 августа 1998 года Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Климентом, архиепископом Калужским и Боровским и Его преосвященством Преосвященнейшим Георгием, епископом Людиновским в сослужении многочисленного калужского духовенства было совершено освящение престола центрального алтаря. 

www.korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 сентября 2018

Космодамиановскую церковь построили на тогдашней Богоявленской улице, в непосредственной близости от кузнечной слободы. Это была достаточно далёкая окраина Калуги. Здесь с давних пор (документально - как минимум с первой половины ХVII века) находился деревянный храм Николая Чудотворца с приделом во имя святых Космы и Дамиана, получившим такое посвящение по находившейся в нём чудотворной иконе. Святые братья-бессребренники и врачеватели почитались, среди прочего, как покровители кузнечного дела, поэтому в этих местах были особенно любимы. Старая деревянная церковь ветшала, и, когда началось переустройство города в соответствии с новым генеральным планом, её решили разобрать, а оба престола перенести в строящийся поблизости новый храм в качестве приделов. Здесь мы подходим к одному из самых парадоксальных фактов, связанных с церковью Космы и Дамиана: дело в том, что это название никогда не являлось официальным. Новый каменный храм, который и сейчас доминирует над всей окрестной территорией, а в ХVIII веке казался ещё более огромным, освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. Однако популярность чудотворной иконы святых бессребреников была настолько велика, что в народе церковь быстро стала называться Космодамиановской, и постепенно это наименование вытеснило официальное.

Многие храмы в России изначально строились деревянными, а потом перестраивали в камне (порою и не раз) - таким образом, возраст храма как святого места часто на столетия превышает непосредственный возраст ныне стоящего здания. О Космодамиановской церкви формально так сказать нельзя, её возвели в конце ХVIII века "с нуля". Но если взглянуть с другой стороны, получается, что новый Спасский храм явился как бы продолжением старого Никольского в качестве места хранения широко почитаемой чудотворной иконы святых братьев, и его история, таким образом, началась задолго до строительства. После получения статуса губернского города в Калуге велись масштабные работы по перепланировке. Прокладывались новые улицы, строились новые здания, облику нового губернского центра старались добавить торжественности и значительности. К 1794 году этот процесс добрался до окраинной Богоявленской улицы, где на новом месте возвели каменный храм, призванный заменить старую Никольскую церковь. Сложно сказать, почему этот, в общем-то, рядовой приходской храм получил великолепное и изысканное архитектурное решение. Дело не только в том, что это первое и последнее здание в стиле "европейского" барокко в Калуге, но и в том, что по своим размерам и совершенству форм этот храм похож на главный собор губернского города, а вовсе не на слободскую церковь, расположенную вдали от его центра.

Доподлинно не известно, кто был архитектором храма. Однако большинстыо специалистов сходятся на том, что столь яркий образец барокко мог соотворить только кто-то из учеников знаменитого Ф. Б. Растрелли. Хотя в облике Космодамиановской церкви меньше тонких деталей и украшений, чем в таких знаменитых произведениях итальянца, как Смольный собор или Андреевская церковь в Киеве, общий почерк и выверенные пропорции позволяют отнести автора строения именно к его школе, а сам храм - к лучшим образцам елизаветинского барокко в России. Удивление вызывает также тот факт, что храм в таком стиле был построен в последнее десятилетие ХVIII века. Расцвет елизаветинского барокко пришёлся на середину столетия (время правления императрицы Елизаветы Петровны, почему стиль и назван её именем), а во второй его половине по всей стране балом правил классицизм, милый сердцу Екатерины II. Указанное "запаздывание" позволяет предположить, что проект появился гораздо раньше собственно строительства, но по каким-то причинам - скорее всего, из-за нехватки средств - долго ждал своей реализации. Как бы то ни было, Космодамиановский храм стал одним из последних произведений в недолгой, но яркой истории елизаветинского барокко в России. Строительство церкви обошлось в колоссальную по тем временам сумму в 70 тысяч рублей серебром, однако деньги эти тратились с умом - храм получился действительно на загляденье.

Надо сказать, что в ХVIII веке в Калуге вообще велось активное храмовое строительство. Памятники начала столетия относятся ещё к старинному посадскому стилю, в последующие же десятилетия "лица" церквей приобетают всё более отчётливые черты барокко, окончательным торжеством которого можно назвать храм Космы и Дамиана. Многие калужские церкви ХVIII века пережили советские годы, ныне восстановлены и возвращены верующим. Тем не менее, осмелимся заявить, Космодамиановская церковь даже в "недореставрированном" состоянии превосходит всех своих "собратьев" по красоте. В 1794 году по проекту учеников Растрелли был построен основной объём храма - самая старая часть здания. Даже сейчас она кажется необыкновенно высокой, хотя её высота и несколько сглаживается как бы распластанной по земле трапезной. Но в момент строительства, когда трапезной ещё не существовало, а застройка города была максимум двухэтажной, узкий и высокий храм-"башня" казался современникам настоящим небоскрёбом. В его акцентированной устремлённости ввысь явно прослеживается европейское влияние, в России так почти не строили - даже когда отечественные зодчие во многом усвоили принципы европейской архитектуры. Трапезную пристроили к западному входу в церковь лишь в 1824 году, в совершенно иную эпоху. Мастера, возводившие трапезную, не имели ни какого отношения к архитектуре самого храма; во всяком случае трапезная выполнена в довольно простом варианте типичного стиля своего времени. Она представляет собой приземистое двухсветное здание с узкими треугольными фронтонами и сплошными пилястрами. Второй ряд окон значительно ниже первого. Кровля ныне утеряла свои первоначальные формы в процессе срочного, но не очень аккуратного ремонта; впрочем, не будь он выполнен, вся трапезная оказалась бы под угрозой полного разрушения, потому что крыши к концу ХХ века у неё практически не осталось. К сожалению, дальше этого спешного ремонта дело пока не идёт, и трапезная до сих пор не пригодна для использования. Между тем, до революции она являлась неотъемлемой частью церкви и составляла значительную часть её внутреннего пространства. Здесь были освящены два придела: во имя святых Космы и Дамиана Римских справа и во имя святителя Николая Чудотворца слева. Именно здесь хранилась почитаемая икона Космы и Дамиана. Кстати, главный престол храма, освящённый во имя Спаса Нерукотворного Образа, был холодным (протопить пространство такой высоты в ХIХ веке не представлялось возможным), поэтому в зимнее время все службы совершались только в приделе тёплой трапезной.

Общий облик храма определяет средний ярус, потому что именно он сильнее всего подчёркивает его главную особенность - необычный лепестковый план. Смелые угловые закругления удачно сочетаются с парами колонн, как бы продолжающими портиками над входом. Барочная церковь строилась в эпоху восторжествовавшего классицизма, и это не могло не отразиться на её облике. Самые яркие элементы этого стиля - аккуратные портики с двумя парами колонн и фронтонами, обрамляющие северный и южный входы. Особенную нарядность храму сообщают верхние ярусы барабанов. Они кажутся гораздо более декоративными по сравнению с другими элементами фасада, но на самом деле такой эффект создаётся лишь несколькими изысканными изгибами. В этой лаконичной точности отчётливо проявляется мастерство архитектора.

Устремлённый ввысь храм во имя свв. Космы и Дамиана по формальным признакам можно назвать пятикупольным, но его архитектурное решение настолько оригинально, что на самом деле не вписывается в это определение. Скорее это не пятикупольный, а пятибашенный храм, поскольку его малые главы покоятся не на традиционных, "растущих" из крыши, барабанах, а на высоких двухъярусных башнях, которые в свою очередь, стоят на полукруглых выступах на углах храма. Благодаря такому "лепестковому" основанию создаётся впечатление, что храм состоит из четырёх близко расположенных массивных, но изящных башен, соединённых между собой простенками. В нём есть что-то от сказочного замка, но в то же время сужающиеся кверху башни с золотыми крестами напоминают свечи в подсвечнике перед иконой. Во всём облике церкви подчёркнуто движение вверх. Четыре боковые башни не только отличаются большой высотой, но и расположены очень близко к центральной башне, что добавляет вертикальной динамики. Крыша храма - сильно покатая. Характерных для барокко украшений на фасаде немного, выступающие фигурные элементы присутствуют только в верхних ярусах башен, придавая всему храму изысканный "столичный" вид. В облике церкви, возведённой в эпоху расцвета классицизма, есть элементы и этого стиля. Боковые входы обрамлены двойными колоннами с тосканскими капителями, на которые опираются простые треугольные фронтоны. Над ними расположены ещё две пары колонн, подпирающие карниз под крышей здания. Алтарная апсида с пологой конической крышей сильно выступает за пределы основного объёма, но благодаря одинаковой высоте и симметричному расположению с трапезной не нарушает "вертикального" эффекта храма. Боковые входы и алтарная апсида храма украшены мозайками с изображениями святых. Самая большая из них находится по центру апсиды на месте прямоугольного окна, и изображает святого Георгия, поражающего змея. Апсида, как и два нижних яруса основного объёма, украшена пилястрами и мозаичными изображениями Спаса, Богородицы и Иоанна Предтечи; аналогичные изображения Николая Чудотворца и Космы и Дамиана расположены над входами.

Четырёхъярусная колокольня в духе классицизма при своей немалой высоте отличается лёгкостью и гармоничными пропорциями уменьшающихся объёмов. Три яруса в плане представляют собой четырёхугольники, верхний круглый ярус увенчан высоким шпилем с крестом. Храм и колокольня соединены двухэтажной трапезной и более поздней папертью. История не пощадила внутреннего убранства церкви. После закрытия храма в 1930-х годах от него не осталось и следа. Всё, что видит современный посетитель, заходя в церковь, - плоды трудов настоятеля и прихожан, появившиеся в последние полтора десятилетия. Нельзя не отметить, что работы выполнены замечательно - внутри храма по-настоящему светло и красиво. Особенное внимание обращает на себя новый иконостас. Его авторы отлично справились с трудной задачей "вписывания" иконостаса в необычный план храма, на всех четырёх углах которого расположены полукруглые башни. Иконостас как бы опоясывает весь храм - его конструкция не обрывается на краях восточной стены, а как бы совершает полный круг. Конечно, на других стенах в его нишах расположены уже отдельные иконы, но ощущение, что иконостас тебя окружает со всех сторон, остаётся. Кстати, "граница" между иконостасом и обычными иконами обозначена очень остроумно и деликатно: весь он состоит не из писаных, а из мозаичных икон, как бы перекликающихся с мозайками на внешних стенах храма. Высота храма вместе с крестами - более 30 метров, колокольни - более 35 метров. Длина фасада трапезной составляет чуть болше 20 метров, площадь помещения - почти 300 квадратных метров, однако площадь ныне действующей части церкви значительно меньше.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №38, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.