Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки.
При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая.
Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.
При входе в храм, на стене в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, в которой изображено следующее: “Лета 1827 года некто Боярин полковник Павел Сергеевич сын Чебышев, муж” благочестивый, богобоязненный, будучи одержимым жестокой болезнью, прибывши в г. Калугу, надеясь получить помощь от врачей, но пришедший здесь в столь сильное изнеможение, что едва мог ходить с помощью других, сподобился 15 августа утром иметь сновидение о исцелении его от Животворящего Креста, в часовне находящегося. Пробудившись ото сна по совету врача, выехал из дому для воздуха, и нечаянно приблизился к неизвестной ему часовне, в которой весьма обрадовался, узрев в ней те самые вещи, которые представлялись ему в сновидении. С верою и упованием, помолившись Кресту Господню, многими чудотворениями прославленному, по принятии святой воды от пречистых ног распятого на нем, вдруг ощутил в себе некую силу и крепость, и вышел из часовни без помощи других и возвратился в дом здравым. Во благодарение Господу за сие чудесное исцеление он дал святой обет, чтобы из одной часовни, издревле существовавшей, устроить храм во имя Воздвижения Животворящего Креста. Он Боярин после сего, будучи в Москве по делам своим, от Возобновившейся болезни почил в Бозе 1929 г. 5 января, и погребен в Симоновом монастыре. Супруга его Полковница Наталья дщерь Боярина Павла, по ходотайству Гавриила Епископа Калужского, получила от Святейшего Синода благословение на сооружение сего храма, коему основание положено того 1829 года июля 5 день, и который христианским усердием одной рабы Божей, при некоем пособии доброхотных дателей, сооружен и благолепно украшен того 1829 и 1830 г. во славу всесвятого имени Божия, и для приношения в нем бескровной жертвы и молитве о спасении рабов Божих Павла и Наталии и всех православных христиан».
На противоположной стене с правой стороны такой же величины изображение Креста Господня и 4 предстоящих, на медной позолоченной деке, внизу коей накладная доска с надписью: «Подпорутчицы Анны Чириковой двухкратное исцеление силой Животворящего Креста: первое – от беспрестанной головной, два года продолжающейся боли, а потом и с глухотою. При врачевании не получивши исцеления, она прибегла под сень Животворящего Креста, в храме этом и получила исцеление от болезни, которой с того времени не подвергалась; второе, по прошествии двух лет в 1833 году, после трудных родов поправясь в здоровье и выходя на воздух, вдруг лишилась действия всей правой стороны – полуголовы, руки, ноги, в сей болезни она прибегла к испытанной помощи всесильной. Супруг ее, поспешивший тогда же в храм сей для испрошения от Господа облегчения болящей, имел поручение привесить ко кресту голову, руку и ногу, не найдя оных всех готовых, повесил одну ногу. По возвращении он нашел болящую получившей некоторое движение в ноге, когда же два привеска им были привешены, то больная начала поправляться и вскоре выздоровела. Слава Господу, дающему по благости своей и по мере веры исцеление». Под сею иконою на стене написано: «здесь положено тело Иеромонаха Серапионна, который в сане сем служил 15 лет и отличился кротостью и терпением; а всего жития его было 87 лет и 1 месяц, представился 1805 года декабря 28 дня, погребен внутри часовни».
Прямо потив входа невысокий, но лепообразный иконостас, поле которого покрыто синею краской; в нем четыре небольшие колонны, тумбы и карнизы колонн, арабески, медальоны, репьи, изображения ветхого и нового завета, рамки икон и прочия вся резьба позлащена. Местные иконы украшены венцами. Левый клирос закрыт живописною иконою святителя Митрофана, а правый, в котором кроме сятцев, вставлены две складные Богородичные иконы, из них одна называется: «Утешение плачущих» старинного письма, высотой 15, шириной 10,5 вершков, риза и венец на ней сребропозлаченные чеканной работы, с клеймом 1795 года.
В южном отделении храма главная святыня оного Честный Животворящий Крест. Издревле чествуемый, он помещается на восточной стене сего отделения под особым балдахином, восьмиконечный, с резною плотно в рост человеческий, из целого куска дерева (кажется липового), оконечность правой ноги повреждена усердием древних богомольцев, которые отгрызли часть дерева для пользования от зубной боли. На Спасителе сребропозлаченный с сиянием убранным и стразами в серебряной оправе (1816 г.) и жемчугом разной величины, коего 256 зерен, полотно венца около самого лика осыпано в два ряда красными и белыми аквамаринами, вместо короны большой аметист, оправленный золотом, ажур в виде травы. В венце с украшением весу 3 фунта 50 золотников. На груди Спасителя цата, приложенная в 1831 году Иеромонахом Лаврентьева монастыря Павлом с надписью: «Иисусе Сыне Божий помилуй мя», сребропозлаченная, на такой же цепочке из стразов, оправленных в серебро, весу в ней 21 золотник. В цитате сей имеется голубой яхонт, два желтых и один белый простые камешки. На Спасителе опоясание, сделанное из серебра, в виде травчатой материи с завязанным сверху узлом; весу в сем опоясании 5 фунтов 30 золотников. Приложено в 1846 году Московским купцом Павлом Александровым. Весь Крест врезан в икону, на коей изображены 4 предстоящие, на коих венцы сребропозлаченные, весом 2 фунта 84 пробы 1816 года. Над простертыми руками распятого Господа изображены померкшее солнце и луна обратившаяся в кровь. Над распятием полуциркульный балдахин с бархатными занавесями и золотой бахромой, с таким же подзором. Перед Крестом висит неугосимо горящая сребропозлащенная лампада о трех ветвях – дар Московского купца Алтухова. У Креста сего привешиваются болящие серебряные изображения целой фигуры человеческой и разных частей человеческих: головы, глаз, грудей, рук, ног и проч. К этому чудному, или Чудотворному Кресту, как уже было замечено издревле: имели уважение все калужские граждане, не исключая и мнимых староверов, которые, приходя на поклонение ему, не принося впрочем «сердца сокрушенна и смиренна», ибо зараженные фарисейским мнением о своей праведности и чистоте, через то избегая всякого общения с церковными, то есть с православными, избирают для поклонения родной святыни время вне служб церковных, подобясь и в этом фарисействующим Иудеям, которые передавая на распятие и муки Неповинного, и в то же время держась обрядности внешней, не хотели войти в Претор на кануне субботы «да не осквернятся».
По левую сторону Креста в том же отделении Образ Божей Матери, именуемый «Блаженное чрево» весь покрыт ризою серебряною позлаченною, чеканной работы, на коей венец такой же и украшения из разных камней. Устроена в 1860 году на сумму, пожертвованную разными лицами. На сей иконе привешен серебряный местами позлаченный небольшой Крест с частицами св. мощей.
В северном отделении храма придел в честь иконы Божей Матери, устроенный при Преосвященном Григории II в 1855 году, освящен 12 июля того же года. В нем кроме небольших местных икон: Троеручницы (в серебряном окладе) и Нерукотворного образа, замечательная икона Божей Матери Иверской. Она написана на доске длиною 1.5 аршина, а шириной 1 аршин. На ней риза и венец сребропозлаченные чеканной работы с клеймом 1833 года, корона и несколько звездочек из стразов, бирюзы и простых разноцветных камешков. Вризе с украшениями 10 фунтов 68 золотников. За южными дверями храма имеется колодец под деревянной крышей, а за ним двухэтажный каменный, покрытый железом корпус, в котором помещается трапеза и прочие службы, а вверху на две стороны 14 келей, разделенных просторным корридором. Здесь помещаются все состоящие при церкви служители и послушники.
Церковная служба отправляется ежегодно живущими при церкви старцами с меньшей братией. Корпус этот начат строиться в 1852, а окончен в 1854 году. Главный фасад обращен на запад. Кроме сего, с восточной стороны за храмом в саду стоит деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для богадельни. Северная сторона площади возделывается для овощей, а на восточной и юго-восточной насажен сад, западная сторона составляет двор».
Источник: http://krestovskiy-abbey.ru/node/8