В семинарском здании в нижнем этаже, находился Никольский собор. Он
устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс. руб., пожертвованную унт.
-офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на сооружение 424 руб. Храм
был возобновлен в 1901 г., причем прежнее стенное письмо уничтожено и
заменено новым.
Икон в храме очень много. На южной его стороне
заставлено стенное изображение византийского стиля Перенесение мощей св.
Николая в Бар - град. На этой стороне обращает внимание копия Репинской
картины Избавление св. Николаем от рук палача невинноосужденных.Главною
святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой
население прибегало во время общественных бедствий. Св. Николай
изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия
Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее свв. Сергий
Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой свв.
Тихон и Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением
Калужского общества и стояла прежде среди торгово-промышленных
заведений, находившихся на восточной стороне Калуги, на посаде, точнее
там, где были ранее кузницы, около Ильинской церкви. В собор она
поступила после пожара, так как торгово-промышленные заведения были
перенесены на другое место. Другим чтимым образом храма является икона
Каплуновской Божией Матери.
Над собором, во втором этаже, сооружена
семинарская церковь во имя ап. Иоанна Богослова. Возникновением своим
она обязана преосв. Феофилакту, который имел архиерейское помещение при
Семинарии.
В Кафедральном соборе, ввиду его ветхости, с 1799 г. службы
не производилось, и он даже вышел из городового плана. Поэтому еп.
Феофилакт предложил его разобрать, а материалы, равно как иконостас и
прочую, для нового собора ненужную, утварь обратить на устройство теплой
церкви в семинарском каменном корпусе. В предложении об этом св. Синоду
епископ утверждал, что от сего для общества последует польза такова:
когда теплая церковь при семинарии устроится, тогда в зимнее время
кафедрального собора священноцерковнослужители могут в ней отправлять
священнослужение, а начальствующие семинарии и учители обязаны будут,
изъяснять в воскресные дни для пользы учащихся в семинарии и посторонних
лиц катихизис и св. писание, а студенты богословия говорить проповеди.
27/29 января 1808 г. состоялось разрешение Синода на осуществление плана
еп. Феофилакта, а в 1811 г. церковь была уже готова. До 1852 г. в ней
зимою совершали богослужение архиереи, так как до этого года
Кафедральный собор был холодным.
http://korolev.msk.ru/