ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Закрыть
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Последние добавленные статьи




Козельск (Оптино), Оптина Пустынь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.     Автор: Алексей Кротов, 2021-03-02

После возвращения монастыря Оптина Пустынь РПЦ, произошедшего 17 ноября 1987 года, главный храм обители - собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, был восстановлен первым и освящён уже в 1988 году.

Из книги-путеводителя: Свято-Введенская Оптина Пустынь. - Тула, ИПО "Лев Толстой", 1997


Муром, Воскресенский монастырь.     Автор: Алексей Кротов, 2021-03-02

Свято-Воскресенский женский монастырь относится к числу древних. Точная дата его основания не известна, но в описи города Мурома Бартенева 1637 года сообщается следующее: "За ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем церковь Воскресения Христова древяна о трех верхах на подклетах, да в приделе собор Архистратига Михаила да другой придел великого чудотворца Николы, да теплая церковь Введения Пресвятой Богородицы - древяна клетски с папертью. На колокольнице 8 колоколов, а около монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой, да 21 келья сестер, а земли под монастырем 43 сажени в длину и 36 сажень поперек". Таков был монастырь в первой половине ХVII столетия.

Судя по церковной утвари и украшениям, упомянутых в той же описи, монастырь был сравнительно небедный. Вскоре после 1637 года благотворителями был построен каменный Воскресенский храм. Наружный его вид до настоящего времени сохранился без существенных изменени... >>


Хамовники, Николая Чудотворца в Хамовниках, церковь.     Автор: Алексей Кротов, 2021-03-02

Начало Николо-Хамовническому храму было положено ещё в 1625 году, пока деревянному, одновременно с рождением в Москве новой государевой слободы. Само же каменное здание было заложено 21 мая 1679 года при Патриархе Иоакиме (1674-1690) и освящено 25 июня 1682 года. В 1694 году возведена трапезная с приделом во имя свт. Алексия Митрополита Московского. В середине следующего века, в 1757 году, по просьбам прихожан в северной части трапезной устроили ещё один придел во имя новоявленного святителя и Чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, освящённый в том же году 15 сентября.

Внешний вид Николо-Хамовнического храма говорит о том, как он прекрасен, красив и великолепен: он сверкает и играет своими красками и формами, от него веет какой-то весенней Пасхальной праздничностью ХVII столетия. Раскрашенный в своих архитектурных деталях как Пасхальное яйцо, красным и зелёным, убранный яркими изразцами, увенчанный, так любимым нашими предками, луковичным пятиглавием вместе с трапезно... >>


Хотьково, Покровский Хотьков монастырь.     Автор: Алексей Кротов, 2021-03-02

1 августа 2022 года исполнится 30 лет со дня возобновления монашеской жизни в одной из древнейших российских обителей - Хотьковом монастыре, расположенном всего в 10 километрах к юго-западу от Троице-Сергиевой Лавры. История обители, основанной предположительно в 1308 году, тесно связана с именем преподобного Сергия Радонежского, немалое время пребывавшего в её стенах, исходившего эту землю святыми стопами. Первое упоминание о Покровском монастыре "на Хотькове" содержится в летописном Житии Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым.

В нескольких километрах от Хотькова находится древнее славянское поселение Радонеж, куда в 1328 году, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители преподобного Сергия, именитые бояре Кирилл и Мария со своими сродниками и домочадцами. В Радонеже прошла юность Варфоломея, будущего Игумена и Печальника земли Русской. С детства стремившийся к иноческой жизни, он один из т... >>


Вятка (Киров), Спаса Нерукотворного Образа, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-02

Церковь сия построена в 1770 г. тщанием прихожан, зданием каменная, с таковой же колокольнею, крепка. Престола в ней два: в холодной во имя Всемилостивого Спаса, в теплой – блаженного Прокопия юродивого Устюжского. Утварью достаточна.

Причта положено по штату 1885 г. – священник и псаломщик. Дом у священника церкви каменный 2-х этажный. В нем помещаются священник и церковно-приходская школа. Дом этот пожертвован в 1883 г. о чем имеется Вятской духовной консистории указ от 31 октября за № 8230. Диакон на псаломщической вакансии проживает в казенной квартире на средства церкви.

Дом деревянный ветхий 2-х этажный с надворными постройками – баней, конюшней, погребом и землей в количестве 1,25 дес. В 1905 г. 26 августа по духовному завещанию перешел в пользу церкви от умершей крестьянской вдовы Наталии Ивановны Тарыковой; отдается в арендное содержание с разрешения епархиального начальства по 200 р. в год , согласно указа Консистории от 17 мая № 6946.

<... >>

Вятка (Киров), Троицы Живоначальной, кафедральный собор.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-02

Кафедральный Свято-Троицкий собор, каменный, построен в 1760-1772 г.г. Собору принадлежат две каменные часовни: одна близ села Великорецкого Орловского уезда, в 70 вер. от г. Вятки на месте явления Чудотворной иконы Святителя Николая, а другая близ села Филейского в 9 вер. от г. Вятки.

Причта по штату положено: Протоиерей, Ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика; все священноцерковнослужители живут в казенных квартирах.

Земли: кроме усадебной земли при соборных домах сенокосной земли удобн. 14 дес. 1120 саж., неудоб. 1 дес. 2130 саж.; сверх того есть небольшой сенной участок неизмеренный и необмежеванный за рекою Вяткою, против села Красного.

На содержание причта по штату Высочайше утвержденному отпускается в год 2450 руб.; сумма эта пополняется даяниями богомольцев за исправление молебнов пред находящеюся в соборе чудотворною иконою Св. и Чудотворца Николая; сверх сего причт пользуется процентами с капитала 17857 руб.>>


Владимир, Михаила Архангела в Красном селе, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-02

Село Красное от Владимира до Суздаля по почтовому тракту считается 34 версты. Этот тракт вначале, до села Доброго, идет по Московско-Нижегородскому шоссе и пересекает долину рч. Рпени. За речной долиной поднимаются высокие холмы, на которых расположены села Красное (в левой стороне от тракта) и Доброе (на самом тракте).

Села Доброе и Красное принадлежат к древнейшим поселениям Владимирского края и своими чисто русскими названиями свидетельствуют о том, что они первоначально были основаны славянскими колонистами в бывшей Мерянской земле в то отдаленное время, когда город Владимир приобретал политическое значение в древней Руси.

Именем «Красное» обыкновенно называют пригородные села: во Владимирской губернии с таким названием есть села при гг. Гороховце, Переславле, Юрьеве и Суздале.

Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 г.: «церковь Михаила Архангела въ Красномъ селе… дани двадцать одинъ ал... >>


Березняки, Успенский женский монастырь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-02

Ведомость церкви равноапостольного князя Владимира в селе Березняки, 1895 год

Березняковской храм во имя святого равноапостольного князя Владимира Церкви, на острове Сахалин, Корсаковского Округа, Камчатской Епархии, Приморской области.

Основание вышепоименованной церкви положено по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Макария, Епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского, Священником Корсаковской Церкви Александром Фадеевым 19 октября 1893 года. В августе месяце сего 1895 года постройка церкви окончена, средствами тюремного ведомства. По телеграмме Благочинного Унинского от 10 октября сего года, 21 ноября сего года церковь освящена малым чином.

Зданием деревянная, одноэтажная, с колокольнею на ней, длиною 39 аршин, шириною 21 аршин, в ней три печи. Престолов в ней один. Утварью достаточна. Земли усадебной пока нет.

Причта положено по штату с 1891 года один священник. Священник помещается временно в поселении Галкино-Врасском в д... >>


Вятка (Киров), Казанской иконы Божией Матери при бывшем Городском попечительства о бедных, домовая церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-01

Церковь находится в среднем этаже большого каменного храма, принадлежащего Вятскому губернскому попечительству о бедных. Построена в 1900 г. на средства Вятки первой гильдии купца Павла Петровича Клобукова. Освящена 5 февраля 1901 г. во имя Пресвятой Богородицы в честь ея иконы Казанской преосв Алексием епископом Вятским и Слободским и преосв Варсонофием епископом Глазовским.

Утварью и ризницей снабжена достаточно; тоже на средства вышеупомянутого купца Павла Петровича Клобукова.

Содержится с % полученных с 5000 р. ср-в Государственной 4% ренты за № 432-35 и 712 по 1000 р. каждые, пожертвованных в беспечение церкви Павлом Петровичем Клобуковым, и суммою, поступающей от пожертвований в кошелек и от продажи свеч и просфор для исправления богослужений в оной церкви.

По ходатайству Вятского государственного попечительства о бедных св. Синодом открыта штатная вакансия священника 23 февраля 1901 г. На содержание священника Вятским губернским попечительством о бедных п... >>


Калуга, Казанский монастырь (старый).     Автор: Алексей Кротов, 2021-03-01

Казанский девичий монастырь возник в виде общины монахинь вскоре после смутного времени в начале царствования Михаила Феодоровича, за несколько лет до 1617 года. В 1629 году была построена в монастыре каменная церковь. В конце ХVII века стараниями игумении Маремьяны Пальчиковой, иждивением царя Феодора Алексеевича, обитель обнесена каменной оградой с тремя воротами. Иждивением царей Иоанна и Петра Алексеевичей к той самой церкви, пристроена с западной стороны каменная трапезная с приделом во имя прп. Алексия человека Божия. Была устроена и отдельная каменная колокольня. В 1823 году при игумении Августе Казанская церковь расширена устройством в трапезной части северного придела во имя Ченстоховской иконы Божией Матери. На территории монастыря стояла небольшая восьмигранная часовня с иконой Казанской Божией Матери. В 1903 году на месте прежнего храма был построен новый трёхпрестольный храм, освящённый 6 июля того же года. Собор был построен в правление игумении Ангелины (Яновской).>>


Новая Слобода, Софрониево-Молчанская Печерская пустынь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-01

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря. В «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем ещё, что слой болота здесь чисто торфяной».

В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель... >>


Новая Слобода, Софрониево-Молчанская Печерская пустынь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-01

Древний Софрониевский монастырь - православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Является одним из семи чудес Сумщины.

Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI-XIII вв. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980-1015 гг).

Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 г. почти до основания уни... >>


Александров, Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.     Автор: Елена Григорьева, 2021-03-01

Покровская, ранее Троицкая, церковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове - шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм XVI века. В настоящее время службы в храме не проводятся, но он открыт для посещения как музейная экспозиция. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения

Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного Фёдор Крестьянин.

После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» - жилая деревянная часть дворца. В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь.

С запада к ней пристраивается двуст... >>


Клястицы, Петра и Павла, церковь.     Автор: Михаил Мещанинов, 2021-03-01

В 1910 году страховая оценка так описывает храм святых апостолов Петра и Павла в Клястицах, построенный в 1826 году: «Деревянная, на фундаменте из местного бутового камня, внутри и снаружи обшита досками и окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской». Известно, что сруб храма был украшен луковицеподобным куполом на восьмигранном барабане и маковкой над колокольней. В храме были большие иконы, центральный иконостас был весь покрыт позолотой, вокруг храма была чугунная ограда и только в советское время в конце 1937 года храм закрыли, снесли купола, потом разобрали и весь храм.

Из истории известно что в 19 июля 1912 г., в 100-летний юбилей сражения при Клястицах, прибыла делегация от лейб-гвардии Павловского полка (три офицера и один нижний чин), которая привезла в храм Петра и Павла образ Св. Александра Невского. Он был изготовлен в части в память участия 2-го батальона Павловского гренадерского полка в бою под Клястицами 19-го и... >>


Енисейск, Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери.     Автор: Елена Григорьева, 2021-02-28

В 2018 г. исполнилось 395 лет со дня основания Енисейского Иверского женского монастыря. Первоначально Иверский женский монастырь именовался Христорождественским (Рождественским) девичьим и представлял собой небольшой скит, состоящий из нескольких отдельных келий. Монастырь располагался на левом берегу Енисея, в устье рек Мельничной и Лазаревки.

До 1673 г. при нем имелась деревянная церковь во имя Рождества Христова. Однако, бушевавший в 1673 г. в городе Енисейске пожар уничтожил и саму церковь, и церковную утварь, и все строения. После пожаров 1673 и 1869 г.г., в 1872 г. была построена новая каменная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. Через два года указом Енисейской духовной консистории по благословению Священного Синода Христорождественский монастырь был переименован в Иверский.

История Енисейского женского монастыря включает в себя недолгое пребывание в нем старца Даниила Ачинского. Через несколько лет после его смерти на могиле старца была воздвигнута... >>


Дубой, Рождества Пресвятой Богородицы, церковь.     Автор: Елена Григорьева, 2021-02-28

Достопримечательностью деревни Дубой является церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1811 году, на данный момент он находится в достаточно хорошем состоянии и функционирует. Перед церковью - небольшая деревянная колокольня.

Неподалеку от церкви старинный деревянный особняк 19-го века, который в те времена, судя по всему, относился к комплексу церковных построек и служил в качестве дома священника и местной церковной администрации. Сегодня это здание находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в капитальном ремонте.

http://vedaj.by/index.php/ru/goroda/brest/pinsk/duboj


Можга, г., Михаила Архангела, церковь.     Автор: Терентий, 2021-02-28

Село Сям-Можга было основано 1861 году. Тогда же, по указу Священного Синода от 13 марта 1861 года, был открыт приход. Сразу же была заложена и построена пер­вая церковь. Она была деревянная, и постро­ена на средства прихожан. Старостой церкви был назначен Илларион Кокоулин. Освятили ее в честь Святого Василия Вели­кого. Церковь добросовестно служила на бла­го прихожан: в 1868 году при церкви было от­крыто церковно-приходское попечительство, а в 1878 году - церковно-приходская школа.

Первым настоятелем церкви был Протоиерей Матфей Кибардин. Этому человеку было суждено сыграть основную роль в основании Михайло-Архангельской церк­ви. Еще при строительстве деревянной церкви он понимал, что прихожанам бу­дет нужен новый храм. Места тогда здесь были людные. Например, к 1889 году в составе Сям-Можгинского прихода были следующие села и деревни: Вавож, Мул­тан, Сюмси, Ува-Тукля, Какмож, Кабано-во, Кэйшур, Сюровай, Нуркан, Асаново, Большая Инга, Ста... >>


Ванновский, Алексия, человека Божия, церковь.     Автор: Нуви, 2021-02-28

Описание церкви в Новогоднюю ночь в газете Туркестанские Епархиальные Ведомости №3 1908 г. Небольшая, но уютная церковь, в честь преп. Алексия человека Божия, в ней трепетным мерцанием горят свечи и лампады пред крайне простым и обыкновенного рисунка иконостасом, освещая с кроткими лицами иконописные изображения Спасителя и Божией Матери, сделанные на полотне. На солее отделены маленькие клиросы, возле которых возвышаются на гладко обделанных шестах хоругви с изображенными на них событиями земной жизни Христа Спасителя. У входа в церковь по правую сторону стоит небольшая герметическая печь, возле которой на табурете лежит крестильная ванна, покрытая белым покровом, а по левую — свечной ящик, за которым стоит ктитор. Неподалеку от него возвышается шкаф для свящ. одежд и церковных книг. Небольшой алтарь, освященный одной лишь лампадой вспыхивающей, то ярким пламенем, то слабым-слабым синим огоньком. Настоятель церкви о. Тихон.


Березняки, Успенский женский монастырь.     Автор: Сергей Ковров , 2021-02-28

Окормление села православным священником осуществлялось с 1892 года. Однопрестольная тюремная церковь во имя равноапостольного Владимира была освящена в селе 13 июля 1896 года. Храм сгорел в 1899 году, но к началу русско-японской войны был отстроен заново. По итогам войны село перешло под власть Японии, храм снова сгорел, а приход сошёл на нет. Когда владыка Киотоский Сергий (Тихомиров) посетил место бывшей церкви в сентябре 1911 года, на пепелище стоял большой крест, предположительно на месте алтаря.

В 2013 году в селе стали снова возводить православный Владимирский храм поблизости от места изначальной церкви. К началу декабря был залит фундамент, строительство было приостановлено и местные жители собирали пожертвования для продолжения работ. К лету 2014 года храм был в целом отстроен. 28 июля того года первую Божественную литургию в церкви совершил архиепископ Южно-Сахалинский Тихон (Доровских).

В 2015 году при Владимирском храме началось устроение первого в истори... >>


Мгарь, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. Колокольня.     Автор: Сергей Ковров , 2021-02-28

В 1785 г. на месте, где любил уединяться Афанасий Лубенский, патриарх Цареградский, была построена колокольня в стиле барокко. Колокольня  начата в 1785 г., достроена в 1837–1844 гг. Включена в кольцо ограды и служила главным входом на территорию монастыря. Кирпичная, трехъярусная, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. В плане первый ярус представляет собой квадрат с закругленными углами, остальные – круглые. Увенчана полусферическим куполом. Фасады первого яруса оформлены четырехколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхние ярусы прорезаны высокими арочными проемами, украшены спаренными колоннами – ионическими во втором ярусе и коринфскими – в третьем, и двумя рядами ниш. Памятник является произведением архитектуры в стиле барокко.