ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Спаса Вседержителя монастырь. Церковь Спаса Вседержителя.

Южная церковь; Церковь Спаса Пантократора


Стамбул. Спаса Вседержителя монастырь. Церковь Спаса Вседержителя
Церковь. Не действует.
Престолы: Спаса Вседержителя
Год постройки: Между 1118 и 1134.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Турция, Стамбул, Фатих, махалле Зейрек, улица Фазилет, 47

Координаты: 41.019754, 28.957112
Ссылки: Прочее 





Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 ноября 2025

«…Строительство Пантократора монастыря началось с кафоликона - Южной церкви (1118 - до 1134). Это крупнейший в К-поле (основной объем - 23×15,5 м) крестово-купольный храм на 4 порфирных колоннах сложного извода (заменены в османское время каннелированными столпами; одна выставлена около храма). Перед 3 апсидами (центральная выше боковых) расположены суженные вимы с полуциркульными сводами: в центральной в боковых стенах по комниновской «моде» устроены апсидиолы, в наружных стенах боковых - более низкие полукруглые ниши. В наосе 3 мраморных карниза; малые подпружные арки и конхи апсидиолей повышены относительно уровня 1-го карниза, что придает интерьеру вертикализм. Пониженные угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. В центральной апсиде окно тройное, в боковых - одинарные (верхние окна пробиты позже); в торцах рукавов креста в 2 яруса размещены трибелоны на мраморных столбиках (на западе нижний служит проемом хор), в стенах угловых ячеек большие одинарные окна.

Купол реберчатый, барабан имеет 16 окон и 16 граней снаружи, с пилястрами на углах. Одновременно с боковым объемом были построены 2-ярусный нартекс, соединявшийся с наосом 3 дверями и перекрытый на обоих ярусах 5 крестовыми сводами, с тройным проходом с запада, и боковые галереи (южная перестроена, северная уничтожена при строительстве храма арх. Михаила) с апсидами. Верхний ярус нартекса со всех сторон прорезан трибелонами на мраморных колонках или столбиках; центральная ячейка была позднее (?) увенчана 12-гранным куполом аналогичной основному формы.

Кладка выполнена преимущественно из вторично использованной плинфы эпохи имп. Константина I в технике утопленного ряда, с небольшими вставками рядов камня; карнизы были зубчатые. На сводах положены амфоры. Центральная апсида снаружи 7-гранная: верхняя часть разделана 7 узкими полукруглыми в плане нишами, в нижней части в 3 центральных гранях расположены окна, а в боковых и на заплечиках - высокие и узкие, сложнопрофилированные, полукруглые в плане ниши с фигурной кладкой в конхах. Боковые апсиды - 5-гранные, с аналогичной отделкой; на южном заплечике южной апсиды - полуколонка. Ниши придают восточному фасаду ярко выраженный вертикализм. Торцы др. рукавов креста разделены сложнопрофилированной глухой аркой. Окна на барабане и арки трибелонов тоже имеют двойной профиль, а завершения глухих арок на зап. фасаде нартекса - тройной. Позднее с запада был добавлен экзонартекс, также перекрытый 5 крестовыми сводами, с 3 проходами в нартекс и с большими арочными проемами в нижней части фасада. Кладка внизу - opus mixtum, наверху - кирпичная. Завершения арок - с двойным профилем.<…>

Южная церковь П. м. была наиболее богато украшена. Пол выполнен в технике opus sectile и наряду с переплетающимися кругами включает растительные мотивы и сюжеты, в т. ч. сцены охоты, буколические сцены, изображения мифологических существ, а также круг зодиака и сцены из истории Самсона. Иконография многих композиций ранневизантийская; по мнению Р. Оустерхаута, церковь подражает храму св. Апостолов. Нижняя часть стен была облицована мраморными плитами (сохранились в виме), крепившимися на железных штифтах. Плиты были перерезаны из ранневизантийских архитектурных деталей: внизу - плиты проконесского мрамора, а вверху - панно из 4 зеркально сложенных плит цветного мрамора, вставленных в мраморные рамы. Косяки дверей - из цветного мрамора.

На колонках и столбиках были вторично использованы ранневизантийские резные капители. На хорах сохранился резной космит. До 1739 г. существовали вырезанные на мраморе стихи в честь имп. четы Иоанна II и Ирины. На сводах были мозаики, погибшие после середины XVIII в.: по источникам известны изображения Пантократора над входом, «Распятие» и «Воскресение» - в центральном алтаре, «Тайная вечеря» - в правой конхе, «Омовение ног» - в левой и «Успение» - над западной (?) дверью. В апсиде обнаружены многочисленные фрагменты витражного стекла со стоящими фигурами и с надписями (происхождение их создателей остается предметом дискуссии). Три резных мраморных карниза (частично заменены османами) были первоначально позолочены. Традиц. литургические атрибуты храма утрачены, кроме использованных в османском михрабе 2 плит, взятых из храма св. Полиевкта, и надпрестольного (?) кивория: на 4 колонках (пара двойных колонн с «Геракловым узлом» и 2 восьмигранных) и на 4 резных арках покоится квадрат основания с резным карнизом, переходящий в 8-гранный шатер; внутри - рельефные монограммы с именем Игнатий и кресты в «тромпах»…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.