ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая).

Казанская церковь


Сергиев Посад. Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ярусные храмы
Год постройки:не ранее 1752.
Год утраты:1958 (разобрана)
Адрес:
Московская область, город Сергиев Посад, улица Кузьминова, д. 1/5.

Координаты: 56.307262, 38.124559





Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Вид с востока. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301672)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с востока. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301672)
Дмитрий Волохов
25 мая 1957
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Вид с юго-востока. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301606)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301606)
Дмитрий Волохов
25 мая 1957
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Северный фасад. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301577)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Северный фасад. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301577)
Дмитрий Волохов
25 мая 1957
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Вид с запада. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301572)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с запада. Фото Каверзнева М. Г. 25.05.1957 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 35301572)
Дмитрий Волохов
25 мая 1957
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Фото из книги Н.Н. Соболева "Русская народная резьба по дереву" 1934 года<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото из книги Н.Н. Соболева "Русская народная резьба по дереву" 1934 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1934
Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая), Фото нач. 1890-х гг., альбом "Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры". Источник: pastvu.com/p/165614<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото нач. 1890-х гг., альбом "Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры". Источник: pastvu.com/p/165614
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  28 марта 2021

На этой территории изначально находилось древнее село Панино с 13-ю деревнями, известные с XV века. Во второй половине 1450-х гг. великий князь Василий II променял их Троице-Сергиеву монастырю. Сведения о существовании в Панино храма отсутствуют, но, судя по тому, что это было село, можно предполагать и наличие в нем церкви. Панино относилось к числу бедных подмонастырских поселений, и уже в XVI столетии пришло в запустение. События Смутного времени, интервенция поставили окончательную точку в истории села.

После Деулинского перемирия 1618 г. на месте Панино возникают новые поселения – Стрелецкие и Пушкарская слободы (первое упоминание о них относится к 1622-24 гг.), в которых разместился воинский гарнизон Троицкой крепости. Необходимость иметь вооруженную охрану, постоянное войско, готовое в любой момент встать на защиту монастыря, показали недавние военные действия. Пушкари и стрельцы пожелали, чтобы рядом с их дворами была построена церковь.

Не позднее 1645 г., «снисходя к просьбе народа», здесь строится деревянная Казанская церковь с приделом пророка Божия Илии. Она была возведена тщанием троицкого архимандрита Адриана (1640 – 1656), келаря Авраамия Подлесова и казначея Симона Азарьина (будущего келаря). Посвящение престолов было неслучайным: с Казанской иконой связано освобождение столицы и всего Московского государства от польско-литовских интервентов. С чудотворным образом второе ополчение К. Минина и князя Д.М. Пожарского шло к Москве через Троице-Сергиев монастырь. Четыре августовских дня 1612 г. стояло ополчение в разоренных подмонастырских поселениях, готовясь к последнему маршу к столице. Появление Ильинского придела берет свою историю почти в это же время и заставляет нас обратиться к «Житию» и «Повествованию о чудесах» прп. Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (1610-1633), на плечи которого легло восстановление обители после двух осад. Его жизнеописатель, старец Симон Азарьин, свидетельствует: «Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы – то о ниспослании дождя, то о вёдре (солнечной погоде), творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии…» вблизи стен Сергиевой обители. Первая деревянная церковь, согласно Писцовой книге 1684 г., была «вверх шатрова», «а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение».

Примечательно, что в этом же письменном источнике Пушкарская и Стрелецкая слободы объединены под общим названием – Ильинская слобода. Со временем деревянная церковь весьма обветшала. В XVIII веке священники и прихожане жаловались келарю Троице-Сергиева монастыря Иосифу Бурцову: «служить де в той церкви стало невозможно и опасно… и как бы во время божественного пения во оной церкви народу не подавило». В 1727 г. придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново рядом с прежней Казанской. Она была освящена архимандритом Лавры Варлаамом II (1726-1737).

Пожар 1746 г. уничтожил оба храма «до основания». Через месяц после огненной беды прихожане «бьют челом» лаврскому начальству с просьбой разрешить им строительство новых деревянных церквей. В 1747 г. на прежнем месте была поставлена Ильинская церковь. Вместо сгоревшего Казанского храма срубили часовню, чтобы отправлять часы, утреню и вечерню, крестить младенцев и отпевать усопших. Через три года в 1752 г. часовню сменила новая Казанская церковь, просуществовавшая вплоть до 1958 г.

Она была редким образцом деревянного храмового зодчества: едва ли не единственной во всем Подмосковье деревянной церковью ярусного типа. Церковь представляла собой высокий прямоугольный сруб, на котором располагались три последовательно уменьшающихся восьмерика. С востока к основному объему примыкал пятистенный алтарь, а с запада – трапезная с двускатной кровлей. Колокольни у Казанской церкви не было. Ее внутренне пространство было открыто на всю высоту. По мнению очевидцев, «церковь выглядела довольно благолепно». Храм снаружи был окрашен в розовый цвет, глава и крест позолочены. Стены внутри храма были покрыты «серым колером на масле и расписаны орнаментами», купол украшен живописью.

Источник: http://www.spblago.ru/?p=588



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.