ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах".


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:между приблизительно 1780 и приблизительно 1800.
Адрес:
141300, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Координаты:56.31141, 38.1308
Проезд:Храм находится на территории Лавры




Добавить фотографию
Сортировка:


Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с юго-запада с третьего яруса колокольни.
Роман Бобков
27 января 2013
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Калитка и часть ограды Царских чертогов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 июня 2020
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Сергиев Посад. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в царских "чертогах" Троице-Сергиевой лавры.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 сентября 2008
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Алексей Александров
18 февраля 2008
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1989
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Главка была другая
Андрей Агафонов
1 мая 1983
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
JuNe
19 августа 2005
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область

JuNe
19 августа 2005
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Плафон купола
Священник Артемий
1 февраля 2014
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Северо-восточная сторона внутреннего убранства храма
Священник Артемий
6 сентября 2011
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Калитка ограды Царских чертогов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 февраля 2011
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Внутренний вид академического храма после преобразования в 1913 году, 1913-1919 г.г. Источник: ЦАК.
Елена Григорьева
1 января 1913
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Интерьер Покровского Академического храма. Вид на иконостас, 1955-1959 г.г. Источник: ЦАК.
Елена Григорьева
??
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Московская Духовная Академия и Покровский храм в период с 1892 по 1913 г.г. Источник: ЦАК.
Елена Григорьева
??
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Внутренний интерьер Покровского храма с 1892 по 1913 г.г. Источник: ЦАК.
Елена Григорьева
??
Троице-Сергиева Лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Царских "чертогах" - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Панорама академической территории в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, 1914–1917 г.г. Источник: ЦАК.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин,  1 октября 2011

Большое двухэтажное здание Царских Чертогов расположено на северной стороне монастыря. Оно было построено в конце XVII в. в качестве царского дворца в главном монастыре Московского государства. Нарядный декор из белого камня и полихромных изразцов, оформление фасада в обоих этажах парными окнами в пышных наличниках и, к сожалению, не сохранившиеся богато украшенные парадные всходы на южной стороне сделали это здание одним из лучших дворцовых сооружений московского барокко.

Здание Царских Чертогов, имеющее такие же размеры и полихромную раскраску фасада «в шахмат», что и расположенный на южной стороне Трапезный храм, в архитектурном плане включило северную сторону монастыря в единый ансамбль. В западной части здания сохранилась великолепная лепная отделка, выполненная в 1745–1748 гг., с изображением «баталий» Петра I, аллегорических сюжетов и эмблем. Сохранились две прекрасные кафельные печи середины XVII в. из расписных полихромных и синих изразцов.

С 1814 г. в Царских Чертогах располагается Московская Духовная академия. Академический храм в честь Покрова Божией Матери, устроенный в восточной части здания Царских Чертогов в 1870 г., был значительно расширен в 1892 г. Настенная роспись в храме осуществлена в древних традициях учениками Иконописной школы при МДА.

http://www.stsl.ru/guide/building.php?num=23


Статью добавил(а): Анонимный участник,  8 апреля 2015

Домовый храм при Московской духовной академии. Устроен в 1870 г. в восточной части б.дворца "Чертоги" на средства В.А.Толоконникова. В 1881 г. устроен деревянный купол. В 1892 г. церковь расширялась по проекту арх.И.Ф.Червенко. Был закрыт в 1919 г., в 1921 г. выгорел, купол снят. В 1940-х гг. здание возвращено Духовной Академии. Церковь восстановлена в 1955 г., купол в 1979 г.

"Царские чертоги" в комплексе "Монастырь Троице-Сергиева лавра" является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Кирилл Аминов, 8 апреля 2015 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  2 сентября 2019

Открытие Московской духовной академии в стенах Сергиевой обители состоялось на Покров - 1 октября 1814 г. С тех пор этот день всегда отличался особой торжественностью. После Литургии, совершенной в одном из лаврских храмов, в академической зале для публичных испытаний проходил акт, на котором ректор Академии произносил речь, зачитывались списки студентов, лучших награждали.

В первые полвека своего пребывания в Лавре у Академии не было собственного храма. Молебны, всенощные бдения и другие последования, которые можно совершать вне освященного храма, обычно проходили в академической зале. Божественную литургию в воскресные и праздничные дни академическое братство, в котором всегда было немало монашествующего и белого духовенства, совершало в лаврских храмах: в осеннее и зимнее время – в теплой Трапезной церкви в честь Преподобного Сергия, со Светлой седмицы до осени – в Успенском соборе. В весеннее время в соборе было весьма холодно, так что приходилось довольствоваться ранними Литургиями в небольших церквях Лавры. Академическое священноначалие, по согласованию с лаврским, определяло, в какой из церквей будет совершаться богослужение, кому в нем участвовать и тому подобное. В любую погоду к началу богослужения студенты шли попарно под предводительством инспекции (с середины XIX в. парное шествие уже не практиковалось). Иногда вся академическая семья собиралась в небольшой Смоленской церкви.

Ввиду многих неудобств, связанных с таким порядком, в Академии назрело желание иметь домовую церковь. Первым высказал такое предложение ректор архимандрит Евсевий (Орлинский), начальствовавший в Академии с 1841 по 1847 г. Но митрополит Филарет (Дроздов) не видел необходимости в устроении отдельной академической церкви. При этом он обыкновенно говорил, что в Лавре и без того достаточно храмов, где можно молиться.

Свой храм Академия получила лишь при митрополите Иннокентии (Вениаминове). Вопрос о домовой церкви поднял товарищ упомянутого архимандрита Евсевия по академическому курсу ректор протоиерей Александр Васильевич Горский, возглавлявший Московскую духовную академию с 23 октября 1862 г. и до своей кончины 11 октября 1875 г. Отец Александр заручился согласием, с одной стороны, митрополита Иннокентия на рассмотрение вопроса об Академической церкви, а с другой, почетного блюстителя Академии Алексея Васильевича Толоконникова на устроение церкви его иждивением. Теперь нужно было позаботиться об избрании места. Самой удобной для этого оказалась зала публичных испытаний, но её расположение позволяло устроить алтарь только на юг. Во избежание этого неудобства предполагалось употребить под церковь часть профессорского корпуса, в котором алтарь можно было бы устроить прямо на восток, по направлению к нынешнему библиотечному корпусу. Но приспособление профессорского корпуса для церкви требовало больших затрат, на которые не мог согласиться почетный блюститель. Пришлось вернуться к прежней мысли о приспособлении упомянутой залы для церкви, причем оставался неразрешенным лишь один вопрос – о возможности обращения алтаря на юг, а не на восток. Протоиерей Александр Горский беседовал об этом с митрополитом Иннокентием и получил от него благословение устроить храм алтарем на юг. Митрополит считал, что «в готовых зданиях нужно приноравливаться к удобству их».

Дело об устройстве церкви было следующим. К 1 апреля 1869 г. в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм. К записке А.В. Толоконников приложил рисунок алтаря будущего храма, составленный архитектором Академии Гущиным. Правление Академии, со своей стороны, сделало от 2 апреля того же года представление митрополиту Иннокентию, где перечислялись неудобства, связанные с отсутствием у Академии собственной церкви. В частности, указывалось, что студенты стоят среди народа и при большом стечении богомольцев терпят тесноту, надзор за ними для академического начальства весьма затруднителен и время богослужения, назначаемое монастырским начальством, не всегда удобосовместимо с учебными требованиями Академии. В представлении митрополиту предлагалось также:  освятить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память об открытии Академии после переезда в Лавру 1 октября 1814 г.; при церкви, кроме настоятеля, которым может быть ректор Академии, иметь от двух до четырех священников из наставников Академии; иметь при церкви одного или двух диаконов из воспитанников; в случае же недостатка диаконов, приглашать таковых для совершения богослужения из Лавры или из приходских церквей Сергиева Посада; причетнические обязанности возложить на студентов. Под этим документом подписались ректор Академии протоиерей Александр Горский, инспектор архимандрит Михаил (Лузин) и профессор протоиерей Филарет Сергиевский. Представление скрепил подписью секретарь Е.В. Амфитеатров.

14 апреля 1869 г. последовало определение Святейшего Синода об устройстве домовой церкви в Московской духовной академии. Времени на устройство храма потребовалось немного, так как нужно было только приспособить залу для церкви и соорудить алтарь. К началу 1870 г. работа завершилась. Освящение храма митрополит Иннокентий поручил совершить Преосвященному Игнатию (Рождественскому), епископу Можайскому. Академическое правление благопочтительнейше просило освятить храм 12 февраля, в праздник святителя Алексия Московского, согласно с желанием храмоздателя Алексия Толоконникова. Всенощное бдение накануне освящения и первую Литургию в новой церкви епископ Игнатий совершил в сослужении наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), собора старшего духовенства Лавры и Академии. Из московского духовенства участие в богослужении принял кафедральный протоиерей Петр Покровский. В конце Литургии ректор Академии протоиерей Александр Горский произнес проповедь на слова 92-го псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Он обратил внимание на ту залу, в которой была устроена и освящена домовая церковь Академии. «Сия храмина, – говорил ректор, – самым Промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось Слово Божие, преподавались догматы православной веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы Церкви Христовой. Потом она употребляема была преимущественно для общей домашней молитвы… Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился Сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами».

Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Митрополит Леонтий (Лебединский) при первом посещении Академии в январе 1892 г. обратил внимание на тесноту храма. В том же году по совету митрополита, при ректоре архимандрите Антонии (Храповицком), было предпринято полное переустройство академической церкви, с обращением алтаря на восток. Работы начались 4 июня 1892 г. К осени над густыми деревьями академического сада возвышалась новая позолоченная глава, увенчанная крестом. Изящные, украшенные красивой резьбой ворота указывали богомольцам путь к Академическому храму. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов. Вновь устроены были обширные сени и чугунная лестница, ведущая к церковным дверям. Алтарь перенесли в пристройку у восточной стороны, и пространство храма увеличилось почти вдвое. Реконструированный храм был освящен самим митрополитом Леонтием 20 сентября 1892 г. В конце Литургии митрополит произнес слово и пожелал, чтобы торжество освящения храма послужило студентам побуждением к обновлению и освящению духа.

Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. В этот период Академию все чаще стали возглавлять ректоры в епископском сане (с титулом Волоколамский). Академическое богослужение стало торжественнее, возрастало и количество богомольцев. В начале ХХ века опять стали раздаваться голоса, призывавшие к увеличению Академического храма. К столетию существования Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.

Летом 1913 г. по благословению митрополита Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего были разобраны потолок и крыша и возведен полукруглый свод. Был сделан новый купол – над центром храма, и большое окно в восточной стене, отчего стало гораздо светлее. Работы закончились в начале ноября 1913 г. Обновление храма совершил 16 ноября ректор Академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) в сослужении академического духовенства. На торжество пригласили протодиакона Успенского собора Кремля Константина Розова. На следующий день епископ Феодор совершил в обновленном храме Божественную литургию и благодарственный молебен, перед началом которого инспектор Академии архимандрит Иларион (Троицкий) произнес прочувствованное слово. Он говорил: «Всякое учреждение славно постольку, поскольку оправдывает оно ту цель, ради которой и существует. Цель Академии ясна и определенна: давать просвещенных служителей Церкви… Особая слава Академического храма в том и состоит, чтобы он самой Академии помогал оправдать ее назначение».

Перестройка 1913 г. придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 г. он был расписан художниками С.С. Макаровым и Н.А. Протопоповым по образцу фресок В.М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе. Одновременно был сделан роскошный трехъярусный иконостас. Над Царскими вратами в третьем ярусе помещалась икона Покрова Пресвятой Богородицы в вызолоченной ризе, окруженная металлическими лучами. Над иконой возвышался небольшой золотой крест, перед ней горела неугасимая лампада. Эту икону, по афонскому обычаю, опускали во время акафиста. Храм был украшен четырьмя паникадилами. Центральное – в виде огромного широкого кольца – было увенчано стилизованной короной.

В 1919 г., после закрытия Троице-Сергиевой лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.

В 1948 г. возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 г. Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 г. Святейший Патриарх Алексий I интересовался буквально всем, что касалось возрождения святыни. Его заботами помещение храма преображалось с редкой быстротой – строительные работы были закончены в мае 1955 г. Освящение состоялось 21 мая. Накануне ректор протоиерей Константин Ружицкий с академическим духовенством совершил Всенощное бдение и водосвятный молебен. На следующий день в Академию прибыл Святейший Патриарх Алексий I. Сразу же после чина освящения началась первая Божественная литургия. По окончании Литургии Патриарх произнес речь, в которой отметил: «Я думаю, что не погрешу, если скажу с убеждением, что есть немалая доля и ваших заслуг перед Богом, за которые послан нам этот дар – восстановление сего дома Божия. Вы пришли сюда, в этот храм духовной науки, по усердию к делу Божию: одни – чтобы преподать, другие – чтобы изучить Слово Божие и истины нашей веры, вы отдались этому делу со всей ревностью, и время показало, что Господь благословляет ваши труды, ибо жизнь нашей духовной школы течет успешно…».

После восстановления храм был расписан в период с 1955 по 1965 г.г. В ночь с 27 на 28 сентября 1986 г. Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Впоследствии был заменен купол, пострадавшие росписи удалены, и храм расписан заново учениками монахини Иулиании (Соколовой; †1981) в период с 1987 по 1990 г.г.

Каждый, кто вступает ныне в Академический храм, проникается его благолепием. В дивную гармонию слились здесь древние иконы, иконы современного письма и настенная роспись. Иконостас, несколько необычный, торжественный и стройный, всякий раз невольно привлекает внимание приходящих в храм на молитву. Непосвященному довольно трудно распознать, что здесь создано в наше время, а что написано иконописцами далекого прошлого.

Происходящий из разрушенной в 1935 г. московской церкви преподобного Харитона Исповедника и воссозданный в Лавре иконостас Покровского храма хранит ряд древних икон, достойных самого пристального внимания и изучения. Несколько икон праздничного чина написаны монахиней Иулианией. Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат. Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний», – говорил псаломски при освящении Академической церкви в 1870 г. ректор протоиерей Александр Горский. Уже 135 лет святыня алтаря Господня осеняет дом высшего богословского учения. Имена в Бозе почивших храмоздателей во всю долготу дний существования Академического храма будут возноситься в молитвах пред Престолом Божиим, и святыня сего дома Господня всегда будет освящать наши души и укреплять нас в подготовке к служению Святой Христовой Церкви.

Автор: Иеродиакон Ефрем (Просянок), Материал подготовил: иеромонах Варнава (Лосев); http://mpda.ru/academic-chapels/academy-intersession-chapel/

25 января 2019 г. начались работы по установке лесов в Покровском храме Московской духовной академии. Впереди много дел: отмывка росписей, увеличение мощности главного паникадила, ремонт обветшавшего балкона для хора, установка оборудования для освещения росписей и иконостаса, установка звукового оборудования, реставрация иконостаса. Работы займут продолжительное время. Многие вещи будут сделаны силами студентов, но также необходима работа дорогостоящих профессионалов и покупка оборудования.

http://hram.mpda.ru/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  2 сентября 2019

Более половины первого столетия своего существования Московская духовная академия не имела своего собственного храма. Академическая семья собиралась на молитву или в академическом зале, где совершались всенощные, или в лаврских храмах, преимущественно в Трапезной церкви. Посещение богослужения связано было поэтому с некоторыми неудобствами, да и само богослужение академическое страдало немало. Менялось и место, и время богослужения, и, естественно, само богослужение бывало иногда «не совсем стройно». Устройством отдельного храма академия обязана своему незабвенному ректору – протоиерею А.В. Горскому. Несомненно, этот факт весьма знаменателен. Имя А.В. Горского есть самое славное ученое имя Московской академии за первое столетие ее исторической жизни. В чувстве благоговейного уважения к памяти А.В. Горского объединяются все. И вот, этот великий ученый сознавал неудобство высшей духовной школе оставаться без своего храма. Ученость в лице А.В. Горского не погашала его благочестия. Современник свидетельствует, что он был «великий охотник до церковных служб». При одном случае А.В. Горский советовал студентам академии внимательно изучать православное богослужение, потому что оно представляет «цвет и плод древа жизни Церкви Христовой». Когда началось дело об устройстве академического храма, А.В. Горский радовался тому, «что нам даровано будет утешение не только прилежати в дому Божием, но и жить под кровом его, дабы более и более самим и нашим юношам проникаться и исполняться духа церковного».

Храм был устроен в академическом зале, где прежде происходили (около того времени отмененные) публичные испытания, и освящен 12 февраля 1870 г. Первоначальный академический храм был очень невелик и алтарем обращен был на юг, что несогласно с 91 правилом свт. Василия Великого, по которому «все зрим к востоку во время молитв» и «чрез сие ищем древнего отечества рая, который насадил Бог в Едеме на востоке».

Между тем и в Московской академии начали появляться ректора в сане епископа. Академическое богослужение становилось торжественнее. Скоро стала ощущаться нужда в расширении академического храма. Храм и был более нежели вдвое расширен в 1892 г., когда ректором был архимандрит Антоний (ныне архиепископ Харьковский), причем алтарь был обращен уже на восток. В новом виде храм был освящен 20 сентября 1892 г., за несколько дней до празднования 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия.

Но и в новом своем перестроенном виде храм простоял почти ровно столько же, сколько первоначальный храм А.В. Горского. Храм был низок и темен, не имел никаких архитектурных достоинств. Поэтому летом 1913 г. над храмом был устроен новый железобетонный свод, благодаря чему храм стал вдвое выше, нежели был прежде. С 16 ноября 1913 г. началось совершение богослужения в перестроенном храме, но храму не доставало того, что составляет красоту православного храма – соответствующего новой высоте храма иконостаса и стенной росписи. Ведь по слову святых отцов Седьмого Вселенского Собора, церковное благолепие, состоящее из живописных изображений, «служит нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова и к подобной пользе», потому что взирающие на священные изображения «подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных». Придать академическому храму вид настоящего православного храма было особенно благовременно в виду приближавшегося дня 100-летнего юбилея академии, который предполагалось праздновать торжественно. Но недостаток средств и даже полное их отсутствие тормозили дело. Еще при начале перестройки свода стали поэтому обращаться к различным частным благотворителям, а затем решено было обратиться и ко всем бывшим питомцам академии с просьбою сделать посильное пожертвование на академический храм ко дню 100-летнего юбилея академии. Еще прот. А.В. Горский, устроив храм, обращался к близким академии лицам с просьбою о содействии благоукрашению академического храма. Дары этих старых питомцев академии (преимущественно в виде икон) еще и теперь украшают академический храм.

В начале 1914 г. было разослано не менее тысячи нижеследующих воззваний: «В наступившем 1914 г. Московская духовная академия будет праздновать свой 100-летний юбилей. Одна из самых насущных академических нужд ко времени этого юбилея – приведение в приличный вид академического храма. Перестроенный в прошлом году храм весьма нуждается в утвари, нет еще соответствующего новой высоте храма иконостаса, совсем обветшала ризница. А между тем нигде в академии так не живет память об ее бывших учениках, как в академическом храме, где поминаются все в академии учившие и учившиеся, начальствовавшие и служившие. Это обстоятельство и дает нам смелость обратиться ко всем близким академии лицам с просьбою вспомнить ко дню академического юбилея академический храм и присылкой посильного пожертвования посодействовать тому, чтобы ко дню юбилея родной академии можно было храму придать вид, сколько-нибудь достойный высшей церковной школы».

Не до всех, конечно, питомцев академии достигло это воззвание, потому что мать-академия не о всех своих детях знает, где они живут и где трудятся. Тем не менее приток пожертвований начался немедленно. От лица академии приносим глубокую благодарность всем жертвователям и земно кланяемся от себя лично мы, настоящие представители столетней академии.

Немедленно по окончании учебных занятий в июне 1914 г. приступили к росписи свода и стен академического храма. Роспись же алтаря взял на себя архитектор храма Сергей Семенович Макаров. Свод и стены храма расписывал петроградский художник Н.А. Протопопов, который прежде поступления в академию художеств окончил со степенью кандидата богословия Казанскую духовную академию. Храм расписан в новом киевском, преимущественно васнецовском, стиле, и многие сюжеты взяты из Владимирского Киевского собора. По верху свода написаны Васнецовские картины: «Бог Слово», «Распятие» и «Бог Саваоф». Сзади, на хорах, васнецовский же «Страшный Суд». По бокам свода васнецовское «Преддверие рая», а в четырех углах – евангелисты со своими символами. Купол расписан византийским орнаментом вместе с символическими изображениями дней творения, а в самом верху – «Спаситель с Евангелием». На большом окне над иконостасом – три Ангела. Стены сплошь заняты крупными изображениями святых – древних и русских. Благодаря умению и таланту художника храмовая роспись отличается единством и производит весьма сильное впечатление. В алтаре на потолке написан «Покров Пресвятой Богородицы», на передней стене – «Таинство Евхаристии», а по сторонам – «Рождество Христово», «Положение во гроб» и изображения святого апостола Иакова, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова и других.

Иконостас в храме теперь в три яруса. В верхнем ярусе над царскими вратами икона «Покрова Богородицы». Эта икона во время некоторых богослужений спускается на амвон.

Таким образом, любовь бывших питомцев академии создала себе памятник. Во второе столетие академия вступает с обширным, благолепным и благоустроенным храмом. Благодаря пожертвованиям же обогатилась и церковная утварь академического храма. Церковный староста Сергей Семенович Макаров к 1 октября 1914 г. пожертвовал превосходное, ценное, художественно исполненное металлическое облачение на святой престол. По сторонам рельефные художественные изображения Таинства Евхаристии, моления о чаше, погребения Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, много изображений святых. Тем же старостой (были) поновлены и заново вызолочены все алтарные принадлежности. Бывшие воспитанники академии через свою Московскую комиссию пожертвовали напрестольное Евангелие в весьма ценном серебряном вызолоченном окладе, крест, полный также серебряный вызолоченный набор священных сосудов и ценную серебряную в древнем стиле лампаду к местной иконе «Покрова Богородицы». Профессора и служащие в академии пожертвовали большую художественную серебряную лампаду (ценою около 800 рублей) к спускающейся иконе «Покрова». Лампада эта горит неугасимо. Инспектор академии архим. Иларион пожертвовал запрестольную икону и запрестольный крест – то и другое в древнем стиле с басменным окладом. Воспитанники академии, живущие и служащие в Петрограде, прислали большую и ценную икону с ликами Небесных покровителей наиболее выдающихся деятелей академии за прошлое столетие. Икона помещена в иконостасе против одного из клиросов. Академическое духовенство приобрело полный комплект богослужебных книг.

Кроме того, на перестройку и украшение храма израсходованы были все имевшиеся в наличности церковные суммы.

Архиепископ Савва, Хроника моей жизни, Сергиев Посад, 1898, Т. 1; Письмо профессора Н.И. Субботина в сборнике «У Троицы в академии», М., 1914; Профессор А.Л. Катанский, Воспоминания старого профессора, «Христианское чтение», 1914, Ч. 2, По отдельному изданию: Пг., 1914; Богословский вестник, 1896. Т. 3; История устройства академического храма в статье профессора И.Н. Корсунского «Покровская церковь Московской духовной академии», Богословский вестник, 1898, ноябрь; Богословский вестник, 1913, Т. 3; http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/pokrovskij-akademicheskij-hram/

Домовый храм при Московской Духовной Академии. Устроен в 1870 г. на средства В.А. Толоконникова в восточной части главного корпуса Московской духовной академии, выстроенном первоначально как царские палаты (Чертоги). В 1881 г. надстроен куполом. Закрыт в 1919 г., в 1921 г. выгорел, купол снят. В 1940-х г.г. здание вновь передано духовной академии, в 1955 г. церковь восстановлена, в 1979 г. снова увенчана куполом.

Балдин В. И. Загорск. М., 1989


Статью добавил(а): Анонимный участник,  7 декабря 2020

Воссоздатель Покровского академического храма, патриарх Алексий (Симанский), не только окончил Московскую духовную академию, но, учась в ней, жил в одном из помещений Чертогов, примыкающих к Покровскому храму. Для него это здание было родным домом, он проникся его атмосферой и его участие в трудах тех, кто заново создавал академический храм в 1954-1955 гг., несомненно, было направляющим. Более 30 лет этот храм свидетельствовал о редком вкусе и художественной деликатности своего возродителя. В нем обращали на себя две гениальных находки. Первая: свод не был расписан целиком - роспись представляла собой ряд живописных композиций, заключенных в лепные барочные рамки. Это делало храм гармоничной частью Четогов, интерьеры которых украшают лепные композиции, заключенные в подобные картуши. Вторая: хоры, примыкающие к стене храма, противоположной иконостасу, поддерживались тонкими коринфскими колоннами, выдержанными в стиле иконостаса храма. Последний, в свою очередь, имеет глубокую предысторию: он повторяет иконостас московского храма Харитона в Огородниках (храм в 1930-х гг. был разобран, но иконы его уцелели и в 1955 г. вошли в состав икионостаса Покровского академического храма). При ремонте Покровского храма после пожара 28 сентября 1986 г. именно эти редкие по красоте и уместности элементы его отделки были полностью и безжалостно уничтожены...



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.