Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) была построена в 1746-1748 г.г. Эти сведения имеются почти в любом путеводителе по Троице-Сергиевой лавре. Менее известны данные, что ей предшествовала другая – тоже Смоленская, а сначала была устроена Смоленская часовня.
На месте, где в настоящее время стоит Смоленская церковь, в первой трети XVIII в. располагалось несколько сооружений, среди которых находились Оружейная палата, кузница, две палаты, в одной из которых размещалась «поваренная для приготовления работным людям пищи», а в другой трапезная, где «тех работных людей кормили пищею». На стене одной из них имелся древний каменный образ Богородицы Одигитрии Смоленской.
Считается, что в 1730 г. псаломщик Кузьма Матвеев, страдавший сухорукостью, увидев во сне этот образ, после видения выздоровел. Ввиду особой важности данного события псаломщик даже был представлен императрице Анне Иоанновне. После «чуда исцеления», произошедшего от этой иконы, решено было построить во имя «оного чудотворного образа» храм.
Но сначала была устроена не церковь, а лишь часовня, у которой были «две стены дощатые», сооруженная, видимо, специально для названного образа. Возможно, это был своеобразный навес с двумя «дощатыми» стенками над иконой, помещенной на стене. А вскоре (между 1735 и 1737 г.г.) две из вышеупомянутых палат были приспособлены под храм.
Церковь, для которой не было возведено отдельного здания, в начале 1740-х г.г. «по прожекту отца наместника» собирались строить заново. На одном из сохранившихся проектных чертежей середины XVIII в. Смоленская церковь изображена крестообразным в плане сооружением. Любопытен не только план, но и фасад этой постройки. Это двухъярусное строение, фасад и купол которого выполнены почти так же, как фасад и купол, изображенной рядом колокольни, находящейся тогда еще в процессе строительства. Фактически отличие составляет количество ярусов: три у колокольни (тогда еще не существовало проекта ее надстройки до 5 ярусов) и два – у Смоленской церкви. Таким образом, Смоленская церковь должна была представлять собой своеобразную уменьшенную копию колокольни, но крестообразную в плане (в отличие от квадрата Колокольни). К сожалению, до сих пор остается неизвестным, кто создавал этот проект Смоленской церкви, как неизвестно и то, почему он был изменен.
Существующий храм, имеющий в плане форму круга, кардинально отличающийся от проекта, был отстроен к осени 1748 г. По каким-то причинам отделка фасадов храма осталась незаконченной: у отстроенной Смоленской церкви установленные в кладку стен белокаменные блоки капителей пилястр остались незавершенными. Освящен храм был только через 5 лет после завершения строительства в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В ранних документах у храма упоминаются три крыльца (южное, западное и северное). Но вскоре северное и южное крыльца были разобраны, и на месте дверей устроены окна. И с 1784 г. у храма было лишь одно западное крыльцо. Но в 1853-1854 г.г. вместо него была устроена паперть (разобрана в 1940-х г.г.).
Крыльца были восстановлены в 1950-х г.г. И что очень интересно – архитектор Б.Д. Комаров занимавшийся реставрацией церкви, нашел следы от четвертого крыльца с восточной стороны храма. Но никаких письменных свидетельств существования четвертого крыльца до сих пор не обнаружено. Оно было воссоздано по аналогии первых трех в 1977 г. под руководством архитектора В.И Балдина.
По завершении строительства стены храма, посвященного Смоленской иконе Божией матери церкви были покрашены в красный цвет. Но меньше, чем через 30 лет они получили голубой тон, который в традиционной трактовке церковной символики воспринимается Богородичным цветом и в полной мере соответствовал посвящению храма. Однако в 1823 г. его фасады были покрашены «розовою краскою». Розовыми или красными стены церкви оставались до 1964 г., когда под руководством архитектора В.И. Балдина их покрасили в тон голубоватому цвету стоящей рядом Колокольни. Но в 2011 г. стены церкви были окрашены в цвет разбеленной терракоты, который не соответствует ни первоначальному красному, ни посвящению храма Богородице.
К северу от Смоленской церкви располагалось кладбище, обнесенное оградой в 1841 г. В 1898 г. была выстроена новая ограда по проекту лаврского архитектора А.А. Латкова с огромными воротами из красного кирпича, которые довольно грубовато вписывались в монастырский ансамбль (разобраны были в 1940-х г.г.).
Службы в Смоленской церкви прекратились, как и во всех храмах монастыря, после октябрьских событий 1917 г. Через 10 лет после закрытия Лавры на ее территории предполагали открыть дом отдыха «не менее чем на 500 человек». Для отдыхающих собирались приспособить Больничные палаты, а под – кухню Смоленскую церковь. Но это проект осуществлен не был.
До конца 1941 г. церковь была занята Загорским Отделением Заготзерно. А после Великой Отечественной войны в ней разместили каменнорезную мастерскую Художественно-ремесленного училища № 59, созданного для подготовки специалистов-реставраторов. Ко времени передачи Смоленской церкви Московской Патриархии (1956 г.) ее помещение было занято фондами скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Очень интересно, что некоторое время в ней хранились «ящики с Севастопольской панорамой».
В 1956 г. в храме взамен утраченного был установлен близкий по времени иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы «что в Охотном ряду», разобранной во второй четверти XX столетия. Громадные работы по возобновлению позолоты иконостаса под руководством А.В. Бударина были проведены в 2014 г.
В 1961 г. в цокольной части храма была устроена небольшая крипта, где был похоронен митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич).
С восточной стороны храма расположена ниша. Находилось ли в ней что-либо в начальный период – неизвестно. В более позднее время в ней было укреплено деревянное «Распятие». А в 1979 г. была установлена каменная резная икона Богоматери Одигитрии Смоленской, которая является увеличенной копией каменной иконы XV в.
Образ Богоматери Одигитрии Смоленской, вырезанный из белого камня в XV столетии, ныне украшает экспозицию «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII в.в.».
Холодкова Н.В., ведущий научный сотрудник «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-XX в.в.», http://museum-sp.ru/news-science/