ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Церковь Михаила Архангела в Красюковке.


Сергиев Посад. Церковь Михаила Архангела в Красюковке
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:Между 1902 и 1903.
Адрес:
Московская область, г. Сергиев Посад, Березовый переулок, 21

Координаты: 56.310111, 38.149297



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
17 июня 2016
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Вид с севера, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
17 июня 2016
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Вид с запада, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
17 июня 2016
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
21 января 2016
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
18 марта 2018
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Окно восточного фасада храма<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Окно восточного фасада храма
Иванов Дмитрий
14 февраля 2010
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Завершение храма<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Завершение храма
Иванов Дмитрий
14 февраля 2010
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
8 января 2017
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Михаила Архангела в Красюковке, Частная коллекция. Фото 1906 г.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Частная коллекция. Фото 1906 г.
Михаил Мещанинов
8 августа 1906



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 
Дмитрий Васильков  2 марта 2004

Церковь Михаила Архангела в Сергиевом Посаде (пос. Березовый) построена в имении генерала Михаила Красюка в 1902-1903 гг. хозяином по благословению старца Гефсиманского скита Варнавы (позднее канонизированного). Позже церковь стала приходской.

Закрыта в нач. 30-х гг., разобран верх. Возвращена верующим в 1990 г.


Иванов Дмитрий  23 декабря 2011

Храм во имя Архангела Михаила расположен в одном из самых живописных уголков города, к востоку от Троице-Сергиевой Лавры (между Лаврой и Гефсиманским скитом), в районе, получившем название Красюковка — по имени бывшего владельца этих земель и строителя храма Михаила Красюка. За последние сто лет этот район практически не изменился. Михайловский храм построен в традициях русского зодчества рубежа XIX–XX веков и является редким образцом архитектуры той эпохи. Он представляет собой своеобразную трехэтажную постройку в виде восьмигранной кирпичной башни, которую венчает звонница. Башня перекрыта восьмигранной полусферической кровлей. Звонница церкви имеет пять колоколов. С западной стороны к двум нижним этажам башни примыкает прямоугольная трапезная. Храм занимает второй этаж, в нижнем этаже расположены служебные помещения. Внутреннее пространство здания перекрыто фигурными сводами. Третий этаж восьмерика служит чердачным помещением. С юга к трапезной примыкает двухэтажный церковно-приходской дом, нижний этаж которого каменный, а верхний деревянный.

В XIX веке территория, на которой расположен храм, принадлежала жителям Троицкой слободы. На рубеже XIX-XX веков слободские земли перешли в собственность семьи Михаила Красюка.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Михаил Красюк служил казначеем местного отделения Красного Креста. В отставку он вышел в звании штабс-капитана. На накопленные деньги и средства, пожалованные императором по окончании войны, Михаил Красюк в 90-х годах XIX века начал приобретать земельные участки в восточном пригороде Сергиева Посада. Со временем этот район, по имени своего хозяина, стал называться Красюковкой. Здесь в 1902–1903 годах во имя своего небесного покровителя Михаил Красюк построил храм. На это благое дело храмосоздатель получил благословение своего духовника – старца Варнавы Гефсиманского, в 1998 году прославленного в лике Радонежских святых.

По преданию, сам святой старец определил место для сооружения дома, богадельни и домовой церкви. Храм располагался на втором этаже кирпичного здания, на первом этаже находился приют для инвалидов.

По мере застройки восточной окраины Сергиева Посада Михайловский храм приобрел статус приходского. Настоятелем храма был назначен священник Николай Милославин. После революции 1917 года жители Сергиева Посада стали называть район Красюковки «аристократическим кварталом». Причиной послужило поселение здесь семей древних аристократических фамилий — Трубецких, Олсуфьевых, Нарышкиных, Илловайских, Истоминых, Лопухиных.

В годы лихолетья русское дворянство селилось вокруг Троице-Сергиевой Лавры, чтобы черпать от ее святынь духовное мужество и утешение. Близ храма Архангела Михаила жил бывший Московский городской голова – князь Владимир Михайлович Голицын, а также известный писатель – Михаил Пришвин.

На Красюковке провел последние годы своей жизни философ Василий Розанов. Михайловская церковь провожала в последний путь знаменитого русского философа. В чине погребения приняли участие священник Павел Флоренский и священномученик Иларион (Троицкий), бывший в то время инспектором Московской духовной академии. После закрытия Троице-Сергиевой Лавры и ее скитов Михайловский храм стал центром духовной жизни для многих монашествующих. Поселившись на Красюковке, они занялись пчеловодством и огородничеством. Во время богослужения монашествующие обычно стояли на хорах в западной части церкви. Здесь часто молились наместник Лавры – преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) и начальник Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль (Андреев) со своей братией. Монахини Хотьковского женского монастыря во главе с игуменией Варсонофией II пели на клиросе.

В Михайловском храме венчался Вениамин Воронцов (в будущем митрополит Елевферий), известный иерарх Русской Православной Церкви. В 1923-1924 гг. в нем служил, как приходской священник, епископ Сергиевский – Никон (Соловьев). Последним настоятелем церкви перед ее закрытием был архимандрит Иероним (Захаров), скончавшийся в 1966 году в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.

Михайловский храм был закрыт по решению местных органов советской власти в 1930 году. В период коммунистического режима в нем поочередно размещались: начальная школа, медицинское училище, производственные организации. За это время церковные помещения были перестроены и многие из них приведены в крайне запущенное состояние.

В сентябре 1990 года Михайловский храм был возвращен Русской Православной Церкви и настоятелем назначен священник Вячеслав Тулупов. Первая Божественная литургия во вновь открытом храме была совершена 21 октября 1990 года. В настоящее время усилиями прихожан Михайловский храм и дом М. Красюка восстановлены.

Храм – однопрестольный. Из святынь храма следует выделить икону праведной Матроны Московской с частицей святых мощей.

Источник: http://www.spblago.ru/?p=633


Марина Зуйкова  27 мая 2018

Церковь во имя Архангела Михаила расположена к востоку от Лавры в районе, получившем название Красюковки по имени бывшего владельца этих земель генерала в отставке Михаила Красюка. Он построил здесь в 1902-1903 гг. по благословению старца Гефсиманского скита иеромонаха Варнавы домовую церковь с богадельней в честь своего небесного покровителя. Позже церковь эта стала приходской.

Единственным свидетельством первоначального облика храма служит дореволюционная фотография, на которой, кроме храма, запечатлены жилые покои генерала и деревянные расписные ворота с оградой. В настоящее время церковь представляет собой своеобразную башнеобразного типа трехэтажную постройку (в верхнем этаже восьмигранную), восточным фасадом выступающую на красную линию улицы. К двум нижним этажам церкви с запада примыкает прямоугольный объем трапезной.

Собственно храм занимает второй этаж церкви и трапезной, в нижнем этаже первоначально была богадельня, а сейчас - помещения для служителей. Верхний, третий этаж храма (восьмерик) служит чердачным помещением и используется в качестве звонницы. Церковь перекрыта восьмигранной низкой кровлей полусферической формы. Венчает здание деревянный крест. Первоначальная звонница церкви располагалась "под главой на кровле храма". В 1926 г. у нее было 5 колоколов. К трапезной с юга примыкает двухэтажный жилой дом, нижний, каменный этаж которого построен, вероятно, еще на рубеже веков.

Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Элементы декора не выделены цветом. Грани храма обработаны широкими парными лопатками, между рядами арочных окон проходит пояс из фигурных ниш - филенок, окна среднего яруса имеют зубчатые обрамления. Северный и западный фасады трапезной декорированы более скромно. Внутреннее пространство здания перекрыто фигурными сводиками. Храм от трапезной отделен полуциркульной аркой, перекинутой от северной стены к южной.

В целом церковь Михаила Архангела, построенную в традициях русского зодчества рубежа XIX-XX вв., отличают несколько тяжеловесные устойчивые формы и насыщенный рельефный декор с характерными небелеными стенами. Она является редким и необычным образцом архитектуры эпохи историзма. Расположенная в одном из самых живописных уголков города Архангельская церковь, как и другие храмы, является основным организующим градостроительным звеном Красюковки.

В 1990 г. эта церковь была передана общине верующих. В настоящее время она рекомендована к постановке на государственный учет как интересный памятник архитектуры.

Токарева Т.Ю. Приходские церкви. - Сергиев Посад, 1997


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 апреля 2024

В 1919 году в храме отпевали писателя и философа Василия Розанова, поселившегося в конце жизни в этой части города. Возведение церкви благословил знаменитый старец Варнава из Гефсиманского скита. Этот Сергиево-Посадский старец имел всероссийскую известность. От Троице-Сергиевой лавры до Красюковки идти 15-20 минут пешком. В этом неприметном месте города с маленькими деревянными домами не ощущается суеты туристического центра. Название район получил по фамилии Михаила Николаевича Красюка. Этот человек возглавлял в начале XX века благотворительное общество «Братство во имя преподобных Сергия и Никона». Выкупив землю, Красюк построил дачи, а вырученные от аренды домов средства шли в казну братства.

Рядом с железной дорогой Красюк возвел кирпичную церковь в честь своего небесного покровителя – Архангела Михаила. К церковному зданию вплотную пристроили корпус богадельни, как называли в старину дома престарелых и дома инвалидов. Здесь же Михаил Николаевич поместил собственное жилье. Храм освятили в 1903 году. Всего через четыре года после освящения церкви благотворитель скончался, но его имя сохранилось в названии района до наших дней.

Облик Михайловской церкви Красюковки необычен: перед нами восьмигранная башня с тремя ярусами. Венчает мощное кирпичное сооружение небольшая деревянная главка с куполом. Церковь-башня украшена орнаментом в виде средневековых окон «варового боя». Так иногда называли проемы в верхней части башни, через которые защитники крепости лили кипяток или смолу на головы врагов. В начале XX века в таком «крепостном» стиле строили фабричные корпуса, постройки железнодорожной и городской инфраструктуры. Например, в подмосковном Зарайске в 1916 году в похожем стиле была возведена водонапорная башня. Выбор такого архитектурного стиля для церкви можно объяснить ее предназначением. М. Н. Красюк строил не обычный приходской храм, а домовую церковь при богадельне и благотворительном обществе.

По преданию, место для Михайловской церкви и богадельни в Сергиевом Посаде определил старец Гефсиманского скита Варнава. Михаил Николаевич Красюк являлся духовным сыном этого монаха. Варнава Гефсиманский – в миру Василий Меркулов – был известным старцем конца XIX- начала XX века. К нему за советом ежедневно стекались сотни людей. Среди его посетителей были философ Владимир Соловьев, будущий оптинский старец Варсонофий, адвокат Федор Никифорович Плевако. По преданию, в 1905 году в келье инока побывал император Николай II.

Будущий старец Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. Через несколько лет помещик продал семью Меркуловых другому хозяину, и вместе с родителями Василий переехал в село Фоминское Московской губернии. Там юноша познакомился с отшельником Геронтием, жившим недалеко от Зосимовой пустыни, и стал на долгие годы его духовным учеником. В 1850 году вместе с матерью Василий отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Во время этой поездки он ясно почувствовал, что призван стать монахом в этой обители. Уже через год он вместе со своим наставником Геронтием переселился в Лавру.

Василий недолго пробыл насельником Троице-Сергиевой обители. Монастырское начальство отправило нового послушника в созданный примерно в трех километрах от Лавры Гефсиманский скит. В скиту Василия стал духовно опекать инок по имени Даниил. Юноша не прекратил общения и со своим первым наставником Геронтием, которого навещал в Лавре по церковным праздникам. В Гефсиманском скиту Василий постригся в монашество с именем Варнавы в честь помощника апостола Павла. С еврейского языка это имя переводится как «сын утешения». Варнаве Гефсиманскому действительно предстояло утешать сотни людей разного звания, которые стекались к его келье на протяжении многих лет.

Оба духовных учителя Варнавы – Геронтий и Даниил – велели ему взять на себя два особых служения: основать и опекать женский монастырь в Выксе, и принимать в своей скитской келье посетителей и паломников. Оба этих повеления ужаснули Варнаву. Пугала перспектива строительства монастыря в той части Нижегородской губернии, которая считалась краем раскольников. Еще больше смущало повеление принять старческое служение, ведь иноку Варнаве тогда было чуть больше тридцати лет.

Варнава являлся монахом Троице-Сергиевой Лавры и ее Гефсиманского Черниговского скита на протяжении более 50 лет. В феврале 1906 года старец скончался. Его похоронили в одной из пещер нижнего храма Черниговского скита. Этот подземный храм, как и церковь на Красюковке, был освящен в честь Архангела Михаила. В 1995 году церковный собор причислил Варнаву Гефсиманского к лику местных Радонежских святых. Мощи старца поместили в верхнем храме Черниговской иконы Божией Матери этого же скита. В подземном склепе осталась надгробная плита с надписью: «Он жил во славу Божию».

После революции 1917 года богослужения в Михайловской церкви на Красюковке продолжались. Небольшой храм на окраине города и у железной дороги стал в эти годы местом, куда стекались монахи из закрытой Лениным Троице-Сергиевой лавры, а также оказавшиеся ненужными или неугодными для новой власти писатели и мыслители старой России. В сентябре 1917 года по рекомендации священника, ученого и философа Павла Флоренского рядом с Михайловской церковью на Красюковке поселился писатель Василий Васильевич Розанов вместе с супругой. Дом Розанова по тем временам считался богатым: в нем был телефон, ванная, много комнат. Однако писатель жил бедно, не имея возможности издавать статьи и книги. Здесь 5 февраля 1919 года он скончался. Дом, где жил и умер Розанов, стоит и сейчас недалеко от Михайловской церкви. В 1990-е годы литературовед Станислав Стефанович Лесневский установил на этом доме мемориальную доску.

Отпевали философа Розанова в Михайловской церкви Красюковки. Учение Розанова расходилось с христианским мировоззрением, но перед смертью он исповедовался и причащался у православного священника. Несмотря на иногда скандальную славу своих работ, Розанов заочно оказался связан с Гефсиманским старцем Варнавой. Его не только отпевали в церкви, которую благословил построить святой, но и похоронили на погосте Гефсиманского Черниговского скита. В пещерной церкви скита за десять лет до Розанова погребли самого старца Варнаву.

Старцы и знаменитые писатели нередко оказывались рядом в русской истории. Старчество стало заметным религиозным явлением в стране в середине XIX века и продолжалось вплоть до революции 1917 века. К старцам за советом шли не только простые и малообразованные люди, но и знаменитые мыслители и философы. Например, к старцам Оптиной Пустыни для беседы ездили великие писатели Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Варнава Гефсиманский не был исключением. До 1890-х годов за духовным советом в Гефсиманский скит к Варнаве ездил русский философ Владимир Соловьев. Позже старец прекратил принимать Соловьева в своей келье, но причины этого решения остались неизвестны.

Церковь Архангела Михаила Красюковки тесно связана с Гефсиманским Черниговским скитом, поэтому имеет смысл совместить посещение двух этих мест Сергиева Посада. Кроме раки с мощами святого Варнавы, в Черниговском скиту есть святой источник, гроб блаженного Филиппа – основателя пещер, чудотворные списки Черниговской иконы. На погосте рядом с могилой Розанова находится захоронение другого русского философа – Константина Леонтьева. Сегодня к старцу Варнаве, как и при жизни, паломники обращаются за утешением.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Красюковки и старец Варнава.



Комментарии и обсуждение


В 2006 г. здание церкви Михаила Архангела была принята на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия.

Кирилл Аминов 06 апреля 2015 г.

6 апреля 2015.