ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь.

Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры


Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1783.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, д. 25

Координаты: 56.287833, 38.177402
Проезд:с Ярославского вокзала до г.Сергиев Посад, далее автобус или маршрутное такси №30, 36 от автовокзала или остановки "Улица Карла Маркса"
3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда; Птицеград



План Спасо-Вифанского монастыря
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Собор Cошествия Святого Духа
2. Церковь Преображения Господня
3. Колокольня

Другие постройки и сооружения:

4. Покои митрополита Платона
5. Келейные корпуса
6. Ограда (XVIII в., восстанавливается)
7. Башня ограды
8. Памятник мирополиту Платону (2012 г.)
9. Гостиница (1893 г.)
10. Монастырские постройки
11. Старое здание Вифанской духовной семинарии (1797–1800 гг.)
12. Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826–1830 гг.)

Является подворьем Троице-Сергиевой Лавры.

Утраченные храмы монастыря:
Церковь Спаса Преображения (утраченная).



Сортировка:

Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Эдуард Куклев
12 июня 2017
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Олег Трегубов
27 сентября 2014
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Олег Трегубов
27 июля 2014
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Hramsohran
4 ноября 2012
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Hramsohran
4 ноября 2012
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 апреля 2019
Спасо-Вифанский монастырь, Монастырская постройка (кельи?)<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Монастырская постройка (кельи?)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 апреля 2019
Спасо-Вифанский монастырь, Старое и новое здания Вифанской духовной семинарии.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старое и новое здания Вифанской духовной семинарии.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 апреля 2019
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 апреля 2019
Спасо-Вифанский монастырь, Гостиница Спасо-Вифанского монастыря<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Гостиница Спасо-Вифанского монастыря
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 мая 2015
Спасо-Вифанский монастырь, Спасо-Вифанская Духовная семинария «новая»<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Спасо-Вифанская Духовная семинария «новая»
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 мая 2015
Спасо-Вифанский монастырь, Башня ограды<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Башня ограды
oldboy
24 августа 2014
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Hramsohran
4 ноября 2012
Спасо-Вифанский монастырь, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Hramsohran
4 ноября 2012
Спасо-Вифанский монастырь, Восстанавливаемая гостиница монастыря<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Восстанавливаемая гостиница монастыря
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Восстанавливаемая гостиница монастыря<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Восстанавливаемая гостиница монастыря
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Старый корпус Вифанской семинарии<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старый корпус Вифанской семинарии
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Старый корпус Вифанской семинарии<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старый корпус Вифанской семинарии
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Старый корпус Вифанской семинарии<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старый корпус Вифанской семинарии
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Старый корпус Вифанской семинарии<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старый корпус Вифанской семинарии
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, Старый корпус Вифанской семинарии<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Старый корпус Вифанской семинарии
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Спасо-Вифанский монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Спасо-Вифанский монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Спасо-Вифанский монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Спасо-Вифанский монастырь, Раскрашенная почтовая открытка нач. ХХ века. <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Раскрашенная почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1917
Спасо-Вифанский монастырь, 1900—1917 с сайта https://pastvu.com/p/148920<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
1900—1917 с сайта https://pastvu.com/p/148920
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1917
Спасо-Вифанский монастырь, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Спасо-Вифанский монастырь, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Спасо-Вифанский монастырь, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Спасо-Вифанский монастырь, Общий вид Вифании. Фото начала ХХ века. Альбом  «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Общий вид Вифании. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html
Т.
Спасо-Вифанский монастырь, Фото начала ХХ века. Альбом  «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html,   http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html  и  http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html  <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html, http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/01/sam.html
Т.
Спасо-Вифанский монастырь, Внутри Вифанской церкви: гора Фавор.  Фото начала ХХ века. Альбом  «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Внутри Вифанской церкви: гора Фавор. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html
Т.
Спасо-Вифанский монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Спасо-Вифанский монастырь, Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Спутник экскурсанта / Центр. экскурс. комис. при Моск. учеб. окр. Св. Троице-Сергиева Лавра. М1914
Андрей Агафонов
1745



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2011

Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры. Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией.

Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны.

Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Анонимный участник  20 апреля 2015

В 1918 г. б.монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт и передан детдому. С 1932 г. строения заняты НИИ птицеводства, многие старые постройки сломаны. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой лавры, с 2007 г. ведется восстановление старых построек.

Источник: Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997 г.

Ансамбль Спасо-Вифанского монавстыря по адресу: г.Сергиев Посад, ул.Маслиева, 25, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 января 2017

В конце ХVIII - начале ХIХ веков в живописной местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами лавре. Первым стала мужская Спасо-Вифанская пустынь, немногие сохранившиеся здания которой составляют в наши дни центральную часть микрорайона Птицеград.

Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь также начался как пустынь, основанная архиепископом московским Платоном Левшиным (1737-1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, "для успокоения своея старости" и "для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры". Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалёку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали живописный вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х гг. насыпь железной дороги.

Построенная в 1783-1787 гг. по замыслу архимндрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника, вытянутого с востока на запад. На главной оси, от Святых врат, с противоположной стороны монастырской ограды располагались хозяйственные ворота. Паломники, войдя в монастырь через здание Святых врат с колокольней, сразу же видели величественный Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса: два других располагались по сторонам собора: с юга - покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя святого Духа, с севера - гостиница для паломников. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в её северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной - конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяжённостью 100 сажень с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид она получила в 1787 году, когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведён в сан митрополита.

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его "овальном плане", храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращённая к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392-1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 году. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.

Важнейшим событием в истории Вифании стало посещение её императором Павлом. 23 апреля 1797 года император после своего коронования в Москве посетил Троицкую лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там отобедать. После посещения этой обители, последовал Указ Павла I, в котором говорилось, что Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырём осуществлял Вифанский казначей. Указ предписывал учредить при монастыре Духовную Семинарию, которая и была открыта в специально построенном для неё здании 6 августа 1800 года, в день Преображения Господня, в храмовый праздник Спасо-Вифанского монастыря.

Глубокой осенью 1812 года, вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. В ноябре 1812 года тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита платона и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев.

В 1925 году Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 года статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом-интернат имени В.И. Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона - филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928-1929 гг. В 1930-1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и посёлка Птицеград при нём, часть зданий бывшей обители разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 1950-х гг., например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав и собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря да обгорелый остов "нового" семинарского корпуса. Милостью Божьей всё изменяется к лучшему. Много уже восстановлено, много ещё предстоит восстановить...

http://vifansky-monastir.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 мая 2024

Примерно в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры расположился Спасо-Вифанский монастырь с удивительным Преображенским храмом, интерьер которого, пожалуй, не имеет аналогов в православном зодчестве. Внутри овального зала вместо привычной стены иконостаса к молящимся обращена декоративная пещера, украшенная вазами с живыми цветами и растениями. На вершине этой пещеры помещается алтарь, к которому ведут две лестницы, а в самой «скале» устроен еще один престол. Задумка строительства столь необычного храма принадлежала московскому митрополиту Платону Левшину – знаковой фигуре церковной истории второй половины XVIII века.

Митрополит Платон Левшин назвал свой монастырь Вифанией в память о местности в Палестине, где согласно Евангелию, жил, умер и был воскрешен на четвертый день после смерти друг Иисуса Христа праведный Лазарь. Необычная декорация внутри храма должна была по задумке митрополита Платона символизировать, с одной стороны, погребальную пещеру Лазаря, а, с другой стороны, гору Фавор, на которой Христос преобразился перед своими учениками. Нижний алтарь храма, поэтому, посвящен Воскрешению Лазаря Вифанского, а верхний, разместившийся прямо на пещере, – Преображению. Очевидно, что замысел подмосковной Вифании являлся аллюзией на основание таких почитаемых древнерусских святынь, как Киево-Печерская и Псково-Печерская лавра. Оба монастыря выросли на месте «пустыни», в которую удалялись монахи-отшельники. Устроенные ими подземные кельи становились местом погребения, и подобно древним святым митрополит Платон приготовил себе будущую усыпальницу в одном из приделов внутри вифанского «Фавора», который имитировал крипту.

Прототипом подмосковной Вифании могла послужить и так называемая Гефсимания, заложенная в 1755 году в Горицком монастыре в Переславле-Залесском епископом Амвросием Зертис-Каменским, который предпринял попытку символически воспроизвести одно из мест Евангельской истории и образ Гроба Господня в православной обители. Действительно масштабный замысел Амвросия остался незавершенным, но его пример вполне мог вдохновить Платона как преемника (и соперника) Амвросия.

Подмосковная Вифания стала второй значимой попыткой символического переноса святынь Палестины на русскую почву после Нового Иерусалима патриарха Никона. Третьим звеном в этом ряду впоследствии стал Гефсиманский скит, основанный неподалеку от Вифании митрополитом Филаретом Дроздовым – знаменитым церковным деятелем уже XIX века. Создавая свою палестинскую модель, митрополит Платон, однако, не стремился, как Никон, к точному повторению форм и местности Святой земли. Ему было достаточно символически изобразить гробницу Лазаря и гору Фавор.

Недалеко от входа в Вифанский монастырь высится памятник митрополиту Платону Левшину. С постамента на зрителя смотрит суровый и властный иерарх с архиерейским посохом и крестом в руке. В облике Платона угадываются черты патриарха Никона. Как раз такую массивную митру – архиерейский головной убор – можно увидеть на изображениях патриарха-реформатора XVII века.

Между двумя церковными деятелями действительно можно провести некоторые параллели. Вспомним, что окрестности Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря получили с подачи патриарха Никона новые библейские имена. У него был свой Фавор, своя Елеонская гора, своя Силоамская купель, и даже река Истра у патриарха превратилась в Иордан. Монашеское имя Петра Левшина – Платон, быть может, не случайно совпадало с именем великого греческого философа. Платон был высоким ценителем античной культуры, знания о которой он почерпнул еще в Славяно-греко-латинской академии. После учреждения при Вифанском монастыре семинарии Платон также наделил окрестные места многими новыми именами, но, в отличие от Никона, его привлекали не библейские, а античные прообразы. В соседней с обителью роще Корбухе появился свой Парнас, Темпейская долина, а река Кончура вместе с еще одним ручьем стала Евфратом и Тигром.

Знаковой фигурой Платон Левшин стал и в отношениях со старообрядцами. Как известно, церковный раскол, приведший к зарождению и распространению этого религиозного движения, являлся следствием церковных реформ патриарха Никона. На протяжении многих лет власти боролись со старообрядцами путем гонений, тюрем и казней. К концу XVIII века наметилось небольшое потепление в отношениях между государством и староверами, и начались поиски альтернативного репрессиям способа взаимодействия с раскольниками. После страшной эпидемии чумы в Москве в 1770-е годы, императрица Екатерина II позволила старообрядцам построить за городскими заставами свои первые легальные церкви.

В царствование императора Павла I митрополит Платон Левшин подготовил проект примирения со старообрядцами. Компромисс, который разработал Левшин, состоял в том, чтобы позволить раскольникам иметь те обряды, какие они считают правильными, при условии подчинения официальным церковным структурам. Такая форма лояльного старообрядчества стала называться «единоверием». Первый единоверческий храм, где можно было креститься двумя перстами и служить по старым книгам, оставаясь в рамках государственной церкви, был построен в Москве у Салтыковского моста в 1801 году.

Сооснователем Спасо-Вифанской обители стал сам император Павел. Изначально Вифанская пустынь считалась скитом Троице-Сергиевой лавры, то есть как бы зависимым от нее «филиалом», однако буквально через несколько дней после своей коронации в 1797 году царь Павел лично приехал в Вифанию к митрополиту Платону и своим указом предписал считать скит полноценным монастырем. Доброе расположение нового императора к митрополиту Платону и его Вифании было не случайным. В возрасте всего 26 лет уроженец подмосковного села Чашниково иеромонах Платон был назначен учителем Закона Божьего для наследника престола Павла Петровича. Особая доверительная связь, сохранявшаяся между императором Павлом и митрополитом Платоном на протяжении многих лет, будто отразилась в именах этих двух людей. Мирское имя митрополита Платона – Петр, являлось парным к имени наследника престола. Даже после монашеского пострига Платон отмечал именины в один день с будущим императором в праздник апостолов Петра и Павла.

В год посещения императором Павлом I (1797) Вифания представляла собой скромную пустынь, приписанную к Троице-Сергиевой лавре и находящуюся в трех верстах к юго-востоку от нее, в живописной местности, на крутом левом берегу речки Кончуры. Почти к самым ее стенам примыкал обширный пруд, устроенный лаврским келарем Вениамином Ершовым, который перегородил Кончуру еще в 1730-х годах. Пруд так и именовался – Ершовским (впоследствии Вифанским). В 1800 году здесь была сооружена большая каменная плотина.

Иеромонах Платон стал законоучителем Павла Петровича после посещения императрицей Екатериной II Троице-Сергиевой лавры (1763), где будущий митрополит был в то время ректором семинарии. Впоследствии Павел I называл себя учеником Платоновым, во многом доверялся ему и состоял с ним в переписке. Долгие годы Платон оставался и духовником Павла.

Одновременно с учреждением Спасо-Вифанского монастыря император Павел велел открыть при новой обители семинарию. Таким образом, помимо созданной в 1742 году в Лавре духовной семинарии, в Сергиевом Посаде появилось еще одно учебное заведение для духовенства. В конце 1812 года основатель монастыря Платон скончался, отпевание митрополита происходило в Преображенском соборе. После его смерти обитель существовала как место для обучения. В конце XIX - в начале XX века территория Спасо-Вифанского монастыря разрослась и стала занимать площадь небольшого поселения на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда. Монастырь и академию окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита.

В 1860-х годах недалеко от монастыря возвели церковь Сошествия Святого Духа, а еще через десятилетие - колокольню. Вифанская семинария просуществовала вплоть до 1917 года, став ядром жизни монастыря у Корбухи и сменив его специализацию с «кладбищенского» на «училищный». Изначально обитель слыла «кладбищенской» после переноса в это место лаврского кладбища. Это было связано с указом Екатерины, запрещавшей хоронить людей при центральных многолюдных церквях из-за уже упоминавшейся эпидемии чумы.

Насельников в Вифании традиционно было немного — около четырех десятков к середине XIX века, два десятка — в начале ХХ века. В то же время в Вифанской семинарии обучалось до 400 человек одновременно. По качеству обучения она была одной из лучших в стране. Семинаристы Вифании участвовали в революционных событиях страны, а также присутствовали на нелегальном общесеминарском российском съезде 1906 года, после которого несколько учеников было отчислено, после чего началась новая волна протестов. Последний набор в семинарию прошел в 1917 году, а через год семинарию закрыли, Спасо-Вифанский монастырь стал сельскохозяйственной артелью. В 1919 году в обитель перевезли школу-колонию, которую позже преобразовали в Детский дом. Воспитанники колонии разрушили монастырские строения - разбили окна и испортили стены.

В 1925 году все имущество монастыря было ликвидировано, а сам он был закрыт. В 1929 году все храмы закрыли, а братию изгнали. Подобно судьбе других религиозных заведений в те годы монастырь был упразднен, а монахи могли проживать и трудиться в сельскохозяйственной артели, созданной на территории обители, которую также закрыли через несколько лет. Детский дом же на территории монастыря просуществовал вплоть до 1932 года, после чего все здания перешли во владения нового учреждения - Всесоюзного НИИ птицеводства. Бывшая Вифания стала называться Птицеградом. Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 году, по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду.

Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона. Останки святителя Платона были тогда перезахоронены. Но вот настали 1990-е годы... В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось тогда восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но увы, в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено "всем кому не лень". Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона.

Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви. В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе – гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Верейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.

С 1998 года здания Вифанского монастыря начали возвращать Троице-Сергиевой Лавре.

В 2002 году здесь открылось Спасо-Вифанское подворье, а в 2007 году начали торжественную постройку нового Преображенского собора. К 2012 году строительство было завершено.

В 2009 году патриарх Кирилл издал указ о присвоении Вифании статуса мужского монастыря. В 2011 году в память о погребенной братии на братском кладбище установили большой резной Крест с горящей лампадой.

В Спасо-Вифанском монастыре продолжаются реставрационные работы и по сей день, в том числе строительство и подготовка к освящению пятиглавого собора Сошествия Святого Духа, который был воздвигнут во второй половине XIX века и почти полностью разрушен в советское время. 

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Подмосковная Вифания митрополита Платона Левшина.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.