ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище.

Свято-Духовская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:1832.
Адрес:
141300, Московская область, город Сергиев Посад, улица Воробьевская, дом 35

Координаты:56.29744, 38.115623
Проезд:На кладбище в конце Воробьевской ул.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Церковный комплекс. На переднем плане крестильная церковь.
oldboy
9 октября 2021
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Юлия Василевская
13 августа 2018
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
21 июля 2015
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
21 июля 2015
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
23 августа 2013
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
21 июля 2015
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
На переднем плане - поклонный крест, на дальнем плане - дом причта
Иванов Дмитрий
27 апреля 2011
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иванов Дмитрий
27 апреля 2011
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Алексей Кротов
24 июня 2020
Церковь Сошествия Святого Духа на Клементьевском (Никольском) кладбище - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Алексей Кротов
24 июня 2020



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Светлана1991 ,  28 июня 2011

Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2010 г. ему исполняется 178 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Она относилась к приходу соседней Успенской церкви.

Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском.

По сообщению историка Е.Е. Голубинского: «На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святого Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И.А. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году…» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - М., 1909. С. 316). Под Клементьевской церковью разумеется храм Успения Божией Матери.

Строительство церкви шло в три этапа: возведение соборной (основной) части, затем – колокольни и, наконец, перехода, соединившего их. Соборная часть представляла собой ротонду, была круглой в плане. С трех сторон к ней примыкали портики, состоящие из четырех массивных колонн. Колокольня, судя по церковной описи, появилась не позднее 1835 г., она отличалась легкостью и изяществом своей конструкции. Церковь являлась холодной, неотапливаемой. Ее фасады были оштукатурены. Две главки выкрашены в синий цвет. В целом по архитектурному облику церковь можно было отнести к стилю московского ампира. Внутри храм украшала настенная масляная живопись. Сохранилась копия церковной описи, проведенной в 1835 г. с подробными сведениями о внутреннем убранстве храма, церковной утвари, иконах, ризах, богослужебных книгах (самые древние датировались XVII в.), колоколах (их общий вес составлял более 1,5 тонн). Последние были утрачены в 1934 г. Согласно постановлению Президиума Загорского Горсовета, их передали «в металлом для использования в промышленности». Судьба остальной утвари неизвестна. Из-за отсутствия данных, трудно говорить точно о времени закрытия храма, о причинах его разрушения.

От памятника в настоящее время остались лишь два яруса колокольни. В 2004 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при церкви была организована православная община и назначен настоятель – священник Валерий Малышкин. К настоящему времени на месте кладбищенской церкви возвели новую, она является одним из приходских храмов Сергиево-Посадского благочиния, в ней начата литургическая жизнь.

http://elijah.ru/Sv.Ducha%20SP.htm


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  12 января 2012

Свято-Духовской храм Сергиева Посада – один из исторических памятников города, в 2007 г. ему исполнилось 175 лет. Его строительство связано с победой русского народа над Наполеоном Бонапартом и его армией. Император Франции начал войну с Россией 12 июня 1812 г., но уже через несколько месяцев потерпел позорное поражение. Как известно, победоносное окончание войны вызвало мощный взлет национального самосознания русских людей, культурный и духовный подъем. По традиции предков знаменательная победа повсеместно была отмечена строительством храмов.

В 1830 г. в Сергиевском посаде (первоначальное название города) на Клементьевском кладбище в память о героизме русского народа было начато строительство Духовской церкви. 30 мая 1832 г. в свой престольный праздник она была освящена во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Церковь была приписной к приходу соседней Успенской церкви.

Клементьевское кладбище было выбрано не случайно. В 1812 г. подмосковный город принял поток москвичей, бежавших из столицы перед входом французов, здесь лечились раненые воины. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод: Наташа Ростова встречается со смертельно раненым князем Андреем Болконским у стен Святой Троицы. Известно, что в сентябре 1812 г. через Сергиевский посад проезжали участники знаменитого Бородинского сражения. Умерших от ран военных хоронили на посадских кладбищах, в том числе, на Клементьевском.

По сообщению историка Е.Е. Голубинского: «На Клементьевском кладбище церковь с престолом в честь Святого Духа построена тщанием прихожанина Клементьевской церкви И.А. Шапошникова при общем пособии прочих прихожан той же церкви в 1832 году…» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 316). Под Клементьевской церковью следует понимать церковь Успения Божией Матери города Сергиев Посад (ныне центр Сергиево-Посадского благочиния). Купец Иван Антонович Шапошников являлся ее старостой.

Строительство церкви шло в три этапа: возведение соборной (основной) части, затем – колокольни и, наконец, перехода, соединившего их. Соборная часть представляла собой ротонду, была круглой в плане. С трех сторон к ней примыкали портики, состоящие из четырех массивных колонн. Колокольня, судя по церковной описи, появилась не позднее 1835 г., она отличалась легкостью и изяществом своей конструкции. Церковь являлась холодной, неотапливаемой. Ее фасады были оштукатурены. Две главки выкрашены в синий цвет. В целом по архитектурному облику церковь можно было отнести к стилю московского ампира. Имя автора проекта точно неизвестно. Предположительно им мог быть А.Г. Григорьев, русский архитектор, выходец из крепостных людей помещика Кретова Тамбовской губернии. В эти годы он участвовал в строительстве церквей в селах Радонеж и Воздвиженское.

Внутри храм украшала настенная масляная живопись. Сохранилась копия церковной описи, проведенной в 1835 г. с подробными сведениями о внутреннем убранстве храма, церковной утвари, иконах, ризах, богослужебных книгах (самые древние датировались XVII в.), колоколах (их общий вес составлял более 1,5 тонн). Последние были утрачены в 1934 г. Согласно постановлению Президиума Загорского Горсовета, их передали «в металлом для использования в промышленности». Судьба остальной утвари неизвестна. Из-за отсутствия данных, трудно говорить точно о времени закрытия храма, о причинах его разрушения.

Безбожные времена на памятник культуры наложили свою печать, оставив всего лишь два яруса колокольни. Первыми, кто обратил внимание на порушенный памятник и проявлял заботу о захороненных на этом кладбище именитых людей города, стали учащиеся и преподаватели воскресной школы Успенской церкви города Сергиев Посад. С 2002 года они взяли шефство над этим кладбищем. 7 мая 2004 года благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов обратился к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с рапортом о проведении Учредительного собрания и сборе необходимых документов для регистрации православной общины. Вскоре был зарегистрирован православный Приход, настоятелем которого был назначен священник Валерий Малышкин. Православные жители города, поддержав это начинание, стали помогать. На кладбище по субботам стали регулярно совершаться панихиды, а по понедельникам – молебен с акафистом Святому Духу.

В 2006 году на прежнем месте был вновь построен приходской дом, где возобновилась литургическая жизнь. Первая Божественная литургия была совершена 28 октября 2006 года на Дмитриевскую родительскую субботу. Утраченное храмовое здание восстанавливается, стены подведены под крышу, реставрируется колокольня, отлиты и установлены утраченные колокола. Настоятель Прихода окормляет детский сад №6, расположенный по соседству. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Доброй традицией стал Крестный ход в день престольного праздника – понедельник по Пятидесятнице – из Успенской церкви в Духовскую для совершения водосвятного молебна.

По материалам сайта Сергиево-Посадского благочиния.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 апреля 2021

22 августа 2020 года, в неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Ювеналий совершил великое освящение храма Святого Духа города Сергиев Посад и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, настоятель храма Святого Духа города Сергиев Посад протоиерей Валерий Малышкин и другие представители духовенства.

Из журнала: "Московские Епархиальные Ведомости". №9/2020


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 августа 2021

В 1830-е годы в Сергиевом Посаде почти одновременно строились две кладбищенские церкви: Всехсвятская и Свято-Духовская. Оба храма возводились в стиле ампир, который распространился в России после победы в войне с Наполеоном.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была выстроена на Никольском кладбище в первоначальном изводе в виде часовни. Её возвели на пожертвования прихожан соседней Успенской церкви, что в селе Клементьево в 1832 году, когда отмечалось двадцатилетняя годовщина изгнания наполеоновских солдат с территории Российской империи. Свято-Духовская часовня строилась так же, как памятник русским воинам павшим за освобождение России-матушки от французов и в благодарность Богу за избавление Троице-Сергиевой Лавры от поругания. Несмотря на то, что Сергиев Посад находился далеко от нахождения наполеоновских войск и главных сражений, сохранилось предание, согласно которому Бонапарт, находясь в Москве, вынашивал идею захватить и разграбить Сергиеву обитель. Чудесное заступничество преподобного Сергия Радонежского помешало планам захватчика. Мысль о чудесном спасении Троице-Сергиевой лавры от Наполеоновского разграбления была высказана самим митрополитом Платоном (Левшиным) в послании к Святейшему Синоду в 1812 году. Стоит сказать, что соседний с Сергиевым Посадом Дмитров был занят пятитысячным отрядом французов, но у стен Троице-Сергиевой лавры неприятель так и не появился.

Среди преданий, изданных в сборнике "Рассказы очевидцев о двенадцатом годе", есть две легенды о том, как Наполеон намеревался захватить Троице-Сергиев монастырь. Находясь в захваченной столице, однажды французский император будто бы взошёл на колокольню Ивана Великого в Кремле и увидел с её высоты Троицкую дорогу и саму Троицкую лавру. "Пойду туда - много там накоплено богатства... Дорога открыта: русский царь собрал в другом месте своё войско, а здесь не стоит ни одного воина", - подумал тогда Наполеон Бонапарт. В этот момент из монастырских ворот Лавры вышел седой старец с золотым крестом в руке, а всю дорогу и окрестности покрыло несметное войско. Поражённый видением,  Наполеон "чуть не слетел с Ивановской колокольни" и отказался от своих святотатственных намерений. По другой версии, Бонапарт трижды посылал боевой отряд к Троице-Сергиевому монастырю, но каждый раз на пути вражеских войск вставал дремучий лес, вынуждая захватчиков возвращаться обратно.

Строительство Свято-Духовской церкви-часовни велось в два этапа. В 1829 году священник близлежащей Успенской церкви села Клементьево Пётр Флеров инициировал строительство на Никольском кладбище каменной часовни. В 1832 году староста той же церкви Иван Антонович Шапошников пожертвовал средства на преобразование часовни в полноценный храм. Обустройство храма продолжалось около 2-х лет и было окончено в 1834-м году. Кладбищенская церковь в честь Сошествия Святого Духа была приписной к Успенскому храму села Клементьево и собственного причта не имела. Осенью 1835 года церковь была освящена заштатным архимандритом Паисием, жившим в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Прошло около шести лет со времени возведения часовни-церкви, и все эти годы храм стоял без колокольни. Причт Успенского храма, бросил тогда клич: "Соседнему Духовскому храму нужна колокольня!". Нашлись благотворители и спонсоры. Местному архитектору Еремееву был заказан чертёж и рисунок фасада будущей колокольни. Не теряя времени, постепенно закупался строительный материал и кирпич для строительства.

В феврале 1840 года настоятель Успенской церкви о. Пётр (Флеров) со старостой храма Иваном Шапошниковым направил в Московскую Духовную Консисторию митрополиту Филарету прошение о разрешении строительства колокольни по приложенным чертежу и рисунку для Духовского храма уездного города Сергиева Посада. Эти документы были перенаправлены в Московскую Комиссию по строительству, которая после проверки на соответствие чертежей установленным строительным правилам одобрила представленный проект и дала разрешение на её строительство, при условии, что её стены будут укреплены металлическими связями. Колокольня, что была вскоре выстроена с запада от основного храма-ротонды, была соединена с храмом небольшой трапезной. На колокольню подняли 8 колоколов, самый большой из которых весил 900 кг, второй - 430, третий - 213,8 кг и т. д. Общий вес колоколов составил 1766 кг.

К основному объёму храма-ротонды были пристроены с южного и северного фасадов, портики с четырьмя массивными колоннами. Колокольня, трапезная и портики с колоннами были сложены из кирпича размером 24/25х11,5х7 см и имели детали из белого камня: белокаменными блоками были облицованы цокольная часть колокольни и трапезной. Белокаменными замковыми камнями были завершены арочные проёмы обоих ярусов колокольни. Из белого камня выложены угловые части двух простых каменных поясков, украшающих верхнюю часть колокольни, и такого же пояска в основании карниза её первого яруса. Колонны портиков имели белокаменные базы. По предписанию Московской Комиссии по строительству стены колокольни для прочности были армированы металлическими связками. На второй ярус колокольни вела деревянная лестница. Луковица главки была окрашена выпуклым изображением звёзд. Плоскости восьмигранного барабана украшали сюжетные росписи. Снаружи церковь была оштукатурена.

Входили в храм с западной стороны через крыльцо, устроенной в колокольне на три ступени. Над входом в храм был металлический навес. В церкви было 7 больших и 4 малых окна. Внутри церковь была оштукатурена и выкрашена масляной краской. Её стены украшали росписи в красивых лепных рамках. На западной стене храма, над дверным проёмом, в такой рамке был написан Господь Вседержитель, в других - притчи из Евангелия. В церкви висело паникадило, медное посеребренное, местами позолоченное. Оно было трёхъярусное, красиво убранное гирляндами, цветами и кистями, внизу оканчивалось стеклянным яблоком, украшенным кистью. Иконостас в храме был 4-х ярусный. Его длина составляла 7,47 м, высота в средней части - 5,51 м, по бокам - 3,2 м. Иконостас был сделан из сосны, окрашен в голубой цвет и покрыт лаком. Его украшали восемь полуколонн и разнообразная резьба.

Двадцатый век был трагичным для судеб большинства церквей России. Не обошла эта участь и кладбищенскую Свято-Духовскую церковь. 3 января 1918 года был издан декрет советского правительства об изъятии церковных и монастырских имуществ. По всей России началось закрытие монастырей и церквей. В 1930-х годах закрыли Успенский храм в селе Клементьево. Теперь в приписной к ней кладбищенской Духовской церкви чин отпевания усопших совершали священники Ильинской церкви. 25 мая 1934 года Президиум Загорского Горсовета РК и КФ вынес постановление о запрещении колокольного звона: "со всех приходских, а равно и кладбищенских церквей города снять колокола и передать их металлолому для использования в промышленности". Тут же с храма сняли колокола, а в 1949 году Свято-Духовскую церковь закрыли для служения - решением Горисполкома в ней было разрешено хранение государственного зерна. А после постановления Горсовета "О закрытии Никольского кладбища с 25 июня 1952 года" городские власти разместили в трапезной части церкви склад ядохимикатов. Их содержали в двух огромных металлических ёмкостях, каждая около тысячи литров. Едкие испарения этих ядохимикатов въедались в стены храма (кирпич, который откапывали 40 лет спустя на месте разрушенной церкви, всё ещё издавал сильный неприятный запах).

По рассказам очевидцев, 10 апреля 1966 года, в Светлое Христово Воскресение, в Духовской церкви произошёл пожар. Он возник в результате детской шалости: днём кто-то из мальчишек забрался в купол и стал забавляться спичками, поджигая птичьи гнёзда и пух. Вслед за возгоранием этих предметов, загорелись деревянные конструкции купола. Приехавшие на вызов случайных прохожих пожарные (с минимальным количеством воды) не смогли потушить разыгравшееся пламя, так как в близлежащем маленьком пруду не оказалось достаточного количества воды для тушения огня. Все деревянные конструкции церковного здания сгорели. После пожара началось разрушение храма. К 1970 году, то есть всего за четыре года после пожара, были полностью разобраны стены храмовой и трапезной частей церкви. Свидетели вспоминали, как люди выбивали из его стен кирпичи, увозили их на тележках и строили из них гаражи. Были предприняты усилия по разрушению колокольни даже на рубеже ХХ -ХХI веков. В начале 2000-х годов Свято-Духовская церковь выглядела очень печально: посреди заброшенного Никольского кладбища словно устремившись к небу, возвышались два четверика порушенной колокольни.

Весной 2002 года постановлением Правительства Московской области колокольня Духовской церкви получила статус памятника истории и культуры регионального значения и должна охраняться государством. Однако присвоенный статус не способствовал улучшению её состояния, она по-прежнему из года в год подвергалась разрушению и вандализму. Лишь весной 2004 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия началось востановление Свято-Духовского храма. Его настоятелем был назначен священник Успенской церкви Сергиева Посада Валерий Малышкин. На Димитриевскую родительскую субботу, в ноябре 2004 года, в полуразрушенной колокольне батюшка служил первую панихиду. С молитвой возрождался порушенный храм. К осени 2007 года были выложены стены храмовой и трапезной части церкви, велась вычинка стен колокольни. В июне 2008 года на неё подняли колокола. Они были отлиты в Тутаеве, в мастерской Николая Александровича Шувалова, по старинной технологии. Общий вес всех семи колоколов был 1366 килограмм (общий вес прежних восьми - 1766 кг). Впервые за 70 лет окрестности Свято-Духовского храма огласил торжественный колокольный звон.

10 июня 2011 года, накануне Троицкой родительской субботы, в предверии праздника Святой Троицы и престольного праздника Дня Святого Духа храм распахнул свои двери для прихожан, в нём начали совершаться Богослужения.

С сайтов: sd-sergievposad.cerkov.ru/istorya-xrama/ и https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/cerkov-na-nikolskom-kladbishe-v-sergievom-posade/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Колокольня кладбищенской церкви Сошествия Святого Духа по адресу: г.Сергиев Посад, Воробьевская ул., кладбище, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов 06 апреля 2015 г.

6 апреля 2015.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.