ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле.

Введенская и Пятницкая церкви на Подоле


Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 127

Координаты:56.308509, 38.132657
Проезд:У юго-восточного угла лавры




Добавить фотографию
Сортировка:


Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Слева Пятницкая церковь
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
JuNe
30 октября 2005
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Dr. Robert!
12 октября 2005
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 апреля 2019
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
27 сентября 2014
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1989
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид ночью
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 января 2016
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле - Сергиев Посад - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
1 августа 2019



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  21 мая 2018

Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий.

Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг - чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и "христолюбцев" (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь.

После польско-литовской осады 1608-1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, "уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны". В 1611 г. "поделали и освятили" Пятницкую церковь, а в 1621 г. - Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: "у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц..."

Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен, а подольные церкви с Великого поста 1679 г. стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь. Введенский приход просуществовал вплоть до 1896 г., когда ввиду малочисленности и бедности прихожан он был закрыт, а здания церквей вместе с окружающей их территорией были переданы Лавре.

События 1917 г. внесли свои коррективы в судьбу подольных храмов. Начиная с 1919 г. они опять стали приходскими, а с 1928 г. закрылись вообще. 1 июня 1929 г. городские власти сдали церкви Правлению кооперативного общества "Смычка" под склад. В период деятельности общества здания церквей пришли в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х гг., когда подольные церкви были переданы Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы по памятникам. В результате оказалось, что существующая Введенская церковь 1547 г. является примером своеобразного переплетения древних и более поздних частей: основной объем церкви до второго яруса сводов принадлежит к XVI в. Пятницкая церковь, напротив, принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.

В 1991 г. Загорский музей передал подольные церкви Лавре; одна из них - Пятницкая является действующей.

Введенская церковь относится к крестово-купольному типу православных храмов. Она представляет собой прямоугольное в плане, стройное двухъярусное сооружение с тремя высокими полукруглыми апсидами (алтарными выступами) и позакомарным покрытием, увенчанное граненым барабаном с позолоченной главой луковичной формы. Нижний ярус (подклет) имеет четыре опорных столба, несущих сводчатые перекрытия. Из четырех внутренних столбов в интерьере церкви уцелели два восточных с алтарной преградой между ними. Пара западных столбов разобрана в 1740 г. при устройстве нового сомкнутого свода, барабана и купола. Декоративное убранство фасадов составляют тонкие профилированные лопатки, пояс-фриз из килевидных нишек, проходящий по верху стен. Апсиды украшены вертикальными валиками, соединенными перевернутыми арочками с резными вставками. Над ними сохранились остатки терракотового фриза с рельефными изображениями дельфинов. В целом Введенский храм, построенный по образцу монастырской Духовской церкви 1476 г., повторяет план, размеры, пропорции и характер декора своего прототипа, сочетая в себе архитектурные традиции XV, XVI и XVIII вв.

Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад. Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня - восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.

Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.

Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь - это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.

http://www.zagorsk.ru/history/tokareva/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.