ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле.

Введенская и Пятницкая церкви на Подоле


Сергиев Посад. Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 127

Координаты: 56.308509, 38.132657
Проезд:у юго-восточного угла лавры





Сортировка:

Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андреева Ирина
3 августа 2014
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Слева Пятницкая церковь		      <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Слева Пятницкая церковь
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
JuNe
30 октября 2005
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Dr. Robert!
12 октября 2005
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 апреля 2019
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
27 сентября 2014
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
20 июля 2011
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1989
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Автор фотографии: Б. Смирнов-Русецкий, Источник:https://russiainphoto.ru/photos/120150<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор фотографии: Б. Смирнов-Русецкий, Источник:https://russiainphoto.ru/photos/120150
Алексей Кротов
1 июня 1962
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Нач. ХХ в. С сайта: Pastvu.com/512950<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Нач. ХХ в. С сайта: Pastvu.com/512950
Алексей Кротов
??
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Почтовая открытка нач. ХХ века.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Храмовый комплекс. Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы на Подоле, Вид ночью<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид ночью
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 января 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 мая 2018

Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий.

Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг - чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и "христолюбцев" (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь.

После польско-литовской осады 1608-1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, "уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны". В 1611 г. "поделали и освятили" Пятницкую церковь, а в 1621 г. - Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: "у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц..."

Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен, а подольные церкви с Великого поста 1679 г. стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь. Введенский приход просуществовал вплоть до 1896 г., когда ввиду малочисленности и бедности прихожан он был закрыт, а здания церквей вместе с окружающей их территорией были переданы Лавре.

События 1917 г. внесли свои коррективы в судьбу подольных храмов. Начиная с 1919 г. они опять стали приходскими, а с 1928 г. закрылись вообще. 1 июня 1929 г. городские власти сдали церкви Правлению кооперативного общества "Смычка" под склад. В период деятельности общества здания церквей пришли в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х гг., когда подольные церкви были переданы Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы по памятникам. В результате оказалось, что существующая Введенская церковь 1547 г. является примером своеобразного переплетения древних и более поздних частей: основной объем церкви до второго яруса сводов принадлежит к XVI в. Пятницкая церковь, напротив, принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.

В 1991 г. Загорский музей передал подольные церкви Лавре; одна из них - Пятницкая является действующей.

Введенская церковь относится к крестово-купольному типу православных храмов. Она представляет собой прямоугольное в плане, стройное двухъярусное сооружение с тремя высокими полукруглыми апсидами (алтарными выступами) и позакомарным покрытием, увенчанное граненым барабаном с позолоченной главой луковичной формы. Нижний ярус (подклет) имеет четыре опорных столба, несущих сводчатые перекрытия. Из четырех внутренних столбов в интерьере церкви уцелели два восточных с алтарной преградой между ними. Пара западных столбов разобрана в 1740 г. при устройстве нового сомкнутого свода, барабана и купола. Декоративное убранство фасадов составляют тонкие профилированные лопатки, пояс-фриз из килевидных нишек, проходящий по верху стен. Апсиды украшены вертикальными валиками, соединенными перевернутыми арочками с резными вставками. Над ними сохранились остатки терракотового фриза с рельефными изображениями дельфинов. В целом Введенский храм, построенный по образцу монастырской Духовской церкви 1476 г., повторяет план, размеры, пропорции и характер декора своего прототипа, сочетая в себе архитектурные традиции XV, XVI и XVIII вв.

Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад. Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня - восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.

Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.

Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь - это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.

http://www.zagorsk.ru/history/tokareva/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 декабря 2023

У подножия холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра, находятся две небольшие старинные церкви Пятницкого подворья: Введения Пресвятой Богородицы и мученицы Параскевы. Обе церкви были построены в XVI веке на месте, где еще при первых преемниках преподобного Сергия существовала богадельня. На протяжении пяти веков Пятницкое подворье не раз меняло свое назначение: здесь помещались мужской монастырь, женская обитель, тюрьма, место ссылки нерадивых монахов, приходские церкви. После революции 1917 года власти устроили в храмах мельницу и склад зерна. В XVII веке на Пятницком подворье прославился чудесами местный список Казанской иконы Божией Матери.

Преподобный Сергий Радонежский был заступником и помощником нищих, странников и недужных. Епифаний Премудрый записал в житии такой завет преподобного: «Он заповедал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим. Он говорил «Если вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа и по моем отшествии от этой жизни обитель процветет и нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою». Исполняя эту заповедь, преемники преподобного Сергия поставили у стен монастыря особую богадельню для нищих и странников. Первые упоминания о деревянной Введенской церкви на подоле возле Троицкого монастыря встречаются в документах конца XV и начала XVI веков. Особый «богадельный монастырь» по форме был чем-то средним между приходской церковью, иноческой обителью и богадельней. В Введенской церкви служили приходские священники, но попечение о живущих здесь нищих и больных осуществляли иноки под присмотром особых «подольных старост». В 1478 году в Троице-Сергиевом монастыре побывал преподобный Иосиф Волоцкий. По образу богадельного монастыря у стен лавры святой Иосиф впоследствии создал такой же приют при своем монастыре. Он построил странноприимный дом за стенами Волоцкой обители с церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта странноприимница тоже получила название «богорадного монастыря».

Ныне сохранившаяся каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы была построена в 1547 году. Об этом свидетельствует следующая историческая запись: «Лета 7055 поставлен храм камен в подоле Введение святыя Богородицы, а ставил ее Иван Хабаров». Храмоздателем был боярин, пострадавший в царствование Ивана Грозного. Князь А. М. Курбский называл Хабарова «мужем искусным в книжном разуме, мало радевшем о своих сокровищах и утешавшемся благочестием». Впоследствии боярин Иван Хабаров принял постриг в северном Кирилловом монастыре, однако иноческие ризы не спасли его от жестокой расправы – он был убит вместе со своим единственным сыном, а все имущество перешло в казну. В том же 1547 году на подоле построили рядом вторую каменную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Введенская церковь осталась для мирян – жителей подмонастырской слободы, а новая Пятницкая стала местом отдельной молитвы монахов. С этого времени богадельня из подольных храмов переместилась на новое место, а здесь был образован Пятницкий мужской монастырь. Сохранилось много документальных свидетельств о существовании монастыря во второй половине XVI века. Завещатели, желавшие, чтобы их похоронили в Троицкой обители, в те годы обязательно уточняли, в каком именно из двух монастырей они хотели бы найти последнее пристанище. Троицкую обитель они именовали «большим», «верховным» или монастырем «на горе», а Пятницкий – «малым», «подольным», «под горой».

Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но были разрушены главы Введенской и Пятницкой церквей, разломана ограда, сожжены деревянные иноческие кельи. Почти все старцы Пятницкого монастыря – около двадцати человек – погибли. После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь был восстановлен уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосино (возле пос. Лоза). Оба были разорены неприятелем, однако сестры смогли укрыться в лаврских стенах. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, воссозданного в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия инокиня Евфросиния.

В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе, которую написал инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы, которую поставил в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы был отслужен молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов, от головной боли – троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий. До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви, а затем был перенесен в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарем, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь, чем сильно опечалил прихожан, которые лишись возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме. Во время Рождественского поста инок Лука услышал голос, исходивший от Казанского образа: «Ты образ мой чудотворный в тесности затворил; встань и учреди место в церкви между образами святой Троицы и Параскевы, дощечку прибей тремя гвоздями и на том месте поставь меня». Лука сначала не поверил видению, но на другой день снова услышал голос: «Чернец, почему не веришь слову моему? Пойди и устрой мне место, как тебе было сказано». Пономарь в страхе вышел из церкви и по дороге случайно встретил плотника с дощечкой. Лука попросил его помочь установить Казанскую икону. Плотник охотно согласился: прибил доску тремя гвоздями и установил чтимый образ в иконостасе. В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворная Казанская икона Пятницкого монастыря была привезена в Москву для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве и больше в Сергиев Посад не вернулся.

В 1660 году сестры Пятницкой обители были переведены в Хотьковский монастырь. Опустевшие храмы на подоле получили новое неожиданное назначение – стали местом заточения преступников. Тюрьмой, видимо, служил глубокий каменный подвал Введенский церкви, состоявший из трех камер с окошками и общей дверью. В народе сложилась легенда, будто в склепе Введенской церкви бывшего Пятницкого монастыря был заключен сам Степан Разин. Инок Арсений в сочинении 1894 года приводил строки из народной песни: У Троицы было у Сергия под горой, За каменною за белою стеной, Стояла там темная темница. А во той ли темной темнице Сидел там удалый молодчик, По имени-прозванью Стенька Разин. Тюрьма просуществовала в стенах Пятницкого подворья около двадцати лет. На Московском соборе 1681 года было принято решение обратить бывшую обитель у стен Троице-Сергиева монастыря в место ссылки нерадивых иноков из Москвы и других городов, которые «ходят по кабакам и по корчмам, и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». В XVIII столетии у древних подольных храмов появились приделы. У Введенской церкви – равноапостольных Константина и Елены (1729), а у Пятницкой – архангела Михаила (1769).

Историк Н. М. Снегирев предполагал, что Константино-Еленинский придел мог быть сооружен в память о несохранившейся деревянной церкви святых Константина и Елены. По преданию, эту древнюю церковь соорудила царица Елена Глинская в благодарность небесной покровительнице за дарование сына Ивана. Как известно, Иван Васильевич Грозный был крещен в Троице-Сергиевом монастыре на десятый день после рождения. Введенская церковь Пятницкого подворья привлекала особое внимание дореволюционных и советских историков. К. М. Быковский, А. А. Потапов и И. П. Машков относили ее по устройству плана к типу новгородского одноглавого храма и сравнивали по архитектуре с церковью Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры (1559).

Н. М. Снегирев писал в 1850 году о Введенской церкви следующее: «Об искусстве зодчего свидетельствует прочность, соразмерность, стройность, легкость и красивость здания, в котором тип Византийский соединен с Ломбардским. Это дает повод предполагать, что она строена одним из италианских или псковских зодчих, сооружавших церкви и палаты в Москве и в Троицко-Сергиевом монастыре».

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Пятницкое подворье в Сергиевом Посаде



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.