ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве.

Успенская церковь


Сергиев Посад. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, "Живоносный источник" иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1757 и 1767.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Болотная, 39/25

Координаты: 56.29968, 38.12508





Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
KONDORFOTO
31 октября 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
oldboy
9 октября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 сентября 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Мозаичный образ Иоанна Предтечи на фасаде южного придела<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Мозаичный образ Иоанна Предтечи на фасаде южного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Южный вход в храм<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Южный вход в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Мозаичный образ Николая Чудотворца на фасаде северного придела<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Мозаичный образ Николая Чудотворца на фасаде северного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
oldboy
9 октября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
13 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
24 марта 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
24 марта 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Правый  придел  храма<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Правый придел храма
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Апсида<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Апсида
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Иконостас северного придела<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Иконостас северного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Иконостас южного придела<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Иконостас южного придела
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Врата церковной ограды<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Врата церковной ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Бюст Николая II возле храма<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Бюст Николая II возле храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
23 апреля 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Александр Шутов
6 августа 2013
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Строящийся  дом  причта<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Строящийся дом причта
Иванов Дмитрий
16 сентября 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Приблизительная датировка: 1900-1910-е гг.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Приблизительная датировка: 1900-1910-е гг.
Алексей Кротов
1 января 1900
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, 1890-1893 г.г. Архивное фото с сайта Троице-Сергиевой лавры.<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, 1890-1893 г.г. Архивное фото с сайта Троице-Сергиевой лавры.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Клементьеве, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1989



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 августа 2002

Успенская церковь строилась в подмонастырском селе Клементьеве между 1757 и 1767 гг. на средства прихожан. Кирпичное здание стиля барокко - одно из лучших среди городских церквей Сергиева Посада. Выразительна его развитая многообъемная композиция, построенная на двух взаимно перпендикулярных осях, В ее основе лежит массивный, в два света четверик бесстолпного храма, перекрытый сомкнутым сводом параболического сечения. Карнизные пояса, аттик и световой граненый барабан с шейкой главы сообщают ему ярусный характер. К храму примыкает трапезная с двумя приделами, образующими рукава планового креста. Восемь столбов поддерживают в ней систему пересекающихся коробовых сводов. Колокольня в три яруса, сохранившаяся до половины, восстановлена в полном объеме в 1990-х гг. Здание украшают пилястры, ленточный руст, панели, разгранки, силуэтные наличники и карнизы. Элементы убранства подчеркивают статичность нижнего и динамичность верхних ярусов. Декоративный эффект усиливает контрастная окраска фасадных плоскостей. Последовательно примененный скос углов снаружи и внутри здания обогащает пластику объемов.

Свободное, устремленное вверх пространство храма противопоставлено сильно расчлененному низкому пространству смежной трапезной. Отделка помещений новая. Иконостасы и внутреннее убранство конца XIX в. не сохранились.


Иванов Дмитрий  23 декабря 2011

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде – один из красивейших храмов России. Она относится к числу главных достопримечательностей древнего подмосковного города. Место ее расположения – историческая часть Сергиева Посада, южнее Троице-Сергиевой лавры. Церковь была возведена во 2-й пол. 18 века (1757-1769), последовательно сменив собой несколько деревянных храмов, то ветшавших, то погибавших в пожарах. По благочестивой традиции средства на ее строительство пожертвовали местные прихожане – жители села Клементьева, которое принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, а в 1782 году вошло в состав посада с именем Сергиевский.

В письменных источниках Клементьево (древнейшее из подмонастырских поселений) впервые упоминается в 1-й четверти XV столетия. Краткие сведения о нем содержатся в «Житии преподобного Сергия, игумена Радонежского», составленного Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. Ученик святого пишет: «Вокруг же монастыря того было безлюдно, со всех сторон леса, всюду пустыня… Так жили монахи, пока не прошло много лет, – я думаю, больше пятнадцати. Через некоторое время начали приходить сюда христиане, проходя через леса те, и понравилось им здесь жить… И сделали они себе многие выселки, прежнюю изменив пустыню… И построили они села, и дома многие…». По преданию, некий крестьянин Климент (в просторечии Клементий) первым поставил свой дом возле святой обители. От его имени и пошло название села. Доказательством существования Клементьева во времена прп. Сергия Радонежского могут служить данные археологов, обнаруживших в этом поселении Сергиева Посада керамику XIV века.

Изначально Клементьево числилось во владениях удельных радонежских князей. Один их них, Андрей Владимирович Радонежский, не позднее 1425 года передает Клементьево в собственность Троицкого монастыря. Дальнейшее развитие села предопределила Переславская дорога (современное Ярославское шоссе) – важное стратегическое направление и торговый тракт, неоднократно менявший свое направление и название. В сер. XV века он связал знаменитый монастырь и Клементьево с Москвой, северными и волжскими городами, а позднее – с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Самое древнее поселение Троицкого посада оказалось на расстоянии одного конного пути из столицы, поэтому здесь непременно делали остановку, отдыхали, меняли лошадей. Близость дороги, соседство с обителью прп. Сергия способствовали процветанию торговли и ремесла, превращению Клементьева в одно из богатейших и крупных сел Московского государства.

Возможно, что уже в XV веке богатое Клементьево имело свою церковь. Первое достоверное сведение о ней относится к 1513 году: «лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древена в Клементьеве», – сообщает монастырская рукопись XVI века. Из другого документа того же периода мы узнаем, что церковь была посвящена празднику Успения Божией Матери.

В XVI – XVII вв. в Клементьево находился административный центр Троицких поселений. Из троицких слуг – детей боярских (представителей среднего слоя русского общества) – с утверждением в Приказе Разбойных дел выбирался губной староста, который вместе с помощниками вершил суд, ведал тюрьмой, собирал пошлину, объявлял указы Троицкого монастыря. Большой ущерб село претерпело в начале XVII столетия в связи с событиями Смутного времени. Еще до начала интервентами осады Троице-Сергиева монастыря поляки во главе с военачальником Александром Лисовским сожгли его дотла, в том числе, два деревянных храма: летний (в честь Успения Божией Матери) и зимний (в честь святителя Николая). Зимняя, отапливаемая церковь была построена в конце XVI столетия.

В 1608-1610 гг. жители Клементьева, прихожане упомянутых храмов проявили мужество и героизм, защищая от врага «первый монастырь Московского государства». История сохранила имена двух простых крестьян – Никона Шилова и Петра Слоты. Эти клементьевцы ценой собственной жизни взорвали вражеский подкоп, тем самым спасли знаменитый монастырь и «троицких сидельцев». После снятия осады в Клементьево в устроенной братской могиле были захоронены жители окрестных поселений и защитники Троицкой крепости, погибшие при ее обороне – более 800 человек (согласно «Житию преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского»). По тем временам, 800 человек – это численность мужского населения крупного города.

Несмотря на полное разорение в период Смуты, Клементьево быстро восстанавливается и достигает своего максимального расцвета. Отстраивается Никольская церковь. К середине XVII века ее сменяет Успенская, тоже деревянная. В храме имелось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и мученика Алексия. Церковь погибла в опустошительном пожаре 1746 года. Бедствие показало необходимость строительства каменного сооружения. Так, во 2-й половине XVIII века появляется ныне существующий храм с приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая. Храм строился на рубеже двух исторических вех. Вслед за указом Екатерины Великой 1764 года о секуляризации церковных земель Клементьево приобретает статус казенного поселения, окончательно выходит из-под ведения Троицкого монастыря.

Через восемь лет, после учреждения посада, административный центр города переносится в другое место, потом и шумная дорога обходит бывшее владение Троицкого монастыря стороной – бурная жизнь Клементьева остается в прошлом. Тихие улочки, домики с резными наличниками, удаленность от городской суеты создали неповторимое своеобразие древнейшей части Сергиева Посада. За современным скромным названием «Клементьевский поселок» скрылись царские и императорские богомольные походы к Троице, героические страницы прошлого и судьбы незаурядных людей. Нелегко представить, но это факт: под асфальтом Клементьевской улицы остались следы царей и императриц, их чиновников и рассыльных, путешественников и купцов, конечно, простых крестьян и богомольцев; Клементьевский (Банный) пруд, как и Келарский, – ровесник эпохи Ивана Грозного, а некоторые дома – более чем столетние юбиляры.

Над исторической деревянной застройкой, улочками и прудами возвышается величественный Успенский храм. Выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, фигурные кровли выделяют его среди других посадский церквей. Построенный по трехчастной системе он напоминает «корабль». Ядро церкви – высокий восьмигранный объем, перекрытый сводом в форме купола-полусферы, увенчанный луковичной маковкой. Средняя часть – трапезная – в плане повторяет крест; трехъярусная колокольня завершается шатром, по старинной традиции московского зодчества.

В 1929 году советская власть заключила с верующими «договор на аренду здания», а в июне 1936 года расторгла его «за злостное невыполнение» обязательств со стороны прихожан, и тогда же, по ходатайству «группы верующих обновленческой ориентации», церковь была передана раскольникам. Чуть ранее в 1934 году были утрачены колокола храма. Согласно Постановлению Президиума Загорского Горсовета (с 1930 года город Сергиев стал именоваться Загорском), колокола сняли со всех городских церквей и передали «в металлом для использования в промышленности». В эти годы в церкви совершал дьяконское служение преподобномученик Феофан (Графов), своим исповедничеством восполнивший Собор новомучеников Российских. Он родился 6 января 1874 года в селе Никитская слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии. В 1896 году поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество и через год, в 1908 году, рукоположен во диакона.

В 1923 году монастырь был закрыт. Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, и был определен на служение в Успенский храм города. 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Нашлись лжесвидетели, которые оклеветали исповедника. 8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в северный край. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова. В 1937 года, в период новой вспышки арестов, отец Феофан был арестован вновь. Не признав своей виновности в контрреволюционной деятельности, исповедник был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Отбывая наказание, иеродиакон Феофан умер 18 марта 1938 года в городе Каргополе и погребен в общей безвестной могиле.

В это время Успенскую церковь окончательно закрыли, в ее здании разместилась городская хлебопекарня. В 1960-х гг. хлеб-завод освободил церковное помещение. В старинном храме, изуродованном до неузнаваемости, стала царить «мерзость запустения».

Только в эпоху перемен, в 1990 году, Успенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Наконец, она дождалась присвоения официального статуса памятника архитектуры общероссийского значения, возрождения и реставрации после долгих лет воинствующего безбожия. Настоятелем приходской общины Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен протоиерей Владимир Кучерявый. Первая Божественная Литургия в храме была совершена 19 декабря 1990 г. в день памяти свт. Николая Чудотворца. Почти сразу была открыта Воскресная школа (позднее она разместилась в ветхом здании бывшей начальной школы, удачно расположенной в пределах церковной ограды).

19 октября 1999 состоялось великое освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери, которое совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. За десять лет были проведены большие восстановительные работы: восстановлен пол и покрыт мрамором, кровля покрыта медью, построена колокольня, установлен иконостас. Традиционным стал Крестный ход в день Богоявления на источник святителя Николая Чудотворца у Келарского пруда. Священнослужители и прихожане двух приходов: Успенской и Ильинской церквей, в этот день совершают здесь великое освящение воды.

В 2001 году Успенский храм стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Его новым настоятелем и одновременно ответственным за сорок других приходов района был назначен священник Александр Самойлов, преподаватель Московской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, член Богослужебной Синодальной комиссии. В 2005 году он принял монашеский постриг с именем Иоанн и был удостоен сана игумена. На его плечи легли: расчистка и благоустройство церковной территории, возведение ограды, внутреннее убранство старинного храма, среди которого можно выделить устройство боковых приделов и деревянных дубовых резных киотов с Богородичными иконами и образами святых в рост, созданных современными иконописцами и резчиками в древнерусских традициях. Особо почитаемыми святынями Успенской церкви стали икона свт. Николая с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей более семидесяти святых Киево-Печерской Лавры и других угодников Божиих, икона преподобного Пимена Многоболезненного с частицей святых его мощей.

14 декабря 2001 года состоялось иерейское освящение придела святителя Николая, а 22 декабря того же года – освящение придела Рождества Иоанна Предтечи.

Насыщенный событиями для Успенской церкви оказался 2003 год: к лику новомученников Российских был причислен иеродиакон Феофан (Графов), служивший здесь в 1930-35 гг.; в пределах церковной ограды заложили фундамент и начали строительство храма-крещальни в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Источник: http://www.spblago.ru/?p=781


Марина Зуйкова  27 мая 2018

Успенская церковь расположена к югу от обители преп. Сергия в бывшем подмонастырском селе Клементьеве. Это поселение, находившееся на важном торговом пути, ведущем из Москвы в северные города, имело свою церковь, вероятно, еще в XV в. Первое достоверное известие о ней относится к 1513 г.: "лета 7022... священа бысть церковь древяная в селе Клементьеве".

К концу XVI в. в селе было уже две церкви, поставленные на средства местных жителей: в честь Николая чудотворца (клетского типа) и холодная во имя Успения Богоматери "древяна вверх" (то есть шатровая). При церквях в 22 кельях жили "старицы-черноризицы, питавшиеся от церкви божией".

Вскоре после осады монастыря, когда выжжены были окрестные поселения, в Клементьеве отстроили только одну церковь - Никольскую. К середине XVII в. ее сменила шатровая Успенская. В монастырской Описи 1641/42 гг. имеется краткое описание ее внешнего вида и внутреннего убранства: "...церковь ...о трех верхах, шатровые, главы обиты немецким железом, с правую сторону предел Николы Чудотворца, а с левую сторону Алексей человек божий... Да у церкви колокольница рублена восемь стен, над нею шатер, глава обита чешуёю". Судя по описанию, это был стройный трехглавый храм с двумя приделами, трапезной и колокольней, глава которой была покрыта лемехом.

После опустошительного пожара 1746 г., на средства прихожан в 1757 г. было начато строительство ныне существующей каменной церкви, законченное в 1769 г. Новый храм имел четыре престола: в честь Успения Богородицы, иконы Богоматери "Живоносный Источник", Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая, причем по последнему вся церковь называлась еще и Никольской.

Успенская церковь, также как и Рождественская, была построена по трехчастной схеме. Ядро храма представляет собой высокий двусветный бесстолпный восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый крутым сводом. Храм увенчан стройным двухъярусным барабаном с небольшой луковичной главкой. Алтарь церкви прямоугольный, его объем усложнен полукруглым выступом посредине.

Примыкающая с запада трапезная, равная по высоте алтарной апсиде, в плане представляет собой трехконечный крест, в боковых ветвях которого находятся приделы, их внешние углы также срезаны. Восемь столбов, свободно стоящих в интерьере трапезной, поддерживают сложную систему оригинальных сводов. Трехъярусная колокольня Успенской церкви была увенчана высоким глухим шатром с миниатюрной главкой (в конце 1930-х годов колокольня была разрушена; в последние годы ведутся работы по ее восстановлению).

Продуманный, выдержанный в традициях позднего барокко декор здания подчеркивает архитектонику храма, его разнообразные объемы. Нижняя часть церкви, алтарь и трапезная вместе с боковыми ветвями обработаны рустом (декоративной рельефно выступающей горизонтальной кладкой). На гранях многочисленных углов расположены парные пилястры. Фасады восьмерика оформлены круглыми фронтонами, сглаживающими переход от стен к сферической кровле. Нарядные лепные наличники обрамляют окна; междуэтажные и венчающие карнизы, состоящие из нескольких лент профилей, опоясывают здание.

Храм Успения Богоматери - это одна из лучших барочных церквей Сергиева Посада. Внушительные размеры, выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, а также оригинальный и гармоничный интерьер выделяют Успенский храм среди прочих посадских церквей. Расположенная на возвышенности, она господствует над окружающей застройкой, являясь единственным звучным акцентом архитектурного пейзажа бывшего села Клементьева.

Токарева Т.Ю. Приходские церкви. - Сергиев Посад, 1997


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 февраля 2024

Красивая барочная церковь Успения Пресвятой Богородицы в бывшем селе Клементьеве считается искусствоведами одной из лучших церквей Сергиева Посада за пределами Троице-Сергиевой лавры. Успенский храм был возведен на пожертвования прихожан в 1769 году, и по приделу он назывался также Никольским. Хронологически и стилистически Успенская церковь близка двум другим приходским церквям Сергиева Посада: Ильинской и Вознесенской, являясь при этом наиболее величественной из этого ряда. С историей древнего села Клементьево связано предание о чудесном зачатии Василия III великой княгиней Софьей. В Успенской церкви хранят память о значимых деятелях Сергиева Посада и страны: благотворителе И.П. Мамаеве и митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Никаноре (Клементьевском).

Бывшее село Клементьево находится примерно в километре к западу от Троице-Сергиевой лавры. Историки считают Клементьево самым первым поселением, возникшим при обители преподобного Сергия Радонежского, которое положило начало посаду, а затем и городу. Епифаний Премудрый – составитель древнего жития Сергия Радонежского – относил основание Клементьево ко временам правления московского князя Ивана II. Селение получило название, вероятно, по имени первого поселенца Климента (Климентия).

Клементьево располагалось на возвышенной равнине у дороги из Москвы в Ярославль, по которой богомольным путем проходили все русские правители, начиная с благоверного князя Дмитрия Донского. Через село постоянной вереницей шли паломники разных сословий, ехали телеги и обозы с товарами в Троице-Сергиев монастырь. Оживленная торговля в Клементьево приносила местным жителям немалые доходы, поэтому к началу XVIвека число здешних обывателей превзошло все прочие подмонастырные слободы.

Правнук Дмитрия Донского великий князь Иван III несколько раз ходил здесь богомольным путем из Москвы в обитель преподобного Сергия. Село Клементьево упоминается в древнем предании о чудесном видении его супруге, записанном митрополитом Иоасафом в «Степенной книге». Софья Палеолог была долгое время бесплодна, и молилась Богу о даровании наследника московского престола. В 1478 году Софья отправилась на поклонение мощам угодника в Троицкий монастырь. Когда великая княгиня спускалась в долину за селом Клементьевым, ей явился сам преподобный Сергий с младенцем в руках. Старец приблизился к Софье и «ввергнул младенца в недра великой княгини». Чудесное видение стало свидетельством того, что молитвы Софьи услышаны Богом: через девять месяцев в день Благовещения у великокняжеской четы родился наследник – будущий государь Василий III, которому при крещении дали имя архангела-благовестителя Гавриила.

В начале XVI века в Клементьево была построена деревянная церковь Успения Божией Матери. В рукописях лаврской библиотеки сохранилось первое письменное упоминание о церкви в Клементьево, датируемое 1513 годом: «Лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древеная в Клементьеве». В писцовых книгах 1584-1586 и 1594 годов упоминаются уже две деревянные церкви: холодная Успения Богородицы (с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи) и теплая святителя Николая Чудотворца. Никольский храм обозначается в этих книгах как ветхий, из чего можно предположить, что он был древнее 1513 года.

В конце XVI столетия в Клементьево находились не только две деревянные церкви, но и «самодельный неофициальный монастырь», в котором проживали более тридцати инокинь. Подобные женские богорадные монастыри (куда брали насельниц «Бога ради», то есть без вклада и пожертвования) сочетали в себе черты монашеской обители и богадельни. После осады Троице-Сергиева монастыря поляками (1608-1610 годы) старицы из Клементьево были переведены в Подольный Пятницкий монастырь, находившийся у стен обители преподобного Сергия Радонежского. После упразднения этого небольшого монастыря в 1660 году клементьевские черноризицы были переведены в женскую обитель в Хотьково.

Во время пожара, опустошившего Троице-Сергиеву лавру и соседние слободы 17 мая 1746 года, в селе Клементьево сгорели до основания обе упоминавшиеся деревянные церкви – Успенская и Никольская. Через год в Клементьево была перенесена деревянная церковь из села Опарина Переславского уезда (ныне Сергиево-Посадский городской округ), которую пожертвовал вотчинник князь Никита Иванович Долгоруков. Однако упоминавшийся пожар был не единственным в первой половине XVIII века. В 1757 году клементьевсике священники Александр и Григорий Никитины просили церковное начальство разрешить строительство каменного храма «за многослучающимися пожарами». В челобитье указывалось следующее: «От таковых пожаров на пятидесяти годех сгорело семь церквей и с церковным украшением».

Возведение новой барочной каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, завершилось в 1769 году. По местному преданию построение храма связано с именем церковного старосты Карпа Ивановича Лошкарева, умершего в 1778 году и погребенного при церкви (могила не сохранилась).

Каменная Успенская церковь по своему внутреннему благолепию в конце XIX столетия считалась лучшей церковью в Сергиевом Посаде. Это благолепие обеспечил на свои средства купец Иван Павлович Мамаев, который был старостой этого храма с 1872 года и вплоть до своей кончины в 1881 году. Благотворитель потратил на украшение Успенского храма более 30 тысяч рублей: устроил новые иконостасы и позолоченные киоты, заказал новые большие иконы для холодной церкви, оплатил устройство печи, мраморного и мозаичных полов, роспись сводов и стен церковной живописью. На колокольню Успенский церкви И.П. Мамаев пожертвовал самый большой колокол весом 314 пудов (5 тонн). Уникальное внутреннее убранство храма было уничтожено в советские годы, но, к счастью, надгробный камень купца-благотворителя сохранился: его можно увидеть у алтарной части Успенского храма.

С Успенской церковью в Клементьево связано имя известного церковного деятеля XIX столетия, митрополита Никанора (Клементьевского). Уроженец этой части Сергиева Посада на протяжении восьми лет занимал высший пост в Русской церкви синодального периода – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Никанор (в миру Николай Алексеев) родился в 1787 году в семье священника церкви Успения Пресвятой Богородицы. Мальчик пошел по пути церковного служения и поступил в лаврскую семинарию, по окончании которой был определен в ней учителем. В 1812 году будущий святитель принял иноческий постриг с именем Никанор (фамилию «Клементьевский» ему присвоили по семинарской традиции во время обучения). Уже через два года Никанор был назначен наместником Лавры и архимандритом Вифанского монастыря, где вскоре стал ректором семинарии.

После восшествия на престол нового императора Николая I для Никанора начался этап святительского служения. Сначала он стал викарием Санкт-Петербургской митрополии в сане епископа Ревельского. В это время он торжественно освятил православный собор в г.Хельсинки, совершив первый визит столь высокого церковного уровня в преимущественно лютеранскую часть Российской империи – Финляндию. В последующие годы епископ Никанор служил в Калужской, Минской, Волынской епархиях. Будучи епископом Минским, владыка проводил миссионерскую работу на землях Белоруссии, население которых на протяжении долгого времени насильственно было увлечено в унию с католиками. С 1848 года и до своей кончины в 1856 году Никанор был митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, став одновременно первенствующим членом Святейшего Синода и священноархимандритом Александро-Невской лавры. Владыка Никанор был известен как щедрый благотворитель, много жертвовавший храмам, монастырям и учреждениям для бедных. В «Очерке жизни преосвященнейшего митрополита Никанора» об этом говорилось так: «Для доброй памяти благотворительного Архипастыря довольно будет, если мы перечислим только места, куда пожертвования сделаны, или предназначены… Успенская церковь Сергиевского Посада, на родине почившего Первосвятителя, первая обратила на себя заботливое внимание его».

В 1930-е годы храм был закрыт, разграблен и осквернён, а с 1938 г. в нем была размещена городская хлебопекарня. В связи с новым "назначением" храма были разобраны верхние ярусы колокольни, в храме устроены межэтажные перекрытия, уничтожена внутренняя отделка. В конце 1950-х - начале 1960-х годов хлебозавод освободил памятник архитектуры, который, не имея должной охраны, постоянно подвергался разрушениям и порче. Серьезные работы по восстановлению храма и прилегающей территории были предприняты в 1990 году после передачи храма общине верующих во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Кучерявым. Затем пришли диакон Максим Синюк, священник Александр Хлебников, дьякон Михаил Провада, священники Александр Самойлов, Валерий Малышкин, Ярослав Шелест. 19 октября 1999 года состоялось освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери, которое совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

За 10 лет были проведены большие восстановительные работы: восстановлен пол и покрыт мрамором, кровля покрыта медью, построена колокольня, установлен иконостас. В 2001 году эстафету восстановления храма принял благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Самойлов, преподаватель Московской Духовной Семинарии, кандидат богословских наук, член Богослужебной Синодальной комиссии, член епархиальной комиссии по канонизации святых. 14 декабря 2001 года состоялось иерейское освящение придела святителя Николая, а 22 декабря того же года - освящение придела Рождества Иоанна Предтечи. За два года завершена роспись иконостаса, заметно изменилось внутреннее убранство храма, вновь восстановлена ограда вокруг церкви, благоустраивается территория.
В храме имеются особые святыни.

В 1996 году чудесным образом из Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии настоятелю храма была подарена частица мощей святителя и чудотворца Николая. До 2003 года эта частица в особом киоте с иконой святителя находилась в алтаре и для поклонения молящимся выносилась только раз в неделю, когда служился молебен с акафистом Николаю Угоднику. 22 мая этого же года была написана новая икона святителя в полный рост, в которую была вмонтирована частица святых мощей. С этого времени святыня выставлена для общего поклонения верующих в храме и пользуется особым почитанием. Другой духовной ценностью стал мощевик, в нем содержатся частицы мощей более 70 святых Киево-Печерской Лавры и других подвижников благочестия. В начале 2005 года в храме появилась святая Плащаница Господа Иисуса Христа. Над Плащаницей устроена белоснежная сень.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Успенская церковь в бывшем селе Клементьево и с сайта: russian-church.ru/Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде.



Комментарии и обсуждение


При церкви находится крестильный храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
6 февраля 2010, Игорь Демин.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: г.Загорск (ныне Сергиев Посад) (Клементьево), Болотная ул, 25/39, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Кирилл Аминов 08 апреля 2015 г.

8 апреля 2015.