ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вязьма. Церковь Преображения Господня.


Вязьма. Церковь Преображения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1736.
Адрес:
Смоленская область, г. Вязьма, пер. Страховой, 4

Координаты: 55.210834, 34.297653



Сортировка:

Церковь Преображения Господня, Верхняя панорама<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Верхняя панорама
Hramsohran
23 марта 2022
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Altaets
24 апреля 2021
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Altaets
24 апреля 2021
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Илья Смирнов
8 января 2018
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Илья Смирнов
8 января 2018
Церковь Преображения Господня, Преображенская церковь, все купола.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Преображенская церковь, все купола.
Вадим кр
4 мая 2017
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
26 июня 2016
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
26 июня 2016
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
26 июня 2016
Церковь Преображения Господня, вид с юго-востока<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 апреля 2008
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
oldboy
9 марта 2019
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Dmitry N.
11 сентября 2021
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Dmitry N.
11 сентября 2021
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Матишо
15 мая 2017
Церковь Преображения Господня, вход в храм<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
вход в храм
Матишо
15 мая 2017
Церковь Преображения Господня, Купель<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Купель
Вадим кр
28 февраля 2016
Церковь Преображения Господня, Колокольня<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Колокольня
МОРПЕХ879
26 июня 2016
Церковь Преображения Господня, кованная ограда, последний пролёт от старой довоенной.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
кованная ограда, последний пролёт от старой довоенной.
Вадим кр
20 марта 2016
Церковь Преображения Господня, Сохранившаяся церковная стена<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Сохранившаяся церковная стена
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, до реставрации<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
до реставрации
Вадим кр
16 июня 1965
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
17 февраля 1943
Церковь Преображения Господня, кадр немецкой кинохроники<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
кадр немецкой кинохроники
Вадим кр
16 февраля 1943
Церковь Преображения Господня, немецкое фото, церковный пруд засыпан в 80-х годах прошлого века.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
немецкое фото, церковный пруд засыпан в 80-х годах прошлого века.
Вадим кр
16 июня 1942
Церковь Преображения Господня, Южный фасад. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Южный фасад. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 апреля 1942
Церковь Преображения Господня, Во дворе церкви было здание<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Во дворе церкви было здание
Вадим кр
16 февраля 1942
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
16 февраля 1942
Церковь Преображения Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 декабря 1941
Церковь Преображения Господня, Вид со стороны входа. Немецкая кинохроника 1941 г.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вид со стороны входа. Немецкая кинохроника 1941 г.
Михаил Мещанинов
26 октября 1941
Церковь Преображения Господня, Южный фасад. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Южный фасад. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
3 октября 1941
Церковь Преображения Господня, иконостас до революции.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
иконостас до революции.
Вадим кр
1914
Церковь Преображения Господня, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
16 июня 1912
Церковь Преображения Господня, Колокольня снесена в 30-х годах 20 века фото из книги Н.Г.Гурской<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Колокольня снесена в 30-х годах 20 века фото из книги Н.Г.Гурской
Вадим кр
16 февраля 1911
Церковь Преображения Господня, Колокольня снесена в 30-х годах<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Колокольня снесена в 30-х годах
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Преображения Господня, Открытка начала века<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Открытка начала века
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Преображения Господня, церковь Спаса Преображения до революции<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
церковь Спаса Преображения до революции
Вадим кр
16 июня 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Чупринин Михаил  5 апреля 2007

ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Каменный храм в честь Преображения Господня с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" построен в 1736 году на средства купца Ивана Григорьевича Вязьнева. На пожертвования купца Лютова в 1751 году устроен иконостас и расписан главный храм. В 1768-1770 годах на средства купца Исидора Лелюкина трапезную часть храма расширили, разместив в ней прежние приделы. Рядом с храмом возвели каменную четырехъярусную колокольню, территорию обнесли каменной оградой с кованой решеткой и воротами с западной и северной стороны. В 1922 году в храме изъяты все серебряные ризы с икон и утварь. В 1929 году храм закрыт. С 1929 по 1992 год здание храма использовалось различными организациями. В день Преображения Господня, 19 августа 1995 года, прихожане Введенского храма пришли к Преображенскому, где был отслужен первый молебен после 65-ти лет забвения.

Набор открыток "Вязьма Православная"


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 марта 2010

Находится в восточной части города, среди невысокой застройки. Ограда (сохранилась частично) с западной стороны проходит вдоль красной линии. Сооружена в 1736 г.; в 1763 г. пристроена широкая трапезная с крыльцом и возведена ограда; тогда же переложены нижние окна храма. Все части кирпичного здания - пятигранная апсида, четверик храма, трапезная и крыльцо - расположены по одной оси. С архитектурной традицией кон. 17 в. связаны глухое пятиглавие на высоком сомкнутом своде храма, нарышкинские наличники, двухосный южный фасад, поребрик в цоколе и карнизе. Особенность барочных наличников - отведенные в сторону треугольные серьги и четвертной вал, дополняющий с внешней стороны обрамление. Стены трапезной расчленены рустованными пилястрами. Высокий темноватый интерьер храма завершен сомкнутым сводом; три узких прохода ведут в алтарь с граненой конхой. Двустолпная трапезная, сильно вытянутая с севера на восток, асимметрична из-за неодинаковых придельных алтарей. Внутри трапезной, на западной стене основного объема храма, видны двойные лопатки на углах и фрагменты первоначальных нижних окон. Арка ворот фланкирована парами тосканских колонн на квадратных тумбах. Между кирпичными столбами ограды сохранилось несколько звеньев первоначальной решетки с очень мелкими завитками.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  17 марта 2016

Каменный храм в честь Преображения Господня с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" построен в 1736 году на средства купца Ивана Григорьевича Вязнева на месте деревянного храма. На пожертвования купца Лютова в 1751 году устроен иконостас и расписан главный храм. В 1768-1770 годах на средства купца Исидора Лелюкина трапезную часть храма расширили, разместив в ней прежние приделы. Рядом с храмом возвели каменную четырехъярусную колокольню, территорию обнесли каменной оградой с кованой решеткой и воротами с западной и северной стороны.

В 1792 году в храме был крещен сын священника Введенской церкви Михаил Глухарев, будущий Преподобный Макарий, просветитель Алтайский.

В 1922 году в храме изъяты все серебряные ризы с икон и утварь. В 1929 году храм был закрыт, а колокольня разрушена. С 1929 по 1992 год здание храма использовалось различными организациями.

В 1979-1980 церковь была частично отреставрирована, а в 1992 возвращена Церкви. В день Преображения Господня, 19 августа 1995 года, прихожане Введенского храма пришли к Преображенскому, где был отслужен первый молебен после 65-ти лет забвения.

По материалам сайта http://www.vyazmablago.ru/temples/3


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2016

По свидетельству писцовой книги князя Волконского, на этом месте, где теперь стоит Преображенская церковь, был прежде «Спасский вышний мужской монастырь на посаде», существовавший до Литовского разорения. В ХVII в. здесь вместо монастыря существовала приходская деревянная церковь, которая была перевезена в село Адрианы, а вместо нее построена каменная, трехпрестольная, вяземским купцом Иваном Григорьевичем Вязневым с приходскими людьми в 1736 г.; приделы были возобновлены вяземским купцом Исидором Лелюхиным в 1768 г.

Престолов три: в настоящем холодном - во славу Преображения Господня, в приделах теплых - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Богоматери «Неопалимая Купина». Прихожан в городе 104 души муж. пола и 95 жен. пола и в 6 деревнях, отстоящих 3-11 верстах от церкви, 802 души муж. пола и 849 жен. пола.

Земли церковной 560 кв. саж., церковного капитала 300 руб., капитала причтового 2472 руб.; для священника церковный каменный дом, жалование не получает. Священник Николай Васильевич Зосимовский, на настоящем месте с 1877 г., награжден камилавкой в 1888 г. Диакон Александр Павлович Чамов, на настоящем месте с 1886 г. Псаломщик Михаил Александрович Протопов, сверхштатный псаломщик Василий Стефанович Соколов. В церковно–приходской школе учащ. 35 чел.; законоучителем священник, учительница Барышова окончила курсы Вяземской женской гимназии, помощник учительницы диакон Чамов.

«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 апреля 2025

Издревле через это место в Вязьме проходил торговый тракт, соединявший восточную Русь с Западом, позже ставший называться Старой Смоленской дорогой. По преданию, еще до 1404 года, когда Вязьму на долгие годы включили в состав Литовского княжества, здесь стоял Спасо-Преображенский Верхний или Вышний мужской монастырь «на посаде». Обитель славилась своими чтимыми иконами, имевшими богатые золотые и серебряные оклады. В 1594 году Преображенскому монастырю, при настоятеле игумене Иакове, принадлежала в Пригородном стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах.

В начале XVII века, когда всю центральную часть России охватила смута, город Вязьма несколько раз переходил от русских к полякам, и многие церковные владения сильно пострадали, в том числе и Преображенский монастырь. По Деулинскому перемирию 1618 года Вязьму возвратили в состав России.

В Писцовой книге писцов Устюжской четверти за 1627 год, составленной подъячим Леонтием Трофимовым, при князе Иване Федоровиче Волконском, бывшем до Вязьмы воеводой в Угличе и Переяславле-Рязанском, указывалось: «В Вязьме ж на посаде церковь Преображения Господня ружная, что был прежде сего Спасский вышней мужеский монастырь; деревянная, клецки, на взмосте. Да церковь теплая, деревянная же, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, клецки. В церкви Преображения Господня икона местная Преображения Господня на золоте, да прикладу 15 витых серебряных (цепей); икона местная – образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на золоте; образ местный корень Иессеев. Двери царския и сень, и столбы на золоте, Деисус и праздники на прозелени, - в алтаре образ Пресвятой Богородицы запрестолныя на золоте.

Евангелие напрестольное обложено мухояром зеленым, печати Московския; евангелисты медные, сосуды оловянные, ризы и стихари полотняные; Евангелие толковое, печати Литовския; два октоя 8 гласов печатные, триодь постная печатная, псалтирь и трефологий писанные. Апостол печати Литовской. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы икона местная – образ Покрова Пресвятой Богородицы на прозелени, Всемилостиваго Спаса на прозелени, царские двери и сень, и столбцы на прозелени. У церквей колокольница на столбцех, а на ней 4 колокола не велики. …А служит у тех церквей поп Евсевей Васильев; а церковь и всякое строение мирских людей приходских. …По сыску и по допросу поповского старосты Космо-Дамиановского попа и посадских приходских попов, прежде сего бывших до Литовскаго разорения, - в тот монастырь было жалованье, государевой руги: игумену 4 рубля денег, а хлеба ему 15 четвертей ржи и 15 четвертей овса, ныне же в том монастыре игумена нет. Попу государева жалованья и руги на год идет: 2 рубля денег, диакону полтора рубля, пономарю полполтины, просфирне полполтины; да хлеба попу 11 четвертей с пол-осьминой ржи, овса тож, диакону 10, пономарю 3 четверти с осьминой, просфирне 5 четвертей с осьминой и с четвериком. В церковь на воск и свечи 26 алтын и 4 деньги. Деньги емлются в Москве в Большом приказе, а хлеб по городам, где Государь укажет. Государевой же ружной грамоты не положено, а сказано, что им после Литовскаго разорения, вновь грамоты не дано, а емлют де они государева жалованья денежную и хлебную ругу по-прежнему, как имели до Литовскаго разорения».

В 1650 годы Спасо-Преображенский храм включили в расписание крестных ходов проводимых в городе Вязьме на Светлой седмице, составленном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Никоном. В начале тридцатых годов XVIII века старый деревянный Преображенский храм перевезли в село Андрианы, отстоявшее от Вязьмы в двадцати пяти верстах (26,7 км). Позже это село входило в состав Покровской волости Юхновского уезда.

В 1736 году на средства вяземского купца Ивана Григорьевича Вязнева и прихожан, на прежнем месте возвели каменный храм во славу Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1738 году к северу от храма построили небольшую каменную сторожку, сохранившуюся в перестроенном виде до нашего времени.

Вяземский купец Лютов в 1751 году оплатил работы по изготовлению иконостаса в главный храм, о чем свидетельствовала надпись на нем. В те же годы весь храм расписали. В 1768-1770 годы на пожертвования купца Исидора Лелюхина расширили с запада трапезную часть храма, с сохранением прежних приделов. Тогда же к югу от храма возвели четырехъярусную колокольню, имевшую высоту до верха карниза 15 сажень (около 32 м). Интересно, что уже во второй половине XIX века географические координаты (широта и долгота) колокольни Спасо-Преображенского храма внесли в справочник, составленный на основе материалов, собранных офицерами Генерального штаба. Также построили каменный дом для священника. Весь приходской участок обнесли каменной оградой с кованой решеткой и воротами с западной и северной сторон, часть которых сохранились. У северо-восточной стены ограды выкопали небольшой пруд.

В 1792 году в Спасо-Преображенском храме иерей Иоанн Иоаннович Полченинов крестил Михаила Глухарева, будущего миссионера Алтайского, преподобного Макария - известного русского подвижника, писателя и переводчика. Его восприемниками стали «уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьевич Жуков да купеческая жена Феодосия Алексеевна Волченинова».

В 1830 году решением Синода архимандрита Макария направили для просвещения калмыков в Бийский округ Томской губернии. Вначале он поселился в Бийске, затем перешел в Найму, а оттуда в Улалу, основывая везде миссионерские станы. С 1832 года, за четырнадцать лет он перевел на местные наречия: почти все Священное Евангелие; места из Деяний и посланий апостольских; некоторые псалмы; избранные места из Ветхого и Нового Завета; собрание библейских текстов о таинствах; огласительное поучение; десять заповедей с толкованиями; Символ Веры, Отче Наш и другие молитвы; Краткую священную историю и Краткий катехизис митрополита Филарета; чин исповеди и вопросы при крещении. Через четыре года после прибытия архимандрита Макария на Алтай число обращенных достигло двухсот человек. Всего он крестил 675 алтайцев. Он основал три школы для детей, богадельню для больных. Построил храм с двумя домами для сотрудников.

Спасо-Преображенский храм указан на плане города, составленном в 1798 году. В начале XIX века его включили в описание Вязьмы, приведенное в «Экономическом примечании Смоленской губернии Вяземского уезда». Спасо-Преображенский храм стоял за пределами крепости, внутри предместья города. «Сие предместье, окружающее со всех сторон земляную крепость, и, не уступая ей своим зданием и архитектурою, ограничивается земляным валом, на котором при выездах большие дороги, пролегающие в города Дорогобуж, Белой, Гжатск, Калугу стоят четыре деревянные заставы, называемые Смоленская, Бельская, Московская и Калужская».

Как и все храмы города Вязьмы, Спасо-Преображенский сильно пострадал во время нашествия французов в 1812 году. В 1888 году рядом с Преображенским храмом построили каменный двухэтажный дом для причта. Его оштукатурили, покрыли железом, и он имел для отопления две русские и четыре голландские печи. В конце XIX века в церковно-приходской школе при храме обучались тридцать пять детей. Закон Божий преподавал священник Николай Васильевич Зосимовский, служивший настоятелем с 1887 года. Учительницей работала Барышева, окончившая Вяземскую женскую гимназию; помощником учителя - диакон Александр Павлович Чамов. Прихожан было: в городе 104 человека мужского пола и 95 женского, в шести деревнях, отстоящих от храма в 3-11 верстах 802 мужского пола и 849 женского. Имелось 560 квадратных сажен церковной земли. Церковный капитал составлял 300 рублей; капитал причта 2472 рубля. Жалованье от Духовного правления причт не получал. В штат прихода входили священник, диакон и псаломщик. Кроме того, приход содержал одного сверхштатного псаломщика.

В 1910 году составили страховую оценку Спасо-Преображенского храма. В ней давалось описание храма, его размеры и состояние. Снаружи храм был оштукатурен и покрыт железом, окрашенным зеленой масляной краской. Центральный иконостас имел высоту в 15 аршин (10,7 м.), придельные – 4 аршина (2,8 м.). Отапливался храм тремя изразцовыми печами. Вместе с иконостасами и колокольней храм оценивался в двадцать тысяч рублей. Кроме дома для причта и строжки на территории прихода еще стояли четыре деревянных сарая, возведенные в конце XIX – начале XX веков.

После октябрьского переворота 1917 года для Спасо-Преображенского прихода, наступили тяжелые времена. В Вяземском филиале Смоленского государственного архива сохранился ряд документов отражающих существование храма в период с 1918 до 1990 годов.

На заседании Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Вяземского уезда, 16 октября 1918 года, под председательством Г.С. Овсянника, переименованы все улицы и площади города. Спасский переулок, где стоял храм, стал называться Страховым. Храм во всех документах с этого времени чаще называется Спасским. В 1921 году в списке храмов расположенных в городе Вязьме указано, что в его приход входило 1240 человек, а посещали богослужения только 300-400 человек. По сохранившимся документам видно, что с первых лет существования Советской власти собиралась подробная информация о состоянии приходов и их имущества. В конце 1920 - начале 1930 годов, все эти сведения активно использовались властями при закрытии и разграблении приходских и монастырских храмов в городе и уезде.

16 марта 1922 года Спасо-Преображенский приход и горсовет заключили договор о пользовании богослужебными зданиями. 28 марта того же года в присутствии пяти человек от прихода, представители специально назначенной комиссии изъяли из Преображенского храма все ценности, изготовленные из серебра. Согласно описи, это: «шесть риз с венчиками, две крышки с Евангелия, три креста, два сосуда с приборами, две дарохранительницы, одна дароносица». Их общий вес составил два пуда семь фунтов и тридцать три золотника.

В 1924 году, по данным Вяземского управления уездно-городской милиции, в Спасском храме служили вышеуказанный священник Алексий Иванович Вишнев и диакон Александр Игнатьевич Переслегин.

В середине 1924 года дом Спасского храма по Страховому переулку указан в «Списке муниципальных домовладений по городу Вязьме», то есть приходу он уже не принадлежал.

В описи составленной 12 марта 1925 года указаны: храм; колокольня, на которой висели шесть колоколов, общим весом 123 пуда 36 фунтов (2030 кг.); один деревянный сарай. Также расписано количество икон, утвари, облачений и прочего имущества находившегося в церкви. Все, вместе с храмом оценили в 20044 рубля 55 копеек и передали «общине верующих на хранение и в бессрочное пользование». В акте о состоянии имущества храма, кроме указаний на изъятые в марте 1922 года серебряные иконы и утварь, приведен один интересный факт. В ночь под 21 октября 1924 года из храма похитили: «один подсвечник медный, одно Евангелие, одна дароносица серебряная, один серебряный сосуд с полным прибором; один состоящий из семи предметов, четыре ризы серебряные с икон больших размеров». Об этом происшествии сообщили в уездную милицию, но результат неизвестен. Вероятно, что информация о наличии серебряных изделий в храмах (описи) из государственных органов выходила за их приделы, и то, что не изъяли в 1922 году, постепенно разворовывалось еще до официального закрытия приходов. В этот же день между Вяземским уездным исполкомом и приходским советом заключили договор о бессрочном и бесплатном пользовании зданием Спасо-Преображенского храма и его имуществом.

Как позже выяснилось, ненадолго. 20 марта 1929 года на президиуме Вяземского горсовета утвердили проект докладной записки об изъятии четырех храмов, в том числе и Спасского, для направления ее в Смоленский губисполком. В нем записано: «Заключенные в 1922 году договора с группами верующих на пользование церквями …считать расторгнутыми». В выписке из протокола заседания президиума уездного исполкома от 24 апреля того же года, по вопросу изъятия церквей, указывалось: «подтвердить прежнее постановление об изъятии помещения Спасской церкви из пользования общины верующих, как не выполнивших обязательства по договору и в срочном порядке направить в Губисполком через Уиспоком на утверждение». 2 сентября в постановлении по вопросу изъятия Спасского храма записали: «Сообщить Адмотделу, что церковь закрыта не для использования ее для учреждения, а по технической непригодности для дальнейшего богослужения, о чем имеется в деле технический акт». Церковную утварь, богослужебные книги, иконы и имущество вывезли, и они исчезли бесследно. В фонд индустриализации сдали колокола и позже разобрали колокольню. Ее изображение сохранилось только на почтовых открытках начала XX века.

С 1929 по 1992 год бывший храм использовался различными организациями города. Так 21 октября 1929 года заведующая музеем «Родного края» обращалась в исполком с ходатайством о передаче Спасского храма под музей. Постановили: «После окончательного оформления дела по закрытию церкви передать ее с соответствующим ремонтом для размещения музея». В начале марта 1930 года издано постановление горсовета о закреплении за коммунальным трестом освобождающегося помещения бывшей Спасской церкви (вероятно церковного двухэтажного дома) из-под школы строительных рабочих.

Несколько десятилетий после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов территория бывшего Спасского храма находилась в запустении, хотя в самом здании размещался склад. В то время сохранилась только сторожка, находившаяся в частном владении. Первые ремонтно-консервационные работы на Спасо-Преображенском храме провели в 1979-1980 годах Вяземским участком реставрации Смоленских научно-реставрационных производственных мастерских под руководством прораба Алексея Ивановича Степочкина, архитектор М.В. Чулановская (г. Смоленск). Проект выполнили в мастерской № 5 института «Спецпроектреставрация» (г. Москва), главный архитектор Я.Д. Янович. Архивные данные по храму подтверждены при натурном исследовании архитектором Г.Е. Медведевой (г. Москва). Тогда восстановили пятиглавие на главном храме, главки на приделах и установили кресты. 20 марта 1980 года на заседании Вяземского исполкома горсовета приняли план мероприятий по подготовке памятников города к «Олимпиаде-80». В нем указывалось, что помещения в Спасском храме арендует хозрасчетная база-магазин управления снабжения и сбыта Смолоблисполкома (директор Мажоров А.И.). Предполагалось, что до 20 апреля 1980 года будет решен вопрос с выводом из притвора церкви конторы базы.

После проведения реставрационных работ в бывшем Спасо-Преображенском храме администрация города хотела устроить выставочный зал. В мае 1984 года на одном из заседаний райисполкома рассматривались мероприятия по благоустройству объектов туристических маршрутов, где в 1985-1986 годах планировалось выделить средства на реставрацию храма. Дальнейшие работы по ремонту и приспособлению Спасо-Преображенского храма приостановили в связи с начавшейся «перестройкой» в стране.

В 1989-1991 годах в различных частях Вязьмы, в том числе и у стен Спасо-Преображенского храма, были осуществлены шурфовка культурного слоя и изучение результатов бурения, сотрудником Института археологии Российской Академии Наук Т.В. Сергиной (Юркиной). Результаты ее исследований подтвердили древность культурных напластований в этом, посадском районе города.

В 1992 году решением исполкома горсовета Спасо-Преображенский храм возвратили в пользование Смоленской епархии. В марте 1993 года в департаменте юстиции при главе администрации Смоленской области зарегистрировали устав Преображенского прихода, тем самым положено начало новой жизни древнего храма. В декабре 1994 года постановлением главы администрации Вяземского района, под здание Спасо-Преображенского храма, в бессрочное пользование выделили участок земли площадью 0,73 гектара. В 1995 году на Преображение Господне в храме отслужили первый праздничный молебен с водосвятием. Постоянное богослужение в храме возобновили с 1997 года. Приход неоднократно посещали правящий архиерей и его викарии. 11 августа 2002 года высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский освятил восстановленный Спасо-Преображенский храм.

С сайта: https://www.vyazmaeparh.ru/Публикации/Храм Преображения Господня в Вязьме/



Комментарии и обсуждение


Эта церковь была построена в 1736 году, на месте деревянного храма. Приделы Покрова Богородицы и «Неопалимая Купина». В 1768 - 70 годах пристроена трапезная с крыльцом и возведена ограда. До нашего времени сохранилось несколько фрагментов ограды. Рядом с домом была возведена четырехъярусная колокольня. Построены дом священника, церковно¬приходская школа, сторожка. У северо-восточной стены был небольшой копанный пруд. В 1792 году в храме был крещен сын священника Введенской церкви Михаил Глухарев, будущий Преподобный Макарий. Причислен к лику святых в 1983 году, память празднуется 18 мая. В 1929 году храм был закрыт. В 1992 году храм передан церкви.

http://www.ortodox.vyazma.com/ttt.shtml

21 апреля 2007, Чупринин Михаил.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.