ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вязьма. Церковь Илии Пророка.

Церковь Сретения Господня


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Сретения Господня, Илии Пророка, Митрофана Воронежского
Архитектурные стили:Нарышкинский, Классицизм
Год постройки:1793.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, улица Космонавтов [городской сад]

Координаты:55.210603, 34.287239


Добавить фотографию
Церковь Илии Пророка - Вязьма - Вяземский район - Смоленская область
1910—1917 год с сайта http://www.vyazmablago.ru/gallery/old/25#joomimg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1917
Церковь Илии Пророка - Вязьма - Вяземский район - Смоленская область
фото из книги Н.Г.Гурской
Вадим кр
16 июня 1910




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  22 мая 2015

Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1793 г. на месте кирпичных храмов упраздненного Ильинского монастыря. Трапезная и колокольня перестроены в 1-й пол. XIX в., приделы Ильинский и Митрофана Воронежского (1840 г.). Закрыта в 1929 г., кон. 1930-х гг. частично сломана, руины снесены в 1950-х гг. На месте церкви устроили танцплощадку.

В XVI-XVIII вв. тут существовал женский Ильинский монастырь, упраздненный в 1779 г.

http://vyazma.library67.ru/stranica-kraeveda-325/stati/o-devichim-ilinskom-monastyre-i-sudbe-hramov-obiteli/


Статью добавил(а): Вадим кр,  22 марта 2016

Церковь Илии пророка находилась в городском саду, где сейчас танцплощадка. Когда возник монастырь, не известно, во время литовского разорения 1606-1612 годов все документы были уничтожены. В 1627 году на этом месте упоминается девичий Ильинский монастырь, а "в нем церковь клетьская деревянная во имя Ильи Пророка с приделом Св. великомученицы Екатерины, строение и имущество той церкви государево. А около той церкви колокольня рубленая, а на ней четыре колокола не велики. Да в монастыре церковь клетьская деревянная во имя Усекновения главы Иоанна Претечего, строение мирских людей, также монастырь был обнесен оградою со святыми воротами, а на них Деисус на красках, в ограде было 8 келий, в них 10 старец, а игуменьи в монастыре нет".

В писцовых книгах города Вязьмы 1646 году уже было "2 кельи строении Государево; 15 кельей поставлены того же монастыря вкладчицы, а в кельях игуменья Онисья Лошакова да 16 стариц".

В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано: имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией матери, который покрыт тесом, с двумя приделами во имя Пророка Ильи и Иоанна Предтечи (на месте Ильинской церкви). Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о её строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале ХVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине ХVIII века (на месте церкви Иоанна Предтечи). Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9), покрытой тесом.

В 1779 году во время экономического притеснения монастырь был закрыть. Девятнадцать сестер, не пожелавших уходить в мир, испросили позволение поселиться при храме Всемилостивого Спаса. Здесь ими была построена двухэтажная богадельня и образована женская Аркадиевская община.

В 1793 году была перестроена заново церковь Сретения Господня с двумя престолами: холодным во имя Сретения Господня, с приделом теплым Спаса нашего Иисуса Христа. Церковь Казанской Божией Матери (Ильинская) была разрушена во время войны 1812 года.

В декабре 1812 года священнослужители обратились к Преосвященному Феофилакту, чтобы их храм был приписан к какой-либо церкви, так как она осталась без прихода, из довоенных 17 дворов осталось только 2, и то солдатские. Было решено приписать Сретенскую церковь к Троицкому собору и проводить там соборные богослужения, которые проводились до конца 1815 года. 20 октября 1819 года согласно желанию граждан, отчислена от собора и сделана по прежнему самостоятельною Сретенская церковь. 19 октября 1821 года Сретенская церковь указом консистории опять причислена к собору, а 17 февраля 1823 года опять отчислена и сделана самостоятельною. В 1840 году к храму пристроен теплый придел св. Митрофания Воронежского и, по всей видимости, теплый придел Спаса - освящен во имя Ильи Пророка, тогда же была пристроена колокольня.

В 1929 году церковь была закрыта. Начали разбирать церковь в 1937 году.

Фёдоров О.Ф. По материалам сайта http://www.vyazmaeparh.ru/2015/10/1640


Статью добавил(а): Вадим кр,  7 декабря 2016

В центре города Вязьмы, на территории городского сада, в старину располагался девичий Ильинский монастырь. В ведомостях, учиненных в Вяземском духовном правлении в 1774 году о церквях города Вязьмы, сказано, что все документы «утрачены в литовское разоренье». Впервые упоминается об обители в писцовых книгах, составленных в 1627 году князем И.Ф. Волконским. В них сказано: «В большом остроге монастырь девичий, а в монастыре церковь ружная Святого пророка Илии, деревянная клецки да в той же церкви придел Святой Великомученицы Екатерины, а в церкви Илии Пророка Божье милосердье, образ местный Св. Пророка Илии на золоте в киоте здеяньемъ, а у того образа прикладу мирских людей, три цаты серебрены позолочены басменые, да серебрен копеек позолочены, да в том же киоте образ Николая Чудотворца на золоте, Образ местный Пречистой Богородица Одигитрии на золоте; двери Царские, и сень и столбсы на золоте; де Иисус поясной на празелени, да во Олтаре Образ Пречистые Богородицы: запрестольная на золоте. Да книги Евангелие напрестольное в десть письменое обложено бархателью, Евангелисты медные. Сосуды церковные деревянные, ризы и стихарь полотняные. В том же монастыре церковь усекновения Главы Св. и Славного Пророка и Притечи и Крестителя Господня Иоанна – деревянная клецки, а у церкви Илии Пророка колокольница рубленая, а на ней четыре колокола не велики, и в том монастыре в церквах всякое церковное строения образы и книги и риза и колокола мирских людей приходских. Да в монастыре ворота Святые, а на воротах де Иисус на краске, да в монастыре же восемь келий, а в них десять стариц, а Игуменьи в монастыре нет, а у церкви служит Поп Алексей Петров, а по сыску и по сказанию поповского старосты Кузмодемянского попа Григорья Григорьева, и посадских приходских Попов и дьяконов, Государева жалованья годовые руги в тот монастырь идет Игуменье с сестрами на год сорок восемь рублевь денег и за хлеб, да Попу на год три рубля денег, да хлеба 11-ть четвертей с полосминою ржи да четверть с полосминою овса, - да к той же монастырю идет на свечи на воск по 13-т алтын по две деньги на год. А в том монастыре церковная ограда заметом, а где кельи ставленые до разорения Государевыми деньгами, а после разоренья в тот монастырь и церквам Государева жалованья на строение не дано. А по чему в тот монастырь идет Государева жалованье денежная и хлебная руги, а Государевой казной Грамоты не имеют, а сказали дают де им Государево жалование денежное и хлебную ругу против раннего как они имали до разорения, а в прежних писцовых книгах Василия Волынскаго написано Государево жалованья руги тожъ».

Из этих сведений видно, что монастырь уже существовал до литовского разорения 1606-1612 годов. В 1655 году Ильинский девичий монастырь с церквями Святого Пророка Илии и усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской духовной консистории. В этой описи указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории «Нижнего города», имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня, на ней железные позолочены кресты. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, церковь была покрыта дубовой чешуей и окрашена красной краской, трапезная покрыта тесом под гвоздь.

Построенный на месте деревянной церкви во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи во второй половине ХVIII века одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью; других строений не было. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 сажень, покрытой тесом. В 1779 году монастырь был закрыт. Девятнадцать сестер, не пожелавших уйти в мир, спросили позволения у генерал-губернатора Репинина поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса бывшего Нижнего Спасского монастыря. В 1793 году Сретенская церковь значиться как вновь построенная, двухпрестольная – во имя Сретения Господня с приделом Спаса нашего Иисуса Христа. В это же время рядом находилась церковь во имя Церковь Сретения Господня с приделом святого пророка Иоанна Предтечи. Во время войны 1812 года храмы бывшего монастыря сильно пострадали а церковь Казанской Божьей Матери была полностью разрушена, так как после войны 1812 года о сем храме не чего не упоминается.

В декабре 1812 года священно и церковнослужители церкви Сретения Господня подали Преосвященному Феофилакту прошение об увольнении их от платежа тех денег, которые пред нашествием неприятеля, уходя из Вязьмы, они взяли заимообразно из своей церкви. По сему прошению велено учинить справку, по коей между прочим оказалось: «до нашествия неприятеля в Сретенской церкви приходских дворов было 17, а в декабре 1812 году только 2, и то солдатские, прочие разорены и сожжены; церковь каменная не повреждена, но за разломанием престолов и за снятием с них срачиц и одежды, за расхищением святых антиминсов, богослужебных сосудов и церковной ризницы, богослужение открыть в ней нельзя». На основании справки духовное правление мнением положило: приходские дворы Сретенской церкви перевести к другим церквям, а самую церковь приписать навсегда к собору. Преосвященный Феофилакт утвердил это мнение духовного правления и приказал, до времени обновления собора, немедленно открыть соборное богослужение в Сретенской церкви. В конце 1815 года Троицкий собор окончательно был возобновлен, исправлен и освящен настоятелем Вяземского Святопредтечева монастыря Архимандритом Иоанном. Тогда же перенесены были из Сретенской в соборную церковь все её принадлежности, уцелевшая ризница, богослужебные сосуды и иконы, и соборное богослужение восстановилась; а Сретенская церковь осталась в качестве приписной к собору. 20 октября 1819 года согласно желанию граждан, отчислена от собора и сделана по прежнему самостоятельною Сретенская церковь. 19 октября 1821 года Сретенская церковь указом консистории опять причислена к собору, 17 февраля 1823 года опять отчислена, сделана самостоятельною. В 1840 году к храму Сретения Господня был пристроен теплый придел св. Митрофания Воронежского. По всей вероятности, тогда же была построена и колокольня со шпилем в русском стиле. В мае 1866 года храм называется Ильинским, его посетил епископ Смоленский Антоний во время поездки по епархии. В 1897 году при церкви была богадельня в двухэтажном здании: низ каменный, верх деревянный. Прихожан 274 муж. пола и 276 жен. пола. Земли при церкви 606 ½ квадратных сажен. Причта капитал 1265 рублей. Жалованье причт не получал.

19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба - молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. 15 марта 1922 года новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, была сделана опись имущества Ильинской церкви. 20 марта 1929 года на заседании президиума Вяземского городского совета, под протоколом №2 была рассмотрена докладная записка в губернский исполком об изъятии четырех городских церквей, с актами технических осмотров и договорами. Тогда президиум вяземского горсовета постановил расторгнуть заключенные в 1922 году договоры с группами верующих на пользование зданиями Ильинской, Никитской, Спасской церквей и Иоанно-Предтечева мужского монастыря .3 апреле 1929 года президиум Вяземского городского совета рассмотрел вопрос о создании комиссии по приему в городское имущество Ильинской церкви, ввиду того, что община верующих якобы отказалась от дальнейшей эксплуатации здания храма. В церкви планировалось разместить клуб центрального парка культуры. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, колоколов было 7 медных разного веса, церковная ограда снята и использована для ограждения гражданского кладбища.

В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации». В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей. В 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «… хорошо делается, что разбирается наконец стоящие в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из-за пыли в сад нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев». Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы ХХ века на месте Ильинского храма была устроена танцплощадка.

По материалам http://www.kraevedclub.ru/


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  22 апреля 2018

В центре города, на высоком холме на юг от Соборного холма, с древних времен существовал Ильинский женский монастырь. Первое письменное упоминание о нем находим в "Писцовых книгах" князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Хотя монастырь существовал до смутного времени, литовское разорение в начале XVII века, нанеся огромный ущерб городу, не пощадило и Ильинский монастырь. Сведений о нем, относящихся к этому времени сохранилось мало. Из "Писцовых книг" известно, что ко времени их написания (1627 год) в обители стоял деревянный храм во имя Святого Пророка Илии с приделами во имя Святой Мученицы Екатерины и Усекновения Главы Иоанна Предтечи и восемь келий, в которых проживали 10 стариц. В 1655 году "Ильинский девичий монастырь" с церквями Святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на Светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.

В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России "Духовных штатов" в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории "Нижнего города", имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о ее строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале XVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине XVIII века. Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Других строений не было. Для выращивания овощей имелись два огорода. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9 метра), покрытой тесом.

Монастырем управляли игумении: 1653-1654 гг. Стефанида, 1655-1667 гг. Елизавета, 1668-1671 гг. Капитолина, 1674 г. Пелагея, 1704 г. Домникия, 1740-1744 гг. Ксанфиппа1746 г. Анисия (Дашкова).

В 1779 году, во времена экономического притеснения монастырей (секуляризации - перехода церковных земель в собственность государства), происходивших согласно политике императрицы Екатерины II, монастырь был закрыт. Девятнадцать сестер, не пожелавших уходить в мир, испросили позволение поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса, бывшего Нижне-Спасского монастыря. Здесь ими была образована община, богадельня и с 1832 года открыт Аркадиевский женский монастырь.

В начале XIX века Казанский храм с приделом во имя Святого Пророка Илии упоминается в "Экономическом примечании Смоленской губернии Вяземского уезда". В 1856 году в "Памятной книжке Смоленской губернии" опубликовано "Историко-статистическое описание города Вязьмы", где храм упоминается как Ильинский. Весь XIX и первую четверть XX века Ильинский храм, как его по имени монастыря называли вязьмичи, был приходским. В мае 1866 года Ильинскую церковь посетил епископ Смоленский Антоний во время поездки по епархии.

В 1922 году новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, но в апреле 1929 года во время всеобщей компании против Православной Церкви комиссией исполкома в составе: Шерстнева, Якушева, Скоробогатова, Юрлова, Смирнова, договор был расторгнут, храм изъят у верующих и передан под клуб городского парка. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, церковная ограда снята. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей "от реализации 2-го займа индустриализации". Точная дата разрушения храма нам не известна, документальных свидетельств нет. Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы по территории бывшего монастыря была проложена улица Космонавтов, на фундаменте Ильинского храма устроена танцплощадка, а поблизости общественный туалет. Так "благодарные" потомки почтили память этой древней православной обители.

Иеромонах Даниил (Сычев) «Вязьма. Очерки истории», Москва, 1997 г. http://nasledie.admin-smolensk.ru/utrachennoe-nasledie/vyazma-1/vyazemskij-ilinskij-monastyr-ieromonah-daniil-sychev/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.