ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вязьма. Аркадиевский монастырь.


Вязьма. Аркадиевский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1661.
Адрес:
Россия, Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Ленина, д. 11.

Координаты: 55.211778, 34.290357



План Аркадиевского монастыря,Вязьма, Смоленская область
Церковь Спаса Всемилостивого Собор Троицы Живоначальной Богадельня Ворота ограды Спасская башня Вяземской крепости Башня ограды Главная

Храмы монастыря:

1. Церковь Спаса Всемилостивого

Другие постройки монастыря:

2. Богадельня (1783 г.)
3. Ворота ограды (1830-е гг.)
4. Спасская башня Вяземской крепости (1630-е гг., в XIX в. принадлежала монастырю)
5. Башня ограды (1830-е гг.)
6. Хозяйственная постройка
7. Памятник войны 1812 года "Доблестным предкам" (1912 г.)


Другие постройки:

8. Собор Троицы Живоначальной
9. Городские постройки советского периода

План составлен В.Д.Курковым



Сортировка:

Аркадиевский монастырь, Башня Смоленского кремля<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Башня Смоленского кремля
Altaets
24 апреля 2021
Аркадиевский монастырь, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
12 апреля 2018
Аркадиевский монастырь, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
12 апреля 2018
Аркадиевский монастырь, Башня ограды<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Башня ограды
Илья Смирнов
8 января 2018
Аркадиевский монастырь, Башня ограды<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Башня ограды
Илья Смирнов
8 января 2018
Аркадиевский монастырь, Спасская башня Вяземской крепости<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Спасская башня Вяземской крепости
Илья Смирнов
8 января 2018
Аркадиевский монастырь, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Алексей Кротов
19 августа 2013
Аркадиевский монастырь, Спасская башня. На заднем плане - Спасский собор.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Спасская башня. На заднем плане - Спасский собор.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 апреля 2008
Аркадиевский монастырь, вид от Троицкого собора на Спасскую башню (слева) и Спасский собор. На переднем плане - еще одна сторожевая башня кремля.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
вид от Троицкого собора на Спасскую башню (слева) и Спасский собор. На переднем плане - еще одна сторожевая башня кремля.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 апреля 2008
Аркадиевский монастырь, Сохранившиеся монастырские постройки<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Сохранившиеся монастырские постройки
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Аркадиевский монастырь, Сохранившаяся постройка, богадельня.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Сохранившаяся постройка, богадельня.
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Аркадиевский монастырь, Сохранившиеся постройки, ворота и богадельня вид с юга<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Сохранившиеся постройки, ворота и богадельня вид с юга
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Аркадиевский монастырь, Приданная монастырю Спасская башня<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Приданная монастырю Спасская башня
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Аркадиевский монастырь, Приданная монастырю Спасская башня<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Приданная монастырю Спасская башня
Чупринин Михаил
1 апреля 2007
Аркадиевский монастырь, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
16 июня 1980
Аркадиевский монастырь, до реставрации<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
до реставрации
Вадим кр
16 февраля 1960
Аркадиевский монастырь, Кинотеатр "Победа" построен на монастырском кладбище, перед ним на фундаменте памятника 1812г, доблестным предкам, до 1962 года, вместо двухглавого орла, был бюст Карла Маркса. <br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Кинотеатр "Победа" построен на монастырском кладбище, перед ним на фундаменте памятника 1812г, доблестным предкам, до 1962 года, вместо двухглавого орла, был бюст Карла Маркса.
Вадим кр
16 апреля 1955
Аркадиевский монастырь, Спасская башня<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Спасская башня
Вадим кр
16 февраля 1930
Аркадиевский монастырь, спасская башня с сайта https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=вязьма&imageExists=null&typologyId=17<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
спасская башня с сайта https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=вязьма&imageExists=null&typologyId=17
Вадим кр
16 января 1930
Аркадиевский монастырь, Ворота монастыря, вид с улицы Садовой.
<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Ворота монастыря, вид с улицы Садовой.
Вадим кр
16 июня 1911
Аркадиевский монастырь, вид со стороны торговой (советской) площади<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
вид со стороны торговой (советской) площади
Вадим кр
16 июня 1910
Аркадиевский монастырь, Святые ворота около богодельни. фото А. Павловича<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Святые ворота около богодельни. фото А. Павловича
Вадим кр
16 июня 1910
Аркадиевский монастырь, Ограда монастыря и вид сохранившейся башенки до революции<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Ограда монастыря и вид сохранившейся башенки до революции
Вадим кр
16 июня 1910
Аркадиевский монастырь, , Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Вадим кр
16 февраля 1910
Аркадиевский монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1910
Аркадиевский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото начала 20-го века.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 июля 1900
Аркадиевский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1901-1917 гг.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1901-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Аркадиевский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.
Алексей Кротов
Аркадиевский монастырь, План башни<br>, Вязьма, Вяземский район, Смоленская область
План башни
Вадим кр
25 июня 1946



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Саратовский
 
Сергей Саратовский  21 января 2009

Почитание вязьмичами преподобного Аркадия легко объяснимо. Он жил в этом городе задолго до того, как Вязьма попала на страницы старых летописей. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, который, по словам старожилов, лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком XVI веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада". Монастырь во имя преподобного Аркадия был основан сравнительно поздно. В конце XVIII века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены. Сожгли и все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы. Во время пребывания в Вязьме на маневрах в 1827 году императора Николая I настоятельница богадельни добилась разрешения обратить Аркадьевскую женскую общину в монастырь. В те годы в богадельне жили, молились и трудились 34 сестры. Особое участие в делах обители принял городской голова Юдин. Всячески способствовали пожертвованиями и вяземские жители. Преподобный Аркадий родился в Вязьме в бедной семье Сырейщиковых. Свою высокую подвижническую жизнь прикрывал он трудным подвигом юродства Христа ради. Укрепившись духом, Аркадий удалился из Вязьмы к своему духовному наставнику преп. Ефрему, основателю монастыря в Торжке. Здесь он и взошел на высоту молитвенного подвига, творя чудеса. Скончался Аркадий Вяземский в 1077 году. Причислен юродивый к лику святых 11 июля 1677 года в царствование Федора Алексеевича и погребен в Борисоглебском монастыре в Торжке.

В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года и, уйдя на покой, прожила до 109 лет. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, была переделана колокольня и расширен сам храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При игумении* Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игумения Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. Монастырь закрылся сразу после революции, но богослужения в его главном храме совершались до 1929 года. После этого в нем разместилась библиотека. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В электронной версии (http://pravenc.ru/) «Православной Энциклопедии» (под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II) об игумении Агнии и судьбе обители находим примерно ту же информацию: «С августа 1909 года монастырем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в местности Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в настоящее время в нем находится Вяземская городская библиотека. В здании богадельни размещается литературный салон, хозяйственный корпус с просфорной и погребами принадлежит частным лицам, ограда монастыря уничтожена. Сохранилась часть Спасской башни кремля, поврежденная в марте 1943 года и отреставрированная в 1974-1980 гг. На территории бывшего монастырского кладбища построен кинотеатр.


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 марта 2010

Расположен на высоком левом берегу р. Вязьма и отделен небольшим понижением от соседнего холма, где стоит Троицкий собор. Сейчас корпус монастырской богадельни (ул. Ленина, 11), ограничивающий монастырскую территорию с юга, стоит по красной линии улицы, не выделяясь среди ее гражданской застройки. Монастырь на этом месте существовал уже в 16 в. Около 1661 г., когда здесь заложили каменную церковь, монастырь был упразднен, и храм стал приходским. Древнейшее ядро Спасского собора датируется концом 17 в. После закрытия в 1779 г. вяземского Ильинского монастыря сюда переселились 19 его монахинь. В 1783 г. к югу от собора строится здание богадельни. Возможно, тогда же была построена трехъярусная колокольня, стоявшая с запада отдельно от храма, но по его оси. До 1832 г. обитель числилась как богадельня. Все здания пострадали в 1812 г. При восстановлении в 1833—34 гг. храм и трапезная были сделаны двухэтажными, с севера к храму примкнул двухэтажный объем с Покровским (внизу) и Ахтырским (вверху) приделами. Тогда же колокольня получила завершающий ярус и была соединена с трапезной переходом. Вероятно, в эти же годы возведена ограда с круглыми башенками, в которую включены монументальные ворота рядом с богадельней. В 1863-70 гг. симметрично северной пристройке к храму с юга возвели двухэтажный объем с приделами Нила Сорского (внизу) и Владимирским (наверху). Колокольню с севера и юга окружили помещения лестниц, и все фасады были оштукатурены. Центральный храм завершили сомкнутым сводом с полукруглыми люкарнами.

В настоящее время от монастыря сохранились Спасский собор, богадельня, фрагмент северо-западной стены с башней и часть главных ворот. К северу от собора уцелела одноэтажная хозяйственная постройка с очень глубоким сводчатым подвалом. Комплекс ценен как произведение классицизма, органично включенное в уличную сеть города. Ворота выходят на красную линию улицы, примыкая к богадельне. Состоят из четырех парных тосканских портиков, которые равномерно поставлены вдоль стены, образуя небольшие ризалиты. Проезд в центре фланкирован средними портиками. Между колоннами каждого портика — прямоугольные ниши с филенками над ними. Антаблемент портиков и стен между ними не имеет архитрава, фриз портиков украшают прямоугольные филенки. В карнизах оригинален рисунок дентикул. Квадратный проезд с улицы завершался высоким аттиком с крутыми скатами щипца; ступенчатое основание скатов отделяло их от полукруглой ниши с написанными фигурами святых. Богадельня - двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами, поставленное по красной линии улицы (длинные фасады — в 8 осей, торцовые — в 4). Оставленные гладкими плоскости оштукатуренных кирпичных стен и невысокий рельеф членений говорят о влиянии классицизма, хотя все мотивы декора заимствованы еще у барокко: лопатки по краям фасадов с выпущенными между ними углами, ленточные обрамления окон. Наличники бокового фасада образуют вертикальные группы: верхний наличник с ушами отделен от нижнего прямоугольной рельефной рамкой, а у нижнего наличника ушей нет, но сделаны уширения в нижних углах, отчего образуется зеркальное соответствие обрамлений. Окна на главном фасаде сгруппированы парами. Между ними, сохраняя регулярность ритма, во втором этаже помещены глухие окна. Капитальные стены (две поперечные за глухими окнами основного фасада и одна продольная) разбивают каждый этаж на шесть комнат. Помещения с окнами на улицу шире обращенных во двор. Средние помещения меньше боковых, что напоминает традиционную планировку с сенями в центре. Наряду с этой архаичной компоновкой проемы располагались анфиладно. Во всех комнатах нижнего этажа коробовые своды с распалубками. Часть ограды с башней. К северо-западу от церкви, на краю холма, стоит круглая башня. Примыкающие к ней стены снаружи разделены сдвоенными лопатками. Между ними большие прямоугольные филенки, края филенок рустованы. Башня немного сужается кверху. В нижнем ярусе со стороны монастыря сделан вход с окнами по сторонам. Верхняя зона декорирована глухим трехчастным окном.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 ноября 2013

Аркадиевский монастырь основан и получил название в память преподобного Аркадия. Любимое место преподобного в Вязьме, где он совершал свои уединенные молитвы – камень вблизи собора; жители по смерти его огородили и всегда почитали его с благоговением.

В 1594 г. устроили на нем церковь всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия. Вскоре, усердием Бориса Годунова, эта церковь была улучшена, обогащена и переименована в церковь Происхождения честных древ, а на пожертвование граждан устроена близ нее другая отдельная церковь в честь Владимирской Божией Матери. В 1611 гг. обе эти церкви подверглись разорению и «стояли без пения» до 1660 г., потом приписаны были к собору.

Под державою Алексея Михайловича устроена новая церковь во имя всемилостивого Спаса на старом церковном месте и вместо бывшего в Вязьме до литовского разорения Спасского, потом закрытого мужского монастыря. Как долго существовал этот монастырь неизвестно, только в начале XVIII века, как видно из дел архива духовного Вяземского правления, здесь уже тогда не было монастыря. В 1760-х гг., когда по высочайшему повелению требовались справки о церквах, священник этой церкви показал, что церковь милостивого Спаса нижнего монастыря с приделом преподобного Аркадия – каменная, построена коштом вяземских обывателей, но в каком году – не знает.

По закрытии в 1779 г. женского Ильинского монастыря в Вязьме, старицы этого монастыря числом 19, не желая вступить в мирскую жизнь, испросив в 1780 г. позволения у генерал – губернатора Репнина, поселились при церкви Спаса нижнего монастыря, именуемой Аркадиевскою, устроили при ней своими трудами каменную богадельню и обнесли ее, церковь и огород каменною стеною. Таким образом, вместо мужского монастыря при церкви всемилостивого Спаса образовалась женская община. Старицы перенесли сюда устав богожительных монастырей и общим приговором избрали из среды своей начальницу Наталию, но общий надзор за общиною предоставили старшему соборному священнику, потому что церковь всемилостивого Спаса находилась в ведении собора. Содержание богадельни зависело единственно от добровольных жертвователей; все, что было собрано, поступало в общую кассу и употреблялось на пропитание сестер и на поддержание церкви. Кроме того, им поручено было, с согласия местного духовенства, печение просфор и приготовление свечей для всех городских церквей. По ходатайству монахини упраздненного Ильинского монастыря Севастианы Рыдванской дан был этой общине в 1788 г. Смоленским наместничьим правлением «отверстый лист» для свободного жительства в богадельне.

В 1812 г. церковь была разорена и богадельня сожжена, но после изгнания французов, сестры, возвратившись на прежнее место жительства, не хотели оставить его в запустении. Старица общины Наталия Павлова, поступившая в богадельню с 1797 г., собрав на совет всех сестер, высказала им мысль о восстановлении церкви и богадельни и, получив согласие, просила у них единодушного содействия.

В июне 1813 г., составив письменное воззвание от общины за подписью местного протоиерея Горанского, она отправила сестер в разные губернии для сбора подаяний. Отправленные сестры в начале 1814 г. выслали до 300 руб. серебром в общину, и на эту сумму старанием старицы Наталии в том же году церковь исправлена была и освящена. В следующих годах, на постепенно-высылаемые пожертвования и собственные сборы по городу, та же старица восстановила придел преподобного Аркадия при церкви милостивого Спаса, украсила тот и другой храм богатыми иконостасами, ризницею и утварью, окончила богадельню и выстроила отдельные необходимые службы, на сумму около 5000 руб. серебром.

С постепенным обновлением общины увеличивалось и число сестер, которые приняли название монастырок, так как по жизни они не разнились от инокинь. Богослужение с тех пор, как церковь приписана была к собору в 1783 г., хотя и совершалось в ней, но весьма редко, особенно после 1812 г., когда к собору причислена была еще Сретенская церковь.

Начальница общины вместе с сестрами в 1823 г. просила преосвященного Иосифа рукоположить им особого священника, назначая ему с согласия граждан по 300 руб., но эта просьба не имела успеха. Тогда начальница общины решилась ждать благоприятного случая. В 1827 г., пользуясь личным пребыванием императора в Вязьме, она подала прошение о возведении их общины в монастырь, ей приказано было обратиться к духовному начальству, и старица снова обратилась с просьбою к преосвященному Иосифу. На этот раз просьба имела успех, преосвященный представил Св. Синоду о необходимости иметь другой женский монастырь в епархии и объяснил при этом, что удобнее для него нет места, как в Вязьме, где все уже подготовлено к этому общиной сестер: отстроен дом, собрано в обеспечение будущего монастыря свыше 3000 руб., оправлена церковь бесприходная и снабжена ризницею. По получении этого донесения, Св. Синод в 1832 г. постановил: разрешить основание нового монастыря из Аркадиевского женского общежития на следующих положениях:

- церковь Аркадиевскую, соединив с общиною и богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем;

- судя по тому, что сестры сего общежития от трудов своих имели всегда способы к содержанию, Синод не усматривает довольной причины назначить сему монастырю какое-либо штатное содержание, но почитает справедливым определить оному из казны по 300 руб. в год, в виде милостинного подаяния;

- богослужения и все требы велено совершать через соборных священнослужителей;

Главная труженица Наталия избрана была по общему согласию сестер и утверждению епархиального начальства, игуменью, но по слабости здоровья и преклонности лет она в 1833 г. отказалась от этой должности (она умерла в 1847 г. на 109 г. жизни).

Вместо нее заступила инокиня Смоленского Вознесенского монастыря, известная уже по многим благотворениям Августа, из фамилии князей Ширинских-Шихматовых. В продолжение 20-летнего управления эта игуменья перестроила и распространила: теплый придел, украсила главный храм, переделала колокольню, построила новый двухэтажный корпус, приделала верхний этаж к прежнему, прикупила к монастырю каменный двухэтажный дом и обнесла всю обитель каменною в 5,5 сажень вышины стеною, на пространстве 240 сажень. Желая обеспечить и в будущем состояние монастыря и содержание священнослужителей, она завещала капитал свыше 20 000 руб. серебром.

В 40-х годах текущего столетия в распоряжение монастыря отдана мельница о трех поставах с сукновальнею на реке Яузе в Гжатском уезде и сенокосная пустошь из 150 десятин в Юхновском уезде.

В настоящее время монастырь имеет следующие здания: главную каменную двухэтажную церковь, в нижнем этаже – теплый храм во имя препод. Аркадия и Покрова Пресвятой Богородицы, в верхнем всемилостивого Спаса с приделом во имя Ахтырской Божией Матери, и 3 дома для помещения инокинь и для общей трапезы.

Монашествующие в обители: игуменья, ныне Аркадия из рода Шихматовых, и до 100 человек инокинь и послушниц.

Из древностей замечательны:

- Камень, на котором молился препод. Аркадий, над ним устроена часовня, внутри которой перед иконою препод. Ефрема и Аркадия горит неугасимая лампада.

- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов.

«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  14 декабря 2017

В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним - церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года "стояли без пения". Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале ХVIII века монастыря уже не существовало, а в середине ХVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе "бесприходным". В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей.

В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её "отнюдь не трогать". С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.

Вскоре после революции, в 1922 году, обитель закрыли, причём известно, что многие инокини были расстреляны, а другие высланы в Казахстан. Богослужения в Спасском храме продолжались до 1929 года. В 1976-1980 он был отреставрирован. Сейчас в нём находится городская библиотека.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №50, 2013 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 апреля 2025

Одной из наиболее почитаемых святынь города Вязьмы являлось место блаженных подвигов преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца. В честь этого человека и была посвящена Святая обитель в городе Вязьме. По преданию, он родился в начале 11 века в семье благочестивых вязьмичей. Преподобный Аркадий избрал подвиг юродства, которым прикрывал свои молитвенные и постнические труды. Особенным местом для его молитвы была небольшая поляна с большим камнем, расположенная к востоку от соборного храма. На этом месте в честь преподобного Аркадия и был основан позже женский монастырь. Из Вязьмы преподобный Аркадий ушел в город Торжок к преподобному Ефрему, Новоторжскому чудотворцу, где и скончался в Борисоглебском монастыре. Память празднуется Православной Церковью 27/14 (ст.ст.) августа и 26/13 декабря.

После закрытия в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря девятнадцать его насельниц, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря. В то время Спасский храм в качестве приписного состоял в ведении духовенства Троицкого собора, которое и служило в нем. В июне 1780 года во время пребывания в Вязьме генерал-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств, князя Николая Васильевича Репнина, сестры испросили у него разрешение устроить при храме Всемилостивейшего Спаса богадельню. Положительный ответ позволил сестрам нанять мастеров, и уже к 1783 году они закончили строительство каменного двухэтажного здания, которое сохранилось с юго-запада от церкви по улице Ленина (б. Московской). Спасский храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды в конце 18 века были обнесены каменной оградой со Святыми вратами и небольшими угловыми башенками.

Руководила сестрами монахиня Севастиана (Радванская), происходившая из дворян. В мае 1788 года по ее ходатайству от Смоленского наместнического правления Вяземской Аркадиевской общине выдан «отверстый указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства». В статусе богадельни Аркадиевская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году Спасская церковь и богадельня были разорены, все деревянные постройки сожжены.

В 1813 году старица общины Наталия Кирилловна Павлова с благословения протоиерея Троицкого собора Горанского направила несколько сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. За 1814 год на пожертвованные деньги храм Спаса был воссоздан, освящен, в нем возобновилось богослужение. Восстановлены были и общежительные и хозяйственные постройки. До 1820 года Наталия Павлова затратила на общину более 15 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. При ней был воссоздан придел преподобного Аркадия, закуплена новая утварь, приобретены богослужебные книги, поставлены иконостасы.

Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 года императора Николая I, проводившего смотр расквартированных в городе 2-го пехотного корпуса и 1-й уланской дивизии, настоятельница общины Наталия Павлова обратилась к нему с просьбой обратить Аркадиевскую общину в девичий общежительный монастырь. Тогда же были подготовлены все необходимые документы и опись состояния богадельни для преосвященного Иосифа (Величковского), епископа Смоленского и Дорогобужского, ходатайствовавшего по этому вопросу перед Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге. За 1828-1831 годы купцы и жители Вязьмы пожертвовали на открывающуюся обитель 11 тысяч 480 рублей. Особое участие в делах Аркадиевского монастыря принимал городской голова Юдин. Открытию монастыря своими пожертвованиями способствовали вяземские купцы: Сабельниковы, Гайдуковы, Горбачевы, Зуевы, Нероновы, Колесниковы, Карелины и многие другие.

Открытие Аркадиевского общежительного заштатного женского монастыря последовало 1 октября 1832 года, после подписания императором Николаем I постановления Синода. Торжества по этому случаю в городе и уезде были устроены в декабре того же года и продолжались несколько дней. Уже к зиме 1833 года число насельниц обители увеличилось до сорока трех. В 1833 году старица Наталия Павлова была пострижена в монашество с наречением имени Нимфодора и избрана настоятельницей обители. В монастыре она прожила до 1847 года. Умерла матушка Нимфодора на 109 году жизни, отдав все свои силы Аркадиевской обители. 

Вместо ушедшей в 1833 году на покой Нимфодоры (Павловой), по ходатайству епископа Смоленского и Дорогобужского Иосифа (Величковского) игуменией Аркадиевского монастыря была назначена казначея Смоленского Вознесенского женского монастыря, монахиня Августа, в миру княгиня Ширинская-Шихматова. Она пожертвовала в обитель все свое состояние и нашла новых благотворителей и попечителей. При игумении Августе была перестроена колокольня и расширен Спасский храм. С севера к нему пристроены два придела, и освящены — на первом этаже в честь Покрова Пресвятой Богородицы и на втором во имя Ахтырской иконы Божией Матери. В обители проведены следующие работы: в жилом монастырском корпусе надстроен второй этаж; поставлен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней; устроена житница с погребом; выстроен скотный двор; отремонтирован дом, стоявший рядом с обителью и разрушенный еще в 1812 году; весь монастырь обнесен новой каменной высокой стеной с круглыми башнями, Святыми и двумя хозяйственными вратами.

В 1836 году по указу императора Николая I монастырю передана Спасская башня Вяземской крепости, построенная в первой половине ХVII века и отремонтированная за свой счет городским головой, купцом Исидором Петровичем Нероновым. В нее перенесли монастырские житницу и погреба.

С 1849 по 1852 гг., при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Кетлерове), при Аркадиевском монастыре существовало училище на двадцать человек, для девиц духовного звания возрастом от десяти до двенадцати лет. Начальницей его была назначена игумения Августа. Затем оно переведено в Смоленский Вознесенский женский монастырь. Преемницей настоятельницы Августы с 1857 года стала игумения Аркадия, из дворян Шаховских, управлявшая обителью до 1887 года. В это время насельниц в монастыре вместе с послушницами было около ста человек. Имелось 13 десятин усадебной и сенокосной земли; мельница с сукновальней на реке Яузе в селе Златоустове Гжатского уезда; сенокосная пустынь в 150 десятин при селе Андрианы Юхновского уезда.

При игумении Аркадии при храме Всемилостивого Спаса пристроили приделы с южной стороны — на втором этаже в честь Владимирской иконы Божией Матери, на первом — во имя преподобного Нила Столбенского. Камень за алтарем главного храма, на котором по преданию молился преподобный Аркадий, огражденный вязьмичами еще в ХVI веке, обнесен небольшой часовней в память Всех Святых. Внутри нее перед образом преподобного Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского, постоянно горела неугасимая лампада. Игумения Аркадия получила благословение на открытие в обители просфорной и свечной мастерской. Много душевных и физических сил отдала игумения Аркадия организации и руководству школы для девочек, просуществовавшей в обители с 1856 по 1885 год. Позже она была переведена в разряд церковно-приходской школы. 

При епископе Тимофее (Кетлерове) Аркадиевскому монастырю с 28 июня 1858 года дано благословение — служить каждую субботу акафисты со звоном и каждый год 11 июля, день обретения мощей Преподобного Аркадия, возглавлять Крестный ход по городу. В 1866 году 27 мая обитель посетил и служил в Спасском храме Божественную литургию преосвященный Антоний (Амфитеатров), епископ Смоленский и Дорогобужский.

С 1887 по 1909 год монастырем управляла игумения Сергия, в миру мещанка города Вязьмы Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Сорок пять лет своей жизни игумения Сергия провела в трудах и заботах на пользу Аркадиевской обители. Скончалась игумения Сергия 10 апреля 1909 года. При ней обителью приобретено Касплянское озеро в Поречском уезде, сдаваемое в аренду. В 1908 году в монастыре жили тридцать семь монахинь и сто тридцать восемь послушниц. Служили два священника, диакон и псаломщик. Летом вокруг обители совершались два крестных хода: один 11 июля по старому стилю, второй — 28 августа, в память избавления монастыря от пожара в 1879 году, когда в этой части Вязьмы в море пламени уцелел только он один.

В августе 1909 года указом Священного Синода настоятельницей Аркадиевского монастыря назначена пятидесятилетняя монахиня Агния, c возведением ее в сан игумении. В миру она дочь мещанина города Мещовска Калужской губернии — Анна Семеновна Костина. До какого времени она управляла монастырем неизвестно, так как архивных данных после 1915 года обнаружить не удалось.

По рассказам старожилов, обитель закрыта в первые послереволюционные годы. В конце 1921 – середине 1922 гг. обязанности настоятельницы исполняла монахиня Клеопатра (Савина). В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Часть сестер обители, покинув ее, ушла в мир. Многие из насельниц, оставшихся в монастыре, по воспоминаниям горожан, после издевательств и насилия были расстреляны в лесу на Русятке. 

Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город, долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 гг. в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса.

Вторая половина ХХ века оказалась не менее жестокой к православным святыням старинного русского города, чем первая его половина. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе №1 в конце 1970 годов, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня.

Аркадиевский монастырь к концу ХХ века фактически на половину потерял свой исторический облик. 

Вяземский Аркадиевский монастырь в архивных документах

Документы, относящиеся к истории Вяземского Аркадиевского нештатного общежительного девичьего монастыря, хранятся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска и Вязьмы. В фондах Российского Государственного исторического архива (РГИА) в городе Санкт-Петербурге хранится небольшая рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием, профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителем семинарии Иваном Поповым и коллежским советником Христофором Бальбуциновским. В разделе «О/ Монастырях/ Смоленской Епархии/ Упраздненных» находим краткое описание Вяземского Ильинского Девичьего монастыря, сестры которого после упразднения обители в 1780 году создали общину, из которой в 1832 году при Преосвященном Иосифе (Величковском), епископе Смоленском и Дорогобужском был образован Аркадиевский монастырь. Эта рукопись была передана преподавателю Смоленской Духовной семинарии, магистру богословия Николаю Васильевичу Трофимовскому, он ее незначительно переработал и в 1865 году она издана под тем же названием.

В научном архиве Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в Санкт-Петербурге находятся «Метрики для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах». Метрику об Аркадиевском монастыре в городе Вязьме заполнил 1 августа — 28 сентября 1892 года священник Василий Чанцов, служившей в обители. В ответе на второй вопрос Метрики он подробно описывает историю, произошедшую со Спасской башней Вяземской крепости, переданной обители в 1836 году. В седьмом пункте приведены названия всех престолов храма Всемилостивого Спаса. В 1896 году вышла, написанная о. Василием брошюра «Вяземский Аркадиевский Девичий монастырь».

В научном архиве Государственного Литературного музея в Москве можно ознакомиться с картотекой историка и археолога Николая Петровича Чулкова (1870-1940), участника работы над «Русским провинциальным некрополем». В ней собраны в алфавитном порядке описания захоронений по пятнадцати губерниям Российской империи, многие из которых после 1917 года по понятным причинам утрачены. В этой картотеке, опубликованной отдельным сборником в четвертой книге альманаха «Река времен» можно найти и могилы, до середины семидесятых годов прошлого века, находившиеся на территории Аркадиевского монастыря, за алтарем Спасского храма. 

В библиотеке Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве есть труд известного русского статистика Василия Васильевича Зверинского «Материал для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской империи», изданный в начале девяностых годов XIX века. В первом томе под № 18 можно найти краткое описание Аркадиевского монастыря.

В Государственном архиве Смоленской области в фонде Канцелярии епископа Смоленского и Дорогобужского хранится «Послужной список монахинь, старших послушниц и младших…» за 1901 год, содержащий краткие данные обо всех насельницах монастыря в начале XX века. Он подготовлен при игумении Сергии (Пузенькиной), управлявшей обителью в 1887-1909 годах, при епископе Смоленском и Дорогобужском Петре (Другове). В 1901 году в Аркадиевском монастыре было 134 насельницы, 38 монахинь и 96 послушниц.

В этом же архиве, в документах Смоленской духовной консистории сохранилась «Оценочная опись храмов и других зданий Аркадиевского нештатного общежительного девичьего монастыря», составленная в 1910 г при Преосвященном Феодосии (Феодосиеве). В ней указаны храмы, церковно-приходская школа, часовня, их состояние и стоимость.

В Вяземском филиале Государственного архива Смоленской области в дореволюционных документах в фонде «Аркадиевский женский монастырь Вяземского городского благочинного округа Смоленской епархии» находится «Список сестер монастыря», составленный в 1891 году при епископе Смоленском и Дорогобужском Гурии (Охотине) и при той же настоятельнице – игумении Сергии. В середине 1860 годов было 96 монахинь и послушниц, а по приведенному документу их уже было 152 человека. 

В фонде Вяземского Духовного правления сохранился рапорт настоятельницы обители игумении Аркадии (Шаховской), управлявшей монастырем в 1857-1887 годах, Высокопреосвященнейшему Тимофею (Вещезерову), архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому от 28 июня 1858 года с ходатайством «О дозволении Аркадиевскому Девичьему монастырю служить каждую субботу после Литургии молебствие Преподобному Аркадию, Акафист Божией Матери со звоном».  В другом деле данного фонда хранится «Прошение послушниц Аркадиевского монастыря, испрашивающих разрешения отлучиться им в город Киев для поклонения мощам» угодников Божиих от 27 июня 1858 года.

В документах Вяземского уездного училища Московского учебного округа есть рукопись «Историческая записка Вяземских училищ», составленная в первой половине XIX века. Из нее мы узнаем, что 14 июля 1837 года в 7 часов утра «Его Императорское Высочество наследник цесаревич Александр Николаевич …помолившись в женском монастыре Св. Аркадия позволил отправиться по тракту к городу Смоленску».

В документах Отдела коммунального хозяйства исполнительного комитета Вяземского городского Совета депутатов трудящихся есть «Список муниципализированных домов по гор. Вязьме», составленный сотрудниками исполкома в 1918 году. В нем под № 163 по ул. Терновской или Ленина, 15 числится «Дом Аркадиевского монастыря».

В документах Отдела Управления Вяземского уездного исполнительного комитета за 1922 год хранится рапорт Преосвященного Венедикта (Алентова), епископа Вяземского, вступившего в управление Вяземским Церковным Викариатством Смоленской епархии 19 января 1922 года. Он сообщает, что к концу октября этого года «был ликвидирован Вяземский Аркадиевский Монастырь и копия с описи имущества его, хранящейся у бывших сестер его, представляется при сем в 2-х экземплярах». Этот документ «Опись зданий и богослужебных предметов, находящихся в церкви пр. Аркадия в г. Вязьме» и его копия можно найти в документах фонда. В описи указан каменный храм Всемилостивого Спаса, его приделы, их состояние, краткое описание иконостасов, икон, богослужебных предметов и колоколов. За настоятельницу расписалась монахиня Клеопатра (Савина).

В фонде Отдела Управления исполкома есть и «Протокол изъятия церковных ценностей» от 29 марта 1922 года. Из него известно, какие богослужебные предметы, кресты, оклады, ризы и монеты были изъяты в монастыре. Так же указаны фамилии членов комиссии исполкома, трех сестер и священника. В этот период в уже закрытом монастыре служил иерей Евфимий Алмазов. В ведомости «Сведения об изъятии ценностей церквей города Вязьмы Смоленской губернии» под № 11 указан Аркадиевский Женский монастырь, из которого изъято 2 пуда 2 фунта 61 золотник серебра и 18 фунтов и 6 золотников медных монет.

В документах Вяземского исполнительного комитета городского Совета подшито решение №88 от 20 марта 1980 г. «Мероприятия по подготовке памятников города Вязьмы к «Олимпиаде-80». В нем рекомендуется закончить реставрацию Спасской церкви бывшего Аркадиевского монастыря, которую уже тогда арендовала центральная районная библиотека, до 1 мая 1980 г.

На месте, где сейчас расположен Спасский храм, трудился и подвизался на поприще святости и благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря.

17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они «любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно». По всей вероятности вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славная богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь – в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие ляхов обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 гг. они находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору.

В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали. Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей решили устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и придя в город поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было.

По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

В 1812 году церковь Всемилостивого Спаса была разграблена и частично сожжена французами. Богадельня также была предана огню. После изгнания врагов из России, церковь Всемилостивого Спаса долго оставалась в развалинах. При помощи настоятеля Троицкого собора – протоиерея Стефана Горанского и усердием начальницы общины Натальи Павловой, монахиням удалось собрать необходимую сумму для восстановления храма и богадельни. К 1820 году работы были закончены. Но еще долгое время храм был приписан к Троицкому собору. В 1832 году постановлением Святейшего Синода было разрешено образование нового монастыря из Аркадиевской женской общины. 1 октября 1832 постановление было утверждено Государем Императором, а 11 декабря того же года была приведено в исполнение местным начальством.

В декабре 1832 года число подвижниц новооткрытой обители увеличилось и достигло 43. Настоятельницей монастыря единодушно была избрана Наталия Павлова, столь много сделавшая для обители. 

15 июля 1833 года игуменья Августа вступила в управление Вяземским Аркадиевским монастырем. При Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла до 1887 года. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадиевской обители была игумения Агния, в миру – дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадиевском монастыре с 1887 года. К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

Особо же чтимой святыней в монастыре являлся тот самый камень, на котором молился преподобный Аркадий. Камень этот был обнесен каменной часовней, в которой пред иконой преподобных Ефрема и Аркадия постоянно горела неугасимая лампада. С приходом к власти большевиков, над Аркадьевской женской общиной стали сгущаться чёрные тучи... В 1922 году монастырь был закрыт представителями большевистского режима, позже многие насельницы приняли мученическую кончину в районе Русятки, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена.

Главным культовым сооружением образованного в 2017-м году Аркадьевского женского монастыря является церковь Спаса Всемилостивого. Храм Спаса Преображения занимает центральное место в ансамбле. Первоначальный храм почти со всех сторон был закрыт поздними двухэтажными объемами. Здание имеет вид цельного массива, с тремя апсидами на востоке и с пристройками по сторонам колокольни на западе. Фронтоны над проемами по трем осям с восточного и южного фасадов повышают значение этих выступов, которые воспринимаются как рукава креста.

На южной стене четверика самого храма различимы следы окон и фронтонов 1830-х гг. Наиболее интересны уцелевшие фрагменты конца XVII века. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко. В помещениях нижнего этажа сохранились коробовые своды.

В настоящее время из построек бывшего Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов использовался до 2017 года под центральную районную библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе №1 в конце семидесятых годов XX века, прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня.

В 2017 году принято решение о передаче сохранившегося храма Всемилостивого Спаса Вяземской епархии, что вселило надежду на восстановление в его стенах регулярного богослужения и возрождение здесь Аркадиевского женского монастыря.

С сайта Вяземской епархии



Комментарии и обсуждение


В 1836 году монастырю передали Спасскую башню Вяземской крепости, которая использовалась под монастырские житницы и погреба. От построек Аркадьевского монастыря осталось здание богадельни, построенное в 1783 году. Здание включает в себя элементы барокко и классицизма. На первом этаже сохранились коробовые своды. Сохранились Святые ворота (выходят на улицу Ленина - прежде Московскую). В настоящее время Аркадьевский монастырь занимает городская библиотека, в здании богадельни - литературный салон.

http://www.ortodox.vyazma.com/rrr.shtml

21 апреля 2007, Чупринин Михаил.

Аркадьевский монастырь, заштатный, общежительный, в городе Вязьме. Основан в 1832 году из существовавшей в 1780 году женской общины. По преданию, на сем месте в XI веке подвизался преподобный Аркадий (см. 14 августа). При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

20 февраля 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

В собственность Вяземской епархии передан земельный участок Аркадиевского монастыря г. Вязьмы. Передача участка общей площадью 2514 кв.м для размещения религиозных объектов ансамбля Аркадиевского монастыря XVII–XIX вв. состоялась 23 июля 2018 года. Акт приема-передачи имущества подписали руководитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях Виталий Бухтеев и епископ Вяземский и Гагаринский Сергий. Передача участка завершает процесс оформления права собственности Вяземской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на ранее переданные объекты ансамбля Аркадиевского монастыря в г. Вязьме.

В 2017–2018 гг. в собственность епархии были переданы все объекты ансамбля монастыря: собор Спасский (1661–1831 гг.), здание богадельни (1780–1783 гг.), главные ворота (1830-е гг.) и башня (ХIX в.). 28 ноября 2018 года распоряжением правящего архиерея Вяземской епархии, епископа Вяземского и Гагаринского Сергия, основана женская монашеская община при бывшем Аркадиевском монастыре города Вязьмы Вяземской епархии.

http://monasterium.ru/novosti/novosti-eparkhialnykh-monastyrej/; https://turcluster67.ru/novosti/v-arkadievskom-monastyre-goroda-viazma-mozhno-nauchitsia-ikonopisnomu-i-zolotoshveinomu-delu/

11 февраля 2019, Вадим кр.

Спасская башня в скором времени перейдёт в ведение Вяземской епархии. Об этом сообщается на сайте АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры). Решение стало результатом встречи руководителя Агентства Алексея Меньшова с представителями смоленского региона. Спасская башня – единственное, что осталось от крепости в Вязьме — перешла в оперативное управление АУИПИК в 2018 году. Почти три года она пустовала. Представители федерального ведомства рассматривали вариант вернуть башню краеведческому музею. Главное условие – безвозмездное пользование. То есть музей не платит никакой аренды, водит экскурсии, готовит мероприятия и оплачивает коммуналку. Однако, весной прошлого года эту ситуацию заморозили. Осенью нынешнего лёд тронулся: передать башню, объект фортификационного зодчества в ведение РПЦ. По мнению представителей федерального учреждения, передача башни в РПЦ – наиболее короткий путь к реставрации.

https://gtrksmolensk.ru/news/v-smolenskom-rajtsentre-ne-utihayut-sporyi-o-dalne/

9 февраля 2022, Вадим кр.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.