Аркадиевский монастырь основан и получил название в память преподобного Аркадия. Любимое место преподобного в Вязьме, где он совершал свои уединенные молитвы – камень вблизи собора; жители по смерти его огородили и всегда почитали его с благоговением.
В 1594 г. устроили на нем церковь всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия. Вскоре, усердием Бориса Годунова, эта церковь была улучшена, обогащена и переименована в церковь Происхождения честных древ, а на пожертвование граждан устроена близ нее другая отдельная церковь в честь Владимирской Божией Матери. В 1611 гг. обе эти церкви подверглись разорению и «стояли без пения» до 1660 г., потом приписаны были к собору.
Под державою Алексея Михайловича устроена новая церковь во имя всемилостивого Спаса на старом церковном месте и вместо бывшего в Вязьме до литовского разорения Спасского, потом закрытого мужского монастыря. Как долго существовал этот монастырь неизвестно, только в начале XVIII века, как видно из дел архива духовного Вяземского правления, здесь уже тогда не было монастыря. В 1760-х гг., когда по высочайшему повелению требовались справки о церквах, священник этой церкви показал, что церковь милостивого Спаса нижнего монастыря с приделом преподобного Аркадия – каменная, построена коштом вяземских обывателей, но в каком году – не знает.
По закрытии в 1779 г. женского Ильинского монастыря в Вязьме, старицы этого монастыря числом 19, не желая вступить в мирскую жизнь, испросив в 1780 г. позволения у генерал – губернатора Репнина, поселились при церкви Спаса нижнего монастыря, именуемой Аркадиевскою, устроили при ней своими трудами каменную богадельню и обнесли ее, церковь и огород каменною стеною. Таким образом, вместо мужского монастыря при церкви всемилостивого Спаса образовалась женская община. Старицы перенесли сюда устав богожительных монастырей и общим приговором избрали из среды своей начальницу Наталию, но общий надзор за общиною предоставили старшему соборному священнику, потому что церковь всемилостивого Спаса находилась в ведении собора. Содержание богадельни зависело единственно от добровольных жертвователей; все, что было собрано, поступало в общую кассу и употреблялось на пропитание сестер и на поддержание церкви. Кроме того, им поручено было, с согласия местного духовенства, печение просфор и приготовление свечей для всех городских церквей. По ходатайству монахини упраздненного Ильинского монастыря Севастианы Рыдванской дан был этой общине в 1788 г. Смоленским наместничьим правлением «отверстый лист» для свободного жительства в богадельне.
В 1812 г. церковь была разорена и богадельня сожжена, но после изгнания французов, сестры, возвратившись на прежнее место жительства, не хотели оставить его в запустении. Старица общины Наталия Павлова, поступившая в богадельню с 1797 г., собрав на совет всех сестер, высказала им мысль о восстановлении церкви и богадельни и, получив согласие, просила у них единодушного содействия.
В июне 1813 г., составив письменное воззвание от общины за подписью местного протоиерея Горанского, она отправила сестер в разные губернии для сбора подаяний. Отправленные сестры в начале 1814 г. выслали до 300 руб. серебром в общину, и на эту сумму старанием старицы Наталии в том же году церковь исправлена была и освящена. В следующих годах, на постепенно-высылаемые пожертвования и собственные сборы по городу, та же старица восстановила придел преподобного Аркадия при церкви милостивого Спаса, украсила тот и другой храм богатыми иконостасами, ризницею и утварью, окончила богадельню и выстроила отдельные необходимые службы, на сумму около 5000 руб. серебром.
С постепенным обновлением общины увеличивалось и число сестер, которые приняли название монастырок, так как по жизни они не разнились от инокинь. Богослужение с тех пор, как церковь приписана была к собору в 1783 г., хотя и совершалось в ней, но весьма редко, особенно после 1812 г., когда к собору причислена была еще Сретенская церковь.
Начальница общины вместе с сестрами в 1823 г. просила преосвященного Иосифа рукоположить им особого священника, назначая ему с согласия граждан по 300 руб., но эта просьба не имела успеха. Тогда начальница общины решилась ждать благоприятного случая. В 1827 г., пользуясь личным пребыванием императора в Вязьме, она подала прошение о возведении их общины в монастырь, ей приказано было обратиться к духовному начальству, и старица снова обратилась с просьбою к преосвященному Иосифу. На этот раз просьба имела успех, преосвященный представил Св. Синоду о необходимости иметь другой женский монастырь в епархии и объяснил при этом, что удобнее для него нет места, как в Вязьме, где все уже подготовлено к этому общиной сестер: отстроен дом, собрано в обеспечение будущего монастыря свыше 3000 руб., оправлена церковь бесприходная и снабжена ризницею. По получении этого донесения, Св. Синод в 1832 г. постановил: разрешить основание нового монастыря из Аркадиевского женского общежития на следующих положениях:
- церковь Аркадиевскую, соединив с общиною и богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем;
- судя по тому, что сестры сего общежития от трудов своих имели всегда способы к содержанию, Синод не усматривает довольной причины назначить сему монастырю какое-либо штатное содержание, но почитает справедливым определить оному из казны по 300 руб. в год, в виде милостинного подаяния;
- богослужения и все требы велено совершать через соборных священнослужителей;
Главная труженица Наталия избрана была по общему согласию сестер и утверждению епархиального начальства, игуменью, но по слабости здоровья и преклонности лет она в 1833 г. отказалась от этой должности (она умерла в 1847 г. на 109 г. жизни).
Вместо нее заступила инокиня Смоленского Вознесенского монастыря, известная уже по многим благотворениям Августа, из фамилии князей Ширинских-Шихматовых. В продолжение 20-летнего управления эта игуменья перестроила и распространила: теплый придел, украсила главный храм, переделала колокольню, построила новый двухэтажный корпус, приделала верхний этаж к прежнему, прикупила к монастырю каменный двухэтажный дом и обнесла всю обитель каменною в 5,5 сажень вышины стеною, на пространстве 240 сажень. Желая обеспечить и в будущем состояние монастыря и содержание священнослужителей, она завещала капитал свыше 20 000 руб. серебром.
В 40-х годах текущего столетия в распоряжение монастыря отдана мельница о трех поставах с сукновальнею на реке Яузе в Гжатском уезде и сенокосная пустошь из 150 десятин в Юхновском уезде.
В настоящее время монастырь имеет следующие здания: главную каменную двухэтажную церковь, в нижнем этаже – теплый храм во имя препод. Аркадия и Покрова Пресвятой Богородицы, в верхнем всемилостивого Спаса с приделом во имя Ахтырской Божией Матери, и 3 дома для помещения инокинь и для общей трапезы.
Монашествующие в обители: игуменья, ныне Аркадия из рода Шихматовых, и до 100 человек инокинь и послушниц.
Из древностей замечательны:
- Камень, на котором молился препод. Аркадий, над ним устроена часовня, внутри которой перед иконою препод. Ефрема и Аркадия горит неугасимая лампада.
- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник».