ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь Спаса на Сенях


Ростов Великий. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:1675.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, Кремль, Архиерейский дом

Координаты: 57.184251, 39.41722





Сортировка:

Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
6 мая 2003
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, вид со стороны Белой палаты<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
вид со стороны Белой палаты
iд Стефан
16 мая 2011
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Вид со звонницы Успенского собора<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид со звонницы Успенского собора
Павел и Елена Каллиниковы
23 июня 2004
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, восток<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
восток
Вадим Животовский
4 августа 2003
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, с-з<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
с-з
Вадим Животовский
4 августа 2003
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, с-в<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
с-в
Вадим Животовский
4 августа 2003
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Завершение<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Завершение
Александр Момент
10 апреля 1977
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Георгий Маслик
9 августа 2019
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Восточная стена: иконостас<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Восточная стена: иконостас
Андреева Ирина
9 июля 2012
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Западная стена роспись: «Страшный суд»<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Западная стена роспись: «Страшный суд»
Андреева Ирина
9 июля 2012
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Восточная стена: иконостас.<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Восточная стена: иконостас.
Андреева Ирина
9 июля 2012
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, С. М. Прокудин-Горский. Часть стенной живописи в церкви Спаса на сенях. [Сюжет "Страшный суд"] 1911 год.   фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=842<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Часть стенной живописи в церкви Спаса на сенях. [Сюжет "Страшный суд"] 1911 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=842
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 августа 1911
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, С. М. Прокудин-Горский. Внутри церкви Спаса на сенях. 1911 год.  Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=840<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Внутри церкви Спаса на сенях. 1911 год. Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=840
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 августа 1911
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, С.М.Прокудин-Горский. Правая входная дверь в алтарь. 1911. http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/colorpg_20.html<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С.М.Прокудин-Горский. Правая входная дверь в алтарь. 1911. http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/colorpg_20.html
Минченко Оксана
1 июля 1911
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, С. М. Прокудин-Горский. Вход в Белую Палату. [Ростовский Кремль.] 1911 год.Ближе- вход в Белую палату, дальше- крыльцо церкви Спаса на Сенях. 
фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=843<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Вход в Белую Палату. [Ростовский Кремль.] 1911 год.Ближе- вход в Белую палату, дальше- крыльцо церкви Спаса на Сенях. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=843
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июня 1911
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1892
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1892
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Церковь Спаса на сенях. Открытка начала ХХ в.<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Церковь Спаса на сенях. Открытка начала ХХ в.
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 августа 2003

Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания.

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами.


Сергей Ковров   21 мая 2018

Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

Датой основания церкви Спаса на Сенях является 1675 год. Об этом рассказывает надпись, расположенная на храмозданном кресте: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержавца...». Храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя.

В 1730 и 1758 годах церковь Спаса на Сенях вместе со всем Архиерейским домом пострадала от пожаров, во время которых сгорели деревянные перекрытия. Архитектор Сергей Ухтомский, присланный для восстановления Архиерейского дома, предложил заменить во всех церквях деревянные кровли на несгораемые металические перекрытия. Работа затянулось на несколько десятков лет и только в 1781–1783 годах церковь Спаса на Сенях получила перекрытия из кованного железа, произведенного на сибирских заводах.

В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. В Спасской церкви и других храмах Ростовского кремля перестали проводить богослужения. Помещения были переданы в гражданские ведомства, в них разместили соляные и винные склады. Вследствие этого уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Кровля и фундамент не ремонтировались, сырость разрушала кирпичную кладку. В 1850–1851 годах Архиерейский дом посетили великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, а также будущая императрица Мария Александровна. Царские особы нашли древние строения в ужасающем состоянии и пожелали видеть их обновленными. В 1852 году начался процесс передачи зданий Ростовского кремля обратно церкви. В 1860 году по инициативе ростовского купца И. И. Хранилова церковь Спаса на Сенях была частично отреставрирована на деньги местного купечества. Была заменена кровля и обновлена стенопись.

Капитальные работы по реставрации храма были начаты только в 1891 году. Деньги на реставрацию церкви Спаса на Сенях пожертвовал Ростовскому кремлю томский купец В. И. Королев. Были проведены капитальные работы по восстановлению церковных сводов и алтаря. Также под руководством художника В. В. Лопакова были возобновлены росписи на стенах и отреставрированы иконы храма.

Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях.

Архитектура

В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке.

Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора».

Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.

Архитектурно храма Спаса на Сенях отличается от других построек Ростовского кремля, особенно завершение здания: барабан с куполом утвержден на четырехугольном постаменте. Оконные проемы расположены в двух ярусах: барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются с трех сторон. На восточной стороне помещено изображение Христа Великого Архиерея. Возможно, что завершение храма — это малое подобие самого церковного здания, так как в нем воспроизведены основные структурные элементы последнего. В облике церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, более характерные для московской архитектуры XVI века, а не для стиля XVII века, в котором выполнены остальные постройки Митрополичьего двора. В 1566 году по приказу Ивана Грозного в Ростове была возведена церковь Вознесения, вероятно, явившаяся образцом для храма Спаса на Сенях. Другой отличительной чертой церкви Спаса на Сенях является расположение алтаря. На его месте пол возвышается практически на высоту человеческого роста.

Внутреннее пространство храма делится на три части: алтарь, солея и пространство для молящихся. Границами между ними служат каменные стены. По вертикали храм также разделен на три части: нижнюю и верхнюю части основного объема здания и купол. В здании храма царит полумрак, так как семь окон храма верхнего яруса расположены в глубоких нишах. Основной объем храма затемнен в любую погоду, что контрастирует с наполненной светом купольной частью. В церкви расположено 24 окна: 5 освещают алтарь, 10 — основной объем храма и 9 — купол.

Роспись храма Спаса на Сенях датируется 1675 годом. Об этом свидетельствует надпись на храмозданном кресте, а также записи в документах московской Оружейной палаты, опубликованные в XIX веке, в которых также значится, что в 1675 году проводились стенописные работы в Митропольчьем двору. Имена мастеров, работавших над росписью, были установлены благодаря челобитной, в которой ярославский купец Семен Лузин жаловался царю, что Митрополит Иона вызвал в Ростов тех мастеров, с которыми у него был заключен договор на роспись другого храма. В челобитной указаны имена Дмитрия Григорьева, Константина и Василия Ананьиных, Логина Сидорова, Ермолы Федорова, Тимофея Федотова, Федора Савина, Андреяна Иванова, Семена Козлова и Карпа Михайлова.

Алтарь

Алтарь церкви Спаса на Сенях состоит из трех частей, объединенных широкими арочными проемами. Каждая из этих частей перекрыта коробовым сводом и заканчивается полукруглой апсидой. В сводах апсид располагаются три большие композиции: в центральной апсиде — «О Тебе радуется», в жертвеннике — «София Премудрость Божия» и в диаконнике — «Распятие с таинствами». На западной стене располагаются три большие композиции: «Сотворение мира» в алтаре, «Что Тя наречем» в жертвеннике и «Похвала Богородицы» в диаконнике. Также в алтаре изображены композиции «Тайная вечеря», «Се Агнец Божий» и «Омовение ног».

На стенописи «О Тебе радуется» изображена Богоматерь с младенцем. Эта композиция повествует о литургическом восхвалении в честь Богородицы. Интересная деталь: на росписи приведен полный текст песнопения, а его отдельные части являются подписями к существующим изображениям — «освещенный храм», «ангельский собор», «человеческий род». Богородица с Младенцем Христом изображена восседающей на престоле, расположенном перед храмом в райском саду. Их окружают архангелы. Композиция разделена на две части: небесную и земную. Их связывает изображение Иоанна Предтечи, держащего в одной руке свиток, а в другой — жертвенного агнеца. Фигура святого символизирует собой пророчество о Боговоплощении и об искупительной жертве Иисуса Христа.

На стенописи «София Премудрость Божия» София изображена в виде огненноликого ангела на престоле, рядом с ним помещены Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и Иоанн Златоуст.

На росписи «Сотворение мира» в верхней части изображен Бог Отец во славе. Он окружен изображениями небесных сил. Ниже рассказывается история сотворения мира, показаны Адам и Ева, их изгнание из рая, убийство Каином Авеля.

Солея

Солея — это место в храме, расположенное на возвышении, перед алтарной перегородкой и иконостасом. В церкви Спаса на Сенях солея расположена необычно высоко, практически на высоте человеческого роста. Сама солея украшена аркадой, опирающейся на колонны. На восточную стену церкви и на аркаду помещены изображения иконостаса, которые выполнены в виде фресковой росписи, а не как конструкця из отдельных икон. В иконостас храма Спаса на Сенях вошли изображения деисусного, пророческого и праотеческого и праздничных рядов. Три первых верхних ряда изображены на сплошной стене, праздничный разместился ниже, между арками, которые соединяют аркаду солеи и восточную стену. Они размещены кольцеобразно: на внутренней стороне арки и на стене.

Деисус — ряд икон с изображением Иисуса Христа в центре. Справа и слева от него — Богородица и Иоанн Креститель. Помимо традиционного ряда, который расположился на восточной стене церкви Спаса на Сенях, есть еще одна деисусная композиция, которая размещена на аркаде солеи. Таким образом на обычных верующих, размещавшихся в западной части храма, смотрели сразу два деисусных ряда.

Центральная часть храма

В куполе церкви расположено изображение Бога Отца, под ним, на стенах барабана, размещены пророки, а под ними — херувимы. На восточной стене на постаменте барабана изображена фигура Иисуса Христа, а перед ним — Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Павел и Петр. На парусе (элементе свода) над головой Иисуса изображен парящий голубь, символизирующий Святого Духа. Таким образом, можно сказать, что центральной темой росписи купола Храма Спаса на Сенях является образ Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух). Ее изображения помещены на трех различных плоскостях купольной части храма и символически напоминают нам о Небесной Церкви.

Храм делится на небесную и земную зону. Место их соединения символически выражено в фигуре Иисуса Христа, который являет собой одновременно и Бога и человека. Граница между зонами в храме проходит там, где нанесено его изображение — на постаменте барабана.

На поверхности свода Спасской церкви изображены сцены праздников Пасхи: «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Уверение Фомы», «Явление Христа женам-мироносицам», «Исцеление расслабленного», «Беседа с самаритянкой», «Исцеление слепого» и «Сошествие Святого Духа».

На южной и северной стене храма росписи описывают события из земной жизни Иисуса Христа. Они расположены в 5 рядов: в трех верхних изображены земные деяния (проповеди и чудеса), а в двух нижних — страсти. Граница между этими двумя циклами лежит по линии верхнего края аркады солеи. К циклу земных деяний Иисуса Христа относятся росписи: «Призвание апостолов», «Исцеление множества больных у моря Галилейского», «Умножение хлебов», «Укрощение бури», «Изгнание торгующих из храма», «Споры с фарисеями», «Лепта вдовицы», «Беседы Христа с апостолами». Фрески нижних ярусов, относящиеся к Страстному циклу, короче и выше фресок Земного цикла. Фигуры на них увеличены, что усиливает впечатление на зрителя. Повествование начинается на южной стене («Моление о чаше», «Целование Иуды», «Приведение Христа к Пилату») и переходит на северную сторону («Поругание Христа», «Раскаяние Иуды», «Поругание Христа», «Несение Креста», «Распятие»).

Фреска «Страшный Суд»

Одной из главных особенностей Церкви Спаса на Сенях является ее цельная плоская западная стена, на которой размещена великолепная, поражающая фантазию фреска «Страшный суд». На фреске изображено второе пришествие Христово и суд, который вершат над живыми и мертвыми. В верхней части композиции размещены небеса, рай, где явился во славе Христос-Судья. Ангелы держат небо, изображенное в виде свитка, между солнцем и луной. Христос в золотых одеждах восседает на радуге. Правой рукой он благословляет праведников, а в левой руке держит меч, обращенный в сторону грешников. Христа окружают ангелы, а над ним парит Святой Дух, изображенный в виде голубя. Рядом с Христом стоят Богородица и Иоанн Предтеча, являющиеся заступниками за весь человеческий род. За ними сидят апостолы с раскрытыми книгами. Ниже фигуры Христа расположен престол, на котором лежат Крест и Евангелие. Рядом с ним помещены Адам и Ева, положившие начало человеческим страстям и грехам. Они — первые люди, пришедшие на суд. В центре композиции Страшного суда изображена рука Божия, держащая весы. Под ними в виде обнаженного юноши изображена душа, которую судят. С левой стороны от фигуры (с правой от зрителя) за весы цепляются бесы, а с правой — ангел кладет на весы белый платок, мокрый от слез покаяния. Платок перевешивает, а значит весы склоняются к оправданию души. В ногах у фигуры лежит змей, выходящий из бушующего адского пламени, размещенного слева внизу от фигуры души (для зрителя — в правой нижней части композиции). В огне сидит сатана, держащий на руках душу Иуды, которая сжимает в своей руке мешочек с серебряниками. Рядом с адским пламенем изображены пещеры и озера, где мучаются грешники. В центре нижней части фрески помещен круг с четырьмя чудовищами: лев с орлиными крыльями, медведь, четырехглавый барс и многоголовый змей. Они символизируют собой древние царства: Царство Александра Македонского, Римское, Персидское и Вавилонское. Нижняя часть западной стены храма украшена красивой драпировкой с узорами.

https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/saviour-on-anteroom/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 июля 2019

Церковь Спаса на Сенях была возведена в 1675 г. и являлась домовой церковью ростовских архиереев. Возведена на высоком подклете, оригинальна своим восмискатным покрытием. Необычен единственный в своем роде интерьер церкви с аркадой, опирающейся на золоченые столбы. Вход в церковь ведет с большого гульбища, соединяющего храм с бывшими жилыми покоями митрополитов.

Стенопись церкви Спаса на сенях в Ростовском кремле была выполнена около 1675 г. ростовским попом Тимофеем и ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым, Федором и Иваном Карповыми. В 1893 г. на средства коммерции советника В. И. Королева она была поновлена пятью мастерами из села Мстеры под руководством В. В. Лопакова. В 1978-1995 г.г. живопись Спасской церкви была отреставрирована Е. Чижовым, В. Кривоносовым, А. Корниловым, К. Грибановым, В. Власовым, В. Зякиным и др.

В центральном куполе изображено «Отечество», в барабане 6 архангелов с зерцалами и пророки в медальонах со свитками пророчеств. На парусах, имеющих здесь форму креста, крупные по масштабу фигуры евангелистов. На сводах и в люнетах стен основные евангельские события. Стены разбиты разгранками на шесть неодинаковых по ширине ярусов (от 1,5 до 2 м). В трех верхних в 27 клеймах иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Два верхних сюжетных яруса, начинающиеся на высоте верхней части солеи, посвящены теме «Страстей Христовых». Нижний шестой ярус орнаментальный. Он состоит из узкого фриза и широкого подзора. Цикл «Страстей «написан с большим патетическим чувством, особенно сцены «Приведение к Пилату», «Суд над Христом» и «Шествие на Голгофу». Драматизм величайших евангельских событий, в которых можно усматривать намеки на «неправедный суд» над патриархом Никоном, художники передали через величественные, полные внутренней силы и душевной стойкости образы.

Одна из лучших композиций стенописи «Страшный суд» - занимает всю западную стену. Знаменщик прекрасно справился со своей задачей, мастерски разместив на плоскости высокой стены все многочисленные атрибуты и сцены этого христианского сюжета, известные в русских иконописных подлинниках. Он построил сложную композицию по вертикали и 5 горизонтальным осям. Плавными и певучими ритмами, гармоническим распределением цветовых пятен он добился композиционного и декоративного единства, благодаря которому картина легко воспринимается и в целом, и по частям.

На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса - Деисус - повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого».

В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». В апсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы».

Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. - М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Рост. кремль". – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июля 2024

«Колокольня церкви Спаса на сенях Ростовского кремля была разобрана, очевидно, во второй половине XVIII в. Во всяком случае, на самом раннем плане данного ансамбля, датируемом 1793 г., она уже отсутствует. Не зафиксирована она и на всех других известных нам изображениях Ростовского кремля. Поэтому, чтобы составить хоть какое-то представление о рассматриваемом памятнике, придется опираться, в основном, лишь на скупые известия письменных источников и ограниченные натурные данные.

Самое раннее описание колокольни церкви Спаса на сенях имеется в Описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. Оно, к сожалению, весьма немногословно: "У той же церкви на колокольне девять колоколов, под колокольней палатка, в ней письмо стенное". Следующее известие об интересующем нас памятнике встречается в описи Ростовского архиерейского дома, составленной после пожара 1730 г. Согласно ей, во время этого пожара на колокольне церкви Спаса "сгорела глава, опаянная белым железом, да кровля деревянная". В описи же Ростовского архиерейского дома 1759 г. рассматриваемая колокольня лишь упомянута - "под Спасскою колокольней палата".

Вот, собственно, и все что донесли до нас документы о рассматриваемом памятнике. Как видим, отсутствуют прямые указания и о том, где он располагался и какую имел форму. Следовательно, ответы на эти существенные вопросы будут заведомо гипотетическими.

И все же с большей или меньшей уверенностью можно считать, что наша колокольня находилась у северного фасада алтарной части церкви Спаса на сенях. Об этом свидетельствует следующее. В верхней части угловой восточной лопатки этого фасада ныне хорошо видны торчащие концы обрубленных железных связей. Да и сама эта лопатка, видимо, сплошь переложена. Очевидно, первоначально в данном месте стена алтаря церкви Спаса переходила в стену другого сооружения, позже разобранного. Логично предположить, что эта стена принадлежала либо самой колокольне, либо упомянутой выше палатке, над которой она стояла.

Гораздо трудней решить, какова была форма колокольни. Мало помогают и ближайшие аналоги. Хорошо сохранившиеся колокольни церквей Воскресения и Иоанна Богослова Ростовского кремля очень схожи. Они квадратные в плане и завершены восьмигранными шатрами с главками. Только у церкви Воскресения шатер опирается на четыре столба, у церкви Иоанна Богослова - на восемь. Но колокольня церкви Григория Богослова того же кремля была восьмигранная с восьмигранным же шатром. Можно предположить, что колокольня церкви Спаса была близка по своей форме колокольням первых двух кремлевских храмов, но это будет не более чем предположение…»

Источник: Мельник А.Г. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII века. В кн.: Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. - Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 178-190

РусАрх - Мельник А.Г. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII века (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 января 2025

«…Кроме вышеупомянутых церквей, рисующих Ростовский стиль, мы находим в церкви Спаса на Сенях, построенной в 1675 г., весьма интересный вариант. Общая форма его плана напоминает план Иоанно-Богословской церкви. Главная масса - квадрат; три алтарных полукружия отделены каменной стеной; в стенах те же резонаторы. Но внутреннее устройство этой церкви несколько необыкновенно: солея поднята на восемь ступенек и отделяется от храма аркадой в пять арок с подвесками; арки стоят на золоченых колоннах, расположенных на полокотной стенке; над арками поднимается стенка, до половины высоты храма, где и прекращается без всякаго карниза; стенка эта соединяется с алтарной стенкой подобными же арками. Все эти арки, как и самая церковь, расписаны; царския врата представляют аркаду, обложенную медью; северныя и южныя врата тоже в виде аркад; но расписаныя. Церковь крыта сомкнутыми сводами с распалубками, как и церковь Иоанна Богослова; глава у ней одна двухэтажная, имеющая в основании четырегранник, который вверху переходит в цилиндр. Хотя расположение сводов чердака сходно с Иоанно-Богословской церковью, но наружное покрытие этого храма было совершенно другое.

Вопрос этотъ подробно разобрам академиком архитектуры В. В. Сусловым в статье под заглавием: „Взгляд на одну из форм наружнаго покрытия древне-русских церквей".

Господин Суслов, прежде чем притти к заключению о первоначальном покрытии этой церкви, делает всевозможныя предположения, указывая на разные примеры, подобных, существующих церквей, а также и на рисунки из рукописей. Среди делаемых им предположений о покрытии, нам кажется более вероятным трехлопастное покрытие.

Делаем такое предположение потому, что на углах фасада нет тяг и даже горизонтальнаго карниза; между тем, если бока существовали, то несомненно на них должен был быть и карниз, связанный с капительками средних лопаток. Кроме того, на чердаке этой церкви угловыя накладки значительно тоньше средних частей стен, которыя обрезаны по кривой, отвечающей наружным тягам, что, конечно, говорит в пользу трехлопастнаго покрытия. Глава церкви столь мала, что угловыя накладки ее убивают; а трехлопастное покрытие, как более открытое с углов, выдвигает главу и тем улучшает общия пропорции церкви.

Обрисовав одноглавый вид церкви Спаса на Сенях, заметим еще, что эта церковь не имеет галлереи, окружающей ее с трех сторон: имеет всего один вход с севера, перед которым стоит, весьма типичный, портал на двух колонках. Вверху, в общей арке, помещены две небольшия арочки с подвеской в средине. Сверху, над аркой, карниз несет на себе кокошник…»

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 193-196.

История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 января 2025

«…Следующей постройкой, очевидно, была Белая палата, так как дата, приводимая Титовым, — 1672 г. имеет вероятность: церковь Спаса «на сенях» Белой палаты построена в 1675 г. До реставрации 1885 года Белая палата была не только грандиозна, но и стройна; неоднократное повышение пола разрушило устойчивость и ясность всех соотношений. Опись 1691 года дает нам представление о палате, убранство которой не перебивало впечатления сильных и простых архитектурных масс. ...«Столовая палата, в ней два образа всемилостиваго Спаса в Деисусех в киотах. На двух окнах посланы сукна лазоревыя, да ковер, паникадило медное, большое о трех поясах. Три стола поставлены по местам, у столпа поставец с уступами. Перед столовой сени. Подле сеней две полатки отдаточныя. В столовой же и в сенях полы намощены чугунными досками».

Иона Сысоевич расписал палату лучшим письмом, а его преемнику, Иосифу Лазаревичу (1691-1701 г.) она казалась, очевидно, уже старомодной. При нем были расширены окна, серьги сводов отпилены, а стены получили лепное убранство. Быть может, к этому времени относится название «Белой» палаты, становящееся неотделимым эпитетом.

По смелому замыслу Ионы, все торжественныя палаты архиерейскаго дома - Белая, Красная и Крестовые покои соединялись открытыми сенями-помостами. Грандиозные столбы и своды этой площади были разрушены в 1890 г. во время «возобновления» митрополичьяго дома. Только с юго-восточной стороны Белая палата производить впечатление сильное и безусловно цельное. С этого угла палата сообщается со старыми теремами, относящимися, быть может, к 16-17-му веку. Чуждый всяких археологических соображений, строитель 17-го столетия новой пристройкой разбил стену старых теремов, урезал в них для сеней часть палаты и повысил в проходе уровень пола до подоконников; нижняя часть арки перехода прикрыла окно нижняго яруса теремов.

Нам неизвестно, что за мастера работали для Ионы. Но в гладях стен Белой палаты, в плоскостном характере немногих карнизов, трудно найти какую либо близость к Московской архитектуре, предавшейся в это время безудержному убранству. Очевидно около того времени была расписана Красная палата, до нас не дошедшая. Время ея построения неизвестно. По большей части ее относят к постройкам Ионы, но Артынов в «Летописце» сообщает, что Иона перенес только на другое место крыльцо палаты. Описание этой палаты мы встречаем в письме очевидца разрушения ея. В Белой палате и в прилагающих к ней «теремах» около тридцати лет существует музей церковных и бытовых древностей Среди огромнаго количества предметов, наводнивших собою палаты, встречается не мало прекрасных образцов древняго русскаго узорочья. Таковы фрагменты иконостаса Ярославской Власиевской церкви, свечной ларь; тябло иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле и фрагменты оклада, найденнаго в мусоре «теремов». Здесь же хранится надгробный крест 1458 г.

В 1675 г. на митрополичьем дворе была построена церковь Спаса на сенях, принадлежащая к самым блестящим созданиям Ионы. Ея наружныя формы повторяли старо-новгородскую троечастную разбивку фасадов в Московском переводе.

Эпоха сказалась в четырехгранной трибуне, на которой стоит главка. В настоящее время это самая некрасивая церковь. Надложенные углы и сбитая средняя арка нарушают былую связность и гармоничность форм. Но тем сильнее поражает и восхищает внутреннее убранство церкви. Новым планом введена здесь роскошная аркада, поставленная на парапет высокой солеи. Это кажется новым, необычайным, единственным. Но если мы вспомним архитектурные элементы предыдущей по времени Воскресенской церкви, мы найдем строгую последовательность архитектурно декоративных задач и большую связь между церквами. Уже у Воскресения все колонны перваго яруса иконостаса отделились от алтарной стены и две из них настолько, что образовалось особое предвходие; арки же прочих колонн несут второй ярус иконостаса, также несколько выступающий. Возвышенная, но меньше, чем у Спаса «на сенях», солея Воскресенскаго храма имела только парапет, закрывающий низы колонн алтарной стены, - что придавало им видимую приземистость, т. е. те пропорции, которыя были воспроизведены столбами солеи Спаса. Следовательно, как новшество, мы можем отметить только перенос того, что было на заднем плане, - вперед, на солею, уже подготовленную предыдущим строительным опытом к подобной перестановке. Но это перемещение имело свои следствия, и живое творческое искусство отметило их. За переградой, столь далеко выступающей вперед, алтарная стена уже не имеет вперед выступающих частей; только арки, связывающия стену с переградой, перспективно подчеркивают пространство, их разделяющее.

Но уже не колоннами обработаны входы и места образов - скромныя полуколонны слабо выдвигаются из стены; этого мало: безконечно углубленныя скошенными порталами, царския врата и двери алтаря верны той же задаче, - передать отдаленность задняго плана, выделяя тем приближение передняго…»

Источник: Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919). Ростов Великий, Углич: Памятники худож. старины / Борис фон-Эдинг; [Предисл.: Игорь Грабарь]. — Москва: И. Кнебель, [1914]. — 200 с.: ил.: 31 — (Русские города - рассадники искусства: Собр. ил. монографий / Игорь Грабарь. Ростов Великий. Углич). Стр. 81-89

Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины - Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919) - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 января 2025

«…Следующая по времени роспись Спасской церкви, как о том сохранилось свидетельство рукописи Хлебникова, исполнялась иконографами: «Ростовским попом Тимофеем, Волгожанином Дмитрием Степановым и Иваном, да Федором Карповым». Очевидно, она была выполнена вскоре после окончания церкви, т. е. в восьмидесятых годах 17-го столетия.

Прежде всего обращает на себя внимание торжественная аркада, несущая «Деисусный ряд». Уже раньше, в стенописях предыдущей эпохи встречается подобная композиция «любовию связуеми апостоли», - кругов с апостолами, связанных и объединенных растительным орнаментом. То же встретим мы на паперти церкви Иоанна Богослова.

Невозможно представить себе ничего более уместнаго для росписи, чем этот ряд кругов, меньших, чем пролеты арок. Противоположная - западная стена занята «Страшным судом». Кажется, ни в одном храме 17-го века эта композиция не была выполнена при таких благоприятных условиях, как здесь, у Спаса «на сенях». Блестящее композиционное дарование могло высказаться на колоссальной, ничем не прерывающейся стене.

Композиция ясно расчленена центральной осью, на которой происходит все главное действие сцены. Но, кроме того, замечается деление по ярусам; намечено несколько планов: обрезы земли, облака (для праведных), адский змей и горы (для грешников), сплоченныя толпы, - все это элементы построения, необходимые, особенно здесь, где теснота церкви лишь с трудом дает возможность охватить всю грандиозную сцену гибели мира. Не менее прекрасна и роспись алтарнаго свода. Здесь легкая полутень просветлена нежными и сильными тонами. «О Тебе радуется» полна «человеческаго рода», принимающаго участие в прославлении Богоматери, плотно и легко заполняет пространство; отдельныя фигуры имеют значение отдельных перьев в составе грандиозных крыльев.

О высоком совершенстве этого декоративнаго искусства говорит ряд «диаконов», помещенный в жертвеннике. Легкий порыв охватывает юныя фигуры. Искусство с неподражаемой угловатостью передает наибольшее движение при спокойной постановке. А спокойствие образов было необходимо для живописи, так глубоко слитой с архитектурой, как мы видим на общей росписи алтаря. Фигуры святых, словно пилястры, обходят весь алтарь. Торжественно-цветистые «святители» предстоят алтарю, «преподобные» занимают диаконник. На задней стороне «иконостасной» стены помещено «в седьмый день почи Бог от всех дел своих и благослови Бог день седьмый».

В этой композиции развертываются судьбы мира. В небе, отрешенном от земли облаками, ветхозаветный Бог - «Знамение», Иисус Христос в виде ангела и на кресте. Эмблемы евангелия говорят о новом завете. Ниже - земля, уже омраченная грехопадением, слезами и кровью Авеля. Безподобная подбором пятен, в верхней, лучше сохранившейся части, фреска имеет такия классическия фигуры, как фигуры ангелов и зверей. В высшей степени интересен убитый Авель; он лежит с вытянутой рукой, послушный нижнему обрамлению фрески. Также и Ангел правой части фрески, таящий в себе Бога Отца, сильно поднял крылья; за ним летят ниспровергаемые с неба духи. Очень интересны отдельныя клейма «семи таинств» росписи южной конхи алтаря. Жанровыя сцены дают нам облик людей, когда то наполнявших эту церковь, очевидцев прекраснаго искусства…»

Источник: Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919). Ростов Великий, Углич: Памятники худож. старины / Борис фон-Эдинг; [Предисл.: Игорь Грабарь]. — Москва: И. Кнебель, [1914]. — 200 с.: ил.: 31 — (Русские города - рассадники искусства: Собр. ил. монографий / Игорь Грабарь. Ростов Великий. Углич). Стр. 118-124

Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины - Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919) - Cистема онлайн-просмотра



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.