ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Церковь Николая Чудотворца на Подозерье.

Церковь Николы на Подозерье


Ростов Великий. Церковь Николая Чудотворца на Подозерье
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1745 и 1751.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., г. Ростов, ул. Сакко, д. 20

Координаты: 57.184242, 39.420506



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Вид с востока<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Вид с северо-востока<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Вид с севера<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
15 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
15 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
sasa_1941
18 июня 2023
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
2 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
2 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 января 2017
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 сентября 2005
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
6 мая 2003
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Глава<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Глава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Завершение колокольни<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Главка и крест над притвором<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Главка и крест над притвором
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
15 апреля 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
15 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
15 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Звонница церкви Николая чудотворца на Подозерье.<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Звонница церкви Николая чудотворца на Подозерье.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 июня 2016
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
14 апреля 2012
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Вид с озера Неро<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид с озера Неро
Павел и Елена Каллиниковы
1 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Фото знаменитого фотографа С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото знаменитого фотографа С. М. Прокудина-Горского. 1911 г.
Алексей Кротов
1 июля 1911
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Почтовая карточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка выпуска этой открытки: с 01 07.1900 г. по 01.07.1912 г.<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Почтовая карточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка выпуска этой открытки: с 01 07.1900 г. по 01.07.1912 г.
Алексей Кротов
1900
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье, Ночной вид<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Ночной вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 сентября 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 декабря 2010
Построен в 1745 году на средства прихожан. По преданию, деревянная церковь стояла на этом месте еще в домонгольское время. Каменный, одноглавый, с ярусной колокольней (утрачена). Престолов два: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость». Особенно почиталась икона святителя Николая, чудотворца. Закрыт в 1930-е годы. В 1998 году передан Русской Православной Церкви. Приписан к Рождественскому монастырю г. Ростова. Представляет особый интерес потому что именно с него началось возрождение каменного церковного строительства в Ростове после длительного перерыва, вызванного указом Петра I от 1714 г. о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга.

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 февраля 2015

Церковь во имя св. Николая чудотв., что на Подозерье, каменная, о двух престолах: летняя - во имя св. Николая чудотв., зимняя, в трапезе, по левую сторону - во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь построена в 1745 г. иждивением прихожан. Особо чтимая в приходе древняя икона Святителя Николая чудотв.

Земли усадебной 140 кв. саж. и две пожни: Копера и Выдерка, в коих меры 5 десятин 850 кв. саж. Церковный дом для помещения причта деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, удобный. Церковной суммы в билетах 3196 руб. Деревянная часовня в городе при трактовой дороге, против Ростовского женского монастыря. Прихожан 82 муж. пола и 93 жен. Причт состоит из священника и псаломщика; причтового капитала 5260 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июля 2019

Храм святителя Николая находится ря­дом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.

Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно горело. Сохранилось краткое описание храма в первой половине XVII в.: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI в. и выставлена в экспозиции Ростовского музея.

В 1744 г. священник деревянного Никольского храма отец Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство каменного здания церкви. Деревянную Никольскую церковь предусматривалось уступить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1745 г. Теплый придел в 1748 г. был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строительство основного храма завершили в 1751 г. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.

В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».

В ХIХ-начале XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.

В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов.

К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.

Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.

В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

Появление такой святыни в Рождест­венской обители - большой духовный праздник всей Ярославской епархии, и 11 января, в день памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.

Информация с сайта монастыря http://rbm76.ru/xramy


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 сентября 2020

Предание относит основание храма к домонгольским временам. Первое документальное свидетельство о нём зафиксировано в 1619 году. Оно, а также известия второй половины ХVII века, сообщают, что храм был тогда деревяннным и в нём находился чтимый образ святителя Николая Чудотворца. Здание, которое сохранилось до наших дней было построено в 1751 году. Деньги на её возведение церкви собирали всем миром. И это понятно: ростовцы к тому времени соскучились по каменному строительству! Дело в том, что по указу Петра I возведение каменных построек вне Петербурга находилось под строгим запретом с 1714 года. Император все ресурсы направил на обустройство новой столицы, и поэтому все работы по возведению каменных зданий и храмов в провинции, на тот период были запрещены. Храм, что стоял на том месте, к тому времени рассохся и обветшал. Настала пора строить новую церковь. Чтобы начать возведение дома Божиего, посадские люди во главе со священником Петром Андреевым и диаконом Григорием Никитиным пошли к Ярославскому и Ростовскому митрополиту Арсению для получения благословения на строительство нового Никольского храма. Митрополит внимательно выслушал представителей инициативной группы и пожелал, чтобы старую деревянную Никольскую церковь разобрали и передали прихожанам села Шугорь, которые её захотели заполучить и поставить у себя в селе. Спустя некоторое время, 21 февраля 1745 года те же священнослужители и прихожане ростовской Николоподозёрской церкви доложили митрополиту Арсению, что его просьба выполнена, которую он предписал просителям в первый свой визит, поведав ему, что деревянная церковь разобрана и отдана приходским людям из села Шугорь Ростовского уезда, а для постройки нового каменного храма, заготовлены все необходимые материалы. После чего на прошении митрополит Арсений написал своей рукой: "Благословляю".

Церковь начали строить, как и положено по весне, когда почва стала сухой. Возведение каменного храма заняло без малого 6 лет, и 9 мая 1751 года Никольская церковь была освящена. Храм освящал святитель Арсений (Мацеевич), который являлся ростовским митрополитом с 1742 по 1763 год. В историю Русской Церкви он вошёл как единственный владыка, открыто выступивший против вмешательства государственной власти в церковные дела. Он резко критиковал планы Екатерины II по изъятию у Церкви земель и недвижимости, указывая на противоречия правительственных распоряжений: с одной стороны - лишение Церкви её благосостояния, с другой - требование создания сети учебных заведений, социальной и благотворительной помощи за церковный счёт. Также выступал против содержания в монастырях душевнобольных лиц, заключённых и отставных солдат. Делу митрополита Арсения был придан политический контекст. По указу императрицы он был лишён сана и сослан сначала в Никольский монастырь под Архангельск, затем расстрижен и заключён в Ревельскую (Таллинскую) крепость, где через некоторое время скончался. Мощи святителя почивают под спудом в Никольском храме города Таллина, являясь одной из главных православных святынь Эстонии. Главный престол рассматриваемого храма посвящён святителю Николаю, придел - иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Этот храм не поражает воображение гигантскими размерами и оригинальностью архитектурного ансамбля. Здесь нет пышного декора и необыкновенного убранства. Но несмотря на это, Никольская церковь по-особому мила.

Как уже было сказано, храм выстроен из кирпича, а вот крышу решено было выполнить из дерева. Основной объём храма представляет собой четверик, увенчанный высоким барабаном. Он завершался небольшой луковичной главкой. Особую гордость этому храму составлял резной иконостас с золочёным окладом. Он, как и полагается, был разделён на ярусы и установлен на специальный подиум. Поверхность иконостаса покрыта червонным золотом, а оклады икон украшены сложной ажурной резьбой. Как писали тогда путеводители по Ростову: "...в церкви святителя Николая Чудотоврца, что на Подозерье, иконы, украшающие иконостас, отличного греческого письма, соединяющие новый и древний вкус. В церкви был даже отмечен один образ - за правым клиросом в резном киоте располагалась Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. На ризе был нанизан мелкий жемчуг". В 1852 году была заново отделана настенная живопись в тёплом приделе на средства Ростовского мещанина Николая Дмитриевича Гладкова. В 1768 году пришедшую в негодность деревянную кровлю заменили на железную. Примечательно, что средства на проведение данных работ, были вновь собраны прихожанами. Установленная в ХVIII веке кровля сохранилась до наших дней. На пожертвования купца Петра Рыкунина в 1832 году к Никольскому храму была пристроена новая каменная паперть, а в 1845 году вокруг церкви была возведена деревянная ограда. В 1899 году на пожертвования купца Ивана Никоноровича Рыкунина и его сына Петра, была изготовлена и установлена новая церковная железная ограда. Недалеко от Никольского храма, рядом с дорогой, напротив Рождественского монастыря, находилась деревянная часовня приписанная к Никольской церкви. В начале ХХ столетия прихожанами храма числилось 175 человек (82 мужчины и 93 женщины). Стоит сказать, что в 1920 году, Никольская церковь отметила грандиозное празднование, день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, в рамках которого состоялось торжество по случаю 175-летия начала строительство этого каменного храма. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил тогда Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский, проживавший в то время в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

В конце 1920-х годов церковь была закрыта местными властями и приспособлена под хозяйственные нужды. В 1930-е годы были сброшены колокола, разобрана колокольня и главка с барабаном. Бывший храм превратился в безликое рядовое строение, ничем не напоминающее дом Божий. В здании бывшего храма расположился кондитерский цех, работавший вплоть до 1990-х годов. Храм полностью утратил внутреннее убранство, до неузнаваемости был искажён его наружный облик. В середине - второй половине ХХ столетия с запада и севера к храму примкнули обезобразившие его вид кирпичные пристройки. Ко времени передачи Рождественскому монастырю древняя святыня являла собой удручающее зрелище. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестёр Никольский храм был передан Богородице-Рождественской обители. Затем началась долгая и трудная работа по капитальной реставрации полуразрушенного на то время здания. В 2000-2002 гг. были восстановлены барабан с главой и колокольня по проекту архитектора И. Отрешко. Была восстановлена планировка, интерьер и приведена в порядок прилегающая территория. К концу 2003 года он был не только восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе с соблюдением всех требований по реставрации памятников архитектуры. В этом, конечно, большая заслуга настоятельницы Рождественской обители, игумении Павлы.

Реставрационные работы были выполнены квалифицированными специалистами фирмы "Реставратор" и ООО "Гранит". Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 января), небесной покровительницы Рождественского монастыря. Великое освящение храма и первую Божественную литургию в нём совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в сослужении священства храмов и монастырей Ростовского благочинного округа. Наружный декор здания Никольского храма отличается большой сдержанностью. Фасады собственно церкви, трапезной и колокольни по верикали расчленены плоскими лопатками, отвечающими их внутренней структуре. Цокольная часть примерно на высоте одного метра от земли отмечена горизонтальной тягой из двух рядов тесаного кирпича. В завершении собственно храма, трапезной и четверика колокольни устроены однотипные многообломные карнизы напдобие антамблемента. Сходный карниз имелся и в завершении восьмерика колокольни. Барабан церкви в своей нижней части украшен простыми вертикальными тягами со слабо круглящимися соединяющими их перемычками. В верхней части барабана имелись две расположенные одна над другой горизонтальные тяги. Окна здания имеют два типа наличников. Наличники окон верхнего света четверика состоят из плоской тяги (выступающий ряд кирпича), обводящей проём снизу, с боков и сверху. В центре верхней полукруглой части этой тяги помещён выступающий замковый камень, а нижняя тяга составляет единое целое с полукруглым выступом - так называемым фартуком. Наличники остальных окон здания имеют сходные формы, только у них отсутствует фартук. В целом описанный декор церкви, а также форма завершения её колокольни имеют барочный характер, что и не удивительно, ведь памятник строился в эпоху расцвета русского барокко. В то же время бросается в глаза плоскостная, явно не барочная трактовка этого декора.

Несомненно, мышление мастеров, да и заказчиков здания было ориентировано во многом на более ранние образцы архитектуры. Причём эти образцы находились в то время не где-то далеко, а в самом Ростове. Планировочная структура Никольской церкви явно была заимствована у ныне утраченной ростовской Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1689-92 гг. Да и общее композиционное решение (церковь-трапезная-колокольня), само по себе весьма традиционное, также восходит к этому храму, который первоначально, по всей видимости, имел на месте поздней колокольни шатровую колокольню. Ряд вертикальных тяг с пологими арочками барабана, конечно, восходит к аркатурно-колончатым поясам церквей ХVII века. Две же верхние горизонтальные тяги барабана заимствованы у ростовского Успенского собора или, что более вероятно, у ростовских церквей ХVII века, строившихся с ориентацией на этот храм. Даже большемерный кирпич, из которого сложена церковь, по своим размерам (29-30х13,5-15х6,5-7,5 см) соответствует кирпичу ХVII столетия. Как видим, в рассмотренной церкви явно выделяются два комплекса черт, один из них непосредственно восходит к местному зодчеству ХVII века, другой - к архитектуре барокко середины ХVIII века. Именно при строительстве данного храма была выработана некая локальная традиция формирования облика приходского храма.

Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла "Ростов Великий. Святыни и достопримечательности", - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 и с сайта: https://www.rostmuseum.ru/biblioteka/vypusk-ХII-rostov-2002/melnik-a-g--rostov-rostovskaya-nikolskaya-tserkov-na-podozere


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 сентября 2024

Ростовский приходский храм Николая чудотворца на Подозерье представляет особый интерес хотя бы уже потому, что именно с него началось возрождение каменного церковного строительства в Ростове после длительного перерыва, вызванного, очевидно, известным указом Петра I от 1714 г. о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга. Тем не менее, данный памятник более столетия практически не привлекал внимания исследователей. Единственной специально посвященной ему работой является небольшая статья А. Израилева, изданная в 1898 г., в которой он, опираясь на документы, уточнил бытовавшие в предшествовавшей популярной и справочной литературе даты начала и окончания строительства храма и установил время освящения его придела (см. ниже). Но последующая история храма осталась за рамками этой работы. Архитектура же церкви и ее внутреннее убранство по сию пору не исследованы. Правда, в свое время В.А. Собянин указал, что она представляет собой памятник барокко.

Нынешний кирпичный храм возник на месте многих сменявших один другой одноименных деревянных предшественников. Так, церковь Николы на Подозерье упоминается уже в первой из дошедших до нас Ростовской дозорной книге 1619 г. Но, несомненно, названный храм существовал и много раньше. В переписных книгах Ростова второй половины XVII в. интересующий нас памятник описан следующим образом: «Храм Николы чудотворца древян клецкий; а в храме Божие милосердие образ Николы чудотворца на золоте». Деревянной Никольская церковь оставалась до середины XVIII в.

История возникновения существующего каменного Николоподозерского храма довольно хорошо документирована. В 1744 г. священник данной церкви Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с приходскими людьми просили Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского, о дозволении построить им вместо имеющейся деревянной церкви каменную в то же именование святого Николая чудотворца с приделом во имя Пресвятыя Богородицы, всех скорбящих радости, а деревянную церковь уступить прихожанам села Шугори Ростовского уезда, на построение в том селе вместо обветшалой деревянной другой церкви. Преосвященный Арсений согласился на прошение их и разрешил заготовлять материалы для построения каменной церкви.

В 1745 г., 21 февраля те же священнослужители и прихожане ростовской Николоподозерской церкви доложили митрополиту Арсению, что по указу его материалы для каменной церкви уже приготовлены, и деревянная их церковь уступлена приходским людям села Шугори. Вместе с тем они просили митрополита, чтобы повелено было, до построения каменной Никольской церкви, святые образа и прочую церковную утварь перенести из деревянной церкви в двухэтажную каменную ближайшую церковь Рождественского девичьего монастыря, и священнослужение вышеупомянутому попу и диакону иметь здесь зимою в верхней холодной, а летом в нижней теплой церкви Алексея человека Божия. На этом прошении митрополит Арсений написал своей рукою: «Благословляем». Таким образом, ныне существующая Николоподозерская церковь основана в 1745 г. на месте бывшей до того времени деревянной. Окончание же ее сооружения пришлось на 1751 г. 9 мая этого года она была освящена преосвященным Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским.

Характерно, что придел Пресвятые Богородицы, всех скорбящих радости, примыкающий с северной стороны к трапезной церкви, был освящен раньше ее самой, еще в 1748 г. Об этом свидетельствует следующая надпись на храмозданном деревянном кресте: «Освятися жертвенник Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы всех Скорбящих радости при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисавети Петровны всея России, при наследнике Ея внуке Петра Перваго Благоверном Государе Великом князе Петре Феодоровиче и при Супруге Его Благоверной Государыне Великой княжне Екатерине Алексиевне, благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода и великаго господина нашего Преосвященнейшаго Арсения, Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, 1748 года, индикта 11-го, месяца ноемврия 6-го числа, на память иже во святых отца нашего Павла Архиепископа Константина Града исповедника. Святил сей храм Ростовской соборной церкви протопоп Григорей Иванов». То же самое подтверждал антиминс данного придела, освященный в 1748 г.

А. Израилев цитирует священника Николоподозерской церкви о. Иоанна Федоровича Лебедева, писавшего в 1851 г.: «строителем сей (Николоподозерской) церкви, по удостоверению ростовских старожилов, был некто Иван Алексеевич по фамилии Горицкий, бывший управитель вотчин, принадлежавших Ростовскому архиерейскому дому». Но документального подтверждения данной версии не обнаружено.

Рассматриваемый Никольский храм был целиком построен из кирпича и первоначально имел деревянные кровли. Интерьеры собственно храма и его придела, очевидно, около 1751 г. получили резные золоченые иконостасы. Во всяком случае, в 1765 г. они уже существовали.

Согласно описи 1835 г., в собственно Никольской церкви существовал «иконостас древнего фасона о трех поясах, отделяемых резными в натуре карнизами», который «весь без изъятия вызолочен на полимент». Данный, несомненно, барочный иконостас обладал, очевидно, довольно сложной структурой. Так судить позволяет то, что его упомянутые три яруса включали в себя фактически пять рядов икон: местный, праздничный, деисусный, пророческий, над центром которого возвышалось распятие с предстоящими, а по обеим сторонам от него располагались иконы страстей Господних в особых клеймах.

Тот же иконостас зафиксирован в описи 1853 г. следующим образом: «Предолтарный иконостас сего Никольского храма современной постройки в изящном вкусе устроен на тумбах с разделяющими оный на три главных яруса карнизами с цыровкою и резьбою весь без изъятия вызолочен по полименту червонным золотом, утвержден на одинаковом равном с олтарем возвышении при капитальной стене». Как видим, названная опись прямо говорит, что этот иконостас одновременен рассматриваемому храму.

К сожалению, ко времени составления первой известной описи Никольского храма 1835 г. в его приделе на месте первоначального возник новый иконостас.

Источники ничего не говорят о первоначальной росписи храма. Так, документ 1765 г., характеризуя опасности, которые грозят интерьеру Никольской церкви из-за протечек ее кровли, упоминает, наряду с иконостасами и церковной утварью, лишь штукатурное дело. Следовательно, первоначально в рассматриваемом храме росписей не существовало.

Итак, охарактеризовав начальный период истории Николоподозерской церкви, перейдем к рассмотрению тех изменений, которые она претерпела в последующее время.

19 октября 1765 г. в духовную консисторию преосвященного Афанасия епископа Ростовского и Ярославского поступило следующее прошение: «Града Ростова церкви Николая чудотворца, что на Подозерье попа Феодора Иванова с приходскими людьми при сем подписавшемся.

Оная наша приходская Никольская церковь имеется каменного строения, а главы и кровля на ней деревянные, кои весьма обветшали, и во многих местах от дождевой воды происходит на каменное строение немалая теча, от чего опасно тому каменному строению и штукатурному делу имеющиися в той церкви позлащенным иконостасом и протчей церковной утвари повреждения, и для покрытия оныя у церкви и на дело глав покупкою приготовлено поличного железа потребное число, и за употребление на тое покупку церковные и данных от приходских людей денег, еще на покупку связного и полосного ко основанию глав и под крышу поличным железом кровли железа ж и протчих материалов, и для лужения оного купленого поличного железа олова, и на дачю мастеровым людем за работу недостает доволныя суммы, и за тем оного глав и кровли строения докончить не чем и невозможно.

Того ради всепокорнейше просим на оное главы и кровли строение от доброхотных и христолюбивых дателей собирать позволить. И для того збору из реченной консистории дать указ и книгу».

25 октября 1765 г. последовало положительное решение. В соответствующем указе епископа Афанасия значилось: «для зделания глав и покрытия оной церкви потребностей доброхотное от христолюбцев подаяние объявленному попу собирать до сроку будущего 1768 года октября до 25 числа позволить».

Итак, если о. Федору Иванову и прихожанам Никольской церкви удалось собрать все необходимые средства до 1768 г., то устройство железных стропил, дошедших до наших дней, и железных кровель данного храма следует датировать второй половиной 60-х гг. XVIII в. Как видим, предполагалось покрытия глав и кровель церкви выполнить из луженого железа. Судя по данным описи 1835 г., так оно и произошло (см. ниже).

В 1832 г. с запада к первоначальной паперти храма была пристроена новая паперть. Вскоре состояние церкви оказалось зафиксированным описью 1835 г., согласно которой «Церковь во именование Святителя Христова Николая чудотворца каменная одноглавая от земли несколько по возвышена, одноэтажная... с приделом в трапезе во именование Божии Матери всех скорбящих радости с левой стороны несколько выдавшимся против настоящей.

Пространство первой.

1) Во святом алтаре от горнего места до царских врат 9-ть, в ширину 6-ть, в вышину 5 аршин.

2) От царских врат до арки, отделяющей настоящую церковь от теплой трапезы, 10-ть, в ширину 9-ть, в вышину 12-ть аршин.

3) В трапезе от арки оной до западных дверей 8-мь, в ширину 15-ть, в вышину 6-ть аршин.

4) Святый олтарь и внутренность настоящей холодной церкви выштукатурена гладким штуком, и по приличным местам украшена циркулярными разных видов карнизами.

5) При входе в церковную трапезу имеются две паперти. 1-я внутренняя, о трех дверях, из числа коих лицевая дверь створчатая, вся железная, с железным замком и висячим замком. 2-я створчатая, без замка, сверху стекольчатая. 3-я деревянная, также створчатая, с внутренним замком.

6) По обоим сторонам означенной паперти внутри церковного здания имеются две палатки. С правой стороны палатка с двоими дверями однополотными. Одна железная дверь с внутренним, другая, деревянная, с висячим замком, в которой хранится церковная сумма и ризница. На левой стороне палатка обращена в церковную сторожку.

7) В обоих церквах имеется 18-ть окошек за железными решетками и затворами, полы в обоих церквах и внутренней паперти чугунные.

II Паперть наружная.

Она имеет с трех сторон арки с фронтонами, кои в своей окружности поддерживаются 10- ю колоннами на педесталах белого камня, украшенных алебастровыми капителями. При ней так же с трех сторон филенчатые двери, кои закладываются железными крюками. Пол кирпичной.

III Колокольня.

Она возвышена над внутренною папертью, к верху осмиугольная, об одних слухах.

Вся церковь и колокольня покрыты луженым железом по железным стропилам, кроме наружной паперти, у которой стропила деревянные, а ныне все крыши покрыты зеленою краскою. На колокольне, церкви и открытой паперти кресты железные позолоченные».

Как уже упоминалось, ко времени составления описи 1835 г. в приделе Никольской церкви появился новый «иконостас столярной работы вновь устроенный, с правой стороны излучистой. Выкрашен под лак лазоревою краскою. Накладная резьба и карнизы по приличным местам вызолочены на полимент. В оном имеются две арки. 1-я над царскими дверми. 2-я при входе из трапезы в холодную церковь, осеняемая седмию херувимами, у коих лица подмалеваны краскою и крылышки вызолочены; и коих числом в окружности иконостаса и сопричастных ему трех киотех имеется 21, и 19-ть колонн украшенных золотою резьбою, педисталами и капителями. Поверх иконостаса над тремя местными иконами на полуциркульных тумбах утверждены священные регалии ветхого и нового завета, кои также вызолочены.

Внутрь оного придела и во всей трапезе стены покрыты зеленым кроном. Потолок на сводах своих имеет вид крестообразной арки».

В документах встречаются известия о происходивших более или менее регулярно покрасках кровли и побелках храма.

Так, в июле 1842 г. было куплено «для крашения на церкви крыши краски медянки семнадцать фунтов». А в августе того же года «плачено ростовскому мещанину Николаю Ловрентичу Бубнову за крашение крыши десять рублей серебром». В 1851 г. «костромской губернии уезда посада Больших Солей мещанину Николаю Дмитриеву Шилову плачено за отбеление церкви с его материалом, серебром пятнадцать рублей. Ростовскому мещанину Николаю Лаврентьеву Бубнову, плачено за окрашение крыши на церкви и колокольне серебром десять рублей». Или в 1860 г. «за окрашение глав и кровли и отбеление церкви плачено мастеру г. Ростова Дмитрию Николаеву Бубнову дватцать пять рублей».

К 1845 г. относится первое известие о благоустройстве территории вокруг храма, которое заключалось в том, что «по понуждению духовного начальства» его обнесли «деревянными перилами» или, другими словами, оградой.

В 1852 г. ростовский мещанин Николай Дмитриев Гладков поправил стенную живопись в «теплой церкви», то есть в приделе.

В 1853 г. была составлена новая опись Никольского храма, зафиксировавшая состояние памятника почти через сто лет после его создания. В данной описи читаем следующее: «Означенная церковь во имя Святителя Николая чудотворца каменная холодная, с теплым приделом во имя Пресвятыя Богородицы именуемой Всех скорбящих радости... с разделением на олтарь, настоящий храм, трапезу и паперть, одноэтажная об одной главе, которая покрыта листовым железом коробками и выкрашена ярью медянкою; крест на ней осмиконечный железный, вызолоченный по гольфарбе червонным золотом, с таковым же под ним яблоком, прикрепленный к главе железными цепями; крыша как на настоящей и олтаре, так и на всей трапезе покрыта листовым железом по железным стропилам и выкрашена ярью медянкою, а стены церкви снаружи обелены известью без щекатурки».

«Колокольня означенной Николоподозерской церкви каменная двухъярусная об одних слухах; первый оный ярус четвероугольный, без слухов, об одном большого размера окне с железною решеткою, а верхний, в коих находятся колокола, осмиугольный; шпиль на ней с кровлею, покрыт листовым железом по железным стропилам и выкрашен ярью медною с таковою же главою и четвероконечным крестом с яблоком, вызолоченным по гульфарбе червонным золотом; наружные стены ея обелены известью без щекатурки; устроена оная колокольня на стенах внутренней паперти означенной церкви; вход на оною имеется чрез внешнюю паперть по левую оныя стороне с железною дверью с внутренним замком».

В 1854 г. покупался лес для починки на колокольне пола.

Выше уже упоминалось о поновлении настенной живописи в рассматриваемой церкви. К сожалению, письменные источники не дают ответа, когда впервые эта живопись появилась. В летописи, которая велась при Николоподозерском храме с 1877 по 1907 год, говорится, что «стены холодной церкви, равным образом и в теплой свод потолка украшен так же живописью, которая в 1874-м усердием братьев Ивана, Александра и Димитрия Рыкуниных поновлена».

Из этого известия, а также из свидетельства о поновлении настенной живописи в 1852 г. (см. выше), следует предположить, что она впервые возникла в Никольском храме в первой половине – середине XIX в.

К 1892 г. относится существенная перемена в облике памятника. «Летом настоящего года при нашей церкви, - свидетельствует летописец данного события, - построена новая каменная паперть, вместо развалившейся каменной старой, по прежнему фундаменту, но совершенно другой архитектуры на собственный капитал церковного старосты Петра Ивановича Рыкунина, в количестве 1600 рублей». Из этого известия совершенно определенно следует, что дошедшая до нас западная паперть храма сменила предшествующую, которая была построена в 1832 г. (см. выше). В следующем 1893 г. на деньги того же П.И. Рыкунина «в зимнем храме живопись была вычищена и прописана, стены в первый раз окрашены масляной голубой краскою; оконные откосы во всем храме также окрашены».

В 1894 г. иконостас в летней церкви «был вычищен, стенная уборка кроме живописи поновлена, а в алтаре клеймо на своде вновь исправлено, а стены покрыты зеленою краскою на масле. Все поделки по церкви были произведены на собственный капитал церковного старосты Петра Ивановича Рыкунина».

Комплекс храма значительно был обогащен новой железной оградой на каменном основании, сооруженной в 1899 г. на пожертвование купца Ивана Никонорова Рыкунина и его сына Петра Иванова Рыкунина. Данная ограда хорошо видна на нескольких фотографиях Никольской церкви начала XX в.

После революции 1917 г. Николоподозерская церковь некоторое время оставалась действующей. По воспоминаниям старожилов, в конце 1920-х гг. она была закрыта и приспособлена под хозяйственные нужды. В данном качестве она использовалась вплоть до 1990-х гг.

В 1930-е гг. были разобраны глава собственно храма и колокольня. В те же годы, видимо, погибли и все основное внутреннее убранство церкви, и ее ограда.

В середине – второй половине XX в. с запада и севера к храму примкнули обезобразившие его облик кирпичные пристройки.

В 1999 г. началась реставрация памятника. Уже разобраны поздние пристройки. В 2000-2002 гг. восстановлены барабан с главой и колокольня по проекту И. Отрешко.

Теперь, когда мы проследили историю памятника, обратимся к рассмотрению его архитектуры.

Собственно Никольская церковь представляет собой квадратный в плане, относительно невысокий, перекрытый глухим сомкнутым сводом четверик, увенчанный высоким барабаном с луковичной главой. Крыша храма всегда имела четырехскатную форму. С востока к четверику примыкает полукруглый алтарь, перекрытый конхой, а с запада - вытянутая по оси север-юг трапезная, составляющая единое целое с приделом Богоматери всех скорбящих радости, отмеченным с востока полукруглой апсидой. Трапезная перекрыта лотковым сводом на распалубках, а апсида придела - конхой. С запада к трапезной примыкает колокольня с двумя небольшими южным и северным объемами, возникшими изначально. Колокольня относится к типу восьмерик на четверике. Первоначально она была увенчана чем-то средним между шатром или шпилем с барочным «кубоватым» основанием и луковичной главкой в завершении. Характерно, что колокольня размещена не как обычно, по оси собственно церкви, а по оси трапезной. Таким образом, колокольня относительно собственно храма смещена несколько к северу.

Интерьер собственно церкви хорошо освещен довольно широкими окнами, расположенными в два яруса. Остальные помещения освещаются аналогичными окнами, находящимися на одном уровне.

Наружный декор здания отличается большой сдержанностью. Фасады собственно церкви, трапезной и колокольни по вертикали расчленены плоскими лопатками, отвечающими их внутренней структуре. Цокольная часть примерно на высоте одного метра от земли отмечена горизонтальной тягой из двух рядов тесаного кирпича. В завершении собственно храма, трапезной и четверика колокольни устроены однотипные многообломные карнизы наподобие антаблемента. Сходный карниз имелся и в завершении восьмерика колокольни. Барабан церкви в своей нижней части украшали простые вертикальные тяги со слабо круглящимися соединяющими их перемычками. В верхней части барабана имелись две расположенные одна над другой горизонтальные тяги. Окна здания имеют два типа наличников. Наличники окон верхнего света четверика состоят из плоской тяги (выступающий ряд кирпича), обводящей проем снизу, с боков и сверху. В центре верхней полукруглой части этой тяги помещен выступающий замковый камень, а нижняя тяга составляет единое целое с полукруглым выступом - так называемым фартуком. Наличники остальных окон здания имеют сходные формы, только у них отсутствует фартук.

В целом описанный декор церкви, а также форма завершения ее колокольни имеют барочный характер, что и не удивительно, ведь памятник строился в эпоху расцвета русского барокко. В то же время бросается в глаза плоскостная, явно не барочная трактовка этого декора. Несомненно, мышление мастеров, да и заказчиков здания было ориентировано во многом на более ранние образцы архитектуры. Причем эти образцы находились в то время не где-то далеко, а в самом Ростове.

В самом деле, планировочная структура Никольской церкви явно была заимствована у ныне утраченной ростовской Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1689-1692 гг. Да и общее композиционное решение (церковь-трапезная-колокольня), само по себе весьма традиционное, также восходит к этому храму, который первоначально, по всей видимости, имел на месте поздней колокольни шатровую колокольню.

Ряд вертикальных тяг с пологими арочками барабана, конечно, восходит к аркатурно-колончатым поясам церквей XVII в. Две же верхние горизонтальные тяги барабана заимствованы у ростовского Успенского собора или, что более вероятно, у ростовских церквей XVII в., строившихся с ориентацией на этот храм. Даже большемерный кирпич, из которого сложена церковь, по своим размерам (29-30х13,5-15х6,5-7,5 см) соответствует кирпичу XVII в.

Как видим, в рассмотренной церкви явно выделяются два комплекса черт, один из них непосредственно восходит к местному зодчеству XVII в., другой - к архитектуре барокко середины XVIII в.

Проведенный анализ помогает определить место Никольской церкви в истории архитектуры Ростова XVIII в. Именно при строительстве данного храма была выработана некая локальная традиция формирования облика приходского храма. Она заключалась в том, что во вновь строящемся здании объединялись черты архитектуры XVII в. с некоторыми чертами барокко. В рамках этой традиции были построены, например, такие ростовские церкви, как Архистратига Михаила (1757 или 1758 г.), Иоанна Предтечи (1757- 1762 гг.), Толгской Богоматери (1762-1767 гг.) и Введенская (около 1765-1769 гг.).

Итак, церковь Никольская на Подозерье стояла у истоков данного архаизирующего течения архитектуры Ростова середины – второй половины XVIII в.

Источник: А.Г. Мельник. Ростовская Никольская церковь на Подозерье.

2aaa1e562db92faad14937a9bf6c6b2c.pdf (rostmuseum.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.