Церковь Вознесения Господня, что над гробом святого блаженного Исидора Чудотворца - памятник, оставленный городу царём Иоанном Грозным, который неоднократно бывал на богомолье в Ростове. Но уникален он даже не этим - в небольшом храме, живописно расположенном в куртине вала, погребено четверо святых, подвизавшихся в юродстве Христа ради. Самый известный из них - святой Исидор Твердислав, живший в ХV веке. Согласно житию, он был "от западных убо стран, от латинского языка, от немецкие же земли рождением и воспитанием от славных же и от богатых". Дореволюционные авторы называют его славянином родом из католической Пруссии. Достигнув совершеннолетия, блаженный захотел увидеть ту страну, где жили его соплеменники, которые могли, никем не притесняемые, исповедовать православную веру. Он тайно покинул свой дом, "утаився всех, изыде из дому своего, и мало отшед, и от риз совлечеся, и прием юродственное еже Христа ради житие, и тако юрод творяся блаженный Исидор, к восточным пойде странам". Странствуя из города в город, дошёл он до Ростова и "тут изволи жительствовати". Пристанищем для себя блаженный выбрал топкое место, несколько возвышенное над водой, где и устроил себе шалаш из хвороста. Шалаш этот не имел крыши, так что он не защищал подвижника от непогоды, а только ограждал его от людских глаз. Здесь святой проводил ночи в молитвах, а днём ходил по городу, добровольно терпя насмешки и презрение от жителей.
Ещё при жизни блаженный прославился даром чудес. Например, он спас одного ростовского купца из морской пучины, явившись ему и "ходя по морю, яко по суху". Посадив его на корабль, святой запретил ему предавать огласке случившееся. Об этом чуде спасённый рассказал через много лет спустя при погребении блаженного. Как-то Исидор пришёл на свадебный пир, держа в руках венок из полевых цветов. Он протянул его жениху, молодому князю Савве Оболенскому, со словами: "Вот тебе и архиепископская шапка", - смутив таким образом молодожёнов и всех присутствовавших. Не прошло и года, как смысл сказанного стал понятен: княгиня скончалась при родах, а неутешный князь отрёкся от мира и принял монашеский постриг, удалившись в Ферапонтов монастырь. Здесь он был пострижен с именем Иоасафа, а духовником его стал преподобный Мартиниан Белозерский. Впоследствии, в 1481-1489 годах, Иоасаф Оболенский был архиепископом Ростовским. Именно по его инициативе и на его деньги был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанный знаменитым Дионисием, которого также пригласил владыка Иоасаф. Блаженный Исидор скончался 14 мая 1474 года. Из шалаша распространилось необычайное благоухание. Привлечённые им жители узнали, что не стало юродивого, которого за истинность предсказаний они называли Твердиславом. Погребён он был через несколько дней в навечерие Вознесения Господня, поэтому деревянный храм, построенный вскоре на месте его хворостяного жилища, освятили в честь этого великого праздника.
Каменный храм, который мы можем видеть сейчас, построен по указу царя Иоанна Грозного и на его средства в 1565-1566 годах, когда Ростов был взят в опричнину. В литературе есть указания на то, что таким образом царь выразил своё отношение к блаженному Исидору за важную победу, одержанную в Ливонской войне (1558-1583). Речь идёт о взятии русскими войсками в феврале 1563 года Полоцка, входившего в то время в состав литовских территорий. Перед этим походом Иоанн Грозный молился у гроба святого Исидора о даровании победы над городом, в котором сторонники лютеранства стали "не токмо мирстии люди, но и игумены и чернецы и попы и диаконы греческого закона". В данном случае неслучайно царь обратился к предстательству блаженного Исидора, выходца из протестантской Германии, сознательно выбравшего православную веру в совершенном возрасте.
Во время Иоанна Грозного в Ростове подвизался Христа ради юродивый Артемий Третьяк, почитавший блаженного Исидора и подражавший ему. Известно о нём немного. Так, за несколько дней до начала московских казней в июле 1570 года, ставших вершиной опричного террора, когда было казнено около двухсот самых приближённых у царю бояр и дьяков с семьями, Артемий бегал по городу и кричал: "Стреляй, вешай, скачи, пей, умывайся, ложися!" Зимой и летом ходил он в одной рубашке, питался крайне мало, "и прибегал к Вознесению Господню, к Сидору чудотворцу, и той многие чудеса творил и объявлял". По кончине блаженный Артемий был погребён рядом со святым Исидором. Позже к этим погребениям добавились ещё два - блаженных Стефана и Афанасия. Достоверно о них ничего не известно. Их имена впервые встречаются в святцах ХVIII века. В настоящее время они включены в Собор Ростово-Ярославских святых. За свою многовековую историю Вознесенский храм пережил множество переделок и перестроек. То, что мы видим, является результатом реставрации, проведённой в 1950-х годах, когда храму попытались вернуть тот облик, который он имел при постройке в ХVI веке. Луковичная главка храма на высоком барабане, была заменена на полусферическую, характерную для того времени. Тогда же был разобран придел, посвящённый святому Исидору Ростовскому, пристроенный к южной стене храма в 1786 году, а западную паперть и колокольню ХIХ века решено было оставить. Храмовая стенопись выполнена в 1720-х годах - намного позже постройки самого храма.
В 1930-е годы Вознесенскую церковь закрыли. Она была передана в ведение музея. Первые богослужения в ней возобновились в 2002 году. Обычно малолюдная улица, на которой стоит храм святого блаженного Исидора, неузнаваемо меняется по субботам - в этот день по ней буквальном смысле ни проехать, ни пройти. Причина в том, что на ней же находится Центральный городской рынок. Он расположен в историческом здании Мытного двора, возведённого в 30-х годах ХIХ столетия по проекту архитектора А. И. Мельникова. Когда-то здесь располагалась одна из многочисленных ярмарочных площадей Ростова. Знаменитая Ростовская ярмарка в течение ХVIII - ХIХ веков являлась главным источником пополнения городского бюджета, благосостояния жителей, и конечно же огромных пожертвований для храмов, одним из которых являлся самый ближний к рыночной площади, храм Исидора Блаженного на валах. Дело в том, что существовала традиция перед началом торговли помолиться у ростовских святынь. Поэтому вставали очень рано, чтобы успеть не только приложиться ко всем чтимым в городе святыням, но и отслужить молебны у мощей и чудотворных икон. Это правило соблюдали все приезжавшие торговать в Ростов. В храме находятся мощи блаженного Исидора Твердислава (под спудом). Погребение находится под южной стеной храма. Для поклонения в алтаре устроен аркасолий. Среди посмертных чудес святого Исидора есть чудо исцеления страдающего пьянством, в приступе белой горячки принесённого к месту погребения блаженного. Поэтому ему принято молиться об исцелении от этого недуга, а также о помощи на воде. Погребения блаженных Артемия Третьяка, Афанасия и Стефана Ростовских находятся в южной стене храма. С внешней стороны её всегда стоят цветы. Здесь и принято поклоняться этим подвижникам.
Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла "Ростов Великий. Святыни и достопримечательности", - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019