ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь в Ямской слободе что на Всполье


Ростов. Церковь Спаса Преображения
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения, Константина и Елены, Матфея апостола
Год постройки:1799.
Год утраты:1930 (разобрана)
Адрес:
Ярославская область, Ростовский район, Ростов, Пушкинская улица

Координаты: 57.199045, 39.41729
Проезд:Ныне на месте церкви — небольшой пустырь.



Церковь Спаса Преображения, Главный иконостас.  Фото 20-х-30-х годов 20 века. Фото из фондов ГМЗРК<br>, Ростов, Ростовский район, Ярославская область
Главный иконостас. Фото 20-х-30-х годов 20 века. Фото из фондов ГМЗРК
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012
??
Церковь Спаса Преображения, Иконостас придела Константин и Елены.. Фото из фондов ГМЗРК<br>, Ростов, Ростовский район, Ярославская область
Иконостас придела Константин и Елены.. Фото из фондов ГМЗРК
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012
??
Церковь Спаса Преображения, , Ростов, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
20 июня 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 апреля 2017

Преображенская церковь находилась на северной окраине Ростова при городском кладбище в Ямской слободе что на Всполье. Согласно справочным и популярным изданиям XIX - начала XX вв., она была построена в 1799 г. тщанием ростовского купца И.М. Емельянова. Однако специальному исследованию этот храм подвергнут не был. Решение о разборке Преображенской церкви «на кирпич» относится к 1930 г. Очевидно, в ближайшие годы последовала и эта разборка. Ныне на месте церкви — небольшой пустырь.

Обратимся к истории данного храма. Ему предшествовала деревянная церковь, имевшая посвящение Константину и Елене. Рядом с ней, согласно самой ранней Дозорной книге Ростова 1619 г., стояла деревянная же церковь Фрола и Лавра. Очевидно, последняя являлась теплым храмом при холодном Конcтантиноеленинском. Надо полагать, и та, и другая церкви возникли много раньше начала XVII в., о чем косвенно свидетельствуют деисусные иконы второй половины XVI в., происходящие из рассматриваемой церкви.

Храмозданная грамота на строительство Преображенской церкви была выдана Арсением, архиепископом Ярославским и Ростовским 26 сентября 1790 г. В ней, в частности, говорилось, что «в городе Ростове, по прошению онаго города Леонтиевской церкви прихожанина, ростовского купца Ивана Матвеева сына Емельянова и церкви царя Константина и матери его Елены священно и церковнослужителей и приходских людей, построить вместо оной царя Константиновской церкви (коя имеется деревяннаю, к тому ж и приходит в ветхость) близ оной церкви на твердом и безопасном церковной земли месте каменную, во именование Преображения Господня, с двумя пределами, первым по правую сторону Царя Константина и матери его Елены, вторым, полевую сторону, Матфея апостола, церковь».

Основная часть выплат мастерам, создававшим храм, производилась основным его заказчиком, И.М. Емельяновым. И только немногие виды упомянутых работ оплачивались за счет самой церкви. Во время создания Преображенской церкви стоявшая рядом старая деревянная церковь Константина и Елены некоторое время продолжала действовать. К ранней весне 1794 г. здание церкви вчерне было уже построено.

Наконец, 31 августа 1794 г. последовал указ из Ростовской духовной консистории, в котором говорилось: «Его преосвященство Арсений, архиепископ Ростовский и Ярославский, резолюцией) своей, последовавшею по доношению вашему, коим вы испрашивали позволения новопостроенныя в городе Ростове вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви Константиновской, в новой каменной во именование Преображения Господня церкви, приделы, первой Царя Константиновской, а другой святаго апостола Матфея, освятить, а ту деревянную ветхую разобрать, и лес из нея употребить на обжиг церковнаго кирпича, и вам, благочинному, показанные пределы по чиноположению церковному освятить именем Господним благословил на нововыданных двух новоосвященных святых антиминсах, ту ж старую деревянную церковь на обжиг церковнаго кирпича употребить позволить». Подчеркивалось также, что «по освящении оных в олтарях за святыми престолами поставить водружальныя святыя Животворящия Кресты». Освящение названных приделов Царя Константина и Апостола Матфея состоялось соответственно 8 и 9 октября 1794 г.

В 1796 г. «столбы поставлены для колоколов вешанья». В 1797 г. «за работы писания образа плачено денег ростовскому купцу Петру Семенову» 3 рубля 65 копеек. В 1799 г. оплачена работа «за починку дву образов Ростовских чудотворцов и делании дву коностасов с позолотою посатскому человеку Алексею Васильеву Ставотинекому».

Основные работы по оформлению интерьера Преображенского храма были закончены еще в 1798 г. Тогда же с прошением к Арсению, архиепископу Ростовскому и Ярославскому, об освящении храма обратился его заказчик, купец И.М. Емельянов. Указ на освящение данного храма был подписан архиепископом Арсением 26 августа 1798 г. Однако что-то помешало исполнить этот указ в том же году. Освятили храм лишь 6 августа 1799 г. Очевидно, целый год между августом 1798 и августом 1799 гг. ушел на устранение каких-то недостатков в оформлении храма, отмеченных церковным начальством. Как видим, от выдачи храмозданной грамоты до окончательного освящения Преображенской церкви прошло почти девять лет. Первые четыре года этого срока ушли на строительство храма и оформление интерьеров двух его приделов, остальные пять лет - на оформление интерьера главного храма и оборудование его колокольни.

Таким образом, бытовавшая в литературе дата 1799 г. указывает лишь на время освящения главного храма, а также на время окончания оформления его интерьера, строительство же этого здания произошло не менее чем на шесть лет раньше. Следует обратить внимание на те мотивы, которыми руководствовались заказчики храма и церковные власти при выборе посвящений его престолов. Как мы помним, предшествовавшая ему деревянная церковь называлась Константиноеленинской. Однако главный престол сменившей ее каменной церкви получил другое посвящение - во имя Преображения Господня. Очевидно, таким решением стремились повысить статус данного престола. Действительно, теперь главный престол храма получил посвящение не одним из многих святых, а самому Иисусу Христу. Данное решение не являлось чем-то исключительным, скорее оно было типичным для второй половины XVIII в. В частности, в Ростове ряд каменных церквей, построенных в указанное время взамен деревянных, которые были посвящены тем или иным святым, получил новое посвящение своих главных престолов — преимущественно в честь икон Богоматери.

Вместе с тем старое посвящение Константину и Елене перешло к одному из приделов рассматриваемой церкви. Появился в ней и новый, ранее не существовавший придел Апостола Матфея. Следует иметь в виду, что имя Матфей (Матвей) носили отец упомянутого заказчика И.М. Емельянова и священник тогдашней Преображенской церкви Матфей Павлов. Следовательно, данный придел одновременно был посвящен патрональному святому отца заказчика храма и его настоятеля. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что И.М. Емельянов построил Преображенскую церковь в память о своем отце.

По книге: Мепьник А.Г. "Уничтоженные храмы Ростом Великого" М. - Индрик. 2008. http://www.rostov-great.ru/page/preobrazhenskaja-cerkov



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.