ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Ростов Великий. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, Алексия, человека Божия, Димитрия Ростовского
Год постройки:между приблизительно 1670 и 1702.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, пл. Советская, 14

Координаты: 57.184652, 39.421154





Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июля 2019

Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII в. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного. Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.

Рождественский собор - один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров. От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX в. купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX в. купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х г.г. главный купол собора украсили золотыми звездами.

В XIX в. в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два - на первом этаже и два - на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII в. Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 руб. на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 г. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый. У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 г. В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 г., позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 г. масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX в. в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 г.

В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX в. хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу. На первом этаже Рождественского собора в XIX в. было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 г. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 г. по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 г. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 г. Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 г., в 1849 г. в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили. Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре - четырехугольный столб. На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 г. было построено крыльцо, ведущее в собор.

Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 г. в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского кремля, построенных во второй половине XVII в. митрополитом Ионой. В ХIХ - начале XX в. на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 го­ду); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 г. на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.

Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

Уже в конце XVIII в. в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необхо­димость укрепить стены собора: в 1798 г. к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX в. появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

В середине XIX в. около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.

Информация с сайта монастыря http://rbm76.ru/xramy


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 июля 2019

Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева.

Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение».

Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

В росписи алтаря ярославские художники остались верны иконографическим традициям церквей Ионы Сысоевича. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», в жертвеннике «Агнец в потире», в дьяконнике «Похвала Богородицы» и «Семь таинств». На западной стене алтаря вверху большая композиция «Почи Бог», а между порталами «Тайная вечеря» и «Омовение ног». На стенах алтаря вселенские и ростовские святители, московские митрополиты, архидьяконы и преподобные.

В 1874 г. при игуменье Антонии Щепетинниковой были украшены масляной живописью Троицкий придел и трапеза собора. На своде и стенах придела помещены плафоны с «ропетовским» орнаментом и изображением кающейся Магдалины, Николая Чудотворца, Дионисия Ареопагита и явления Христа Марии Магдалине. Эта стенопись и живопись на потолке и своде трапезы выполнена в обычной для эпохи манере, свидетельствующей об упадке церковного искусства.

В настоящее время собор нуждается в срочной реставрации.

Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Рождественского монастыря в XVIII– начале XX века. – Электронная научная библиотека РусАрх, 2006.; Рождества Богородицы женский монастырь в Ростове Великом / авт.-сост. В.И. Вахрина. – М.: Отчий дом, 2007.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". – М.: Северный паломник, 2008.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Батуева Е. День рождения Богородицы празднуют сегодня // Северный край, 2011, 21 сентября.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…Подрядчик выполнял заказы и за пределами Угличского края, о чём свидетельствует следующая работа. По сведениям А.Г. Мельника, 29 сентября 1824 года крестьянин, иконостасного ремесла мастер С.И. Стрелков заключил контракт с настоятельницей ростовского Рождественского девичьего монастыря игуменией Павлой на построение нового столярного с резьбою Иконостаса с двумя клиросами в монастырскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы по утверждённому архиепископом Авраамом фасаду.

Работу требовалось начать с даты заключения контракта и полностью завершить к 1 сентября 1825 года. Плату в 2100 рублей следовало выдавать поэтапно. Контракт вместе с С.И. Стрелковым подписал его сын Фёдор Семёнов.

Примечательно, что участие заозерских мастеров в создании убранства храма Рождественского монастыря не ограничилось столярной и резной работой. 1 июня 1825 года игумения Павла с сёстрами наняла живописца Илью Егорова сына Сокурова написать иконы для нового иконостаса, кроме местного ряда. И.Е. Сокуров происходил из вотчины госпожи Варвары Ивановны Ланской – села Заозерье Угличского уезда…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Контракт сей с обеих сторон содержать свято и ненарушимо…» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 98.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июля 2024

Рождественская церковь (конец XVII в.) Рождественского монастыря фигурирует в большинстве изданий, касающихся истории этой обители и архитектуры Ростова Великого. Среди всех работ о соборе следует выделить исследования А. Израилева, внесшего наибольший вклад в его изучение. Однако в истории данного памятника остается немало белых пятен.

Первое описание храма встречается в описи 1702 г., согласно которой «внутри города, Рождественский девич монастырь; а в нем церковь Рождества Богородицы – каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкой золочен. В трапезе печь ценинная. Придел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцать сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов. Под церковию хлебня да три палатки».

В большой ростовский пожар 1730 г. Рождественская церковь сильно не пострадала, о чем свидетельствует нижеприводимый фрагмент из доношения об этом пожаре: «Церковь и придел Козьмы и Дамиана каменные с кирпичными главами и железными крестами, кровли и на колокольне глава деревянные; в церкви против горняго места погорела окончина и 7 штилистовых образов (3 окладных, 1 мирской и 3 неокладных), двои ризы, 2 книги... В Рождественской церкви осталось: престол, жертвенник, евангелие, крест, 2 кадила, царские двери, иконостас, 9 риз, 3 подризника, 9 книг, 3 стихаря, 3 поручи, 3 ораря».

Между прочим, доношение о пожаре 1730 г. еще не упоминает о приделе Алексея, человека Божия, который, очевидно, тогда еще не существовал. А в 1743 г. он уже значился в первом этаже здания, который изначально использовался в качестве «хлебни».

К сожалению, документы XVII в. и первой половины – середины XVIII столетия, касающиеся строительства или ремонтов в Рождественском монастыре, обнаружить не удалось. Поэтому о переменах в облике рассматриваемого памятника мы можем судить, лишь начиная с 1760-х гг. Так, в 1769 г. производились ремонты «слюдяных больших окончин» в холодной церкви и иконостаса в теплой.

В 1771 г. была составлена опись монастыря, в которой Рождественский храм представлен следующим образом: «В том Рождественском девиче монастыре имеется церковь каменная о двух апортаментах настоящая и при ней придел крыт железом черным, на церкве глава железная белая чешуйчатая, а на пределе зеленая черепицовая.

В той настоящей верхней холодной Рождества пречистыя Богородицы церкви иконостас столярной в местнем поясе столпы резные, а в верхних поясах столпы гладкие, весь золоченой, над тем иконостасом крест Господень да в кругах шесть икон праотеческих, врата резные золоченые...

При той настоящей церкви придел Козмы и Дамиана кои при освящении и переименован, имеет быть Троицким, в нем иконостас новозделанной столярной весь и с царскими вратами золоченой... В исподней теплой преподобного Алексея человека Божия церкви, иконостас столярной с резьбою золочен». Та же опись 1771 г. отмечает, что «на имеющейся при церкви каменной колокольне пять колоколов».

Как видим, опись 1771 г. составляли как раз в то время, когда завершилась перестройка внутреннего оформления и состоялось переосвящение верхнего придела из Козьмодемьянского в Троицкий. По Израилеву, это произошло между 1769 и 1772 гг.

На 1772 г. приходится первое известие об ухудшении технического состояния Рождественской церкви. Об этом свидетельствует следующая запись в монастырской приходо-расходной книге: «Дано ростовцу посадскому кирпищику Петру Борисову Родионову за поставленный им в монастырь подряду на починку на имеющейся в том монастыре каменной церкве разселин зженой кирпич». Следовательно, уже тогда в стенах рассматриваемого памятника появились трещины («разселины»).

В 1779 г. вновь производилась починка «обвалившихся мест» у Рождественской церкви. В 1781 г. в алтарных окнах церкви появляются оконницы стекольчатые. В 1785 г. ростовский мещанин Алексей Лосев «с товарищи» поправил на колокольной главе крест и большой на колокольне колокол.

В 1787 г. «выдано от починки во оном монастыре Рождества пресвятые Богородицы каменной церкви под олтарем с востоку, зимняго по правую сторону олтаря повредившегося буту». Как видим, деформации фундамента рассматриваемого храма наблюдались уже в то время.

Прошло всего лишь три года, и в 1790 г. каменщику Максиму Киприанову пришлось чинить «в теплой церкви в трапезе» стенную «разселину».

В 1794 г. в первом этаже здания с северной стороны возник придел св. Димитрия Ростовского. Тогда же была сделана паперть у теплого храма, пробиты двери в упомянутый придел и устроена новая глава на колокольне, а в 1795-1796 гг. последняя была покрыта железом.

1798 г. отмечен целым комплексом ремонтных работ на Рождественском храме, которые проводил Ярославской округи крестьянин Тимофей Михайлов «с товарищи». По договору они получили деньги «за обеспечение на колокольне шпиля, за починку на церкве разседин, за зделание в паперти двух окошек, за вычинку в паперти полу и лесницы также и ризницы, и за беление оные, за вычинку около церкви фундамента и за зделание под колокольнею трех контафоров за починку в теплой церкви в олтаре и в трапезе и за крашение по стенам; за беление и крашение снаружи церкви и колокольни».

В данном тексте следует обратить внимание на сооружение под колокольнею «контафоров», т.е. контрфорсов. Следовательно, они появились еще тогда, когда колокольня была шатровой.

В 1809 г. ростовский столяр Петр Яковлев сын Паньков (будущий губернский архитектор) выполнил резной иконостас по собственному проекту для нижней зимней церкви рассматриваемого здания. Документ 1810 г. сообщает о ремонтах, производившихся в нижнем этаже и крыльце памятника. Важным этапом в истории Рождественского храма является разборка старой и строительство новой его колокольни.

1 августа 1816 г. игумения Павла доложила церковным властям следующее: «Состоящая в показанном Монастыре каменная колокольня, построенная вместе с церковию над церковною папертью и на церковной капитальной западной стене, имеющая вместо кровли, обширный и высокий каменный верх, по тяжести коего верха от церкви отседает и немалую уже имеет к западной стороне наклонность, каждогодно по примечанию увеличивающуюся, церковная под оною стена на двое в ширату ея расселась коей стены одна часть отклоняется с колокольнею к западу, а другая на которой основан верхней церковный свод, внутрь церкви выгнулась, и разселина зделалась от верьха до пола церковнаго шириною в четверть слишком аршина, чрез что и в своде церковном появились опаснейшие разселины, кои хотя и починиваемы уже были, но вновь появляются из чего видится немалая к падению как оной колокольни, так особливо церковнаго свода, по каковой опасности необходимо нужным находим колокольню до самой церковной стены и свод церковный который лежит на оной разсевшейся стене немедленно разобрать и по возобновлении разсевшейся стены и своды скласть вновь на том же месте колокольню гораздо легчайшую и с железною вместо каменной кровлею, подведя прежде внизу надежный контракт».

Разрешение на данное строительство было получено, и 19 февраля 1817 г. каменщик крестьянин из деревни Тереховской Ярославской округи Лаврентий Яковлев (сын) Белов заключил договор с Рождественским монастырем на возведение новой колокольни. Причем не только строилась колокольня на месте старой над западным фасадом трапезной храма, но и переоформлялся сам этот фасад. Сохранилась подлинная смета, составленная 16 апреля 1817 г., которая наглядно характеризует, что и в каком объеме предполагалось построить у указанного фасада. В ней, в частности, говорится: «Какия потребны материалы к построению в Ростовском Рождественском Девичьем монастыре при колокольне с западной стороны нижняго фрактона, карнизы и осми калон с пилястрами и капителями, и сколько за оные и за работу нужно употребить суммы...».

Фактически же подготовка к строительству началась еще в 1816 г. Тогда завезли камень для фундаментов «крантафорса к колокольне», выплатили деньги каменщику из деревни Тереховской Ярославской округи Лаврентию Яковлеву «за вырытие под котрехфорс к колокольне для пута ямин глубиною в два с половиною аршина и зделание в оных бута из дикаго камня». В том же году каменщик крестьянин из деревни Болхова Ярославской округи Василий Григорьевич сын Чорнев снял с прежней колокольни колокола, разобрал «за ветхостью и опасностию к падению» ее каменный шатер и «слухи», «пробрал» три арки «под теми слухами», а также очистил оставшийся после этой разборки кирпич.

Возведение новой колокольни было осуществлено за один строительный сезон 1817 г. Документы довольно подробно описывают, как различные мастера осуществили это строительство. Непонятно лишь, почему новую колокольню решили устроить на месте старой, хотя уже тогда (см. выше) было хорошо известно, что постоянное ухудшение технического состояния храма происходило в немалой степени именно под воздействием чрезмерной нагрузки от колокольни. Данное решение тем более странно, что новая колокольня из-за своих значительных размеров вряд ли была легче старой.

Последующая история рассматриваемого памятника, кроме всего прочего, свидетельствует о появлении в его стенах и сводах все новых и новых деформаций.

В том же 1817 г. производилась починка «разсевшихся» сводов памятника, перекладывалась «разсевшаяся» западная стена «от двери церковной стены до двери в ризничную палату и от пола до свода», происходила починка «двух расселин на боковых стенах церкви, и в паперти», «малого контрасфора» и закладка одной из дверей.

В 1822 г. в рамках происходившего обновления живописного убранства храма маляр ростовский мещанин Николай Петров (сын) Кустов окрасил в трапезе при Рождественской церкви стены и своды «на клею колером небесного цвета с облаками, колоннами и карнизами», а иконописец штатный служитель Ярославского Архиерейского дома Иван Михайлов (сын) Гладков написал на сводах в алтаре верхней церкви и «в трапезе при оной, да в троицком приделе образы Господа Саваофа, всевидящее око и Святаго Духа».

29 сентября 1824 г. игумения Павла с сестрами заключила контракт с иконостасного ремесла мастером крестьянином из села Заозерье Угличской округи Семеном Ивановым сыном Стрелковым «построить во оной монастырь, в церковь Рождества Пречистые Богородицы, новый столярный с резьбою иконостас... с двумя клиросами, местом настоятельницы и за оными для образов киотами». Удивительно, что в том же 1824 г. иконостас уже был готов, и С.И. Стрелков получил деньги за его изготовление.

В следующем 1825 г. иконописец крестьянин из села Заозерья Угличской округи Илья Егоров (сын) Сокуров написал в этот «иконостас тридцать новых икон из масла живописным художеством». В 1826 г. ростовский иконописец Алексей Григорьев (сын) Юров поновлял в алтаре «верхней», т.е. Рождественской церкви стенное письмо. Завершение работ по иконостасу относится к 1827-1828 гг., когда московский золотарь Павел Савельев сын Волков произвел его позолоту.

К концу 1820-х гг. вновь обнаружились «разселины, оказавшиеся в трапезе верхней Рождественской церкви с южной стороны в стене и своде». Эти расселины были заделаны с использованием новой железной связи в 1829 г.

Опись Рождественского монастыря, составленная в 1833 г., следующим образом зафиксировала общее состояние рассматриваемого памятника: «Соборная церковь каменная двухэтажная с приделом по левую сторону, трапезою и под оною колокольнею, простирающаяся в длину на осмнадцать, и в ширину на восемь сажен. В верхнем этаже настоящий храм Рождества пресвятыя Богородицы, и придел во имя Живоначальныя Троицы, в нижнем этаже зимний храм во имя преподобнаго Алексея Человека Божия, а придел во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго чудотворца. Покрыты самая церковь и придел с олтарем по железным, а трапеза, колокольня и нижняя паперть по деревянным стропилам листовым черным железом, и оные крыши выкрашены зеленою ярью. Главы на настоящей церкви полуженаго белого железа, а на приделе и колокольне чернаго выкрашенные ярью и зеленою... Кресты на всех железные позолоченные на гульфарбе. Двери у верхней церкви и затворы у окон железные, равно решетка во всех окнах и перила на колокольне в слухах железные».

В 1838 г. был пробит проем между приделом св. Димитрия и трапезной в нижнем этаже. Кроме того, перекладывался контрфорс «при колоколенной стене» и ремонтировалась расселина в южной стене церковной трапезной.

В 1846 г. вновь ремонтировали своды памятника. Эти работы были описаны так: «Заплачено шикатурного ремесла мастеру, Костромской губернии, посада Больших Солей мещанину Михаилу Дмитриеву Шилову с товарищами, за починку многих разселин в своде, имеющемся в трапезе при старой теплой Алексея Человека Божия церкви, укреплением березовыми клиньями с прощебенкою и обшикатуркою по тем местам и другим облупившимся местам, потом за обелку свода с окрашением стен желтым кроном, по промывке сперва особым составом, каковую работу производили два мастера двадцать четыре дня».

В 1845 г. был переделан в нижней теплой церкви деревянный пол «на месте пришедшего в ветхость прежняго на шестнадцати квадратных саженях, на новых балках и стульях».

Что собой представляла Рождественская церковь в середине XIX в., можно узнать из описи монастыря, составленной в 1853 г. и доработанной в 1856 г.: «А. Соборной холодной церкви во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Холодная соборная церковь здания вся каменная двухэтажная, с приделом по левую страну, трапезою, папертью и над оной колокольнею, простирающуюся в длину на осмнадцать, а в ширину на восемь сажен. В верхнем этаже настоящий храм Рождества Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя Живоначальные Троицы. И в нижнем этаже теплая препод. Алексия человека Божия. Покрыты: самая церковь и придел с алтарями по железным, а трапеза и нижняя паперть по деревянным стропилам листовым черным железом, и все крыши выкрашены медянкою; глава на настоящей церкви полуженого белого железа, и на приделе черного, выкрашены медянкою. Кресты, на настоящей церкви и придел железные вызолоченные на голд-фарбу. Дверей в верхней церкви двои; внутрь церкви деревянные; обитые кожею, а с паперти железные решетчатые; подбитые листовым железом. Окон с железными решотками и затворами семнадцать, из коих двои в храме на западной стене закладены. В нижней паперти холодной церкви двои двери, из коих одни деревянные красные, а другие деревянные ж обитые листовым железом. В паперти теплой церкви наружные двери железные, а входные в нижнюю церковь двои деревянные, из коих одни обиты черным сукном по войлоку. Окон в сей церкви с железными решотками и затворами четырнадцать. Полы в церквах и приделах деревянные.

Алтарь. Святый престол в холодной церкви Рождества Пресвятые Богородицы в указную меру, четыре столбца его каменные, с каменным вверху сводом... Святый престол в высоту 1 арш. 6 верш. в длину 1 ар. 11 вер. в широту 1 аршин 10 вершков. На нем святый Антиминс атласа светлоголубаго, священнодействован Преосвященным Евгением в 1842-м году мая 17-го дня ветх... Святый Жертвенник устроен на северной стороне, в высоту 1 ар. 6 вер. в длину и ширину 1 арш. 6 1/2 вершков; четыре столба его каменные с каменным вверху сводом...

Предолтарный иконостас. Иконостас столярный о четырех ярусах с колоннами и фронтонами, убранный резными капителями, кранштейнами (арабезками) и порезками и над царскими вратами, и двумя местными иконами сени резные с сиянием; резьба вся и карнизы с колоннами вызо[ло]чены червонным золотом на полимент, а гладь выкрашена колером бирюзоваго цвета и покрыта лаком; высота и широта иконостаса равная по двенадцати с половиною аршин...

Придел Живоначальные Троицы... Предолтарной иконостас. Иконостас четырехярусный, решетчатый, столярный, обложенный старинным флямом, золоченый по гульд-фарбе, имеет в ширину четыре, а в вышину шесть аршин...

Нижней теплой церковь Преподобного Алексея человека Божия. Святый Антиминс желтаго атласа священнодействован членом Святейшаго Синода Преосвященным Самуилом в 1788-м году... Иконостас одноярусный столярный с резьбою на карнизе (арабеска) порезка и репьи, на рамах вокруг образов и дверей порезки ж на четырех колоннах капители; над двумя местными иконами балдахины, на тумбах и пьедесталах разеты, наугольники и порезки, вся резьба карниз и рамы вызолочены червонным золотом на полимент, гладь столярныя выкрашены светло-голубою краскою с лаком, а колонны выкрашены под вид синяго мрамора. Широта иконостаса одиннадцать аршин три четверти, а высоты четыре аршина с половиною...

Придел на северной стороне нижней теплой церкви во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовского Чудотворца, соединенного с теплою церковью створчатыми дверми со стеклами. Святый Антиминс желтаго отласа, священнодействован Преосвященным Арсением в 1793-м году...

Предолтарный иконостас. Иконостас и царские врата столярныя сквозныя с резьбою, царские врата, рамы около образов и штуки резные вызолочены на полимент и гладь выкрашена голубою краскою...

Колокольня и колокола. Колокольня устроена на западной стороне над папертью и входом в холодную церковь, в низу оной находится три большия полуциркульныя деревянныя окна со стеклами, над ними слухи с осемью колоннами, кои обнесены железными решетками между шеснадцатью каменными столбиками, поверх колонн устроена колокольная крыша с четырьмя фронтами, над коей возвышается четвероугольник, для помещения часов с выставленными на все стороны циферблатами; на четвероугольнике основания не большая глава в виде вазы с ложками белой жести и водружен на оной крест с яблоком вызолоченные на гольдбарбу. Колокольная крыша и глава на деревянных стропилах покрыта железом и окрашена медянкою, и четвероугольник для часов по дереву обложен железом и окрашен белилами. Колокольня от земли имеет высоты 17 сажен и всех колоколов: а., Большой 112 пуд и 36 фунтов; б., второй 30 пуд; в., третий 15 пуд; г., четвертый 6 пуд; д., пятый 2 1/2 пуда; е., шестой 2 пуда».

Как было показано выше, своды Рождественского храма, особенно его трапезной на протяжении XIX в. неоднократно деформировались и подвергались ремонтам. Но, очевидно, к концу этого столетия их разобрали и заменили плоским деревянным, украшенным живописью потолком. Точная дата разборки свода и устройства данного потолка неизвестна. Но всего вероятней, это произошло в 1883 г., о чем косвенно свидетельствует известие в «Ведомости о монастыре за 1883 г.»: «При храме придел Живоначальныя Троицы... Живопись, как значится на стене устроена первоначально при игумении Наталье 1715 года, а ныне сего 1883 года при игумении Марии Чистовской тщанием и иждивением крестьянина Ивана Алексеева Рулева возобновлена; а в трапезе сделана вновь». Действительно, раз здесь говорится не о поновлении, а о новой росписи, то, очевидно, ее приурочили к окончанию устройства упомянутого потолка. В том же 1883 г. ростовский живописец Александр Юров получил 200 руб. «за живопись в Алексеевском храме».

В последние годы XIX в. и в начале XX столетия документы не зафиксировали больших строительных и художественных работ на рассматриваемом памятнике.

После закрытия Рождественского монастыря в 1920-е гг. в советское время храм утратил все свои иконостасы, сильно пострадала и настенная живопись, особенно в трапезной. В 1960-е гг. была произведена частичная реставрация памятника, в ходе которой восстановили первоначальное покрытие Рождественской церкви по килевидным кокошникам, а также разобрали колокольню (1817 г.). Однако ухудшение состояния памятника из-за просадок его фундаментов продолжалось и в последующем. Очевидно, данный процесс ускорился после разборки контрфорса у юго-западного угла трапезной в конце XX в.

Важно подчеркнуть, что, как показали письменные источники, заметное ухудшение технического состояния здания началось не в XX в., а гораздо раньше, еще в XVIII столетии.

Источник: Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Рождественского монастыря в XVIII – начале XX вв.

http://www.rusarch.ru/melnik2.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.