«…На рубеже 16-го и 17-го столетий строительство надолго замирает. Смутное время не созидало новых памятников, а губило старые. 17-й век открывается храмом в Спасо-Песоцком монастыре, выстроенном во втором десятилетии, если верно указание А. Титова в примечаниях к «Архереом Ростовским Летописи». Замечательна печальная судьба этой обители.
Основанный в 13-м веке княгинею Марией, дочерью святого князя Михаила Тверского и супругой святого князя Василька Ростовскаго, монастырь видел в своих стенах постригшуюся княгиню. Ея сын, князь Глеб Васильевич, был на Ростовском столе и пользовался большой народной любовью; когда князь скончался, ему отвели подобающее место в княжьей усыпальнице под собором. Однако, через девять недель останки князя были потревожены епископом Игнатием (святым): глухой ночью «изрину его поругана и безчестна из церкви соборныя в полнощь, и повеле просто закапати его в земле у святаго Спаса в княгинине монастыре». Митрополит Кирилл сурово обличал Игнатия за поступок, непонятный ни древним летописцам, ни историкам. «Плачися убо чадо, - писал он Игнатию, - и кайся до своея смерти, о дерзости сей неподобней и безстудной. Осудил бо еси прежее суда Божия уже скончавшагося, а жива суща стыдяся и дары от него приемля, и яды и пия с ним и водворяяся и и веселяся, и егда бе мочно исправити, и не изправляше, да нынели хошеши исправити тако жестоко запрещаа и отлучая? Аще-ли хощеши помощь сотворити ему, сотвори убо ему милостынями нищих и молитвами и молением священных и божественных служб приношением».
Случайно сохранился отрывок, автор котораго пытается следующим образом объяснить поступок епископа. «Зане нача князь Глеб появляться во сне владыка Игнатию, овогда он видит князя Глеба скачущаго на страшном крыла том звере чудовище пышущаго пламенем из соборныя церкви, и кричащаго громко горе мне, горе мне, горе и тебе Владыко! Овогда видит он множество мертвецов со светочами огненными выносили ис соборныя церкви гроб, в котором лежало тело князя Глеба носящиа оный громко кричали увы, увы княже, увы, увы Гл?бъ, увы, увы Владыко, овогда видит он сидящаго князя Глеба на праге соборныя церкви и горько плачущаго о своей участи объятаго пламенем, овогда видитъ он Ефиопа чернаго крылатаго страшно биющаго крылами и пышущаго огнем несущаго на хребте своем князя Глеба котораго он повергает на владычный одре зле укоряя князя и владыку»....
В 18-м столетии монастырь был упразднен и храмы были переданы соседнему. Яковлевскому монастырю. Тогда же и в 60-х годах 19-го столетия, забытые храмы Спасо-Песоцкаго княгинина монастыря стали ненавистны духовной администрации. Это место, - великую усыпальницу прошлаго, задумали превратить в кладбище. Этому мешали древния здания. Сперва продавали на слом церковь св. Георгия и шатровую колокольню, общую двум церквам, затем ломали, жгли и взрывали эти постройки. Наконец, готовя себе достойный склеп, один из настоятелей раскопал усыпальницу и подрубил фундаменты самаго соборнаго храма.
Соборный храм Спаса спокойными, прекрасно найденными соотношениями производит чарующее впечатление. В нем есть отзвук былой строгой стройности, выражаемой самыми массами храма; но уже и начинающаяся парядность сказалась в уместном и безупречном убранстве. Это тяготение к 16-му столетию заставляет нас соглашаться с приблизительной датой, приводимой Титовым. Но нет ничего удивительнаго, что храм принадлежит к второй половин 17-го века. К этой эпохе несомненно относятся некоторыя окна алтарной и южной стороны. К сожалению, безподобно стройныя главы подрезаются четырехскатной крышей, для которой пришлось сбить части самых стен; вопрос покрытия при разноречивых данных требует еще решения…»
Источник: Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919). Ростов Великий, Углич: Памятники худож. старины / Борис фон-Эдинг; [Предисл.: Игорь Грабарь]. — Москва: И. Кнебель, [1914]. — 200 с.: ил.: 31 — (Русские города - рассадники искусства: Собр. ил. монографий / Игорь Грабарь. Ростов Великий. Углич). Стр. 70-72
Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины - Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919) - Cистема онлайн-просмотра