ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова.


Ростов Великий. Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова
Церковь. Не действует.  
Престолы:Григория Богослова
Год постройки:1680.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, Кремль, Архиерейский дом

Координаты: 57.18376, 39.41593





Сортировка:

Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
14 апреля 2012
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Ярослав
5 ноября 2005
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
9 октября 2005
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 мая 2003
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
sasa_1941
16 августа 2023
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
iд Стефан
16 мая 2011
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вася Рогов
1 сентября 2011
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004077929/viewer/<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004077929/viewer/
Андрей Агафонов
1900
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1896
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1884
Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1884



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 августа 2003

В Ростове при архиерейском дворе (с юга, со стороны озера) существовал небольшой монастырь строгого устава (не случайно он назывался “Григорьевский затвор”, церковь Григория Богослова на этом месте стоит и сейчас), там читали по-гречески, совершенствовались в классической учености, изучали святоотеческие творения в подлиннике. Не случайно святитель Стефан становится монахом Григорьевского затвора.

Церковь Григория Богослова (1680-е гг.) - церковь приписного, то есть целиком зависимого от митрополита бывшего Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но у нее мы не находим ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Во время пожара 1730 г. особенно сильно пострадала церковь Григория Богослова - в ней сгорел иконостас.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 16 июля 2019

Церковь Григория Богослова построена в 1680 г. возле южной стены Ростовского кремля. Неизвестно, была ли в XVII в. церковь Григория Богослова, подобно всем прочим церквям Ростовского архиерейского дома, украшена фресковой росписью. В 1740-х г.г. при архиепископе Арсении Мацеевиче интерьер Григорьевской церкви был оформлен плафонной клеевой живописью и лепниной. Стены храма членятся внутри каннелированными пилястрами, пространство между которыми заполнено белой лепниной с мотивами картушей, цветов и раковин. Их грубоватые и сочные формы, выполненные с большим темпераментом и причудливым декоративным вкусом, выдают руку талантливого мастера из простого народа. В картушах помещены евангельские сцены. В барабане «Отечество». На северной стене «Рождество Богоматери», на южной «Вход в Иерусалим», на западной «Благовещение», «Преполовение» и «Беседа с Никодимом». В алтаре «Саваоф», «Моление о чаше» и «Тайная вечеря».

В 1884 г. интерьер церкви Григория Богослова был поновлен в русском стиле артелью Н.М. Сафонова. Реставрация проходила под наблюдением Московского Археологического Общества на средства крестьянина Ивана Алексеевича Рублева. Во время этой последней реставрации была переписана живопись в картушах. В центральном кубе в нижней части западной стены написаны новые клейма: «Изгнание торгующих из храма», «Нагорная проповедь» и «Насыщение 10 тысяч десятью хлебами». На восточной стене трапезы написана фигура Антония Римлянина, плывущего на камне из Рима в Новгород. Оконные откосы заполнил измельченный травной орнамент в «русском» стиле, состоящий из красных и зеленых побегов на желтом фоне. Перегруженный деталями травной узор сверху донизу покрыл своды и стены трапезы, паперти и притворы. Церковь стала походить на затейливую сказочную шкатулку. Тогда же в окна были вставлены узорчатые рамы с цветными стеклами.

В 1880-х г.г. соорудили новый иконостас, украшенный плоской позолоченной резьбой на красном фоне. Царские двери для иконостаса были сделаны ростовским резчиком Никольским по образцу царских врат церкви Иоанна Богослова на Ишне. Ныне врата Никольского перенесены в Ишненскую церковь, а подлинные уникальные врата из церкви Иоанна Богослова, вырезанные иноком Исайей в 1562 г., находятся в экспозиции Ростовского музея.

Все иконы 5-ярусного иконостаса Григорьевской церкви выполнены мастерами сафоновской артели в 1880-х г.г., в том числе и местные: «Вседержитель с Евангелием», «Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием», «Григорий Богослов», «Стефан Пермский в житии», «Зачатие Иоанна Предтечи» и «Преподобная Елизавета». Две последние иконы изображают патронов основных вкладчиков реставрации.

Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М.: Искусство, 1964; Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1969; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей-заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". – М.: Северный паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.


Владимир К 28 октября 2025

К числу наиболее замечательных церквей Ростова-Великого должна быть отнесена Григорьевская, принадлежавшая прежде монастырю того же наименования, в котором около 1370 года принял пострижение просветитель Зырян, св. Стефан Пермский. Монастырь этот существовал за долго до XIV века и отличался прекрасным составом братии; при нём существовало особое училище, – первоначально перенесенное в Ростов в 1214 году из Спасо-Преображенского Ярославского монастыря. Это первое на севере училище было основано великим князем Константином Всеволодовичем при посредстве своего духовника, игумена Ярославского Петропавловского монастыря Пахомия, переведенного, затем, в сказанном 1214 г. на кафедру епископа Ростовскаго. Летописец считает Пахомия «мужем великого ума и книжного образования». Им, между прочим, была заложена в Ростове церковь Бориса и Глеба на княжьем дворе. Пахомий скончался в 1216 году и в присутствии в. к. Константина и св. Симеона, епископа Владимирского, был погребен в Ростовском соборе.

Что первоначально изучалось в монастырском училище «Затвора» неизвестно, – но по сведениям XIV в. видно, что там учили богословию, языкам греческому и восточным, переводили иностранные книги на русский язык и приготовляли проповедников веры и учителей.

Дальнейшие сведения о монастыре прерываются и неизвестно время его упразднения; не сохранилось сведений и о Григорьевском храме, т. е. о его состоянии, до 1670 г.; в этом же году, по летописцу о Ростовских архиереях.

Ростовский митрополит Иона Сысоевич на старых каменных палатах построил настоящий пятиглавый храм, при чём на паперти к кремлевской стене была складена шатровая колокольня, имевшая колоколов 100 пуд. весом; добрая половина этих колоколов впоследствии Петром I вытребована была для пушек во время войны с Карлом XII, а колокольня, просуществовав до I860 года, была сломана в виду полного разрушения и опасности.

В 1730 г., при Ростовском архиепископе Георгии Дашкове, в Кремле был большой пожар; почти все кремлевские церкви более или менее обгорели; Григорьевская, хотя и стоявшая за кремлевской оградой, пострадала сравнительно более других, из ведения архиерейского дома почему-то была выключена и переименована в приходскую.

Приход Григорьевский, вероятно, был закрыт при митрополите Арсении Мациевиче, который, пользуясь указом Императрицы Елизаветы Петровны, возвратившей монастырям все прежние доходы, – мог уже свободно распоряжаться всеми средствами. Ростовский митрополит энергично принялся обновлять обветшавшие кремлевские здания; взяв Григорьевский храм по-прежнему в ведение архиерейского дома, он несколько изменил первоначальный план церкви и внутреннее устройство: находящийся рядом три небольшие каменные келии соединил с церковью, изменил вход, расширил окна, вместо каменного иконостаса сделал столярный; альфресковую живопись заменил лепной работой, оставив лишь живописные изображения масляной краской в средине лепных клейм.

Затем, после перевода кафедры из Ростова в Ярославль, Григорьевский храм окончательно запустел: в нижнем этаже были устроены курень и даже бойня, и, наконец, постояв несколько лет без всякой поддержки, лишенный крыши и рам, он настолько обветшал, что предназначался даже к сломке, остановленной по совершенной случайности.

Приведенная несколько в более лучшее состояние на средства местного купца И. И. Хранилова, в начале шестидесятых годов, – Григорьевская церковь всё же нуждалась в более капитальной реставрации, которая и была произведена в 1884 году.

При реставрации Григорьевской церкви приходилось разрешить две задачи: восстановить ли храм в первоначальном виде, каким он был при митрополите Ионе, или оставить позднейшие переделки Арсения Мацеевича, с изменённым иконостасом. Исполнение первого плана представлялось положительно невозможным, так как, во-первых, в этом случае церковь пришлось бы оставить холодною и тесною, ибо при Ионе место за аркой было занято келиями, а во вторых, не имея следов фресковой живописи, – нужно было бы ее сочинять и пришлось бы сбивать лепную работу XVIII века, которая, не смотря на все невзгоды, замечательно хорошо уцелела.

Ввиду этих соображений и по совету г. В. Е. Румянцева, бывшего неоднократно в Ростове, решено было оставить стены храма и окна без изменения, а живописные изображения, отчасти сохранившиеся в лепных орнаментах, обновить по прежним образцам. Иконостас, от которого не осталось и следов, пришлось сделать вновь; образцом как для него, так и для царских врат избрали иконостас и врата деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, построенной при митрополите же Ионе Сысоевиче в 1687 году.

Эти царские двери представляют лучший памятник резного искусства XVI столетия, а копия их в Григорьевской церкви, прекрасно исполненная местным мастером В. Л. Никольским, передаёт в точности все мельчайшие подробности оригинала, резанного иноком Исаием в 1562 году. Клиросы в Григорьевском храме, с небольшими изменениями в колоннах, сделаны по образцу клиросов церкви Иоанна Богослова в Кремле; клироса, а также и иконостас вырезаны тем же мастером Никольским. Фрески и живопись сделаны по рисункам XVII века. Старинное паникадило собрано из остатков бывшего соборного, уступленного причтом собора; оно поправлено и вызолочено. Вход в храм, лестница и паперти оставлены без изменения.

Все перечисленные работы по реставрации Григорьевской церкви произведены были на средства Ив. Ал. Рулева. Нижний этаж храма, связи и часть наружной стены возобновлены на пожертвование пот. почет, гражданки Е. Д. Мальгиной. Переходы, соединяющие храм с Белой Палатой – на средства ростовских купцов Ал. Петр. Селиванова и Н. А. Ксенева. Были и другие жертвователи как на возобновление части здания, прилегающего к храму, так равно и на снабжение церкви разными украшениями; упомянем московских граждан: А. М. Попова, В. Д. Коншина, И. С. Титова, А. И. Лыжина и ростовского купца П. А. Галанина; недостававшие по смете суммы покрыты средствами А. А. Титова.

28 октября 1884 года происходило торжество освящения церкви Григория Богослова. Древний соборный храм монастыря «Затвора» вновь открылся для молящихся, которым икона св. Стефана Пермского, находящаяся по правую сторону царских врат, – невольно напомнит то славное время, когда здесь находилась Братская духовная академия и подвизались в учёных трудах Епифаний Премудрый и святой Стефан, просветитель Пермской земли.

Как память о третьем святом подвижнике, принявшем пострижение в Григорьевской обители, – сохраняется в церкви Григория Богослова гробовая доска преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца, присланная в дар возобновлённому храму от преосвященного Израиля, епископа Вологодского.

Кроме того, в храме Григория Богослова сохраняется часть мощей св. Артемия Веркольского, а в числе старинных икон обращают на себя внимание: огромный образ Спасителя из упраздненной в XVII веке Спасской пустыни и образ Божией Матери «Неопалимыя Купины».

С 1886 года в храме находится копия с чудотворного животворящего креста Господня, явленного при Ростовском архиепископе Дионисии, 29 мая 1423 года, в Никольском погосте, Ростовского уезда. Крест помещается в первой части Григорьевской церкви в углу у окна, под резною вызолоченною сенью. Изображение распятого Спасителя сделано во весь рост человека, по сторонам стоят изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Все фигуры воспроизведены художественно и производят неотразимое впечатление. Св. крест пожертвован Ростовским обществом взаимного от огня страхования недвижимых имуществ.

Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/rostovskij-kreml/6


Владимир К 28 октября 2025

Церковь Григория Богослова расположена на территории бывшего Григорьевского монастыря, ныне именуемой митрополичьим садом Ростовского кремля (архиерейского двора). Как известно, во 2-й половине XIX в. храм пришел в полное запустение. В 1884 г. под наблюдением А.А. Титова проводилось восстановление памятника. Тогда в его интерьере возник сохранившийся доныне высокий иконостас, весьма мало соответствующий тому, который существовал изначально. При этом на стенах были сохранены живопись и лепнина середины XVIII в. Хотя формы первоначального интерьера остались неисследованными, но А.А. Титов справедливо указал, что изначально над царскими вратами имелся "портик", позже утраченный.

В 50-60-е гг. нашего века Григорьевская церковь вновь подверглась реставрации, которой руководил В. С. Баниге. Эти работы касались только наружного облика памятника. Однако тогда же были выполнены обмеры его интерьера. Данные чертежи, несколько их доработав, мы использовали в настоящей работе. Григорьевский храм не имеет документально установленной даты строительства. Ранее по целому ряду признаков он был датирован 70-80-ми гг. XVII в. Эта церковь относится ко времени ростовского митрополита Ионы (1652-1690 гг.), и создана, очевидно, в значительной мере по его замыслу.

Интерьер Григорьевской церкви включает в себя бесстолпное помещение собственно храма, к которому с востока примыкает пониженный трехапсидный алтарь, а с запада - столь же пониженная бесстолпная трапезная палата. Помещение собственно храма перекрыто своеобразным крещатым сводом, который отличается от обычных подобных сводов тем, что построен не на сочетании сомкнутого свода с четырьями распалубками, а на сочетании лоткового свода с тем же количеством распалубок. Отсюда возникла некоторая размытость креста, образованного упомянутыми распалубками. Данная трансформация традиционного крещатого свода произошла, очевидно, потому, что помещение Григорьевской церкви не квадратное, а слегка вытянутое по оси север-юг. Другими словами, мастерам пришлось приспособить конструкцию крещатого свода к не совсем подходящему для него плану помещения. Но это значит, что данный весьма сложный по конструкции свод создавался явно намеренно, очевидно - под влиянием заказчика храма митрополита Ионы, который, конечно, хотел, чтобы пространство для молящихся было осенено ясно воспринимаемым крестом.

Как известно, крещатые своды имеются еще в двух храмах Ростовского кремля - церкви Спаса на сенях (1675 г.) и церкви Иоанна Богослова (около 1683 г.). Но в отличие от них Григорьевская церковь не обладает центральным световым барабаном, все ее барабаны, включая и центральный, глухие. Собственно храм имеет два яруса оконных проемов в южной стене и один ярус - в верхней части северной. Довольно широкие окна наполняют интерьер ровным интенсивным светом. Столь же хорошо подобными окнами освещены алтарь и трапезная.

Принято считать, что оконные проемы Григорьевской церкви были растесаны. Очевидно, данное мнение восходит к "Летописи о ростовских архиереях", согласно которой ростовский архиепископ Арсений Мациевич (1742 - 1763 гг.) "в церкви Григория Богослова, что при доме архиерейском, построил иконостас и святые образы написал все новые, в ней же стены убрал алебастром и окна прибавил".

Однако в натуре заметных признаков расширения оконных проемов не наблюдается. Напротив, их форма типична для второй половины XVII в. Ближайшим их аналогом являются оконные проемы Рождественской церкви (конец XVII в.) ростовского Рождественского монастыря. Очевидно, если окна рассматриваемой церкви и растесывались, то совсем незначительно. Характерно, что собственно церковь внутри примерно в два раза выше трапезной, хотя размеры в плане у них одни и те же. Таким образом, основная идея решения рассматриваемого интерьера заключается в контрастном сопоставлении подчеркнуто камерного помещения трапезной с довольно высоким пространством церкви. Чем была усилена сакральная роль последнего.

Более или менее определенно представить, как был оформлен первоначальный интерьер Григорьевской церкви, позволяет ее описание, имеющееся в составе описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. (далее - Опись 1691 г.), так как составление ее произошло лишь через несколько лет после строительства этой церкви. Важные сведения по данной теме содержит и опись Ростовского архиерейского дома 1743 г. (далее - Опись 1743 г.). Сличение этих двух документов показало, что они зафиксировали, в основном, одни и те же находящиеся на тех же местах элементы убранства рассматриваемого храма. Следовательно, в пожар 1730 г., вопреки мнению А.А. Титова, пострадал не весь храм, а только его наружная часть.

Согласно Описи 1691 г., над царскими вратами имелась "сень на четырех столпах каменных, на ней над царскими дверми образ Господа Саваофа, округ его херувимы писаны стенным письмом по камени". На деревянных царских вратах было изображение Благовещения и евангелистов "писаны на празелени, ризы прописаны золотом". Поля врат были "обложены белым железом немецким, по железу писано разными красками".

С южной стороны от царских врат располагались иконы "Всемилостивого Спаса в киоте в молении ростовских чудотворцев, венцы чеканные, на полях оклад басемной". Еще южнее "Образ Григория Богослова, оклад жестяной писан красками". На южных дверях в дьяконник был изображен архангел Гавриил. С северной стороны от царских дверей размещалась икона "Пресвятые Богородицы с предвечным Младенцем, в киоте, венец чеканный, золочен". На северных дверях в жертвенник имелось изображение Благоразумного разбойника. Перед описанными иконами местного ряда иконостаса висели "два паникадила медные" небольшие.

Далее в Описи 1691 г. дается следующее описание верхних ярусов иконостаса: "В тяблах трех поясах празников, пророков и праотцев сорок образов, писаны разными красками". Сомнение в полной достоверности данного описания вызывает отсутствие в нем упоминания о деисусном чине, которого, конечно, не могло не быть. Очевидно, авторы описи ошиблись в названии чинов иконостаса, об этом свидетельствует описание, по всей видимости, того же иконостаса, составленное в 1743 г. Оно гласит: "Деисусы в трех поясах, а именно апостольский, праздничный, пророческой в тяблах деревянных. А тябла обиты жестью, на той жести надпись и расписаны красками". Последнее описание выглядит более достоверным, чем вышеприведенный текст Описи 1691 г.

Как видим, иконостас Григорьевской церкви своеобразно сочетал в себе черты сугубо традиционные с чертами, выработанными при непосредственном участии митрополита Ионы (1652 - 1690 гг.). К первым можно отнести всю верхнюю часть иконостаса с ее тябловой конструкцией, древним набором и порядком иконных чинов. Ко второй - четырехстолпную сень над царскими вратами, аналогичную соответствующим сеням церквей Воскресения и Иоанна Богослова Ростовского митрополичьего двора. Использование "белого", то есть луженого железа для оформления царских врат, киотов, икон, иконостасных тябел и т. п., судя по тогдашнему интерьеру ростовского Успенского собора, также, видимо, было излюбленным художественным приемом мастеров, работавших по заказу митрополита Ионы.

Зная общее число икон в верхних ярусах иконостаса, легко представить количество икон в каждом из рядов. В деисусном (апостольском) чине, несомненно, было 13 икон. В следующем праздничном - на одну больше - 14 икон, так как обычно ширина самой широкой центральной иконы деисуса - Спас в силах - была примерно равна ширине двух праздничных икон. И в пророческом, как и в деисусном, также было 13 икон. С учетом всего вышесказанного можно выполнить схематическую графическую реконструкцию иконостаса Григорьевской церкви.

Иконостас играл господствующую роль в художественном оформлении интерьера храма. Судя по той же Описи 1691 г., остальные стены последнего были лишены икон и вообще каких-либо иных украшений. Ничего не известно о настенной росписи храма. Скорее всего, расписана была лишь каменная сень над царскими вратами и выступающие элементы местного ряда (полуколонны, арки и т. п.). Фрагменты фресковой росписи обнаружены нами над проемом царских врат - там, где располагалась первоначальная сень. Стены же и своды церкви имели только известковую побелку. Таким образом, интерьер Григорьевской церкви выглядел гораздо более аскетично, чем интерьеры других церквей митрополичьего двора. Подобной же простотой отличалось и убранство алтаря Григорьевской церкви.

Пожалуй, еще большим аскетизмом отличалось оформление трапезной рассматриваемого храма. На ее стенах располагались следующие немногочисленные иконы: "Господа Саваофа", "Моление ростовских чудотворцев", и пред ними .: лампада медная. А также иконы "Воскресение Христово", "Рождество Христово" и "Григория Богослова". Небогата была и церковная книгохранительница. В ней имелось лишь 16 книг исключительно богослужебного содержания.

В заключение необходимо поставить вопрос: какое местo занимает интерьер Григорьевской церкви в ряду церковных интерьеров времени ростовского митрополита Ионы? Ясно, что рассматриваемый интерьер решен гораздо проще, чем интерьеры всех остальных храмов Ростовского кремля. Ближе всего он к интерьеру церкви Иоанна Богослова (около 1683 г.) этого ансамбля. Как и у церкви Иоанна Богослова, в Григорьевской церкви имеется невысокая солея, но был только один киворий над царскими вратами, а в алтаре его не было. В церкви же Иоанна Богослова подобный кивори расположен и в алтаре над горним местом. Аналогичный киворий над одними только царскими вратами имеется и ростовской церкви Спаса на Торгу (около 1690 г.). Но в ней вместо сложного крещатого свода устроен обыкновенный сомкнутый свод.

Таким образом, интерьер Григорьевской церкви по своим формам располагается между интерьерами церквей Иоанна, Богослова и Спаса на Торгу. А иконостас первой предвосхитил в значительной мере формы иконостаса церкви Спаса на Песках (конца XVII в.). Характерно, что на тяблах иконостасов того и другого храмов имелись большие надписи (летописи).

Итак, анализ художественных форм интерьера Григорьевской церкви позволил уточнить ее датировку. Теперь можно утверждать, что она создана на последнем этапе строительства Ростовского кремля - в 80-е гг. XVII в.

Источник: Мельник А.Г. (Ростов). Первоначальный интерьер церкви Григория Богослова Ростовского кремля. с. 92-100.

https://www.rostmuseum.ru/museum/biblioteka/istoriya-i-kultura-rostovskoy-zemli/materialy-konferentsii-1995g-rostov-1996/melnik-a-g-rostov-pervonachalnyy-interer-tserkvi-grigoriya-bogoslova-rostovskogo-kremlya-s-92-100/



Комментарии и обсуждение


Во время управления Ростовской митрополией святителем Димитрием в храме Григория Богослова произошло одно из его прижизненных чудес - им была исцелена бесноватая женщина. "И молитвами его преосвященства изгнан бысть от нея нечистый дух: изыдесь из гортани, яко дым черный. Всем видимо было", - записано в рукописи.

10 сентября 2020, Алексей Кротов .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.