Первое упоминание о церкви Вознесения, точнее о «Вознесенском попе Борисе», относится к 1646 году. Какой в то время была церковь – каменной или деревянной – неизвестно. Первыми ее прихожанами были кузнецы и слободские казенные крестьяне.
В 1712 году на деньги Андрея Федоровича Володимерова (встречается написание фамилии «Владимиров») и других прихожан было построено новое каменное здание храма. До 1744 года церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Только в ней не было придела, в котором можно было бы служить раннюю литургию, и прихожане сочли нужным просить преосвященного Савву о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Получив грамоту и начав строительство придела, прихожане обнаружили, что здание храма сильно обветшало. В 1754 году они сообщили преосвященному Гавриилу, что их церковь «стенами, сводами и кровлею находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с великим опасением» и предложили сломать всю церковь вместе с недостроенным приделом и построить новую, двухэтажную.
Возведение существующего ныне храма длилось более тридцати лет. В 1755 г. был освящен престол во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм в нижнем этаже церкви. В связи с недостатком средств возведение второго этажа и отделка продолжались до 1787 г. В 1774 г. строящееся здание пострадало от пожара. Столь протяженным сроком строительства, возможно, объясняется заметное несоответствие плоскостных фасадов (в стиле классицизма) роскошным и пластичным формам светового барабана (в стиле барокко). Главы церкви были позолочены, кровля выполнена из «белого листового железа». Верхний храм освятили во имя Вознесения Господня.
По своему объему церковь почти в полтора раза меньше храма Николы Зарецкого, но кажется более монументальной. Этому способствует ее расположение на высоком месте, высокие пилястры (плоские прямоугольные выступы стены), объединяющие основной объем в единое целое, а также мощный купол на высоком барабане. Пышная композиция, затейливые украшения фасадов (растительный орнамент и ангелы), граненый купол, изящный венчающий фонарик, изысканные наличники, овальные окна второго света – все это барочные мотивы. В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Вознесенской церкви определен как «петербургское барокко».
Исследователь тульского зодчества В. Н. Уклеин давал высокую оценку этому храму: «Без преувеличения и без скидки на провинциальность можно сказать, что архитектура завершающей части церкви Вознесения является самой красивой по формам, богатой по пластике, выдающейся по творческому потенциалу своего автора среди всех сохранившихся в Туле памятников первоклассного барокко». Общая пышность композиции, усложненный план, прихотливые раскреповки антаблемента, ничего не несущие колоны и по-барочному граненный купол могли бы служить хрестоматийным образчиком декоративных приемов барокко. Изумительно хорош венчающий фонарик, решенный с редкостной творческой фантазией и изяществом.
Иконы храма принадлежали кисти известного тульского иконописца того времени, купца Григория Ивановича Белоусова. До наших дней сохранились иконы, написанные им для иконостаса Успенского собора Тульского кремля.
В 1824 году на первом этаже на средства купца Ивана Ивановича Володимерова был устроен придел во имя великомученицы Варвары.
Во время страшного тульского пожара в 1834 году иконостас верхнего храма с белоусовскими иконами сгорел и был устроен вновь лишь в 1844 году. Прежний иконостас был гораздо богаче нового – четырехъярусный, весь позолоченный червонным золотом. Новый же имел лишь два яруса, а позолочены были только резьба и колонны. В нижней церкви иконостас также был заменен новым на средства купца Петра Ивановича Володимерова. К наиболее чтимым святыням храма относились: икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 году), икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеимона.
Колокольня, построенная одновременно с церковью, была совсем не такой нарядной, как храм, довольно простой. В Вознесенском приходе, в местности, называемой «Новый Хопер», находилась каменная часовня, построенная в 1878 году мещанином Кутеповым в память освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе с 1867 года. Вознесенская богадельня упоминалась в делах Тульского приказа общественного призрения в 1782 году. В 1863 году в «Тульских епархиальных ведомостях» сообщалось, что при церкви Вознесения существует каменная богадельня, «довольно ветхая снаружи и бедная внутри».
В 1883 году при храме была открыта церковно-приходская школа.
Церковь Вознесения закрыли в начале 1930-х годов. Колокольню разрушили в конце 1930-х. Церковь Вознесения является памятником истории и культуры федерального значения. Здание поставлено на государственную охрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР.
В 1961 году в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения».
В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии. Сегодняшние святыни храма - частица мощей святой великомученицы Варвары, икона с частицей мощей преподобного Варсонофия, исповедника Херсонского.
С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета при храме действует городской миссионерский центр. При храме действует центр помощи и реабилитации пострадавших от тоталитарных и деструктивных сект и культов. Вознесенский храм стал научно-методическим центром для вновь созданного института помощников благочинных Тульской епархии по миссионерскому служению.
Источник : Н. Кириленко, Тульские епархиальные ведомости, №6 (95), июнь, 2009. В.Н. Уклеин «Тула – каменная летопись», 1984.