ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вятка (Киров). Церковь Ахтырской иконы Божией Матери.

Ахтырская кладбищенская церковь


Вятка (Киров). Церковь Ахтырской иконы Божией Матери
Церковь. Не действует.  
Престолы:Ахтырской иконы Божией Матери, Бориса и Глеба, Симеона и Анны
Год постройки:1795.
Архитектор:Ф.М. Росляков
Адрес:
ул. Красноармейская, 43

Координаты: 58.592541, 49.666183



Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка <br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка
Евгений Попов
1 августа 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка
Евгений Попов
1 августа 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
фотограф Зыкин Юрий, г.Вятка
Евгений Попов
1 августа 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Апсида<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 марта 2015
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Северный фасад<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 марта 2015
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Вид с северо-востока<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 марта 2015
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Ахтырская церковь, фото до 1917 г. Из личного архива<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Ахтырская церковь, фото до 1917 г. Из личного архива
Брат Евгений
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь, о которой мы поведем свой рассказ, сохранилась до сих пор и находится за главным, самым большим и высоким корпусом Кировской областной клинической больницы. Правда, немногие смогут угадать в этом небольшом обезглавленном здании старинный каменный храм, только без купола и колокольни. И только пристально вглядевшись в его трапезную часть и, особенно, в окна с плавно закругленными сводами, можно догадаться, что перед нами – церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери, построенная в 1795 году «иждивением» коллежского советника Иоанна Безрукова и его жены Параскевы Сергеевой на территории городского кладбища, в последствии названного по имени храма Ахтырским. Вот уже много лет в этом храме – склад или цех, а ведь он мог бы стать замечательным больничным храмом!

Интересна судьба Ахтырской церкви в Вятке. В 1770-е годы императрицей Екатериной II было предписано создавать при всех крупных российских городах отдельные кладбища, а не хоронить прихожан, как это было раньше, при храмах, в церковной ограде. В провинциальном Хлынове руки до исполнения этого указа так и не дошли. Но губернская Вятка, обратив на себя внимание столицы, уже не могла игнорировать его. Вскоре на генеральном плане города за южной и северной его границами были отведены земли под новые кладбища.

Однако православные жители по-прежнему не желали упокоиться вне церковной ограды, считая это уделом нераскаявшихся грешников, в том числе самоубийц, которых веками хоронили таким образом. Тогда власти, не оспаривая этой традиции, распорядились построить на кладбищах храмы. Поскольку под северное кладбище были отведены земли бывшего мужского монастыря с недостроенной церковью святого Иоанна Богослова, то вопрос здесь решался достаточно просто – надо было только общими усилиями завершить этот храм. Что и было сделано. После этого и само кладбище и ведущая к нему улица получили названия по имени храма и стали Богословскими.

С южным кладбищем было сложнее. На отведенной под него земле церкви не было, и трудно было найти жертвователей на храм, который предстояло возвести в столь «непопулярном» среди горожан месте. Но, как известно, «сила Божия в немощи совершается». В те годы в центре города, рядом с Воскресенским собором находилась каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная от него в такой близости, что любой пожар мог стать последним в судьбе этих храмов. А насколько могут быть опасны городские пожары, вятчане знали не понаслышке. Многие еще помнили страшный пожар 1752 года, после которого пришлось разобрать сам Кафедральный собор, жестоко пострадавший в огне. Поэтому было решено разобрать Казанский храм, чтобы вокруг Воскресенского собора возникла просторная площадь, и все дома были удалены от него на безопасное расстояние.

Тут и проявили свое усердие жертвователи – супруги Иоанн Безруков и Параскева Сергеева, которые фактически выкупили разобранный храм и перенесли на кладбище в южной части города, сохранив его посвящение Божией Матери, но уже не Казанской Ее иконе, а Ахтырской. Чем было обусловлено это посвящение? Мы можем только предположить, что супруги особо почитали этот чудотворный образ, на котором молящаяся Богородица предстоит Распятому Христу во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Неслучайно, правый, южный придел этого храма был посвящен святому Праведному Симеону и Пророчице Анне, встретившим Христа Младенца в Иерусалимском храме. Левый же, северный придел был посвящен святым князьям Борису и Глебу, издавна почитавшимся на Вятке. Строительство Ахтырской церкви было завершено в 1795 году. Своего прихода храм не имел и окормлялся причтом Владимирской церкви.

С годами вокруг Ахтырской церкви сложилось кладбище, первое захоронение на котором датируется еще 1713 годом – это могила купца Михаила Иосифовича Вяземского, основателя Кирсинского завода и Владимирской церкви. Спустя три десятилетия его сын и наследник Григорий установил чугунную доску с надписью, свидетельствующей, что погребение изначально было совершено на этом месте: «Хлынова города гостиной сотни преставися раб Божий Михайло Осифович сын Вязимской октября МI числа АГI году и погребен на сем месте. А сию доску построил партикулярного Кирсинского железного заводу заводчик сын ево Григорий Вязимской АМВ сентября Г дня». Столь раннее захоронение в этом месте объясняется тем, что до создания каменного храма здесь находилась старая деревянная церковь, в ограде которой и был погребен М.И.Вяземский.

В последующие годы на Ахтырском кладбище были погребены: основатель Общественного банка Федор Веретенников (+1819); вятский купец Иван Репин (+1821); Алексей Прозоров, отец знаменитого вятского купца и благотворителя Якова Прозорова (+1864); губернский архитектор Иван Соловкин, более двадцати лет трудившийся на строительстве Александро-Невского собора (+1865); профессор Вятской духовной семинарии Василий Перминов (+1873); действительный статский советник Александр Спасский – отец известного историка Николая Спасского (+1892); почетные граждане г.Вятки Яков Попов (+1904) и Павел Клобуков (+1905); вятские священнослужители и старосты церквей, благотворители, купцы, офицеры, советники губернского управления и другие известные вятчане.

Помнят ли этих людей современные горожане? Знают ли что о них? Вряд ли. А ведь многие достойны того, чтобы память о них была увековечена в городе, который они созидали и в котором упокоились. Несмотря на то, что Ахтырское кладбище уничтожено и на его месте уже давно возведены корпуса Кировской областной клинической больницы.

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=369&Itemid=368


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 января 2014

Ахтырская кладбищеская церковь, каменная, построена в 1795 году. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Квартира у священника казенная. Земли усадебной 385 сажень, сенокосной удобной 11 десятин 19 сажень, неудобной 10 десятин 61 сажень. Причт пользуется процентами с капитала 4558 руб. 50 коп.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 февраля 2021

Построена в 1795 г. тщанием и иждевением коллежского советника Иоанна Безрукого и жены его Параскевы Сергиевой.

Зданием каменная, с таковой же колокольнею. Престолов в ней три: главный в честь Божией Матери иконы ея Ахтырской, в правом приделе во имя святого праведного Симеона и пророчицы Анны, а в левом во имя святых мч. Бориса и Глеба. Утварью и ризницею достаточна. Причта по штату в 1901 г. положено священник и псаломщик.

Служащие в сей церкви содержатся добровольным даянием от прихожан и крестных за исправление заупокойных служб и от славления в праздники Рождества Христова и св. Пасхи с животворящим крестом Господним в домах прихожан; сверх того, пользуются процентами за пожертвованные разными лицами капиталов за поминовение усопших этой церкви принадлежит деревянный на каменном фундаменте дом, пожертвованный купцом А. Прозоровым городскому обществу, которое уступило в доме помещение для священника и сторожей церкви, а псаломщику за неимением квартиры выдается из церковной казны пособие по 2 р. в месяц.

Опись церковного имущества составлена в 1860 г.

http://urzhum-uezd.ortox.ru

Ахтырская кладбищенская церковь, каменная, построена в 1795 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; священник пользуется казенною квартирою, а псаломщик получает квартирное пособие по 2 руб. в месяц; братский денежный доход 1 365 руб. и проценты с причтового капитала 13 050 руб.

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 февраля 2021

В 1695 г. 12 марта преосвященный архиепископ Вятский Иона благословил соорудить каменную Воскресенскую церковь, которая и начата строением 21 июня 1696 г. Каменная церковь вчерне постройкой окончена в 1700 г. Этот храм был однопрестольный. В 1711 г. испрошено разрешение построить при соборе с северной стороны теплый каменный придел в честь иконы Казанской Божией Матери, но теснота места не позволила воспользоваться сим разрешением. В 1716 г., по данной преосвященным архиепископом Вятским Дионисием 14 января по грамоте, вместо придела во храме, разрешено построить особую каменную теплую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской же на западе от Воскресенской церкви, каковая в следующем 1717 г. и построена.

В 1793 г. придельная Казанская церковь, по причине ее ветхости, была разобрана и из ее материала дозволено было, вместо обветшавшей деревянной кладбищенской церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Агкирской, с приделом Св. Мучеников Бориса и Глеба, построить на том кладбище новую каменную церковь в проименование иконы Ахтырской Божией Матери с двумя приделами во имя тех же Св. Мучеников Бориса и Глеба и во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.