ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Вятка (Киров). Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Церковь Иоанна Предтечи


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи , Грузинской иконы Божией Матери, Захарии и Елисаветы
Архитектурные стили:Вятский, Барокко
Год постройки:1717.
Архитектор:кон. 1890-х: Чарушин И.А. (перестройка (трапезная))1990-е: Носков И.Г. (реставрация)
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
610002, г.Киров, ул. Свободы, 54-д

Координаты:58.607491, 49.677598


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
24 марта 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
26 апреля 2015
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
26 апреля 2015
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
А.Токарев
9 мая 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
28 марта 2011
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Предтеченская церковь в 1980-е гг. Из личного архива.
Брат Евгений
1 января 1980
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Вид с юго-востока на основной объёма храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
12 мая 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
А.Токарев
9 мая 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Lynx Mourmyss
15 августа 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Lynx Mourmyss
15 августа 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Lynx Mourmyss
15 августа 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Предтеченская церковь в нач. ХХ века. Из книги И.В. Беровой "Прогулки по старой Вятке" (Киров, 1995).
Брат Евгений
1 января 1900
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - Вятка (Киров) - г. Вятка (Киров) - Кировская область
Фото конца XIX века. Источник http://tornado-84.livejournal.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анатолий Мыльников,  3 февраля 2008

Иоанно-Предтеченской церкви больше 280 лет. Начали ее строить в 1714 году, закончили в 1723 году. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян. В 20-м веке здесь служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В августе 1918 года предтеченского старосту Федора Леонтьевича Ездакова расстреляли "в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина". В 1930-е годы храм недолгое время был даже … "обновленческим кафедральным собором" (видимо, когда большевистская власть начала потихоньку додавливать и обновленцев). Для многих нынешних горожан Предтеченская церковь с храмом не ассоциировалось – здесь с конца 1960-х гг. располагался планетарий. Помню, как нас всем классом водили смотреть панораму звездного неба над родным городом, и только потом пришло осознание: зрительный зал располагался… в алтаре. Там, где и свершится 11 сентября первая престольная служба. В 1994 году храм передали епархии – началось его возрождение. То, что свершилось вскоре, иначе как Божиим благословением не назовешь. На берегу реки Вятки во время работ в земле … был обретен образ, на котором позже удалось рассмотреть лик преп. Трифона Вятского. Причем, в одном из храмов икону даже отказались принять, а в восстанавливающемся Предтеченском храме, где тогда и икон почти не было, напротив, приняли с радостью. Теперь образ преп. Трифона почитают как храмовую святыню (художник Александр Набиуллин, бережно поновлявший образ в 1994 году, в 2003 году был сильно удивлен тем, что, по его словам, лик святого "стал в несколько раз светлее, приобрёл ощущение свечения, светоносности"). Храм восстанавливался постепенно: была воссоздана колокольня, заново сделана роспись, с периодом в несколько лет освящены приделы в честь Грузинской иконы Божией Матери, а затем – св. прав. Захарии и Елизаветы. Первый праздник – 4 сентября (22 августа ст. стиля), второй – 18 сентября (5 сентября ст.стиля).

По статье А. Маркелова "Замыкая круг..." на сайте http://www.rusk.ru

Архитектор И.А. Чарушин в 1898-1899 гг. перестраивал церковь, увеличил высоту главного нефа.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  22 августа 2011

В ряду памятников вятского зодчества конца XVII -начала XVIII столетий храм Иоанна Предтечи занимает особое место. Уникально его объёмно-пространственное построение в виде двусветного восьмерика от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторила свой деревянный прототип - храм Покрова. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова по построении на её месте в 1709 году каменного храма, была перенесена на окраину посада, где «новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. 17 июня 1711 году старый деревянный сруб занял новое место «близ земляного городового валу, по за острогу» «при концах Воскресенской и Ильинской улиц» «на Герасимовском Шмелёва огородном месте». В том же году он был переосвящён во имя Иоанна Предтечи.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Храмозданная грамота на построение тёплого придела Грузинской иконы Божией Матери с колокольней была дана епископом Алексием 10 ноября 1723 года. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м - 30-м годам XVIII столетия. От этой части постройки данаших дней дошли отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга и, «прижившись» на местной почве, воспроизводилась вплоть до конца XVIII века.

С 1775 года начались подготовительные работы по перестройке завершения холодного храма. Два малых последовательно уменьшающихся световых восьмерика «наподобие здешней градской Знамения Пресвятые Богородицы церкви» были возведены на фигурной гранёной кровле.

Несколько раз перестраивали изначально асимметричную однопридельную трапезную. Первая перестройка относилась к концу XVIII столетия; предположительно, по проекту губернского архитектора И.Д. Дюссар де Невиля в 1825 году тёплый храм был вновь переложен местными каменщиками во главе с подрядчиком Смирновым. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX века в холодной церкви устроили новый восьмиярусный иконостас с золочёной резьбой, а на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела.

Низкая и тёмная трапезная перестраивалась ещё раз в 1898 году по документации, разработанной И.А. Чарушиным. В результате проведённой реконструкции высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить верхнее освещение.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Большой сдержанностью отличается архитектурное убранство колокольни, плоскостной характер которого станет стилистическим признаком вятских построек 40-50-х годов XVIII века, сменив калейдоскопичность фасадной орнаментики первых каменных сооружений. Лапидарная трактовка архитектурного решения экстерьеров трапезной, присущая позднему классицизму, и сухой «псевдорусский» характер надстройки оттеняют пышность прихотливого кирпичного убранства старой части памятника, который является одним из лучших примеров самобытного творчества местных народных каменщиков.

Восьмериков завершения храма и верхних ярусов колокольни здание лишилось в 1930-е годы, когда его помещения были переоборудованы под партийный архив. С 1960-х годов здесь размещались планетарий и областное отделение общества охраны памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов здание храма вернули общине верующих и в нём возобновились церковные службы.

Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (производство работ - фирма «Арсо», ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков). В настоящее время фирма «Арсо» продолжает реставрационные работы в интерьере храма, благоустраивается его территория.


Источник информации: Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  8 января 2014

Предтеченская церковь, каменная, построена в 1714 году. Причта по штату положено: священник и псаломщик. В 1901 году открыта диаконская вакансия. Квартиры для причта казенные.

Земли усадебной 961 сажень, сенокосной 5 десятин 300 сажень, братский денежный доход: священнику 1376 руб. 7 коп., диакону 917 руб. 34 коп., псаломщику 458 руб. 67 коп. Прихожан городских жителей 590 муж. пола и 667 жен. пола.

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  28 апреля 2018

В городе Киров мы встретимся с удивительным фактом: каменный Иоанно-Предтеченский храм в Вятке (тогдашнем Хлынове) начали строить в том году, когда вышел Петровский запрет (Пётр I в 1714 году издаёт запрет на каменное строительство во всей России, кроме Санкт-Петербурга), и строили в годы, когда он оставался наиболее строгим. Причём строили не абы как, а мастерски, и, несомненно, церковь оказалась необыкновенно заметной постройкой, даже несмотря на своё окраинное положение. Точных сведений о том, почему вятским строителям удалось безнаказанно обойти указ сурового царя, не имеется, однако из этого примера становится понятно: Россия столь велика, что даже властному самодержцу не хватало авторитета, чтобы держать её всю под своим полным контролем. Закон нарушался, и именно этому мы обязаны тем, что в далёком от столиц Хлынове появился настоящий архитектурный шедевр. Своим созданием Иоанно-Предтеченский храм Кирова обязан расширению города, случившемуся в конце ХVII века.

Сейчас церковь находится в историческом центре, в пешей доступности от других достопримечательностей, но когда-то это была далёкая окраина Хлынова-Вятки. А предистория постройки этого храма такова: В 1456-1457 годах в Хлынове воздвигается деревянный кремль и строится Иоанно-Предтеченский храм, конечно же деревянный. Случилось это, когда воевода Григорий Афанасьевич Козловский в 1664-1667 годах возвёл вокруг вятского посада второй круг укреплений на высоком земляном валу, увеличив таким образом в несколько раз площадь города в исконном значении этого слова, то есть территории, огороженной и защищённой от нападения врага, в основном покорённых Москвой народностей, которые вполне могли выступить против царской власти. После строительства стен посад стал застраиваться ещё быстрее, и места даже в новых границах быстрорастущему городу скоро не хватило - новые поселения стали появляться уже и за внешними стенами. Так, отдельная слободка из 98 дворов возникла в концах Воскресенской и Ильинской улиц. Местные жители вскоре изъявили желание иметь собственную церковь. По тогдашним законам, просить нового храма и отдельного прихода могло любое поселение в 100 дворов, но обитатели завальной части Хлынова обратились с челобитной к архиерею, даже не достигнув формально необходимой численности. Правда, поначалу - челобитная была составлена в 1710 году - архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий (Ушаков) оставил её безо всякого внимания. То ли она затерялось в дороге, то ли у архиерея нашлись причины не отвечать на неё, но в любом случае, жителям "бесцерковной" окраины пришлось на следующий год составлять новую челобитную. Интересно, что посвящение будущей церкви было уже определено - просители писали о храме именно в честь Рождества Иоанна Предтечи. Прошение 1711 года оказалось удачливее первого, и владыка Дионисий подписал храмозданную грамоту, повелев перенести в дальнюю слободу старую деревянную Покровскую церковь. Меньше чем через четыре месяца работы были завершены, и перенесённую церковь переосвятили в честь Рождества Иоанна Предтечи. Однако в деревянном храме жителям окраинной слободы скоро стало тесно. Уже через три года настоятель церкви священник Лука Луппов от имени горожан обратился к архирею с новой просьбой - разрешить на этот раз строительство каменной церкви, которая, что любопытно, повторяла бы деревянную своими очертаниями. Это говорит о том, что не дошедшая до нас деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, во-первых, была очень красивой, а во-вторых, являлась образцом вятской разновидности русского барокко, которое в здешних местах реализовывалось и в дереве. Возведение каменного Иоанно-Предтеченского храма, дошедшего, в несколько перестроенном виде до наших дней, началось 5 июня 1714 года и длилось пять лет.

Иоанно-Предтеченский храм был построен спустя несколько десятилетий после появления в Вятке первых каменных зданий. На протяжении веков город оставался полностью деревянным; первым сооружением из камня в нём стал Троицкий собор 1677 года. Его строительство связывают с незадолго до того назначенным на Вятскую кафедру епископом Ионой. Однако первая попытка оказалась не вполне удачной - храм возвели с ошибками, он начал быстро разрушаться и уже в 1759 году был разобран. Следующий опыт каменного строительства в этих местах - Успенский собор Трифонова монастыря (1684-1689), вышедший не в пример совершеннее и считающийся сейчас одним из самых ценных памятников зодчества в городе. Спустя пару десятилетий в Вятке сформировался собственный оригинальный стиль храмовой архитектуры. Имена создателей каменной Иоанно-Предтеченской церкви не известны, но очевидно, что это были выдающиеся мастера. Даже несмотря на то, что храм перестраивался, а нынешний, особенно нарядный вид приобрёл уже в конце ХIХ века, основные его формы, пропорции и богатый декор - дело рук именно безымянных вятских мастеров. На вятской земле сложилась своя школа русского барокко, которое отличается особенным региональным разнообразием. Стилистическое "нахождение" вятского барокко совпадает с географическим - это некий переходный стиль между северорусской традицией, с одной стороны, и уральско-сибирской с другой.

Первоначально в храме имелся только один престол - в честь Рождества Иоанна Предтечи, - помещавшийся в красивом и необычайно светлом из-за крупных двухсветных окон восьмерике. Однако вскоре по ходатайству ранее упомянутого настоятеля Луки Луппова с северной стороны началось строительство придела, освящённого в 1729 году в честь Грузинской иконы Божией Матери. Такое довольно необычное посвящение связано с тем, что список этой древней иконы появился уже в деревянной Иоанно-Предтеченской церкви. А попал он туда от приезжавших в Вятку купцов, которые и доставили копию этой иконы из Раифского монастыря, что под Казанью. Икона сразу стала пользоваться почитанием, почему и решили освятить в её честь новый придел. В 1735 году к храму пристроили каменную колокольню в характерном для Вятки стиле - высокий восьмерик с глухими стенами, придающими постройке суровую величественность. В 1781 году храм подвергся серьёзной перестройке. Прежде всего, был разобран и обновлён его обветшавший купол. Как выглядела первоначально верхняя часть храма, сейчас сказать трудно, но известно, что церковь увенчали не копией прежней, а новой конструкцией, состоящей из двух восьмериков. Одновременно приподняли и укрепили сам купол. Вскоре с южной стороны храма появился ещё один придел. Его строили в 1786-1793 годах и освятили во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поскольку Иоанну Предтече посвящён главный престол храма, то посвящение придела его родителям выглядит закономерным, оправданным логикой Священной истории.

В ХVIII веке приделы выглядели не так, как сейчас. Они были изолированы от основного храма и перекрыты низкими сводами. В 1825 году прихожане начали перестраивать храм, чтобы объединить оба придела и трапезную в единое пространство. Работы затянулись, переосвятить приделы удалось только в 1828 и 1839 годах, после чего храм превратился в единый трёхпрестольный с большой просторной трапезной и единым сводом. В 1860-е годы в нём снова кипела работа, но она была связана только с внутренним убранством - а именно, на средства купца Андрея Куклина в церкви устроили роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой. По своему великолепию он вполне мог соперничать с иконостасами многих столичных храмов, а сейчас смотрится особенно выигрышно в сочетании с появившимися позже орнаментальными росписями. Эти росписи - результат следующей реставрации храма, происходившей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Главную роль в ней сыграл видный вятский архитектор Иван Чарушин вместе со своим коллегой и другом Георгием Джмухадзе, которому мы и обязаны столь необычным, почти фантастическим по мотивам и богатству деталей росписям. С ними храм стал ещё более оригинальным, хотя архитектура выделяла его и раньше среди церквей города. Что касается Чарушина, бывшего прихожанином церкви и жившего бок о бок с ней, то он провёл общую реставрацию и добавил храму одну из его ярчайших деталей - ряды полукруглых окон с килевидными наличниками под потолком трапезной части. Такое решение сделало церковь ещё праздничнее снаружи и светлее внутри. Под руководством Чарушина были несколько перестроены оба придела, которые, таким образом, освятили уже в третий раз в их истории. Освящение совершил епископ Алексий (Опоцкий).

В ХХ век Иоанно-Предтеченский храм вступил в полном расцвете. Он был недавно вновь перестроен, благоустроен, при нём существовал немалый приход. В 1903 году при церкви открылась собственная школа. В судьбе этой школы принял непосредственное участие один из самых ярких церковных деятелей эпохи, праведный Иоанн Кронштадтский, который в 1904 году побывал в Вятке и служил в Иоанно-Предтеченском храме. Именно он прислал икону Спасителя в качестве пожертвования на школу, после чего поток жертвователей резко возрос, и уже вскоре школа распахнула свои двери. Храм оставался действующим, несмотря на обычное для 1920-х годов открыто враждебное отношение к нему новой власти. В следующем десятилетии положение ухудшилось. Набрало силу обновленчество, которое пользовалось поддержкой государства как новая, "более удобная" форма православия, вполне лояльная к коммунистической идеологии и власти. Некоторое время храм пребывал в роли "обновленческого кафедрального собора".

В 1935 году, когда город Вятку уже переименовали в Киров в честь недавно убитого видного государственного деятеля, Иоанно-Предтеченский храм окончательно закрыли. В здании церкви разместили архив, а уже позже, в 1960-е годы, его приспособили под планетарий. Широкий полусферический купол собора отлично подходил для изображения звёздного неба, и через бывший храм прошли многие поколения вятских детей и подростков. Все росписи были замазаны; точнее, все, кроме одной - чудом уцелело изображение преподобного Серафима Саровского, очутившееся в кабинете одного из сотрудников администрации планетария. Спустя 58 лет Иоанно-Предтеченская церковь была возвращена Вятской епархии. Сразу освятить церковь и приступить к богослужению оказалось невозможно - предстоял долгий ремонт... Первым освящённым приделом в возрождённом храме стал придел в честь Грузинской иконы Божией Матери; произошло это уже в 1994 году. Возрождение храма благословил Патриарх Алексий II, а в 1998 году освятили и второй придел, во имя святых Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. В 2004 году храм отметил столетие с посещения его Иоанном Кронштадтским, поместив его икону в храм с памятной надписью, напоминающей, что "В этом храме 10 июля 1904 года по н.с. праведный Иоанн Кронштадтский совершил Божественную литургию". Ещё через год, когда реставрация в храме наконец завершилась, освятил его главный Иоанно-Предтеченский престол Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль), отслужив в церкви Божественную литургию. Была восстановлена не только сама церковь, но и колокольня с кованой оградой. На прилегающей территории разбили небольшой сад. Некоторые жилые дома советской эпохи подходят к церкви совсем близко, однако она не выглядит зажатой или потерявшейся в изменившемся городе. Как и 300 лет назад, храм стал центром окрестной жизни - вот только из-за высоких домов его уже видно не отовсюду.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №111, 2014 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  28 апреля 2018

Архитектура вятской Иоанно-Предтеченской церкви имеет немало необычных черт. Прежде всего, это редкий пример каменного храма, основной объём которого представлен двухсветным восьмериком от самой земли. Восьмериковые срубы были характерны для деревянного зодчества, но в камне восьмерики редко начинались от земли - в большинстве случаев они покоились на более простом и прочном четверике. Скорее всего, такой конструкцией храма зодчие хотели подчеркнуть его преемственность по отношению к деревянному предшественнику, который, вероятно, как раз и был выстроен в форме восьмерика от "почвы". Особенно необычно восьмерик церкви выглядит благодаря большим окнам и богатому декору. Вместе эти детали сообщают ощущение удивительной лёгкости, а основание храма напоминает некий барочный павильон в парке европейского монарха.

Узорчатый декор вообще характерен как для архитектуры второй половины ХVII - начала ХVIII веков в целом (надо понимать, что смена архитектурных стилей в далёкой Вятке шла с некоторым опозданием относительно столиц), так и для разных форм провинциального барокко. Термин "вятское барокко", которым иногда обозначается стиль храма, довольно условен, если нельзя назвать полностью устоявшимся. В Кирове этому стилю полностью соответствуют лишь два храма - Иоанно-Предтеченский и Трицкий; ещё несколько таких церквей сохранилось в городах и сёлах Кировской области. Все они имеют нечто их роднящее - богатый декор, завершение в виде двухъярусного восьмерикового фонаря с куполом, восьмериковую же колокольню. Их стиль близок и северному и сибирскому барокко, однако в полной мере не совпадает ни с одной из них. Из северной школы барокко, центром которой был Великий Устюг, в данном случае заимствована структура колокольни - невысокое квадратное основание, дальше глухой восьмериковый столб, ярус звона и глухой барабанчик со шпилем. В то же время в других барочных храмах вятской земли это заимствование проявляется не так ярко - отсюда можно сделать вывод, что именно Иоанно-Предтеченская колокольня послужила образцом для иных здешних колоколен, современных ей. Нечастый случай в каменном зодчестве - восьмерик, поднимающийся прямо от земли. Этот приём заимствован у деревянной архитектуры, что не удивительно - ведь ещё незадолго до строительства Иоанно-Предтеченского храма каменных зданий в Вятке не было вовсе. Богатые наличники были в ходу в различных школах русского барокко, в том числе и вятского. Впрочем, в этом контексте говорить можно не только о наличниках, но и о всех видах резного декора на фасаде. Среди прочего здесь имеется, например, собственная трактовка классической коринфской колонны. Стоит сказать и о знаменитых кокошниках над трапезной. Известный как "чарушинский кокошник", ряды окон в верхней части трапезной появились в результате перестройки храма на рубеже ХIХ-ХХ веков. В каждом ряду - по восемь полукруглых окон, оформленных килевидными завершениями. Эта уникальная деталь - одна из самых узнаваемых черт храма. Алтарная апсида выполнена в форме пятигранника, что довольно характерно для эпохи, когда храмы лишаются закруглений и, соответственно, полукруглые апсиды становятся неуместными. Как и основной объём, апсида декорирована особой резьбой.

Внутреннее убранство храма производит сильное впечатление. Сложно сказать, что явилось тому главной причиной - простор и лёгкость сводов, перестроенных в начале ХХ века, удивительно светлое помещение основного храма или богатые росписи с полуфантастическими орнаментами по всем стенам. Всё это создаёт редкий эффект - храм выглядит одновременно и необычно, и узнаваемо - чисто, красиво и торжественно, как и должен выглядеть православный храм. При входе посетитель попадает в небольшой притвор, отделённый двумя столбами от трапезной части. Слева устроен чрезвычайной тесноты лестничный пролёт на хоры, находящиеся на уровне второго этажа, и далее на колокольню. Справа от входа - церковная лавка. Через арку посетитель попадает в просторную высокую трапезную, дополнительно освещаемую через две вереницы небольших окон под потолком. Центральный широкий проход ведёт в самую старую часть храма, сохранившуюся практически без изменений со времени постройки каменной церкви, - двухсетный восьмерик, в котором расположен главный престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Здесь нас встречают огромные окна (одно из них переделано в дополнительный выход из храма) и всё те же орнаментальные росписи. Здесь же помещены особо почитаемые иконы - такие, как образы святого праведного Иоанна Кронштадтского и Собора Вятских святых; впрочем, новобретённая икона преподобного Трифона Вятского и Грузинская икона Божие Матери хранятся в трапезной части. На южной стене храма, близ придела свв. Захарии и Елисаветы, помещена удивительная икона, на которую сложно не обратить внимание. Из темноты фона выступает благообразный лик старца, практически без деталей. Икона - очень тёмная, но за те два десятилетия, что она здесь находится, образ посветлел и продолжает светлеть - с течением времени лик преподобного Трифона Вятского, покровителя Вятки, проявляется всё отчётливее. Этот образ был найден весной 1993 года начальником лодочной станции на реке Вятке, водолазом Константином Ушаковым под слоем речного ила. Также особым почитанием пользуется и икона Грузинской Божией Матери, находившаяся еще в деревянном предшественнике вятской церкви. Позже в честь иконы был освящён придел новой каменной церкви. Сейчас образ находится на северной стене храма, близ иконостаса северного придела. Обращает на себя главный высокий пятиярусный иконостас, сменивший роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой, возведённый на средства купца Андрея Куклина и утраченный в советское время.

Новейшую историю храма можно назвать счастливой. Он полностью восстановлен, благоустроен, вновь освящены все три придела, его немалый приход живёт активной жизнью. И даже улице, на которой стоит храм, вернули историческое название - теперь она, носившая в советские годы имя террориста Степана Халтурина, вновь стала Пятницкой.

Из журнала "Праовславные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №111, 2014 г.

Комментарии и обсуждение

27 июня 1904 года в церкви совершил службу отец Иоан Кронштадский
2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Дмитрий Анисимов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.