I. ТРУДНЫЙ ПУТЬ РУССКОГО ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
1. Истоки и становление деревянной церковной архитектуры на Руси
Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы деревьев, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому особых проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникало. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.
О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили мало сведений. Согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь Илии Пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 года. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 году он был единственным в городе, поэтому крещение Руси могло совершаться только у его стен.
Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х века. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным — 13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 году.
На протяжении XI-XVI веков в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые формы. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно, на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1719 году, при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля. Примером храма с таким верхом может служить церковь Воскресения Христова, первоначально построенная в 1699-1700 годах в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии. В 1982 году церковь была перевезена в город Плёс Ивановской области.
Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а, скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных клинчатых завершений. Примером такой постройки до недавнего времени могла служить Никольская церковь, первоначально построенная в 1717 (по др. данным — в 1700) году в селе Новинки Устюженского уезда Новгородской губернии. В 1987 году она была перевезена в село Даниловское, где в 1996 году "благополучно" сгорела.
Постепенно шатры на храмах становятся восьмигранными — они, за счёт лучшей обтекаемости, выдерживают более бóльшую ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью жилых изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые круглые деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба круглые (восьмерики «от пошвы») храмы более вместительны, чем обычная клеть. Наиболее ранним известным примером такой постройки по праву может считаться церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная приблизительно 1440 - 1462 годах на Ледском погосте Шенкурского уезда Архангельской губернии. Храм разобран около 1876 года. Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.
Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси в то время применялись и бóчечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые алтарные прирубы, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный (основной) сруб церкви. Примером бóчечного покрытия основного объёма и алтаря служит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведённая в 1719-1725 годах в Ямецкой пустыни Онежского уезда Архангельской губернии.
2. Влияние деревянного зодчества на каменное строительство
Влияние деревянного зодчества на начавшееся массовое каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах, давших миру такие памятники архитектуры, как церковь Вознесения Господня (1532 г.) в селе Коломенское и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) в селе Остров, отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом.
Ещё большее влияние русского деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское. Весь декор западного крыльца этого храма был взят из деревянной архитектуры.
3. Развитие деревянного зодчества после Никоновской церковной реформы
Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII века нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменным храмом построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре под Москвой.
А. Новые виды завершений храмов
Никоновская церковная реформа в области деревянного церковного строительства привела к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или двухскатную клинчатую кровлю, а пять глав.
Храмы с новыми завершениями, как правило, носили локальное распространение. Так, завершение «шатёр, стоящий на крещатой бочке» был распространён, главным образом, в сёлах и на погостах, находящиеся по берегам Пинеги, Мезени и их притоков. Ныне сохранилась Одигитриевская церковь, построенная в 1709 году в селе Кимженское Мезенского уезда Архангельской губернии.
В это же время в сёлах и на погостах, стоящих по берегам реки Онеги и её притоков, а также на Поморском берегу Белого моря, шло строительство клетских храмов с кубоватыми покрытиями. В качестве примера можно привести церковь Михаила Архангела, которая построена в 1715 году на Архангельском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии.
Грушевидные купола были распространены только в сёлах и на погостах в бассейне реки Вага, левого притока реки Северной Двины. Они, как правило, ставились на храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Примером такого храма может служить Никольская церковь, построенная в 1790 году в селе Григорово Вельского уезда Вологодской губернии
Сочетание новых форм завершений храмов с древними традициями русского деревянного зодчества во второй половине XVII - начале XVIII веков привело к возникновению многоглавых завершений. Примером такого храма может служить церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1673-1678 годах на Бережнодубровском погосте Пудожского уезда Олонецкой губернии. Основной объём храма имеет 9 глав: по четыре — на рёбрах куба и на бочках, и одна центральная, стоящая на возвышающемся постаменте.
Б. Новые типы храмов
Одновременно с новыми завершениями на Руси появляются и новые типы храмов. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшему развитию ярусных храмов. Самая старая сохранившаяся ярусная церковь Иоанна Богослова, находится в селе Богослов на реке Ишня, под Ростовом Великим. Она построена в 1687-1689 годах.
Приблизительно с середины-второй половины XVII века на Руси возникают и получают распространение крещатые церкви, которые имели в плане равноконечный крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли значительно увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах основного объёма создать дополнительные придельные церкви. Вторым, не менее важным, преимуществом таких храмов — на них легче поставить пятиглавие. В качестве примера крещатого храма можно привести церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1694 г. в селе Нелазское Череповецкого уезда Новгородской губернии.
Недостатком крещатых построек можно считать их приземистый силуэт. Поиски преодоления этого недостатка увенчались успехом благодаря созданию на всех четырёх прирубах храма ступенчатой конструкции, а ярусы основного восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так, простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире — созданию ступенчатых храмов, каждая ступень которых украшалась главами, стоящими на бочках. Примером ступенчатого храма является Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста, построенная в 1714 году в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии.
Следует отметить, что новые типы храмов и формы их завершений были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская церковная реформа ускорила их появление.
4. Упадок русского деревянного зодчества
Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII века в больших городах. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. Со второй половины XVIII века русское деревянное зодчество начало постепенно угасать. Это сказалось как в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, так и в уменьшении доли возводимых деревянных церквей. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.
25 декабря 1800 года Император Павел I издал указ "О непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелым". Хотя строительство новых храмов взамен обветшавших соответствующим указом запрещено не было, фактически деревянное церковное строительство по всей России было остановлено. Так, к примеру, только в одной Архангельской губернии объемы каменного церковного строительства в первой трети XIX века достигли исторического максимума, не превзойденного по сей день. При этом терялся опыт плотницкого мастерства.
Нереалистичность Высочайшего запрещения на строительство деревянных церквей была очевидна сразу же, и постепенно из него был сделан ряд исключений - было разрешено строить церкви в Сибири, в западных губерниях и в бедных селениях, не имеющих средств на каменное строительство. Окончательно запрет на строительство деревянных храмов был отменен лишь при императоре Николае I указом от 28 октября 1835 года.
В середине и во второй половине XIX века процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих «поновлений» сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия.
Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 года сказано: "… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами". Тогда же был выпущен "Атлас сельских деревянных церквей". Так начиналось типовое, или, как тогда говорили, образцовое возведение храмов.
Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Примером храма этого периода можно назвать Троицкую церковь, построенную в 1912-1913 годах в дачной местности Наташино Московского уезда.
5. Состояние храмовых построек в Советском Союзе
В 1920-1930-х годах ситуация резко изменилась. За исключением самых западных районов Псковской области, отошедшие Латвии и Эстонии, повсеместно прекратилось строительство новых церквей, многие храмы закрывались. Разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот и последующий до 1990-х годов периоды страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников церковного деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выразители подлинной народности, были объявлены памятниками архитектуры и на бумаге взяты под охрану государства. Небольшая часть из них стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. Хотя подавляющее большинство построек непопавших в этот список продолжали разрушаться, а иногда и сгорали. Средства на их консервацию и дальнейшую реставрацию практически не выделялись.
Новое разрушительное наступление властей на русские храмы произошло в начале 1960-х годов. Тогда были закрыты и уничтожены многие ценные, остававшиеся ещё действующими, храмы.
6. Деревянное зодчество в современную эпоху
В конце 1980-х - начале 1990-х годов произошли изменения в политической жизни страны. Был снят запрет на новое храмовое строительство. В крупных городах и в районах, имеющие достаточные денежные средства, начались ремонтно-реставрационные работы на старых храмах для превращения их в действующие; развернулось строительство новых деревянных церквей и часовен.
С тех пор уже прошло 30 лет, но в числе вновь возводимых деревянных церквей, настоящих "сокровищ" деревянного зодчества пока маловато. Следует отметить, к примеру, хорошую работу архитекторов и плотников по воссозданию в 2005-2007 годах в Невском Парклесхозе Всеволожского района Ленинградской области Покровской церкви (1708 г.) Вытегорского погоста Олонецкой губернии, обмеренной А. В. Ополовниковым и сгоревшей от поджога в 1963 году.
Более подробная информация о построенных наиболее красивых и интересных новых деревянных храмах содержится в моей подборке «Красивые и интересные новые храмы России».
II. РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СТАРЫХ (ИСТОРИЧЕСКИХ) ХРАМОВ РОССИИ
До начала ХХ века никакие научно-реставрационные работы по сохранению обветшавших деревянных построек на территории страны не велись. Обычно старый храм шёл под снос, вместо него строилась новая церковь, как правило, не соответствующая архитектурному облику предыдущей церкви. Иногда сруб старой церкви использовали для постройки новой, даже его нередко продавали и перевозили в другие сёла, где вновь собирали, часто сохраняя старый облик постройки. Но всё это нельзя назвать научной реставрацией.
Первые в России положительные попытки сохранения наиболее ценных исторических церквей были предприняты только в начале ХХ века. Так, в 1906 году церковь Петра и Павла, построенная в 1788 году на Пучугском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии из-за подмыва водами Северной Двины, с разрешения Императорской археологической комиссии, была перенесена дальше от берега. Сборка церкви на новом месте производилась по обмерам архитектора Дмитрия Васильевича Милеева.
Другим примером грамотной реставрации начала ХХ века может служить Никольская круглая "от пошвы" церковь села Зачачье Холмогорского уезда Архангельской губернии. Она первоначально была построена в 1686-1687 годах на основе сруба ещё более старой церкви Емецкого острога и к началу ХХ века подошла в ветхом состоянии. Ныне сохранившаяся Никольская церковь была построена в 1910-1915 годах по обмерам и на месте предыдущего храма из новых материалов.
Крупномасштабная реставрация памятников деревянного зодчества в советское время развернулась только после Великой Отечественной войны. В реставрации деревянных памятников того времени преобладали тенденции, выражавшиеся в нацеленности на раскрытие памятника от позднейших наслоений и достижение художественной целостности образа. Примером такой научной, грамотной реставрации могут служить работы над храмами Спасо-Кижского погоста, находящийся в Медвежьегорском районе Карельской АССР (А. В. Ополовников, 1949-1959 гг.), да и практически все церкви и часовни, перевезённые в другие музеи деревянного зодчества, расположенные во многих уголках нашей Родины. Все эти постройки во время реставрации были лишены своих «крашенных ящиков» (тёса), в которые они были поставлены при «благолепном поновлении» XIX - начала ХХ веков, а их главы вновь стали переливаться осиновым лемехом вместо жестяного сияния. При этом Александр Викторович Ополовников видел оптимальное реставрационное решение памятника в восстановлении до обшивочного облика, но с возможным сохранением некоторых позднейших пристроек, причём он дифференцировал наслоения на те, которые искажают первоначальный традиционный облик памятника, и на те, которые нейтрально сочетаются с первоначальным основным объёмом. Если первые однозначно предлагалось удалять, то вторые вполне могли быть сохранены.
В 1990-х годах как в политике, так и в реставрационном деле наметились негативные "либеральные" подходы. Их приверженцы, как правило, искусно маскируют свои истинные намерения, используя термины: "исторические", или "аналитические (фрагментарные)" подходы.
Исторический подход предполагает сохранение на памятнике всех его перестроек и изменений, то есть того облика, который имел храм на 1917 год.
Фрагментарный (аналитический) подход предусматривает сохранение за различными частями здания разновременного облика. Древнейшая часть здания, по мнению создателей этого метода, может быть раскрыта от обшивки, что позволяет продемонстрировать художественную ценность традиционной деревянной постройки. При этом сохранение позднейших завершений, пристроек, крылец и прочих прирубов, как будто подчеркивает древность главного и не создает впечатление недостоверных воссозданий.
После таких "реставраций" храмы получат невыразительный внешний вид, не раскрывающий всю красоту русского деревянного зодчества, а при фрагментарном подходе, к тому же, в облике храма одновременно будут присутствовать элементы разных исторических эпох, а в целом постройка получится невырозительная, не будет соответствовать никакому историческому периоду. Правда, храм после завершений всех реставрационных работ (если они велись строго по нормам и правилам) будет прочным, но о красоте русского деревянного зодчества можно будет забыть. К тому же обшитые доски будут способствовать гниению сруба (из-за худшей проветриваемости и просыхания) и более быстрому распространению огня в случае пожара. Всё это попросту выброшенные "на ветер" реставрационные казённые средства — обычная либеральная ситуация.
Примеров таких «реставраций» за последние десятилетия накопилось немало. Возьмём, к примеру, Успенскую церковь, стоящую с 1674 года в селе Варзуга (Терский район Мурманской области). Во время реставрационных работ 2004-2008 годов храм вновь "одели" в унылый тёс и покрасили.
Как правило, повсеместно в стране проходит с большим трудом реставрация памятников, финансируемая в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». С середины 2000-х годов такими работами было затронуто около десяти памятников. Практически во всех случаях работы растягивались на длительное время. Часто конкурсы на удивление выигрываются организациями, не способными самостоятельно проводить реставрационные работы, а плотницкие артели привлекаются на условиях субподряда. Всё это приводит к малоэффективному расходованию государственных средств, а попросту — их расхищению. В ряде случаев из-за низкого качества работ памятникам наносится ущерб, иногда существенный.
Самый известный и позорный пример таких работ – «реставрация» Варваринской церкви, построенной в середине XVII века в селе Яндомозеро в Карелии. Храм, стоявший в обезлюдевшем селе, к 2000-м годам пришёл в аварийное состояние. Было решено перенести его в соседнее село Типиницы. Работы по разборке и перевозу церкви были начаты в 2016 году. Однако выигравшее конкурс на проведение работ московское ООО "ЭШЕЛЪ", к этому времени уже испытывавшее серьезные финансовые трудности, не смогло оплатить работу субподрядных организаций. Церковь удалось лишь разобрать и частично перевезти на новое место. При этом часть брёвен сруба была брошена по дороге, которые затем провалялись два года под открытым небом, постепенно разрушаясь. К сборке церкви приступили только в 2018 году, однако большая часть подлинного материала безвозвратно была утрачена.
Следует остановиться также на «гипотетических» реставрациях. Он применяется тогда, когда по состоянию постройки из-за больших утрат конструкций, невозможно сделать вывод о его первоначальном облике. Тогда памятник восстанавливается на основе гипотетических представлений. При этом, реставратор додумывает его на основе документов и аналогий. Здесь должен быть опытный специалист, наделённый от Господа чувством красоты и безукоризненным мастерством вписывания постройки в ландшафт.
Иногда гипотетический метод применяют при реставрации, чтобы лучше вписать постройку в современный ландшафт. Положительный пример такого метода — реконструкция Никольской часовни (вт. пол. XVIII в.) в деревне Вершинино Плесецкого района Архангельской области, где вместо исторического купола на звоннице был поставлен шатёр, больше соответствующий ландшафту окружающей местности.
В современное время наблюдается тревожная тенденция в отношении восстановления старинных церквей и часовен, которые были переданы Церкви и не состоящие на учёте Государства, как памятники архитектуры, но представляющие определённый исторический и архитектурный интерес. Эти храмы, долгое время использовавшиеся не по своему назначению, к 2000-м годам пришли в ветхое, а в большинстве случаях — в аварийное, состояние. Вместо того, чтобы провести научное исследование и грамотную реставрацию, на худой конец, за неимением средств, простую консервацию, некоторые священнослужители, не имея знаний в области архитектуры и искусства, и не обладая развитым чувством прекрасного, при ремонте своих храмов наносят им большой, а подчас непоправимый ущерб. А иногда их просто сносят, под предлогом "зачистки территории от мусора", или строительства нового храма, хотя места для такого строительства рядом со старом храмом предостаточно. Примеров с 1990-х годов накопилось много. Приведём лишь два из них.
В селе Яныль Кукморского района республики Татарстан в 1907 году была построена деревянная церковь Петра и Павла. В 1930-х годах властями храм был закрыт, но в народе к нему всегда было бережное отношение, поэтому церковь хорошо сохранилась. Постройка не являлась памятником архитектуры и поэтому на учёте государства не числилась. В начале 2000-х годов храм был возвращён Церкви, а в 2011 году, в результате «благолепного поновления», церковь приобрела новый облик. Всё это безобразие, по всей видимости, создавалось на средства прихода. Поднятая общественность в защиту этого храма, заставила Министерство культуры Республики Татарстан приказом № 236-од от 27.03.2018 года поставить эту церковь на учёт, как выявленный памятник архитектуры. А столько ещё таких храмов ждут своей очереди?
В конце 2024 года пришли сведения о сносе не находящегося на государственной охране Покровской церкви в селе Покровское Семеновского района Нижегородской области. Церковь, построенная в 1851 году, до последнего момента сохраняла свой архитектурный облик, хотя в 2000-х годах обрушился свод купола основного объема, но стены ещё стояли, а состояние колокольни и вовсе не вызывало существенных опасений. Храм ещё можно было отреставрировать и поставить в строй действующих. К концу октября 2024 года на месте разобранного здания оставалась одна колокольня, но и её будущее, к сожалению, думаю, предрешено.
В небогатых районах страны, в русской глубинке, до сих пор продолжается процесс интенсивного обезлюдевания сёл и деревень. По данным интернет-издания, за прошедшие 30 лет с развала СССР в стране не стало 37 тыс. населенных пунктов. Еще 25 тыс. находятся на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. В таких местностях многие храмы, простоявшие "без пения" весь ХХ век, к 2000-м годам подошли в состоянии руин. Такие постройки, к большому огорчению, уже не подлежат восстановлению. Да и восстанавливать в этих местах уже не для кого.
Часть построек, стоящие без должного ухода и внимания, по разным причинам сгорали. Среди этого списка имеются и наиболее ценные храмы. Так, к примеру, из-за поджога 10.08.2018 в Кондопоге (республика Карелия) сгорела уникальная Успенская церковь, построенная в 1774 году.
По информации, предоставленной Александром Бокарёвым, только в 2024 году в России произошло как минимум семь случаев утраты деревянных исторических церквей. Кроме того, несколько построек получили серьёзные повреждения в результате обрушений.
Не хотелось заканчивать повествование на такой печальной ноте, но жизнь повернуть назад нельзя ... Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
____________
Но не всё ещё, к счастью, потеряно. На сегоднейший день по России в хорошем и в относительно удовлетворительном состоянии находятся около 200 деревянных храмов, представляющие наше Национальное культурное достояние. Более подробно о них рассказано в моей коллекции: "Красивые старые деревянные храмы России", которая состоит из двенадцати частей:
____________
Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:
____________
НА ФОТО (сверху вниз):