ЧАСТЬ ХII. ХРАМЫ РУССКОГО СТИЛЯ РУБЕЖА XIX-ХХ ВЕКОВ
Мы заканчиваем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма храма:
К авторской группе храмов рубежа XIX-ХХ веков относятся постройки, выполненные в формах традиционного русского деревянного зодчества, или приближённых к ним, и представляющие определённый интерес.
Как было сказано ранее, исконно русское народное зодчество закончилось с приходом Петра I, точнее говоря, с его политикой принудительного внедрения всего западного. Тогда же, приблизительно со второй половины XVIII века, а в некоторых районах и ранее, наметился упадок деревянного строительства на Руси, который продолжался вплоть до 1917 года. Лишь некоторый подъём деревянного зодчества в этот период наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Русский стиль, получивший в то время своё развитие, — единственный за сотни лет пример возрождения именно русской архитектуры.
Русский стиль в архитектуре второй половины XIX - начала ХХ веков последовательно влючает в себя несколько этапов своего развития. Первый этап - русско-византийский стиль открывает поиск национального в отечественной архитектуре. Сущность стиля заключается в создание архитектурного образа на основе сочитания форм средневековой русской архитектуры с элементами византийского зодчества. Это было весьма придворное направление, оно поддерживалось политическим курсом Императора Николая I. В первую очередь этот стиль отражает имперскую идентичность, а не национальную (этническую). Речь идет о понимании России как преемницы Византийской империи. Примером этого стиля может служить церковь Троицы Живоначальной (1891 г.), построенная по проекту архитектора К. Тона (из альбома образцовых церквей) в селе Осиновка Гагинского района Нижегородской области.
Вторым этапом развития русского стиля является, так называемый, классический русский стиль. Первоначально этот стиль сложился в 1820–1830-х годах преимущественно как стиль придворных садово-парковых павильонов. Наибольшее развитие он получил в России в период правления Императора Александра III, как стиль официального строительства. Главным приёмом стиля можно назвать использование элементов и традиций древнерусского зодчества и их стилизация во вновь возводимых постройках, либо строительство заметно ярких зданий с выделяющимся декором - так называемой "ропетовщины". Примером классического русского стиля может служить церковь Троицы Живоначальной (1897 г.), построенная архитектором С. С. Эйбушитцом в посёлке Удельная под Москвой (Раменский район).
Допетровское зодчество, доставшееся нам - это в основном небольшие храмы, жилые палаты и военные укрепления (кремли). В современность, с её вокзалами, доходными домами, отелями и гигантскими торговыми рядами, древнерусская архитектура вписывалась с трудом, поэтому к началу ХХ века на смену классического русского стиля приходит последний этап русского стиля - неорусский стиль. Это модернистское направление в русской православной и светской архитектуре. Храмы, построенные в этом стиле весьма разнообразны в своём виде: они бывают как близкими к традиционной православной архитектуре, так и радикально отличающимися от неё. Примером неорусского стиля может служить церковь Пантелеимона Целителя (1910 г.), построенная архитектором А. М. Вейзеном при грязелечебнице в селе Тинаки, ныне Наримановский район Астраханской области.
СПИСОК ХРАМОВ РУССКОГО СТИЛЯ РУБЕЖА XIX-ХХ ВЕКОВ
В список вошли: 18 церквей, 1 часовня и 1 колокольня в 16 регионах России.
Благодарю за внимание
Если имеются дополнения или замечания к списку храмов коллекции - прошу их направлять автору через сайт sobory.ru.