На берегу Ильинского озера, у подножия Цыпиной горы, что в Кирилловском районе, стоит деревянная церковь Илии Пророка. Эта древняя ярусная церковь необычной судьбы. Некогда она была частью одного из крупнейших приходов Кирилловского уезда, но после Октябрьской революции перешла в разряд "заброшенок" и едва не исчезла навсегда... Сейчас вся территория в полутора километрах от села Ферапонтово, как и само Цыпино, принадлежит национальному парку "Русский Север". Церковь напоминает высокую ярусную башню с подклетом, небольшой алтарной частью и трапезной. Двадцать лет назад её внесли в "Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения" и сделали филиалом Кирилло-Белозёрского музея-заповедника. Первые упоминания о Цыпине датируются началом ХVI века. Известно, что Ильинскую церковь построили в 1755 году. Через год её освятили.
В музейных архивах хранится прошение, поданное 26 июня 1756 года священником "церкви Пророка Илии, что на Цыпине" Поликарпом Ивановым "о выдаче из Вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса". Прошло полвека, и на Цыпинском погосте появился ещё один храм - каменный, в честь Дмитрия Солунского. У него была своя колокольня и два престола: тёплый и холодный. К 60-м годам ХIХ века цыпинский приход стал одним из крупнейших в уезде: ещё бы - в его составе числилось более двадцати деревень, 265 дворов и почти две тысячи человек! Кто проектировал и строил Ильинскую церковь в Цыпино, учёным остаётся только гадать. Однако во время её ремонта уже в наши дни специалисты заметили интересную деталь: изучив следы от инструмента зодчих в угловых соединениях, они обнаружили, что храм "рубили" не привычными всем топорами, а особенными. Они оставляли не традиционные канавки, а прямой срез.
Архитектор реставрационного центра города Кириллова А.П. Мальцев в своей работе "Реставрация церкви Пророка Ильи, что на Цыпинском погосте", так описывает этот топор: "У него тонкое оттянутое лезвие шириной около 16 сантиметров. Он имеет характерную вытянутую пятку. Ещё одно обстоятельство обратило на себя внимание: следы топора на брёвнах имели закругление на конце носка". В результате реставраторы изготовили копии этого топора, с помощью которых и занялись восстановлением пострадавшего от времени здания храма.
После Октябрьской революции Ильинский храм был в 1935 году закрыт, разграблен и в окончании заброшен, после чего стал постепенно разрушаться, что привело к частичному обрушению в 1960-х годах, надо признать, не без "помощи" вандалов. Потом обрушились кладбищенские ворота, а ограда вообще исчезла. Дом священника был безжалостно снесён, а стоящую рядом церковь Дмитрия Солунского просто-напросто взорвали. Идея восстановить памятник архитектуры возникла у исследователей в 1980 году. Именно тогда один из специалистов, И.Н. Шургин, вплотную занялся изучением Ильинской церкви. Оказалось, что всё это время на земле рядом с храмом лежали останки его верха. Сравнив размер сохранившихся с размером уцелевшего сруба, эксперт предположил, что утрачено два восьмерика. Тогда же разработали два плана реставрации. Первый предполагал восстановление тёсовых кровель, а главу и барабан следовало покрыть лемехом. Второй вариант предлагал ориентироваться на фотографии начала ХХ века. Кроме того, согласно обоим реставрационным планам было необходимо отказаться от обшивки здания, разобрать паперть, прирубленную в конце ХIХ века, внутри клетей поставить лестницу, а с запада присоединить крыльцо. Вот только на реализацию всех этих идей средств не было.
В 1999 году при церкви Илии Пророка в Цыпине зарегистрировали приходскую общину. Совет храма и Кирилло-Белозерский музей договорились было о совместных действиях по восстановлению храма. Но в то время вопрос о финансированием стоял остро: энтузиасты, даже при поддержке сотрудников музея, могли сделать не так уж много. Благодаря помощи одного из благотворителей стало возможным расчистить церковную территорию, вывезти скопившийся за десятилетия заброшенности мусор. На следующем этапе храм перекрыли временной кровлей и закупили оборудование, которое позволило бы начать замену сгнивших венцов в основании здания. Но тут вдруг "коса нашла на камень" в лице руководителя приходского совета. Он блокировал все решения, парализовал работы, не подпускал к церкви реставраторов и разворачивал машины с оборудованием. Противостояние дошло до того, что специалистам пришлось обращаться за помощью к епископу Вологодскому и Великоустюгскому Максимилиану! В результате переработать проект реставрации и согласовать его во всех инстанциях удалось лишь в 2003 году. И уже в феврале этого года началась подготовка: организация площадки для работ, заготовка леса, а уже через месяц специалисты начали маркировку и разборку храма. Храм к тому времени представлял руинированный объём, сохранивший только нижний восьмерик. Второй и третий восьмерики разобранные лежали рядом. Над восьмериком была временная кровля. Восьмерик имел общий наклон на северную стену в результате проседания фундамента. Консоли прогнулись, угрожая падением стен галереи.
Тем не менее работы начались, даже несмотря на отсутствие нормальных подъездных дорого и стабильного электроснабжения. В результате все брёвна до высоты последнего восьмерика поднимали "исконным русским способом, благодаря верёвкам, слегам и физической силе". Столь высокая ювелирная работа была выполнена в полном соответствии с принципами Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), созданного ещё в 1964 году по инициативе ЮНЕСКО. Основу церкви составляют восходящие восьмерики. Ярусную "башню" церкви составляют установленные на крещатое основание три приземистых, широких, по мере восхождения последовательно уменьшающихся в сечении восьмерика. С запада к основному объёму храма примыкают трапезная и паперть.
Архитектор-реставратор Игорь Шургин писал о паперти Ильинской церкви: она "...не включена в единый объём основного сруба здания... высоко над землёй опирается на консольно выступающие брёвна сруба. Поэтому первоначально на паперть, вероятно, вело высокое наружное крыльцо. Только позднее первоначальное крыльцо и западные консоли были сломаны, и вместо них под углы паперти Ильинской церкви поставлены срубы для размещения в них лестниц внутреннего входа". Стоит сказать несколько слов о характере самого сруба - это тоже одна из необычных особенностей Ильинской церкви. Особенности эти скрыты под дощатой обшивкой, поэтому их не заметишь, изучая внешний облик храма. Так вот, исследователи отметили, что основная часть сруба сложена "в обло", то есть с выступающими остатками брёвен по углам, а вот галерея и верхний восьмерик срублены "в лапу", без остатка. В то время это был новый приём для народной деревянной архитектуры; своеобразие Ильинской церкви как раз в сочетании в одной постройке и традиционного "дедовского" приёма, и новаторского. И ведь органично получилось!
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №167, 2015 г.