«…Незабываем и деревянный ярусный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте. По местным преданиям, церковь срубили четыре крестьянских парня братья Ширковы в 1694 году. Это подлинный шедевр народного искусства, ныне едва ни единственный не только в России, но и в мире деревянный ярусный храм подобного типа. Храм Ширкова погоста высотой 45 метров, на 8 метров выше знаменитой Преображенской церкви в Кижах.
Существуют различные легенды о строительстве этого храма. Одна старушка рассказывала: «Бревна сюда везли из-под Архангельска вон они какие мощные! А задумали церковь ставить братья Ширковы, только не здесь, а напротив, на островке. Сложили они, значит, несколько венцов. Поутру встают - ба, бревна раскатаны по всем углам. Они снова за работу. И опять сруб врассыпную! Вот как нечистый волю свою творил... А потом сон снится одному брату: поставьте, дескать, церковь-то на берегу. Так и сделали. И, видишь, стоит!»
За основу построения храма взят четырехстенный сруб, установленный на подклете, с востока примыкает граненая апсида, с севера, запада и юга галереи на консолях. Над основной клетью возвышаются еще два четверика, покрытые кровлей на восемь скатов. Венчает храм высокий круглый барабан с небольшой покрытой лемехом главкой и крестом. Храм Ширкова погоста - свидетельство высочайшего искусства крестьянских строителей. Работали они топорами: это универсальное орудие плотника, как бы «продолжение» его рук. Каждый мастер работал только своим инструментом. Топорище он вырезал по своему вкусу, точнее - по своей руке. С помощью топора подгоняли бревна, делали врубки, вязали венцы (горизонтальные ряды бревен в срубе). У крестьян бытовали поговорки: «топор острее, так и дело скорее», «топор - кормилец», «топор - делу голова», «с топором весь свет пройдешь», «топор одевает, топор обувает».
Деревенские плотники использовали тесла для долбления выемок больших бревнах, долота - для пробивки отверстий, мелких пазов в бревнах; скобели или струги - дугообразные лезвия с двумя ручками для остругивания, ошкуривания бревен; пилы-ножовки, пригодные для столярных работ молотки. В набор обязательных инструментов плотника входили линейка и отвес шнурок с грузилом.
Крестьяне-плотники на Ширковом погосте повторили деревянную церковь конца ХVI столетия из Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. Исследователи древнерусского деревянного зодчества утверждают, что данный ярусный тип храма-башни - явление самобытное, местное - Верхневолжское. Причем самую раннюю — монастырскую — церковь также рубили крестьяне окрестных селений Ниловой пустыни. Подобный деревянный храм был также в Торжке, он известен по изображению панорамы этого города, выполненной в 1673 году шведским инженером Эриком Пальмквистом, и на Русском Севере - в селе Шалоге Вытегорского района (1733 год).
В ХІХ столетии на Ширков погост приезжали путешественники, которые хотели увидеть уникальный деревянный храм. Знаменитый русский художник А.П. Рябушкин сделал рисунок «Храм Иоанна Предтечи на Шир- ковом погосте», который хорошо передал архитектуру памятника, а также облик крестьянского поселения и его жителей. В настоящее время этот рисунок представляет исключительный интерес, поскольку на нем изображена несохранившаяся деревянная колокольня. В конце XIX века на Ширковом погосте со школьным походом побывал замечательный столичный учитель С.А. Рачинский. Он знакомил своих учеников с историей Отечества, учил их любви к родной земле.
Крестьяне Ширкова погоста бережно относились к своей церкви — хранили ее, а для службы в начале XX века устроили рядом большой каменный храм, по архитектуре близкий собору Ольгинского монастыря. Помогал им владелец усадьбы Ивановское Алексей Николаевич Вараксин. В 1913 году в обращении в Императорскую Археологическую комиссию прихожане со священником Ильей Голубевым, церковным старостой Гавриилом Коровкиным писали: «В погосте Ширково, что на Волге, 19-ти верстах от ея истока, находится относящийся ко второй половине XVII века замечательный памятник старины - храм во имя Св. Иоанна Крестителя. Стиль церкви — древнерусский, оригинальной постройки с многочисленными на все фасады двухскатными крышами, в несколько ярусов. А само здание сооружено из бревен и балок непомерной толщины... Прихожане по мере сил и возможностей ремонтировали и поддерживали свой храм по сие время. Однако неудобства, выражающиеся в том, что ввиду отсутствия в оном печей, молящимся зимой приходилось присутствовать при Богослужении не иначе, как в тулупах и рукавицах, заставили приложить все усилия для постройки нового каменного храма. При этом расходы настолько поколебали приходской бюджет, что о поддержке старой церкви нечего стало и думать. Поступить по установленному обычаю, т.е. продать ее на снос, дабы на вырученные деньги улучшить новый храм - невозможно: это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины... Посему покорнейше просим Императорскую Археологическую комиссию... принять в свое ведение церковь, как одну из археологических древностей Тверской губернии».
В 1903 году из Санкт-Петербурга в Ширково приехала представительная комиссия, чтобы изучить деревянный храм. Академиком архитектуры В.А. Щуко, архитекторами Л.Л. Шретером и Н.Е. Лансере были проведены обмеры храма и выполнены чертежи. В 1930-е годы Ширков погост посетил прославленный исследователь древнерусского искусства и архитектуры Петр Дмитриевич Барановский. Он создал в Москве музей в Коломенском, сохранил от разрушения сотни памятников архитектуры, благодаря ему древний Ярославль сохранил свой исторический облик, храмы, монастыри и историческую застройку. Благодаря П.Д. Барановскому в столице уцелел древний Спасо-Андроников монастырь.
Примечателен факт, что в 1970-е годы, когда проводилась реставрация уникального деревянного храма, имевшего мировую известность, здесь работали местные мастера. Проект реставрации выполнил известный советский архитектор А.В. Ополовников, котогрый исследовал древнерусское деревянное зодчество и спас от гибели многие храмы и крестьянские избы Русского Севера. Вел архнадзор Анатолий Иванович Кустов.
Проект был, но специалисты Осташковского реставрационного участка не смогли организовать работу. Долгое время ссылались на то, что в Верхневолжье нет леса, необходимого для замены старых бревен, а они были из сосны диаметром 80 сантиметров. Древние строители использовали сосну без подсека, то есть те деревья, из которых не гнали смолу, она как камень-янтарь укрепляла древесину, была антисептиком и предохраняла от гниения. Не было на реставрационном участке опытных плотников, словом - одни неразрешимые проблемы. Разобрали старинную колокольню, а собрать не смогли - не спасли древнее сооружение. Подобная участь была уготована и храму.
Как-то в Ширково приехала Мария Евдокимовна Калинина, которая работала в Осташкове заместителем редактора газеты «Заря коммунизма». Это был опытный журналист, честный и умный человек. Много просчетов увидела она в работе реставраторов, а после поездки опубликовала статью «В защиту ширковского чуда». Всколыхнулась общественность, стали искать выход из сложившейся крайне сложной и ответственной ситуации.
Начали с того, что решили пригласить начальником реставрационного участка опытного строителя Алексея Алексеевича Ковалева, возглавлявшего одну из больших строительных организаций Осташкова. Никто не думал, что он оставит престижную должность и возглавит небольшой реставрационный участок. Другого решения Алексея Алексеевича быть не могло: человек он рисковый, бывал в разных переделках во время Великой Отечественной войны, когда разминировал проходы во вражеских минных полях для обеспечения наступления наших частей. Но главное родился он в деревне Жуково неподалеку от Ширкова, в ширковской церкви его крестили.
В Верхневолжской деревне прошли детство и юность Алексея Алексеевича. Практически детства у него не было: с малолетства нянчил брата, а в восемь лет ел свой трудовой хлеб - был помощником отцу. Он сделал сыну топор по руке, и пошли они вместе рубить и корчевать лес. Отцу выделили землю под хутор семь гектар, ее-то и расчищали от деревьев и камней, построили дом, завели хозяйство, пчелиную пасеку.
У Алексея Ковалева-старшего руки были золотые: он умело выполнял всю крестьянскую работу, знал столярное, слесарное дело, даже за ветеринарной помощью к нему обращались соседи. Алексей-младший был правой рукой своего отца. В 1930-е годы отца Алексея Алексеевича раскулачили, он отбыл большой срок в тюрьме. К сожалению, типичная судьба
трудолюбивого и успешного крестьянина в XX веке.
Алексею Алексеевичу Ковалеву, красивому, высокому голубоглазому парню Земли Истока, было все под силу: он, как и его предки, понимал, что самое главное - любить Отечество, родную землю, делать добро. Поэтому и Осташковский реставрационный участок, возглавляемый А.А. Ковалевым в 1970-1980-е годы стал лучшим в России. В Верхневолжье Алексей Алексеевич восстановил 13 храмов. Он нашел в Верхневолжье нужную для реставрации деревянного храма в Ширкове сосну толщиной 80 сантиметров и высотой 18 метров. Заготовку древесины производили зимой, а весной сплавляли по Волге в Ширково. Нашел А.А. Ковалев и хороших специалистов, даже древодела, который сделал из осины тончайший лемех для главки храма. Начальник Осташковского реставрационного участка внес и принципиальные изменения в проект реставрации, убедив всех специалистов в правильности своего решения.
Уникальный ярусный деревянный храм на Ширковом погосте был восстановлен. Многие не верили в это чудо, в Министерство культуры и Центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры приходилось отправлять фотоснимки отреставрированной церкви Иоанна Предтечи.
Главное сделал Алексей Алексеевич - построил храм своей жизни, достойно выполнил то, что ему начертано было Богом и судьбой. У А.А. Ковалева хорошая семья, он однолюб, со своей будущей женой встретился в 14 лет в сельской школе; с тех пор они вместе больше шестидесяти лет; у них хорошие дети и внуки. В Смутном и грозном XX столетии Алексей Алексеевич повторил жизнь своего отца, дедов, прадедов, верхневолжских крестьян, которые крепко, словно укорененно стояли на своей родной земле…»
Из книги: Барсегян (Куксинская) Т.В. Верхневолжский Ольгинский монастырь и его окрестности. – М.: Издательский дом «Переход», 2016