ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новый Ропск. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Новый Ропск. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:1732.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Брянская область, Климовский район, с. Новый Ропск, ул. Ленина

Координаты: 52.294971, 32.305304
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Сергей Меркулов
14 октября 2018
Церковь Николая Чудотворца, Село Новый Ропск, Климовский район<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Село Новый Ропск, Климовский район
Юрий Горбачев
5 сентября 2018
Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада с центральной улицы села<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Вид с запада с центральной улицы села
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада; хорошо заметны итоги расчистки прихрамовой территории от деревьев<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Вид с северо-запада; хорошо заметны итоги расчистки прихрамовой территории от деревьев
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Сергей Меркулов
17 октября 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
07.10.2004 - 12.10.2004
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
oldboy
7 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
nikita02
2 октября 2016
Церковь Николая Чудотворца, крыльцо<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
крыльцо
nikita02
2 октября 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Сергей Меркулов
17 октября 2009
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Общий вид. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Общий вид. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Фонарь. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фонарь. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Западные двери. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Западные двери. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Иконостас. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Иконостас. Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фото из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Источник: «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой её истории». Киев. 1911 г. <br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Источник: «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой её истории». Киев. 1911 г.
Елена Григорьева
1 июня 1911
Церковь Николая Чудотворца, Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Николая Чудотворца, Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века <br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Николая Чудотворца, Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Николая Чудотворца, Вид на алтарь. Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века<br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Вид на алтарь. Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ
Церковь Николая Чудотворца, Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века  <br>, Новый Ропск, Климовский район, Брянская область
Фотограф Ушаков Н.Н. Начало XX века
Александр ДУДНИКОВ



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  9 марта 2018

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа. Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник деревянного зодчества Брянщины в стиле украинского барокко, характерном для юго-западных районов области.

Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины кон. 17-18 в. Центральный четверик со сплюснутой грушевидной восьмигранной кровлей выделен большими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном световом барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые объемы (приделы Троицы и Дмитрия Солунского) меньше западного (бабинца) и восточного (алтаря) и поставлены не совсем обычно - выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу своеобразной закрытой обходной галереей - опасанием. Главный, западный вход оформлен широким крыльцом, возникшим, очевидно, в 19 в.; кроме него, есть еще четыре боковых входа с маленькими крылечками.

Основным декоративным мотивом фасадов храма выступает традиционная для украинской архитектуры этого времени обшивка стен вертикальным тесом с закрывающими швы тонкими рейками, завершенными подкарнизной доской с полукруглыми вырезами и богато профилированными карнизами. Вытянутые прямоугольные окна второго света, часто спаренные, чередуются с небольшими круглыми проемами в диагональных гранях боковых прирубов. Главное крыльцо имеет две пары низких колонок по краям лестницы, поддерживающих крутой фронтон с аркой в центре. В глубине крыльца - великолепный входной портал характерной для украинского барокко трапециевидной в верхней части формы. Его широкие откосы украшает выполненная вязью эффектная надпись - летопись храма.

Большую редкость представляет хорошо сохранившийся интерьер. Открытые внутрь ярусы сообщают каждой из частей храма вертикальное пространственное развитие. Особенно эффектно основное помещение с плоскими треугольными парусами, ступенчатыми гранеными "переходами" и двумя последовательно открытыми друг в друга восьмериками. Большими проемами оно объединено с западным притвором и боковыми прирубами, в то время как алтарь отделен стеной с узким проходом в середине иконостаса. С западной стороны центрального объема над проемом расположена поддерживаемая двумя столбиками галерея хор с лестницей в северо-западном углу. Боковые проемы, сильно сдвинутые к иконостасу, имеют неправильную форму пологой полуарки.

Роспись на металлической обшивке дверей в обходной галерее, выполненная маслом в 1730-х гг., - уникальный для области памятник монументального искусства. В изображениях святых, близких по стилистике к украинским парсунным портретам 18 в., сочетаются барочные черты и местные иконописные традиции.

На полотнищах пяти дверей написаны в рост святые Кирилл и Мефодий (1732, Дмитрий Солунский, князь Владимир, дважды повторяется изображение Михаила Архангела). Сохранилась также аналогичная по характеру роспись на подшивном потолке барабана - медальоны с изображениями Христа и четырех митрополитов. В орнаментально-плоскостной трактовке ликов и одежд Кирилла и Мефодия на западной двери притвора использованы условные иконописные приемы, восходящие к живописи 17 в.; фронтально изображенные фигуры отличаются некоторой статичностью. В той же манере написаны Дмитрий Солунский и князь Владимир.

На западной двери храма расположено лучше сохранившееся изображение Михаила Архангела. Это наиболее выразительная композиция, напоминающая барочный парадный портрет. Фигура святого представлена в трехчетвертном повороте. Развевающиеся перья шлема и спадающий широкими складками плащ придают ей свободное движение. Мастерски написаны орнаментальные чеканные узоры на латах. Наиболее ярко черты барокко проявились в светотеневой моделировке лика и пастозном наложении красок динамичными небольшими мазками. Тщательно выписанные черты лица с тонкими губами, слегка пухлыми щеками и большими живыми глазами придают персонажу индивидуальные, почти конкретные черты. Из-под осыпавшейся краски на правом плече проступает изображение неизвестного святого, отличающееся экспрессивной выразительной манерой письма.

Большой интерес представляют железный дверной замок секирного типа на южной двери и колокол 1888 г. с изображением четырех святых в медальонах, подвешенный внутри обходной галереи.

Первоначальный высокий четырехъярусный иконостас не сохранился. Нынешний сборный относится к 1-й пол. 20 в., царские врата - к рубежу 19-20 вв., иконы - к 18-20 вв.

http://libryansk.ru/klimovonovropsk.21208/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 марта 2022

Ропск старый и новый. Один от другого в 3 вер. и в 35 от Новозыбкова; на р. Ропе, притоке Снова; старый на дороге из Северского в Новозыбков и Рогачев; новый на смоленской дороге.

По описи 1734 г. в местечке две церкви, – одна во имя св. Николая, другая в честь св. Бориса и Глеба.

В нынешнем Николаевском храме на лутках западной двери вырезано следующее: «за державу имп. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясневельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в м. Ропску, року 1732».

Иконостас в 4 яруса, ризница приличная. По переписи 767 г. при Николаевском храме «школа», где три псаломщика и две богадельни; для двух священников земля дана в давние времена, всего на 15 четвертей посева, кроме огородов. Ныне у причта 33 десятины.

Прихожане издавна, составив цехи, поручили избранным лицам цехов собирать деньги на храм и увеличивать капитал процентами. В случае нужд храма доверенные лица доставляют деньги на удовлетворение нужд.

В старом Ропске храм Рождества Богородицы. Так и по описи 1734 г. В этом храме в кипарисном ящике на престоле частицы мощей пр. Антипы, врача, пр. Ефросинии полоцкой и пр. Игнатия целебника.

В 1767 г. показывалось церковной земли: пахати по посеву на 4 четверти, огород засеваемый 4 четвериками конопли и сенокос на 50 возов; эти земли наданы от прихожан. Ныне у причта 33 дес., кроме того Михаилом Калениным пожертвовано в пользу храма 23 дес. земли.

По описи 1734 г. в новом Ропске 99 дворов пахатных и 79 дворов бобылей, в старом 40 дворов пахатных и 35 дворов бобылей. По переписи 1764 г. в м. Ропске козаков 49, гетманских 1200 м., в старом Ропске козаков 120 гетманских 347 м.

В местечке Ропске три ярмарки в девятую неделю по пасхе, июля 14 в д. Бориса и Глеба и окт. 26 д.

Ещё в прошлом столетии, так как в уезде зыбковском и особенно в соседстве суражском, леса были темные, жители Ропска занимались звериной охотой, ловили медведей и иные водили медведей по селам для показа. Но ныне это только быль давняя, о которой уже и забыли.

Ныне многие из жителей местечка занимаются дальним конным извозом и находясь по этому случаю в безпрестанных сношениях с русскими слободами по своей обстановке успели обрусеть; их костюм, телеги, рослые лошади, сбруя – совершенно великорусские...

Николаевская церковь с. Ново-Ропск. Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1956 и 1957 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 апреля 2022

В XVII–XVIII вв. Ропск - сотенный городок Стародубовского полка, и хоть сотня звалась ропской, однако правительство ее и сотенная канцелярия содержались не в Ропске, а в с. Великая ось; Ропск же издавна был предоставлен на ранг гетманской Булаве. Во времена гетмана Даниила Апостола в Ропске были столярные мастерские, которые, между прочим, поставляли мебель в Гетманский дом в Глухове. Не в этих ли мастерских сделан был старинный столик, который хранился в новоропской Борисоглебской церкви? Подобные столики нам приходилось порой видеть в казачьих хатах на Полтавщине; встречались они по церквям на территории бывшей Черниговской губернии, а также и на Правобережье и в западных областях Украины. Прототипы этих столиков - древнеримские столы с мраморными бочками, которые были украшены рельефными изображениями грифонов. Через несколько веков сделанные уже из дерева подобного типа столы теряют рельефные изображения, но профиль боковых щитков, его контур продолжают сохранять. В таком виде потомки этих древнеримских мраморных столов получили определенное распространение и на Украине. В 70-х гг. XVIII в. в Ропске содержалась экономическая контора Ропской волости, принадлежавшая тогда Разумовскому.

В XVIII в. В Ропске было две церкви: Николая и Борисоглебска. Резная надпись на косяках западных дверей (в притворе) церкви Николая читается так: «За державу благостивейшой и великодержавнейшой великой государине императорици Анне Иоановни и самодержици всеросійской и прочая и прочая и прочая и... счастливым при владеніи Управление светлейшего пна Даниила Апостола ея Императорского величества войск запорожских обоих сторон Днепра гетмана и кавалера создася храм сей воимя сти хр..а за счет его к ясовельможности в местечке Ропску года 1732 МЦА октобрия 20 дня».

Церковь Николая, построенная выдающимся мастером своего времени, на сегодня является не только одним из старейших деревянных строений на Левобережье, но по некоторым признакам уникальным памятником народного монументального строительства. Церковь построена из сосновых брусьев толщиной в 13 и шириной 30-26 сантиметров; толщина бруса везде, от пола до окон фонаря, одинакова. По плану Новоропская церковь Николая относится к типу крестовых с выделенным центральным четвериком и четырьмя узкими за центр шестигранными рукавами. Южный и северный рукава здесь размещены не симметрично к главной поперечной оси центрального квадрата, как обычно в церквях крестцового плана, а они здвинуты на восток настолько, что восточные стены рукавов и центра легли на одну прямую, создав таким образом цельную, на всю ширину строения, стену, что вверху достигает заломов. В других пятиглавых крестцовых церквях на Левобережье такого решения плана мы не встречали. Объем алтаря и бабинца строитель оформил в определенной степени изолированно от центра. В то же время, вынув на две трети высоты просветами Южную и Северную стены центра, он три объема центра и боковых рукавов трактует как единое пространство и высокую залу, развернутую по оси Юг-Север. Тем самым квадратная форма центрального сруба в интерьере в значительной мере затушевана. В 1739 г. был установлен в здании иконостас.

В церкви кроме главного алтаря есть еще два боковых. Помещения этих приделов резко отличны от главного: они невзрачные, низкие, совсем темные (освещены каждый единственным маленьким круглым окошком, прорезанным под самым потолком-крышей). Поскольку иконостас поставлен уже после смерти Д. Апостола, возможно, изначально церковь планировали с одним алтарем и пономаркой и ризницей при ней. Впоследствии решили превратить пономарку и ризницу в приделы. Входят в церковь тремя дверями, ориентированными на Запад: одни - главные - в Бабинец, двое - вспомогательные - в западных гранях боковых рукавов. Этим трем дверям соответствуют три двери в галерее (опасении). К боковым алтарям имеем еще две двери и соответствующие им в галерее. Опасение окружает строение вокруг. Оно - рубленое, из таких, как и церковь, брусьев. Почти каждая грань опасения имеет если не дверь (пять), то окно (одиннадцать). Внутри опасение имеет помост. Можно гадать, что раньше потолок здесь тоже был, как и в Новгород-Северском Покрове. Ощепины сруба опасения связано со срубом церкви балками. Этаж ощепин положены наклонно стропила, а на них сверху нашиты латы. Подобное глухое рубленое опасение на Левобережье мы встретили также в Покровской церкви Новгорода-Северского. Опасение не только надежно защищало низ строения от разрушающих факторов, в первую очередь от влаги, не только помогало поддерживать более ровную температуру, но и придавало значительную площадь, где, например, во время общественных обедов в непогоду могло разместиться почти столько людей, сколько их вмещала сама церковь. Опасение имеет ширину, равную половине ширины южного или северного рукава, а перед входной дверью было оно еще шире. Определенную роль играло опасение и в создании художественного впечатления.

Зритель снаружи сначала попадает в относительно слабо и очень неравномерно освещенное опасение. От западных входных дверей объем этого низкого помещения разворачивается вглубь на восток, растекаясь по обе стороны. На зрителя в опасении в первую очередь производит впечатление динамика неспокойно сломанных и заложенных под разными углами плоскостей наружных стен сруба церкви, так и от внутренних граней сруба самого опасение; часть граней ярко освещена, другие - глухие, темные. Все это вызывает ощущение беспокойства. С опаской зритель входит в Бабинец. Здесь по принципу контраста все выглядит по-другому, чем в опасении. Нижняя половина Бабинца залита светом. Мастер разместил на середине высоты сруба стен венчиком по сторонам света трое двойных больших окон да еще в промежуточных гранях добавил по одному небольшому круглому окошку. Объем бабинца, а также и главного алтаря характеризуется как помещение, до известной степени отделенное от центра, в котором высота (в противоположность к опасению) значительно превышает поземные размеры. Объем бабинца связан с центральным участком относительно невысоким просветом, завершенным "аркой", и отделяется заплечиками. Верхняя половина сруба стен бабинца вместе с заломом освещена слабее нижней. Грани сруба стен и залома переходят здесь одна в другую мягче и отделяются друг от друга не так четко, как внизу. Это помогает иллюзионному повышению стен и особенно залома. Круто покосившиеся грани залома резко уменьшают внутреннее пространство верхней части бабинца и переходят в фонарь тянутых пропорций, ярко освещенный 4 окнами. Бабинец, особенно его нижняя половина, возбуждает ощущение покоя, мягкой интимности.

Совсем другое впечатление производит центральный участок. Низ центрального участка, как уже было сказано, мастер трактует вместе с объемами Южного и Северного рукавов как единый высокий и просторный «трансепт». Размах пространства трансепта вширь свидетельствует, что это солидное помещение предназначено обслуживать большую общину в серьезных делах. Определенно мажорная ритмика граней срубов стен и верхов южного и северного рукавов, сложность узора соединений и пересечений плоскостей и линий граней компонентов центрального верха, мощный порыв объема того же верха вверх, наконец, свет, заливающий трансепт и играет на гранях срубов меняющимися оттенками, призванные создать торжественно-приподнятое настроение. В срубе стен центрального участка - только двое окон, прорезаны они в западных углах Южной и Северной граней. Эти окна отличной от других формы. Их главная функция - освещать книги или ноты певцов и чтецов, которые стояли на хорах. Хоры расположены вдоль западной грани сруба стен центрального участка на высоте 4 метров над полом. Узенькие лестницы на хоры находятся в углу при северной грани стен сруба участка; от клироса лестница отделяет бревенчатая стенка. Южный боковой рукав имеет двойное окно на юг, одинарное на запад и круглое в юго-западной грани. Согласно размещены окна и в северном боковом рукаве. Итак, стены центра и его первый зал освещены рефлекторным мягким верхним и боковым светом, а весь «трансепт» - сообщением верхнего и бокового света. Наша достопримечательность относится к группе церквей, в которых сруб стен центрального участка выше сруба стен алтаря, Бабинца, рукавов. И если форму планового квадрата центрального участка внизу архитектор затушевывает, то вверху она обнаружена уже четко. Начиная с залома объем центра определенно доминирует над объемами рукавов. Во всех рукавах на заломы сразу, непосредственно поставлены световые фонари. В центре же между фонарем и стенами имеем: первый залом, восьмерик, второй залом и, наконец, уже фонарь. Стены центрального участка переходят в залом - отвесный и настолько высокий, что восьмерик центрального верха начинается значительно выше фонарей, алтаря, рукавов. Первый залом центрального верха в интерьере производит наибольшее впечатление. Ему мастер уделил больше всего внимания. Это - кульминация в композиции строения.

Венцы сруба залома «работают» с огромной энергией, напряженно, но без малейшего признака надрыва. Превозмогая сопротивление материала, залом в стремительном движении набирает высоту и на своих плечах держит лучезарного корону – восьмерик. Трудно назвать второй памятник народной архитектуры, где бы форма залома достигла такой величавой выразительности. Если в стенах и заломах (центра и рукавов) господствуют вертикаль и напряженное устремление объемов вверх, то в восьмерике центра эта динамика в значительной мере замедляется. Объем восьмерика воспринимается как широкая, раскидистая призма, прорезана во всех своих гранях большими окнами. Эти окна с одной стороны ярким световым ореолом пересекают главную вертикаль строения, с другой - формируют (притом каждый час отличным освещением) грани компонентов объема центра, придавая им светотенью бесконечно меняющейся игры: то контрастным сопоставлением ярко освещенных участков с темными, то создавая плоскости с изменчиво вибрирующим освещением, то, наконец, примешивая некоторые отдельные плоскости утопать в медленно затухающем освещении. Энергично возведен второй залом центра, резко уменьшив объем верха, переходит в фонарь, высотой такой же, как и фонари рукавов, но значительно шире по ним; этим подчеркнуто доминирующее положение центрального верху. Игра света на гранях второго залома уже не имеет того богатства оттенков, как на гранях первого залома и верха стен. Так же и фонарь значительно скупее восьмерик светящимися эффектами. Такую же эффектную и сложную игру света, как в центральном участке, наблюдаем и на гранях заломов боковых рукавов и алтаря. Только здесь она осложнилась еще линейной игрой. Бока трапеций некоторых граней заломов рукавов не плоские, как в заломах центрального участка, а одни прогнуты к середине, вторые, наоборот, изогнуты наружу, чем значительно усиливается динамичность формы заломов рукавов.

Во внешнем виде церкви Николая в Ново-Ропске устремления кверху архитектурных объемов выявлены отчетливо и в то же время - сдержанно. Стремительную стройность архитектурных масс срубов стен, восьмериков, фонарей, обшитых досками вертикально, значительно пригашують горизонтально уложены венцы ничем не обшитого опасения, что глухим кольцом окружает вокруг низ строения. Архитектурные формы верхов всех четырех рукавов нельзя назвать легкими. Центральный участок не только доминирует над всем зданием, но и придает ему величавую стройность. Мастер подчеркнуто выделил объем центрального участка. Как и в ряде других достопримечательностей, в Ново-Ропске в Николае во внешнем виде доминанта композиции внешнего вида – восьмерик центрального верха. В интерьере главная примета каждого участка - стройность, втянутость вверх. Во внешнем же виде все участки приобрели весомость. Мастер, не скрывая стройности, подчеркивает ее сдержанность и выделяет солидную уверенность, массивность их форм. Если, разбивая план строения, мастер старался в интерьере затушевать остроту форм квадрата центрального участка, то во внешнем виде, наоборот, он принимает все меры, чтобы выявить ее, чтобы подчеркнуть симметричность строения и придать доминирующей роли четырехгранной призме центрального сруба. Для того он делает как можно менее заметными боковые алтари (или пономарку и ризницу), и лишь потребность как-то осветить их, хоть маленьким круглым окошком, заставила мастера выделить их объем, покрыв эти помещения односкатной низкой, слабо покатой крышей, которая едва заметно выступает над опасением.

Проанализировав обмерные чертежи Николаевской церкви Нового Ропска, мы убедились, что пропорции строения складываются в простую, ясную и четкую систему; она постепенно и логично разворачивается. Размеры всех частей укладываются в единое гармоничное целое; они нарастают, но подчеркнуто-бурной динамики не проявляют. В пропорциях царит атмосфера сдержанной сосредоточенности. Все части имеют единую базу: размеры квадрата плана центрального участка. В натуре план строения разбивался так: сначала размечался квадрат - центральный участок. На восток от центрального квадрата откладывается длина алтаря, который равен половине диагонали того же квадрата, а на мероприятие откладывается длина бабинца, что тоже равна половине диагонали того же квадрата. Таким образом, длина строения равна стороне плюс диагонали квадрата. Ширина строения меньше длины, она равна ширине центра плюс диагонали южной половины плана центра. Южный и северный рукава - шестигранники в плане, их длина равна половине диагонали плана центра, а ширина - половине диагонали четырехугольника, что составляет половину квадрата центральной участка. Бабинец - шестигранник, его ширина равна полной длине. Алтарь - также шестигранник, его ширина равна полусумме ширины центрального участка и южного рукава. Малые приделы-четырехугольники, их длина равняется половине стороны центрального участка, а ширина – половине ширины главного алтаря. Ширина опаса равна половине ширины боковых рукавов. Длина южной и северной граней бабинца равна половине стороны центральной участка, а длина западной грани равна половине ширины алтаря, длина южной и северной граней алтаря равняется ширине плана южного рукава, а восточной половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план южного рукава. Южная и западная грани южного рукава и соответствующие им грани северного рукава равны половине ширины алтаря. Высота сруба стен алтаря равна диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана центра, или диагонали четырехугольника, в который вписывается план участка. Западные углы сруба стен алтаря начинают переходить в восьмигранник на высоте равна длине плана центра. Залом алтаря в разрезе дает трапецию.

При заготовке на земле сруба этого залома при сборке Восточной и Западной граней мастер использовал шаблон-трапецию; основа ее равняется полной длине сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна четверти основания, высота - половине основания. Для сборки Южной и Северной граней шаблон имел основу - ширину сруба стен участка (вверху), верхняя грань и высота шаблона такие же, какие у предыдущего шаблона. У фонаря алтаря длина равна четверти длины сруба стен (вверху), а высота - диагонали квадрата со стороной равной длине фонаря. Внутренняя высота алтарного верха - апофема равностороннего треугольника со стороной равной длине сруба стен участке (вверху). Внутренняя высота алтаря равна сумме длины плана алтаря и центра. Верх бабинца построен аналогично, как и у алтаря, но с отличиями, которые зависят от того, что длина и ширина плана алтаря больше, а у бабинца меньше. Высота сруба стен у бабинца такая же, как и у алтаря. Залом в разрезах имеет форму трапеции. При сборке Западной и Восточной граней сруба залома бабинца на земле шаблон-трапеция имела основу - длину сруба стен участка (вверху), верхнюю грань - треть длины сруба стен участка (вверху), или половину длины западной грани плана участка и высоту в половину высоты сруба стен. У фонаря бабинца длина - половина длины западной грани плана участка, а высота равняется полной длине фонаря. Высота верха бабинца - апофема равностороннего треугольника со стороной равной длине сруба стен участка (вверху). Внутренняя высота бабинца на толщину венца больше, чем в алтаре. Удлиненный разрез южного рукава очень близок к разрезу бабинца. Одинаковая у них высота сруба стен.

У шаблона-трапеции, с помощью которой стоял на земле сруб залома южного рукава, основа равна длине сруба стен участке (вверху), верхняя грань равняется верхней грани залома бабинца и высота равна высоте залома бабинца. У фонаря южного рукава длина, и ширина, и высота такие же, как и у бабинца. Высота сруба стен центрального участка равна сумме длины плана участка и половины длины плана бабинца. Первый залом центрального верха в разрезе имеет вид трапеции. Шаблон-трапеция, с помощью которой состоял сруб этого залома, имел основу - длину стен сруба участка (вверху), верхнюю грань - половину основания и высоту равную половине диагонали четырехгранника, что составляет южную половину плана центра. Высота сруба стен и первого залома вместе равны сумме длины плана алтаря, центра и половине бабинца. Длина и ширина восьмерика это половина длины сруба стен участка (вверху), высота восьмерика это половина высоты первого залома. Второй залом заготовлялся на земле с помощью шаблона-трапеции, у которой основа - длина восьмерика, верхняя грань равняется длине верхней грани залома бабинца, а высота второго залома определяется тем, что вместе с высотой восьмерика равно длине восьмерика. Фонарь центрального верха имеет высоту такую же, как и у бабинца, но его длина - половина длины восьмерика, а ширина равна его высоте. Внутренняя высота центральной части без фонаря равна длине плана строения (без опасения); а внутренняя высота части с фонарем больше длины строения на высоту фонаря (или на ширину опасения). Просветы в срубах стен из центра к Южному и Северному рукавам начинаются на высоте равной ширине плана алтаря.

Окна размещены по следующим предписаниям: нижний край луток паристых окон Бабинца заложен на середине высоты сруба стен. Окна в срубе стен центрального участка прорезаны с таким расчетом, чтобы отдаление между верхом окна и заломом участке равнялось расстоянию подлокотников окон от пола. Просвет круглого окна начинается в стене на высоте, равной длине плана бабинца. Окна в фонаре алтаря прорезаны над верхним венцом сруба стен на высоте равной длине восточной грани того же сруба (вверху). Паристые и круглые окна в срубах стен и окна в фонарях прорезаны в последних трех рукавах строения, так, как и в притворе. Окна в восьмерике центрального верха заложено над верхним венцом сруба стен на высоте равной длине сруба стен бабинца (вверху), или на высоте равной удвоенной длине плана центра над полом. Окна в фонаре центрального верха прорезано над верхним венцом сруба восьмерика на высоте равной высоте того же восьмерика.

Фото внешнего вида храма вошло в издание «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой её истории». - Киев, 1911 г. Николаевская церковь с. Ново-Ропск.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1956 и 1957 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  19 ноября 2024

Оставляя для себя, как уроженца Нового Ропска, приятный долг – когда-нибудь, при благоприятных обстоятельствах, ознакомить публику с этим интересным храмом в более или менее научном описании, в настоящей заметке мы имеем целью с одной стороны обратить на него внимание скромного кружка почтенных любителей местной старины, с другой – рекомендовать его просвещенному попечению епархиального начальства как исторический и архитектурный памятник, заслуживающий всякого внимания.

…Обращаясь к вышеупомянутой церкви во имя св. Николая в Новом Ропске, поставим опять на первом месте слова ученого черниговского архипастыря: «По описи 1743 года в местечке две церкви – одна во имя св. Николая, другая в честь св. Бориса и Глеба. В нынешнем Николаевском храме на лутках западной двери вырезано следующее: «За державу императрицы Анны Иоанновны, при счастливом владении ясновельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая в м. Ропску, року 1732».

Иконостас в 4 яруса, ризница приличная. По переписи 1767 года при Николаевском храме «школа», где три псаломщика и две богадельни, для двух священников земля дана в давние времена, всего на 15 четвертей посева, кроме огородов. Ныне у причта 33 десятины. Прихожане издавна, составив цехи, поручили избранным лицам цехов собирать деньги на храм и увеличивать капитал процентами. В случае нужды храма доверенные лица доставляют деньги на удовлетворение нужд. Деревянная «боровская» церковь в честь св. Бориса и Глеба недавно бывшая о трех, ныне о пяти куполах, ничем не выдается из ряда других подобных церквей. Не то с «месскою», как ее еще и теперь называют жители, церковью в честь св. Николая. Приведенная цитата показывает, что она издавна роскошно обставлена, занимает выдающееся место: при ней два священника, три псаломщика, школа, две богадельни.

Но такому привилегированному положению храма соответствует и величественный вид его и внутреннее благолепие, вполне объясняемые несколько особым его происхождением. Дело в том, что надпись на лутках двери передана у арх. Филарета совсем неточно: «За державу благочестивейшей и великодержавнейшей великой государыни императрицы Анны Иоановны и самодержицы всероссийской и прочая и прочая и прочая, при щастливом владении рейменту ясневельможного пана Даниила Апостола Ея Императорского Величества войск запорожских и обоих сторон Днепра гетьмана и ковалера, коштом его ж ясневельможности, в местечку Ропску, року 1732 месяца октоврия 20 дня». Надпись, или лучше сказать нарезка, сделана на дубовых лутках западной двери, «опасан» изящной вязью, с непривычки весьма трудно читаемой.

У преосвященного Филарета в этой надписи пропущены именно самые важные слова, которыми сразу объясняется величие храма: слова эти – «создася храм сей… коштом его ж ясневельможности». Только из неистощимых богатств гетмана, при особом вероятно желании его – увековечить постройкой свое имя, мог вырасти сразу, одновременно во всех своих частях, этот деревянный колосс, более полутораста лет гордо держащий голову. При первом взгляде на церковь можно заметить, что она представляет из себя строго и стройно очерченное целое, поражающее своей величественной простотой. Она составлена не из разновременных пристроек, возникающих обыкновенно по мере накопления средств и обращающих здание в чудовищный агрегат вкусов разных состояний и поколений. Напротив, это чистейший тип богатой деревянной церкви в Малороссии гетманского периода и в силу этого она заслуживает полного внимания людей, занимающихся историей отечественного зодчества.

Но представим по возможности облик нашего храма. Основание церкви есть правильный крест, над срединой которого возвышается главный купол, а над каждой закругленной оконечностью четыре меньших, боковых. До значительной высоты (неизвестной нам пока в точности) стены этого крестообразного здания поднимаются отвесно. Затем оконечности венчаются куполами типичной южнорусской, изогнутой формы. Каждый купол выпускает из себя граненую «шейку», оканчивающуюся покрытой белой жестью «главой», тоже обыкновенной заостренной формы, на которой утвержден крест. Главный купол над срединой церкви начинается несколько выше боковых и состоит из двух ярусов, то есть: изогнутый свод, из него выходит обширная многоугольная «шея», переходящая опять в изогнутый свод, выпускающий меньшую «шейку», а последняя уже оканчивается такой же «главой», как и четыре боковых. Вследствие этого средняя глава значительно возвышается над боковыми.

У основания все здание опоясывается коридором, называемым опасанями, по которому можно обойти кругом всю церковь. Опасани – чрезвычайно характерная и практичная прибавка к зданию храма, весьма редкая в наше время. Цель их та, чтобы можно было в непогоду удобно совершить все те обряды, которые требуют обхождения храма. Поэтому и в настоящее время в непогоду по ним часто следует крестный ход пред пасхальной заутреней, обносится вокруг церкви плащаница, прихожане располагаются с пасхами и проч. Все здание храма прекрасно освещено. В главном фасаде, между крышей опасан и карнизами куполов, стены снабжены большими четырехугольными и в промежутках меньшими, круглыми окнами. Окна различной величины есть, кроме того, в каждой грани шеек всех куполов.

Высоту церкви пока мы можем определить по преданиям и по приблизительному расчету доступных измерению частей храма, она равна 18-20 саж. Этой цифре, при взгляде на целое здание, не противоречит точная ширина храма без опасан – 9 саж. 1,5 арш. и высота иконостаса – 8 саж. 2 арш. Церковь построена из сосновых брусьев не больше 4 вершков толщины, но чрезвычайно хорошего материала. Насколько прочен этот материал даже в настоящее время, показывает следующий случай. Несколько лет тому назад церковь белили внутри. В верхней шейке главного купола рабочий долбнул стенку и испугался: под краской оказалось трухлое, гнилое дерево. Рабочий, однако, продолжал ковырять все больше и больше, и на самом деле обнаружилось, что сгнила когда-то позже прибитая к стене планка, сами же стенные бревна под ней оказались красноватыми, смолистыми и крепкими, «как железо», по замечанию обрадовавшегося маляра. Только лежащие на кирпичном фундаменте дубовые бревна вероятно более или менее подверглись гниению и требуют осмотра и поддержки.

Николаевский храм имеет три престола: средний во имя св. чудотворца Николая Мирликийского, южный во имя св. Димитрия Солунского и северный – во имя Святой Троицы. Четырехярусный, огромной высоты иконостас сохранил живопись и позолоту, современную постройке храма, весьма искусную и благолепную. Живописью были покрыты долгое время и стены церкви, но лет около 30 назад она, к сожалению, замазана отчасти масляной краской, отчасти (повыше) раствором мела и извести. В западной части главного корабля на обыкновенной высоте устроены хоры. Все в храме отличается симметрией, нигде никакого недостатка и ничего лишнего! Ясновельможный ктитор оставил по себе прекрасный памятник, за который ему следует не только признательность ряда поколений прихожан, но и представителей отечественного искусства. Мы с восторгом постоянно слышим горячие выражения похвалы и любви к прадедовскому священному храму из уст нынешних его прихожан, и вполне убеждены, если не в традиционной, то в просвещенной, и потому столь же сильной любви ко храму Божию и нынешнего его настоятеля, о. Аристарха Картеля, которому выпала столь завидная честь – священнодействовать в этом историческом храме.

Правительство в строительном уставе ясно выражает желание, чтобы всякого рода исторические памятники хранились со всевозможным тщанием. Статья 181 говорит: «Строжайше воспрещается разрушать остатки древних замков, крепостей, памятников и других зданий древности, под ответственностью за нарушение сего начальников губерний и местных полиций». Ст. 20 пункт 2-й относится специально к церковным строениям: «Городские древние церкви, то есть построенные вообще не позже начала восемнадцатого века, или хотя и не древние, но замечательные по зодчеству или историческим воспоминаниям» исключаются даже из ведения епархиальных архиереев. В этом случае «на исполнение предположений по постройке или перестройке и исправлению церквей испрашивается разрешение Св. Синода, а в потребных случаях Высочайшее соизволение».

Смысл этих статей ясен. Дело не в том, в городе или селе церковь, построена она в 1701 или 1732 г., а в ценности ее, как памятника исторического или архитектурного. Николаевская новоропская церковь совмещает в себе эти два условия и потому заслуживает в полной мере просвещенного внимания епархиального начальства и местных археологов. На VI археологическом съезде в Одессе было несколько рефератов, относящихся к истории церковного зодчества, во всех ее подробностях. Наука обратила на этот предмет внимание и потому долг каждого просвещенного человека – указывать и сберегать для нее всякий памятник, имеющий научное значение.

Ф. Николайчик. Киев, 18 января 1885 г.

Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 1 марта 1885 года, № 5, стр. 201-211



Комментарии и обсуждение


Церковь Николая Чудотворца построена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола. Стены рублены из сосновых брёвен, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник в стиле украинского барокко. Храм не закрывался. В интерьерах сохранились росписи XVIII в., иконостас 1-й пол. XX в. с иконами XVIII-XX вв.

2 августа 2007, Дмитрий Васильков.

Священник Николаевской церкви села Нового Ропска Новозыбковского уезда Аристарх Картель 13 декабря 1893 года умер.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 января 1894 года, № 1, стр. 9

28 октября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Перемещены: священник Покровской церкви села Шаповаловки Конотопского уезда Петр Королев 15 сего января на таковую же должность к Николаевской церкви местечка Нового Ропска.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1894 года, № 3, стр. 187, 188

31 октября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Псаломщик Николаевской церкви села Нового Ропска Новозыбковского уезда Петр Россиневич 7 августа сего года умер.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 сентября 1893 года, № 17, стр. 399

6 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Награждены бархатною фиолетовою скуфьею за усердную службу священники: Новозыбковского уезда - м. Нового Ропска Николаевской церкви Петр Королев.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 января 1896 года, № 1, стр. 6

16 ноября 2024, Александр ДУДНИКОВ.

В прежде открытые попечительства избраны при церквах: Николаевской села Нового Ропска Новозыбковского уезда в число членов попечительства, выбранных прихожанами 8 минувшего сентября, еще Лукьян и Николай Софонцевы и унтер-офицер Игнат Иванов Панибратцев – на шесть лет.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 ноября 1885 года, № 21, стр. 722, 723

10 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

В прежде открытые попечительства избраны при церквах: Николаевской села Нового Ропска Новозыбковского уезда на шесть лет: председателем – учитель Иван Феодоров Курдюмов, членами: казак Яков Степанов Светуса; крестьяне – Степан Феодоров Лысенко, Петр Васильев Калитка, Михаил Харитонов Лисовский, Феодор Максимов Яковенко, Григорий Алексеев Яковенко, Козьма Захариев Радченко, Михей Даниилов Николайчик, Василий Сидоров Боглаев, Семен Феодоров Евсейцев, Феодор Максимов Николайчик, Павел Лавринов Янков, Александр Никитин Яковенко, Иван Андреев Яськов, Феодор Петров Яськов, Трофим Петров Шемета, Родион Лукин Хандогий, Тимофей Петров Яськов, Димитрий Филиппов Халюка, Алексей Иванов Грецкий, Моисей Филиппов Софонцев, Илия Гаврилов Сидоренко, псаломщик Петр Яковлев Росиневич и солдаты – Виктор Михайлов Радченко, Лев Иванов Гузеев и Илия Емельянов Точеный.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 октября 1885 года, № 20, стр. 703, 704

10 декабря 2024, Александр ДУДНИКОВ.

Псаломщики Покровской церкви посада Злынки Новозыбковского уезда Григорий Воскресенский и села Нового Ропска того же уезда Иван Россиневич, согласно обоюдному их желанию, перемещены один на место другого – 8 мая.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 июня 1897 года, № 11, стр. 324, 325

11 февраля 2025, Александр ДУДНИКОВ.

На основании разновременных определений Святейшего Синода назначены и выданы за 1897 год из специального сбора пособия нижеследующим лицам: вдове священника м. Нового Ропска Новозыбковского уезда Анне Картель – 50 руб.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 марта 1898 года, № 5, стр. 121, 123



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.