Сведений о первоначальной судьбе Владимирской церкви не имеется. Пожар 1864 г. истребил большую и лучшую половину г. Симбирска, в том числе весь приход Владимирской церкви, все имущество ее и драгоценные украшения. В церкви сгорело все, лишь спасены от пожара Евангелие, сосуды, дарохранительницы, один напрестольный крест и несколько икон.
Какие есть документы в церкви – касаются ее истории уже с 1865 г. Происхождение Владимирской церкви нужно относить, по меньшей мере, к концу XVII ст. В «отписи» или «отпускной» на вывод в замужество, данной в 1690 г. симбиренином Григорием Ивановичем Стафутиным арзамазцу Андрияну Алексеевичу Патрикееву упоминается диакон Владимирской церкви Дмитрий Федоров. На обороте «отписи» помечено: «К сей отписи города Синбирска церкви Владимирской Богородицы дьякон Димитрий Федоров вместо Григорья Стафутина, по его веленью, руку приложил». В позволительной «памяти» митрополита Маркелла Казанского от 1697 г. о построении в Симбирске Германовской часовни упоминается «церкви Владимирской Богородицы иерей Аввакум Стефанов»…
Церковь Владимирская каменная считается существующею с 1725 г. «Клировые Ведомости» не указывают лица, построившего церковь, но по преданию, записанному в церковную опись, она построена прихожанами ее, кирпичными заводчиками. В церкви есть фасад и план, какою она была в 1725 г. В общем, прежняя Владимирская церковь весьма много походила на теперешнюю главную церковь Симбирского женского Спасского монастыря. Колокольня церкви соединялась с нею непосредственно и была построена в три яруса. Нижний ярус был четырехугольный, а два верхние – восьмиугольные. Второй ярус – с двумя пролетами; в третьем была малая церковь во имя св. Иоанна Воина. Над третьим ярусом высился восьмиугольный шатровый верх, на нем четырехсторонний трибун; барабан, фонарь, полусферическая глава и крест завершали всю колокольню. Трапеза была устроена в один свет, по три окна на каждой стороне; окна – без украшений, только с наличниками; крыша двускатная, тесовая. Святой алтарь был устроен одночастным. Главное отделение церкви было двухъярусное. Основание – четырехугольное, в два света. Второй ярус – восьмиугольный, с колоннами по углам и карнизами, украшенными сухариками. Второй ярус соединялся с пирамидальным верхом, оканчивавшимся трибуном, усеченным конусом, перешейками, луковичной главой, яблоком и крестом. С южной стороны в церковь вело крыльце – портик с фронтонами. В таком виде и по такому плану Владимирская церковь существовала с небольшим сто лет до 1832 г.
Она была и теплая, и холодная. В холодной престол был в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой – во имя пророка Божия Илии. Церковь именовалась и Владимирской, и Ильинской. Теплая церковь была с весьма низкими сводами и огромной в середине квадратной колонной, служившей опорой сводам. В 1832 г. колокольня была перенесена на противоположную сторону улицы и соединена с церковью посредством арки. Построенная вновь в итальянском, шпилевидном стиле колокольня остается без перемен и до наших дней. В 1855 г. с южной стороны церкви вновь пристроен был придельный храм в честь архистратига Михаила. Тогда же была перестроена крыша настоящей церкви в куполообразную. Снаружи церковь была украшена в некоторых местах, преимущественно в новом приделе, фронтонами и архивольтами. Такою Владимирская церковь существовала до пожара 1864 г.
После пожара придельный Михайловский храм 20 декабря был для богослужения восстановлен в самом бедном виде. Вся церковь была обновлена и освящена через два года после пожара, именно к двадцатым числам сентября 1866 г., при помощи пожертвований со всех концов России и преимущественно Москвы, по воззванию митрополита Филарета, снабдившего сгоревшие церкви Симбирска утварью, богослужебными книгами и ризницею.
В 1873-74 гг. была перестроена на два света теплая церковь. Над трапезою сделана глава; настоящая церковь все еще остается одноглавою. В 1883-84 гг. холодная Владимирская церковь была разобрана до основания; вместо нее воздвигнута новая, каменная, пятиглавая. По совершении 17 июля 1883 г. преосв. Варсонофием закладки церкви, работы были окончены к 1 октября того же года, а 21 октября 1884 г. церковь была освящена. Размеры новой Владимирской церкви следующие: алтарь 3 саж. в длину и 4 саж. в ширину; ризница и кладовая по 2 ½ саж. в длину и по 2 саж. в ширину. Средняя часть церкви вместе с солеей 8 саж. ширины и 4 саж. длины до столбов; вошедшая в состав церкви стены прежней церкви имеют 2 саж. в длину и 4 саж. в ширину. Размеры трапезной церкви с двумя алтарями: в длину 4 ½ саж., а в ширину 10 саж. 1 арш. Придельные алтари - одночастные; алтарь главной церкви сделан трехчастным, но отделения для диаконика и жертвенника поныне остаются без должного назначения… все здание церкви со всеми ее пристроями, обнесенное оградою, составляет в настоящее время стройное и красивое целое.
Церкви принадлежат: с 1822 г. каменная лавка в щепном ряду базара, вновь построенная в 1881 г. на церковные средства; с 1874 г. деревянный флигель близ малого места. По завещанию мещанина Федора Алексеевича Прянишникова четыре усадебных места близ церкви, из которых первое между колокольнею и домом мещанина Киреева, мерою по улице 10 саж. и в глубину 40 саж., второе рядом с ним к стороне дома купца Данилова, третье – на противоположной стороне улицы между церковною оградою и домами Соловьева, четвертое – близ рабочего дома, по завещанию коллежского советника Николая Дмитриевича Иванова.
Прихожане Владимирской церкви состоят из военных, статских, купцов, мещан и пр. городских обывателей. Причта при Владимирской церкви положено: два священника, один диакон и четыре причетника. В 1824 г., вследствие просьбы прихожан, по бедности прихода, одна священническая и две причетнических вакансии, по распоряжению Казанского епархиального начальства, были упразднены. В 1842 г., по случаю присоединения к Владимирской церкви домовой князя Хованского, означенные вакансии снова восстановлены. В настоящее время причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание причта жалованья и никакого оклада не производится; он пользуется доброхотными даяниями прихожан за требоисправления и процентами с капиталов, пожертвованных в пользу причта частными благотворителями. Содержание причта посредственное.
К древностям Владимирской церкви принадлежат: два Евангелия, теперь уже не употребляющиеся при богослужении; Евангелие 1677 г., напечатанное в малый лист в Москве при царе Федоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме, оно обложено малиновым бархатом, и Евангелие 1688 г., напечатанное также в малый лист в Москве при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и при патриархе Иоакиме. Евангелие 1717 г. при богослужении употребляется как в Троицкой, так и в Всесвятской церквах.
Из святых икон Владимирской церкви две обращают на себя главное внимание. Одна – Владимирская икона Божией Матери, местная, в Михайловском приделе, по левую сторону царских врат. Она написана художником Антроповым по заказу Ее Императорского Высочества, супруги великого князя Михаила Павловича, Елены Павловны, в 1865 г. пожертвовавшей эту икону в сгоревшую Владимирскую церковь. В 1871 г. на нее устроена риза в 10 ф. 28 ½ золотников весом. Другая, также Владимирская икона Божией Матери признается, как особая святыня Владимирской церкви и г. Симбирска. Эта икона помещается в Михайловском приделе по левую сторону царских врат, за северною дверью, на особом в иконостасе колонном столбе и чествуется, как чудотворная. Икона – живописная, доска – довольно обветшавшая; вышиною 7 верш., шириною 6 верш. Она вставлена в серебряную желобчатой формы раму, эта последняя – в серебряный киот, весом в 5 фунт. 57 ½ золотников, устроенный в 1870 г. На икону имеются две ризы. Первая – сплошная жемчужная с несколькими камнями и венцом с бордюром из красных камешков. Вторая риза – сплошная жемчужная, переделанная из старой, с крупными по ней аметистами и изумрудами. Преимущественно эта икона чтится прихожанами Владимирской церкви; ее часто носят они в свои дома для молебствий; в церкви перед нею горит неугасимая лампада.
А. К. Яхонтов «Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.