В 1567 г. 6 ноября скончался в Москве святитель Казанский Герман. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. При Казанском митрополите Гермогене ученики св. Германа, с благословения своего митрополита, отправились в Москву и испросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова дозволение перенести нетленные мощи св. учителя и архипастыря в основанный им Свияжский монастырь.
Торжественное принесение св. мощей было совершено 25 сентября 1591 г. В 1695 г., по распоряжению патриарха Адриана 6 октября Казанский митрополит Маркель переложил мощи св. Германа в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это обстоятельство послужило началом к общерусскому чествованию Казанского святителя Германа.
По поводу этого же события в 1697 г. жители Симбирска и духовенство обращаются к Казанскому митрополиту с просьбою о присылке и им мощей новоявленного угодника Божия. Владыка Казанский действительно отослал в Симбирск часть мощей св. Германа, а потом дал и «позволительную память» о построении часовни в Симбирске на месте встречи святых мощей. Таким образом, на месте встречи иконы св. Германа с мощами его, у верховья Свияжского ключа, называемого «Маришкою», была устроена часовня, под нее было отведено довольно достаточное место земли.
На месте этой самой часовни впоследствии и была построена Германовская или Воскресенская церковь. Думается, что часовня была обращена в церковь в конце первой четверти XVIII ст., согласно указу императора Петра Великого об уменьшении часовен вообще, данному в 1722 г. Увеличение городского населения много способствовало этому преобразованию часовни в церковь. При этом полное обновление часовни дало повод и главный престол новой церкви посвятить в память обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября или в честь Словущего Воскресения. От главного престола церковь получила название Воскресенской, однако в городе церковь называлась по имени прежней часовни и по второму престолу в честь св. Германа.
Какою была построена Германовская церковь вначале, неизвестно, но ясно одно, что в первой половине XIX ст. она была каменная с такою же колокольнею, крепкая. До 1847 г. разделялась на две половины: холодную и теплую; в этом году она вся была сделана теплою. В церкви было три престола: в настоящей, холодной – в память храма Христова Воскресения, в приделе теплом один – во имя Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, а другой – во имя Германа, Свияжского чудотворца. В 1854 г. было произведено переименование престолов: в настоящей церкви святой престол остался тот же; один правый престол посвящен трем святителям Казанским всем вместе, а левый св. апостолам Петру и Павлу. Церковь была небольших размеров, крестообразная, с каменной колокольней, квадратной внизу и пирамидальным на ней верхом, покрытым черепицей.
Население прихода составляют переселенцы из соседних с городом сел, русские крестьяне, пришедшие в Симбирск и записавшиеся в мещане. В настоящее время прихожане состоят из военных, приказных, купцов, мещан, разночинцев и крестьян. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной прежде не имелось. С 1851 г. при церкви имеется земля, пожертвованная на потребности храма, по завещанию мещанкою Балакирщиковою. В 1874 г. присоединилась еще одна, пожертвованная симбирским мещанином Андреем Васильевичем Масленниковым. Причта при Германовской церкви положено быть священнику, диакону и двум причетникам. В августе 1846 г. открыта священническая вакансия. Содержание причта происходило и происходит на средства доброхотных даяний прихожан за требоисправления. Содержание его прежде было посредственное, а вследствие пожара 1864 г. и прямо недостаточное, поэтому многие перешли в другие приходы. На содержание причта идут и некоторые проценты с капиталов благотворителей.
В 1877-79 гг. главная часть Германовской церкви была перестроена. Не столько непрочность церкви была причиной этого, сколько сырость и малые ее размеры, не соответствовавшие количеству прихожан. К перестройке церкви было приступлено в сентябре 1877 г. Первый камень в основание храма был положен 4 октября кафедральным протоиереем П. И. Юстиновым при участии духовенства и значительном стечении народа.
Вновь сооруженная церковь каменная, о семи главах, с тремя полукруглыми алтарями в ряд. Против прежней она распространена на 4 саж.: по 2 саж. с северной и южной сторон, на 2 саж. к востоку выдвинуты и алтари. Денег за работу и отчасти за материал потрачено 20 000 руб., из сумм церкви – 1500 руб. По случаю перестройки в церкви остались только два придельных престола. Освящение совершено в октябре месяце 1879 г. преосвященным Феоктистом, епископом Симбирским. С этой перестройкой в настоящей были устроены три престола: главный – в память обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения, другой – придельный, с правой стороны, в честь св. Германа, Казанского чудотворца, третий - с левой стороны, в честь св. Николая, Мирликийского чудотворца. В трапезе были оставлены прежние престолы, и таким образом церковь является пятипрестольною.
По причине неимения средства Германовская церковь оставалась недостроенною до 1890 г. В этом году преосвященный Варсонофий дал благословение на перестройку и остальной части храма. Ветхая каменная колокольня была разрушена, два трапезных придела были упразднены, вырыт ров под фундамент, заготовлены первые нужные материалы. На постройку церкви подавались щедрые пожертвования, и она скоро была воздвигнута в величественных размерах в сравнении с прежними. Главным распорядителем по постройке церкви был церковный староста П. А. Никитин.
Церковь устроена трехпрестольною, святые алтари сделаны по одной линии от севера к югу и тремя полукруглыми выступами выдаются на восток из общего здания церкви. Четыре столба поддерживают куполообразный свод настоящего отделения храма. Своды трапезы коробовые… на стенах над окнами в трапезе изображения святых, по пяти на каждой стене. Четырьмя столбами-колоннами вся церковь разделяется на три поместительных продолговатых корабля. Над главными западными входными дверями устроены хоры на кронштейнах.
Главною отличительною чертою трапезы Германовской церкви являются небольшого размера, одного украшения и одной работы иконы, размещенные по стенам и столбам церкви, это иконы бывших прежде придельных иконостасов. У второго левого от входа столба помещается в особом киоте, в серебряной ризе небольших размеров Владимирская икона Божией Матери, пожертвованная в церковь симбирским купцом Н. В. Кротковым. Эта икона чествуется прихожанами преимущественно перед другими иконами. У второго правого столба в таком киоте, в апликовой ризе икона Нерукотворенного Спасова образа, пожертвованная симбирским купцом И. Е. Войлошниковым. У правой стены выделяется икона Божией Матери «Нечаянная радость» в киоте, сделанном на средства Е. Я. Юдиной и других жертвователей. Икона без ризы, нового письма, снимок с иконы Божией Матери «Нечаянная радость», находящейся в селе Сельдинской слободе.
В 1896 г. был поднят на колокольню церкви колокол весом в 703 пуда 21 фунт; весу в языке 26 пуд. По надписи на колоколе видно, что он отлит в Саратове к симбирской Воскресенской церкви усердием симбирского купца 1 гильдии Ф. И. Чекалина по благословению преосвященного Никандра, епископа Симбирского и Сызранского. По другим надписям на колоколе видно, что он «сделан в память священного коронования Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Федоровны». В истории искусств колокол этот может служить свидетелем развития у нас литейного дела в конце XIX ст.
Как на особенность новой Германовской церкви следует указать, что в подвальном этаже ее устроено помещение для отдельной церкви и все нужное для нее, и только сырость помещения не допускает до служения там. В церковном архиве прежде хранились планы и фасады Германовской церкви 1837, 1849, 1878, описи ее имуществу 1827, 1854 гг., которые могли бы дать бОльшие сведения о церкви, но, к сожалению, за перестройками ее все утрачено. Только опись 1880 г., церковная летопись последних годов, метрические книги, клировые ведомости и несколько бумаг официального характера – вот и все достояние архива Германовской церкви.
А. К. Яхонтов « Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.