ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ульяновск. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь иконы Божией Матери Казанская в Симбирске


Ульяновск. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Классицизм, Эклектика
Год постройки:1768. В 1792-1976 перестроена трапезная, в 1796-1801 гг. церковь реконструирована в первый раз, после пожара 1863 г. повторно в формах эклектики.
Год утраты:приблизительно 1932 (разобрана)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ульяновск (пересечение ул. Гимова и эспланады)

Координаты: 54.31696, 48.404776



Церковь Николая Чудотворца, Фото из журнала "Живописное обозрение".<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фото из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1898
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1894 года с сайта с сайта http://ulpressa.ru/<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фото 1894 года с сайта с сайта http://ulpressa.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1894
Церковь Николая Чудотворца, 1880 год вид с колокольни Никольского собора. http://ulpressa.ru<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
1880 год вид с колокольни Никольского собора. http://ulpressa.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1880
Церковь Николая Чудотворца, Фото Д.И. Архангельского (1920-е) из собрания Ульяновского областного краеведческого музея<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фото Д.И. Архангельского (1920-е) из собрания Ульяновского областного краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 июля 2015

В середине XVII столетия в Стрелецкой слободе была построена деревянная однопрестольная Казанская церковь. В начале 1700-х гг. с восточной стороны при ней была построена такая же Никольская церковь, каменная на этом месте появилась в 1768 г. В 1792-1796 гг. была построена новая тёплая Казанская церковь, в 1796-1801 гг. – заново возведена и Никольская (холодная) церковь. Храм состоял из двух самостоятельных частей. В 1866 г. обгоревшие во время общегородского пожара 1864 г. церковные здания были восстановлены. К 1882 г. церковь занимала 158 кв. саж. На колокольне было 9 колоколов, главный из них весил 138 пудов. В 1836 г. в этом храме на Божественной литургии присутствовал император Николай I, в 1870 г. – крещен Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Во все времена эта церковь считалась самой красивой в Симбирске. Еще в апреле 1930 г. церковь функционировала, закрыли ее в 1931 г., и, несмотря на то, что храм входил в число охраняемых государством памятников архитектуры Ульяновска, в мае 1932 г. Никольская церковь была разобрана.

http://ulpressa.ru/

Первоначально на этом месте в Стрелецкой слободе находилась деревянная однопрестольная Казанская церковь (во имя Казанской иконы Божией Матери), освященная 31.08.1651 г. Не ранее 1708 г. при Казанской церкви с восточной стороны построена Никольская церковь, и она становится двухпрестольной. В 1768 г. были построены каменные одноэтажная церковь и сторожка. После постройки в непосредственной близости от нее губернаторского дома Никольская церковь стала называться дворцовой. В 1792-1796 гг. обветшавшая Казанская церковь была построена вновь как каменная теплая церковь, которая была освящена 9.05.1796 г.

Здание церкви сочетало в себе элементы русского стиля (закомары, кокошники, шатровые и луковичные главки) и формы русского барокко. Это придавало церкви облик "оригинальный", но без "пестроты, с соблюдением строгой соответственности и приличия, красоты и прочности". Автор проекта неизвестен. В 1796-1801 гг. была построена заново и холодная Никольская церковь, освященная 25.08.1801 г. При этом обе части: теплая и холодная существовали как самостоятельные храмы, не имеющие соединительного входа. Теплая, западная, посвящена в честь Казанской иконы Божией Матери, а холодная, восточная - во имя св. Николая Мирликийского. Этим фактом и объясняется давнишнее существование двух названий церкви. 23.08.1836 г. во время своего посещения г. Симбирска Николай в этой церкви слушал Божественную Литургию. 19 августа 1864 г. церковь сильно пострадала от пожара и была восстановлена в 1866 г. Во второй половине XIX в. неоднократно ремонтировалась и обновлялась, но всегда считалась наиболее красивой церковью в городе. В 1870 г. в ней крестили В.И. Ульянова /Ленина/. 9.05.1875 г. при церкви было учреждено братство св. Николая Чудотворца, которое должно было "способствовать благолепию храма св. Николая Чудотворца и … помогать вообще нуждающимся воспитанникам учебных заведений города". Предметом своих попечений братство избрало воспитанников недавно открытой военной гимназии. После постройки в гимназии в 1879 г. домовой церкви братство было причислено к этой церкви. На 1882 г. церковь занимала 158 кв. саж. Приход этой церкви составлял 1378 чел. (1916 г.). Церковь входила в число охраняемых архитектурных памятников г. Ульяновска.

В апреле 1930 г. церковь еще функционировала, относилась к обновленческому течению. В июне 1930 г. уже были сняты и изъяты колокола общим весом 237 пудов 20 фунтов. На ее колокольне было 9 колоколов. Главный из них весил 138 пудов. Церковь была закрыта в 1931 г. постановлением большого президиума Ульяновского горсовета РК и КД от 22-23.09.1931 г. на основании "заключения технической комиссии... о закрытии как угрожающую опасностью".


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 февраля 2017

Николаевская церковь разделяется на 2 половины: холодную и теплую; когда она была первоначально построена, с точностью неизвестно, однако, теплый храм с престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери построен не ранее 1651 г., а холодный Николаевский – не ранее 1708 г.

В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом.

Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола.

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 июня 2022

Около губернаторского дома находится Николаевская (Казанская) церковь. Она иногда называется «дворцовою», потому что состоит, как бы при губернаторском доме, который называется «дворцом», ибо в нем во время своего пребывания в Симбирске останавливались Государи Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II, будучи наследником (1837 г.), цесаревич Николай Александрович (1863 г.).

По клировым ведомостям церкви она считается построенною первоначально с посвящением в честь Казанской иконы Божией Матери, с наименованием «Казанской церкви» она прежде и значилась в Симбирске; когда она стала называться «Николаевской» - неизвестно.

В настоящее время церковь существует в двух видах, как холодная и теплая. Обе церкви самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать приделами, они существуют одна рядом с другой, на одной линии к востоку, но между ними нет соединительного входа. Теплая, западная посвящена Казанской иконы Божией Матери; холодная, восточная – во имя св. и чуд. Николая Мирликийского.

Время построения последней, за неизвестностью, в церковных документах не обозначается. Построение же теплой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, по клировым ведомостям, относится к 1792 г. В подтверждение этого предположения в тех же клировых ведомостях делается ссылка на «купчие крепости прихожан, около храма живущих и имеющих дома». В соединении с последующим этот год следует считать началом перестройки теплой церкви.

В архиве Симбирского Покровского монастыря сохранился «указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, Екатерины II из Казанской духовной консистории от 9 апреля 1796 г. Симбирского Покровского монастыря игумену Еразму: «При доношении в консисторию от вас, игумена, прислано на имя Святейшего Правительствующего Синода члена преосвященного Амвросия, архиепископа Казанского и Свияжского, города Симбирска Николаевской церкви от приходских людей прошение, коим просили, чтоб во вновь перестроенной вместо ветхой каменной церкви придел во имя Казанской Божией Матери освятить вам, игумену, чему в консистории определено: к вам, игумену, послать указ велеть означенный во имя Казанской Божией Матери придел по чиноположению на прежнем освященном антиминсе освятить и по освящении отрепортовать в консисторию». Вновь перестроенная церковь была освящена 9 мая 1796 г.

Как только была освящена Казанская церковь, тогда же было приступлено к перестройке церкви Николаевской, которая и была окончена в 1801 г.; церковь была освящена 25 августа 1801 г. Из приведенных документов видно, что Николаевская церковь существовала ранее 1796 г. под обоими своими видами: как Николаевская собственно и как Казанская. А к этому времени та и другая были уже настолько ветхи, что потребовали новой перестройки для себя.

Неизвестно из последнего приведенного документа какою, по материалу, была собственно Николаевская церковь, но ясно из первого, что Казанская была и прежде каменною. И вполне достоверно, что Казанская была более древняя церковь, если принять во внимание то обстоятельство, что она раньше Николаевской потребовала исправления, а также то, что теперешняя Николаевская церковь прежде именовалась преимущественно «Казанскою». В «завещательном письме» коллежского асессора П. И. Муромцева на владение его землею Симбирскому Покровскому монастырю от 1728 г. в конце письма лицом, написавшим его, указывается «дьячок Казанской церкви Роман Федотов». Отсюда: в 1728 г. Казанская церковь уже существовала.

Из Церковной летописи Николаевской церкви известно, что на том месте, где сейчас стоит храм св. Николая, стояла прежде походная церковь Стрелецкого полка, и самая чтимая икона св. чуд. Николая, как бы в дар, передана была гражданам Симбирска стрельцами, когда полк был уничтожен. Достоверным кажется именно дарение иконы св. Николая в церковь Казанской Божией Матери… Следует думать, что по одному из прибытий стрельцов в Симбирск, именно в 1708 г., по указу императора Петра I, по размещении их по теперешней Стрелецкой улице, они были прикомандированы к находившейся здесь Казанской церкви. В эту церковь они и жертвуют свою икону св. Николая, бывшую полковою, в знаменование чего при Казанской церкви устраивается придел-церковь с посвящением ее св. Николаю в честь пожертвованной иконы.

В 1651 г. Симбирск был присоединен к патриаршей области, эта последняя распределялась в то время на административно- финансовые округа – «десятины», которые обозначались названиями городов и в состав их входили: город в собственном смысле, посад, слободы и часть уезда. В ведении Патриаршего казенного приказа вновь причисленный г. Симбирск и его уезд с шестью церквами составил «Симбирскую десятину». В этой десятине протопоп Сергий описывает Казанскую церковь: « 1651 г. августа в 31 день по отписке и по переписным книгам Симбирского города соборной церкви Живоначальной Троицы протопопа Сергия прибыла вновь церковь Пресвятой Богородицы Казанской в город, в Стрелецких слободах; дани рубль 20 алтын 4 денги. И августа в 31 день те денги взяты. Платил соборной Троицкой поп Василий».

Являясь современною основанию г. Симбирска, Казанская церковь в 1792 г. делается ветхою до того, что требует существенной перестройки. Заложенная в 1792 г. она с 1796 г. является уже как придел-церковь при другой церкви Николаевской, которая в первый раз построена была не ранее 1708 г., а во второй раз – в 1801 г. В настоящем своем виде обе церкви почти современны: разница во времени их построения определяется всего только пятью годами.

По Церковной летописи значится, что «в 1864 г. во время общего пожара на город Симбирск придельная теплая Казанская церковь горела». Тогда же погорел и весь архив ее, какой был, вследствие чего никаких актов на церковь не имеется. После пожара 1864 г. Николаевская церковь в обоих своих видах обновляется и постепенно приводится в настоящее ее состояние.

В 1865 г. разными благотворителями был устроен новый иконостас в Казанской церкви, вместо сгоревшего, стоящий до 1 500 руб. серебром. В 1877 г. исправлена церковь во имя св. чуд. Николая с ее наружной стороны, поновлена штукатурка, лепная работа заменена новою, вся церковь выбелена, а крыша окрашена медянкою на сумму 600 руб. серебром. В 1884 г. усердием прихожанина купца Григория Ивановича Старцева храм снова исправлен снаружи и частью внутри.

Со вступлением священника Гавриила Михайловича Сергиевского в должность настоятеля Николаевской церкви, начались работы по внутренней отделке теплого храма: был вызолочен и окрашен в зелено-бирюзовую краску иконостас, вызолочены и окрашены такою же краскою заклиросные киоты и арка. Поновлены все иконы иконостаса и арки вызолочены; местные иконы Спасителя и Божией Матери сделаны чеканной работы. Потолок, стены и пол окрашены масляною краскою, стены сделаны под мрамор. Всех работ произведено более, чем на 1000 руб. Церковных сумм указом консистории было разрешено употребить на позолоту иконостаса и окраску его 500 руб., но позолота и окраска стоили 700 руб. Поновление и позолота икон стоила 175 руб., окраска пола, стен и потолка с другими мелкими работами обошлась в 200 руб. Все расходы на себя принял церковный староста, симбирский купец Г. И. Старцев.

В 1889 г. в июле и августе Николаевская церковь была отремонтирована с внешней стороны: вся наружная сторона храма оштукатурена и выбелена; крыша и входные крыльца по местам исправлены; на исправление храма израсходовано 150 руб., образовавшихся от добровольных пожертвований прихожан. В 1890 г. ремонтные работы были незначительны; в 1891 г. в теплом храме исправлена панель, и штукатурка по местам окрашена масляною коричневою краскою, переложены печи, промыты стены и потолок. С 1893 по 1895 гг. поправки производились в холодном храме. В том же году была окрашена медянкою крыша храма и водружен на Казанской церкви вновь сооруженный крест.

Работы производились на доброхотные пожертвования прихожан: бывшего начальника губернии М. Н. Теренина, предводителя дворян губернии князя И. М. Оболенского и др. жителей города. Преимущественное участие в заботах по обновлению храма принимали симбирские купцы Ф. Ив. Масленников и А. И. Конурин. Вообще, с 1893 по 1895 гг. была произведена окраска всей внутренности храма, окраска иконостаса и очистка резьбы.

Местная икона Казанской Божией Матери – в серебряной вызолоченной ризе, с изображением по сторонам явлений ее. На местную икону Спасителя сделана серебряная риза стараниями прихожан и местного священника.

По штату 1889 г. положено быть при церкви одному священнику и одному псаломщику. В настоящее время при церкви нет ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной земли. Причт содержится от доброхотных подаяний прихожан и процентами с некоторых капиталов, положенных на вечное поминовение.

В 1836 г. Его Императорское Величество Государь Николай Павлович, в бытность его в Симбирске, изволил слушать в Николаевской церкви божественную литургию.

В сравнении с другими церквами г. Симбирска Николаевская церковь особенно замечательна своею архитектурою. Древний тип постройки базиликообразной, смешивающийся с центрическим в теплой Казанской церкви, переходит в чисто центрический в холодной Николаевской церкви. В несколько ступеней каменная лестница ведет в каменный портик – крыльцо теплой церкви; оно четырехугольное, небольшое, невысокое.

Трапеза теплой церкви и ее главное отделение представляют два каменных четырехугольника, разделенных между собою аркою. Пол в церкви деревянный, алтарь отделяется деревянным иконостасом, за которым находится такая же арка, только несколько уже и с левого боку обтесанная, чтобы предоставить священно-служителям большую свободу в алтаре. В храме нет сводов, в нем устроен ровный потолок из накатника. Над длинным четырехугольным основанием теплой церкви построен усеченный конус, который снаружи ограничивается несколькими нишами с архивольтами над ними. На этом усеченном конусе выстроен барабан с пролетами, служащий помещением для колоколов; он ограничивается несколькими фризами, украшенными сухариками; последний фриз – в то же время и карниз. На барабане устроен субассимент, состоящий из двух рядов небольших теремков; на нем пирамидальный верх, оканчивающийся небольшим трибуном, на котором реповидная глава, окрашенная в синий цвет, с золотым яблоком и водруженным на него восьмиконечным крестом.

Холодная церковь построена в центрическом итальянском стиле. На круглом цокольном фундаменте основано круглое же здание церкви, с прямыми, четырехугольными окнами. Над этим этажом высится также усеченный, с циркульными окнами конус, на котором находится большой круглый фонарь с шестью окнами, оканчивающийся куполом, на лбу которого изображен Господь Саваоф. Снаружи с восточной стороны к круглому зданию церкви примыкает небольшой пристрой, увеличивающий алтарь, напоминающий абсиду древних церквей. Большое венецианское окно здесь разделяется на три части, из которых средняя заложена кирпичами и с наружной стороны на ней изображен во весь рост св. Николай, а на внутренней, в алтаре, Господь Вседержитель. Выше изображения св. Николая, над окном, в клеймах изображены лики святых. Абсида-алтарь украшена несколькими полуколоннами. С северной стороны ведут в церковь двери; вероятно, они были и с южной стороны, где теперь кладовая церкви. Так думаем потому, что орнаменты той и другой сторон одинаковые. В общем, это паперти, которым будет более подходяще название портиков. На цокольном основании, выдающимся из общего плана церкви на несколько аршин и возвышающемся над уровнем земли несколькими ступенями лестницы, находятся колонны, оканчивающиеся красивыми, фигурными субассиментами, поддерживающими висячие арки, выдающиеся вверх из общего здания церкви теремками. С общим зданием церкви эти паперти образуют как бы крест. Над церковью высится усеченный конус, покрытый железом, окрашенным в зеленый цвет. Над конусом – барабан с фризами и карнизом. Над барабаном на субассименте несколько теремков в один ряд, также реповидная глава, окрашенная в синий цвет. На главе, посредством небольших фигурных перешейков, – венец темно-синего цвета, на котором золотое яблоко с водруженным в него восьмиконечным крестом. Окна той и другой церкви украшены по бокам где полуколоннами, где простыми каменными наличниками; верха их – с фронтонами.

А. К. Яхонтов « Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.