В судьбе церквей Спасского женского монастыря пожар 1864 г. имел существенное значение. Сгорело все внутреннее украшение церквей, вся ризница, весь архив. Первоначально в Симбирском Спасском монастыре была только одна церковь во имя Спасова Нерукотворенного Образа. Она была построена деревянною и отличалась малыми размерами. Когда она была основана, неизвестно. Некоторые предполагают, что церковь, как и сам монастырь, появилась раньше возникновения Симбирска на горе, не позднее 1640 г. В 70-х гг. XVII столетия она уже требовала существенных исправлений.
В благословенной грамоте митрополита Казанского Иоасафа симбирянину Степану Трофимову на построение в Симбирском Спасском монастыре новой церкви от 1 июля 1676 г. писалось про прежнюю церковь: «Исподние де церковные бревна стали ветхи». Из этой благословенной грамоты известно, что по обещанию Степана Трофимова в Симбирске для нового церковного строения лес у него, Степана, изготовлен, а строить ему в Симбирском девичьем монастыре вместо старой церкви Спасова Нерукотворенного Образа на том же церковном месте новою церковь Спасова Нерукотворенного Образа, да в приделах собора архистратига Михаила и архидиакона Стефана и освятить.
Не сохранилось сведений о том, было ли приведено в исполнение последнее повеление преосвященного митрополита, но известно, что через два года после этого была построена новая церковь во имя Нерукотворенного Образа. Церковь была украшена иждивением того же строителя Степана Трофимова. Он дал в церковь местные иконы, деисусы, медные лампады, Евангелие напрестольное в серебре, позлащенное, священные сосуды со всем прибором, кадило серебряное, две ризы изолбатные, оплечья бархатные, шитые.
По «Росписи книгам и ризам и всякой церковной утвари города Симбирска Спасского Новодевичья монастыря церкви, что после бунта построилась» в новую церковь перешли из старой жалованные царем Алексеем Михайловичем «минея общая с праздники, триодь постная, ризы комчатые, белые, оплечье бархат на золоте, оплечье бархат на золоте, пуговица серебряная».
Новой церкви было суждено просуществовать немного лет. В 1684 г. жилые дома симбирских жителей и Спасский монастырь сгорели, сгорела и сама церковь. Поэтому в 1692 г. 8 сентября Казанским митрополитом Маркеллом была дана благословенная грамота строить в монастыре церковь Спаса Нерукотворенного Образа с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Алексия, митрополита Московского чудотворца. В 1696 г. была действительно построена церковь во имя только Нерукотворенного Образа с наименованием ее вторым в городе собором после первого Троицкого. У нового собора или осталась от прежней церкви, или была выстроена новая колокольня деревянная, сосновая, восьмеричная, рубленная в лапу, шатровая, глава обита чешуею древяной, крест белым железом».
Церковь была построена однопрестольной потому, что «в 1693 году града Симбирска гостиной сотни Иоанн Андреев сын подал за рукою челобитную преосвященному Маркеллу митрополиту, чтоб ему в том граде в приходе Спасова Нерукотворенного Образа, что в Новодевичьем монастыре, построить вновь каменную церковь во имя же святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца и о строении той церкви дати архиерейскую благословенную грамоту, почему ему та церковь вновь строити». Церковь строилась пять лет. Еще в 1696 г. причт писал митрополиту, что «по указу преосвященного митрополита и по благословенной грамоте строится в том их Спасском монастыре церковь Божия каменная и они протопоп с братиею о том церковном строении радеют». От храмоздателя церковь была снабжена всем нужным к священнослужению. По клировым ведомостям и другим монастырским актам церковь считалась построенною и освященною в 1698 г.
По «Описи 1709 года», кругом церкви была каменная паперть, спереди и с левой стороны крытая тесом. В 1709 г. с западной стороны церкви была пристроена колокольня, которая окончена в 1710 г; на колокольню было подряжено 30 000кирпича. В 1713 г. по разрешительному указу Казанского митрополита Тихона Иван Андреев, житель гостиной сотни, пристроил с южной стороны церкви небольшую больницу «ради немощных и престарелых». Паперти с прочих сторон были упразднены, а с западной стороны паперть была обращена в трапезу, а прежняя трапеза была распространена и соединена с колокольнею.
Около 1716 г. в нижнем этаже каменной колокольни была устроена еще особая небольшая церковь во имя св. Николая Мирликийского. В монастырской описи имуществу 1727 г. описывалась и эта церковь… описывалась церковь и описи имуществу 1778 г., но на поле описи было помечено: «упразднена, а иконы перенесены в часовню, находящуюся у святых ворот». По заключению проф. Невоструева церковь была закрыта в 1790-х гг.
Упомянутая больница к 1734 г. пришла в ветхость и в этом году была перестроена и обращена в придельную церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В устроении этого придела потрудился полковник Иван Иванович Немков, в 1733-38 гг. симбирский воевода.
К 1739 г. в одной из церквей был устроен еще один престол, неизвестно в чье наименование. В одном из документов Московского архива министерства юстиции пишется от 1739 г.: «Казанской епархии Спасский девичий монастырь в городе Симбирске. В том монастыре каменного строения церквей четыре, в них престолов пять».
Две каменные церкви: одна – во имя Спасова Нерукотворенного Образа, другая – во имя св. Алексия, митрополита Московского, с приделом трех святителей вселенских и каменною колокольнею существовали до пожара 1864 г. Церковь во им я Спаса Нерукотворенного Образа посреди монастыря, холодная, имеет длины с алтарем и папертью 12 саж., ширины 7 саж., высоты до кровли 6 саж. Она представляется достаточно обширной и величественной. Церковь византийской архитектуры, о пяти главах. До 1815 г. была окружена деревянными папертями, после устроены каменные. По описям 1709, 1727, 1763 и 1778 гг. кровля крыта тесом, а главы – по первым двум – деревянною, а по последним – муравленою черепицею, окошки слюдяные.
Внутри церкви четыре огромных столба, поддерживающих свод. Вся церковь таким образом разделяется на три корабля или нефа. Средостение, отделяющее св. алтарь от средней части храма, каменное. На западной стене – хоры, устроенные в 1846 г. для стояния монахинь. Пол в 1786 г. вместо деревянного был устроен из чугунных плит, но в 1846 г. они, по неудобности, были заменены опоковым, проваренном в масле и окрашенным камнем; теперь опять деревянный пол. Стены в 1770 г. были расписаны изображениями из священной истории. В 1817 г. стенопись была обновлена. Предалтарный иконостас был в два яруса, столярной работы, по местам с резьбою, вызолоченный и посеребренный был устроен в 1801 г… После пожара 1864 г. церковь возобновлена, но план остался тот же. Теперь вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, крыта листовым железом, окрашенным медянкою на масле, кресты вызолочены. Святой антиминс на престоле освящен преосв. Евгением 20 декабря 1864 г. Иконостас сосновый, пятиярусный, столярной работы, окрашен кармином, по местам украшен резьбою, вызолоченною червонным золотом на полимент. У четырех колонн, на которых держится свод храма, утверждены с западной стороны каждой колонны четыре иконостаса, все они столярной работы, окрашены кармином, колонки и резьба на них вызолочены на полимент; на каждом водружен крест.
Другая монастырская церковь была теплая, с посвящением ее во имя св. Алексия, митрополита Московского; занимала в длину с алтарем и трапезою 12 ½ саж., шириною 5 саж., имела одну главу. До пожара 1864 г. она существовала в том самом виде, как была построена и исправлена храмоздателем. Полы были в церкви из опокового камня. Иконостас вместо прежнего был устроен вновь в 1799 г. на сумму госпожи Твердышевой. По обветшании этого иконостаса в 1828 г. был сделан другой. Из прежних икон многие были отданы в 1846 г. Ставропольского уезда в церковь села Архангельского, Крестовые Городищи тож. Иконостас 1828 г. был о двух ярусах, столярной работы, с колоннами, карнизом и аркою, выкрашен белою краскою, по местам украшен резьбою и по полименту вызолочен червонным золотом.
При этой церкви была придельная, имевшая с главною сообщение церковь трех святителей вселенских, длинною с алтарем 6 саж., шириною 3 ½ саж. Построенная в 1734 г., она была обновлена и в ней устроен иконостас вместо обветшавшего в 1784 г., потом поновленный с написанием вновь образов в 1828 г. Колокольня церкви была на двух саженях во все стороны, высотой с крестами 15 саж., восьмиугольная, трехъярусная. Прежде на ней были железные часы, упоминаемые в описи 1778 г.
В 1863-64 гг. при игуменье Серафиме вместо церкви св. Алексия, митрополита Московского, и трех святителей был построен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, но во время пожара, бывшего 19 августа 1864 г. сгорело все, что только было доступно огню. После пожара храм был возобновлен и окончен устройством при игуменье Евпраксии.
Новый храм – византийской архитектуры, пятиглавый, с каменною в пять ярусов колокольнею, высота которой 25 саж. Снаружи он простирается в длину на 24 саж., а в ширину на 9 ½ саж. Храм устроен в два света: в нижней части больших к верху полуциркульных окон 14, вверху под сводами на южной и северной стенах 8 циркульных окон; кроме того, на паперти под колокольнею четыре окна большого размера и три циркульных окна на западной стороне колокольни над дверьми, ведущими на паперть.
Вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, внутри окрашена масляною красою. Крыша покрыта листовым железом, окрашена медянкою, а главы на храме и колокольне покрыты белым листовым железом; кресты на главах вызолочены. Свод храма утвержден на шести столбах большого размера, из которых два отделяют алтари от главной части храма.
Пол во всей церкви деревянный, окрашенный масляною краскою. Амвон и солея ограждены железною решеткою. В западной части храма над трапезною частью устроены хоры, которые с передней стороны ограждены деревянною решеткою. Паперть и входная площадка выложены ступенным камнем; площадка ограждена железною решеткою. С площади на паперть и с последней в трапезную часть храма устроено два входа, в которых снаружи двери железные.
Храм трехалтарный, все алтари устроены рядом, из них средний выдается несколько вперед. В главном алтаре св. престол в честь Иверской иконы Божией Матери, в алтаре с правой стороны – престол во имя св. Алексия, митрополита Московского, а с левой стороны – во имя св. Тихона Задонского, но еще не освящен. Святой антиминс священнодействован преосв. Варсонофием в 1883 г.
Предалтарный иконостас и иконы Иверского храма обращают на себя особенное внимание художественностью работ. Иконостас четырехъярусный, сосновый, окрашен белою краскою, украшен резными колоннами и почти сплошною резьбой, вызолоченными червонным золотом на полимент. Иконостас – московской работы Софронова, иконы – художника Варламова. Придельные иконостасы также столярной работы, сосновые, четырехъярусные, окрашены в белый цвет и украшены резными колоннами и резьбою, позолоченными на полимент. Колонны-столбы, поддерживающие своды, и простенки между окнами украшены разными иконами большого и малого размера. Свод храма расписан масляною краскою разных колеров.
При каменном больничном корпусе Спасского монастыря устроена отдельная маленькая церковь во имя св. Николая, Мирликийского чудотворца. Церковь освящена в 60-х гг. настоящего столетия. Святой антиминс ее священнодействован преосв. Евгением 11 сентября 1866 г. Святой престол, жертвенник и предалтарный одноярусный иконостас этой церкви липовые; резьба и восемь полуколонок последнего вызолочены на полимент.
При святых воротах монастыря, на южной его стороне, до 1789 г. находилась деревянная часовня, которая имела в себе резное распятие и св. иконы. При часовне была кружка и свечная продажа. С 1789 г. часовня была устроена на северо-восточном углу монастырской стены в башне, где находится и теперь. Часовня особенно уважается симбирскими жителями. Сюда жертвуют на неугасимые лампады за здоровье детей. Само распятие, бывшее до пожара 1864 г., местно чтилось чудотворным.
Самою главною святынею Спасского монастыря является Иверская икона Божией Матери. Жители Симбирска особенно чествуют эту икону, как чудотворную, и молебствуют ей в общественных и семейных случаях. В 1847 г., когда в Симбирске действовала холера, эту икону носили вокруг города в крестном ходу и непрестанно по домам. Потом, по миновании болезни, 13 декабря перед этою и соборною св. Германа, Казанского чудотворца, иконами, по желанию городского общества торжественно был совершен благодарственный молебен с поминовением умерших от холеры. В память избавления от холеры общество устроило в монастыре икону Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенной аметистами и стразами, с надписями, показывавшими веру и усердие жителей. По всем печатным книгам об Иверской иконе Божией Матери Симбирского Спасского монастыря она признается чудотворною. В пожаре 1864 г. две монахини Евсевия и Афанасия вынесли из храма эту святую икону и с нею сошли под гору от общего пожара, а по миновании опасности возвратили икону в монастырь.
Александр Яхонтов «Церкви Спасского женского монастыря города Симбирска», 1898 г.