ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ульяновск. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Ульяновск. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня, Иоанна Предтечи
Год постройки:1734. Колокольня - 1868.
Год утраты:1933
Адрес:
Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Ленина, 9/117.

Координаты: 54.312619, 48.378195



Церковь Богоявления Господня, 1925 год с сайта https://pastvu.com/p/142136<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
1925 год с сайта https://pastvu.com/p/142136
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1925
Церковь Богоявления Господня, 1890—1916 год с сайта https://pastvu.com/p/194355<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
1890—1916 год с сайта https://pastvu.com/p/194355
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1916
Церковь Богоявления Господня, Фото с неизвестной книги.На настоящее время не опубликовано<br>, Ульяновск, Ульяновск, город, Ульяновская область
Фото с неизвестной книги.На настоящее время не опубликовано
Александр Иевлев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Иевлев
 
Александр Иевлев  7 апреля 2016

Богоявленская церковь в своем первоначальном виде была построена за городской чертой, «за валом», в Свияжской конной слободе. «По народному преданию, она была одной из самых древних церквей в Симбирске, – сообщает А. Яхонтов. - И весьма вероятным кажется предположение, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков была построена в ней и церковь Богоявленская». А. Яхонтов предполагает, что старая церковь представляет собой в общем объеме церкви 1898 г. «придел во имя святого Иоанна Предтечи его позднейшие придатки, и есть первоначальная Богоявленская церковь, находившаяся в Симбирской Свияжской конной слободе».

С начала основания церковь была каменной. «В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от трех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви». Это вполне естественно, так как речка Симбирка вплоть до 1800 г. являлась северо-западной границей города и примерно напротив усадьбы Дома-музея В.И. Ленина на ул. Ленина (ранее ул. Московская) в овраге речки Симбирки на ее южном берегу отмечено в конце XVIII века наличие кирпичных сараев.

Таким образом, историко-мемориальное значение Богоявленской церкви связано с основанием одной из первых Свияжских слобод за городским валом. В этом отношении примечательно, что в прежние времена ул. Московская доходила до Богоявленской церкви, и здесь кончалась деятельность городской управы, так как продолжение этой улицы в сторону Свияги называлось Богоявленским съездом и его благоустройством уже ведало Губернское правление. А нынешняя улица 12 Сентября в части, примыкавшей к ул. Московской, называлась Богоявленским переулком.

В последующие 1870-1880 гг. историко-мемориальное значение Богоявленской церкви еще больше возросло в связи с тем, что в непосредственной близости от нее по ул. Московской в 1875-1887 гг., а также на ул. Покровской в 1877-1878 гг. проживала семья Ульяновых. Мимо этой церкви в сентябре 1833 г. проезжал А.С. Пушкин. 15 января 1886 г. в этой церкви происходило последнее прощание семьи Ульяновых со скончавшимся 12 января 1886 г. Ильей Николаевичем Ульяновым.

Первоначальный архитектурный облик Богоявленской церкви менялся постепенно. В 1734 г. к маленькой церкви на средства симбирского купца Ивана Ивановича Воронцова был пристроен основной, дошедший до 30-х годов XX века, храм, освященный в честь Богоявления Господня. В последующих документах 1734 год принят за основную дату сооружения церкви. Прежняя, меньшая церковь была в это время переименована «в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи». Общая длина церкви в 1872 г. составляла 20,5 сажень (около 44 м).

Церковь состояла из следующих частей, соединенных между собой: с запада размещалась четырехъярусная колокольня, нижний ярус которой был в виде четверика, а три верхних яруса, постепенно уменьшаясь по ширине, были в виде восьмериков, затем шел пологий купол, который завершала небольшая главка с крестом. Трапеза в 1861г. была обращена в теплую церковь «в честь Честных Древ Животворящего Креста», после чего церковь стала трехпрестольной. Далее размещался теплый храм, соединенный с трапезой, превращенной в церковь, двумя большими арками. Храм представляет собой четверик, над которым покоится восьмигранный световой барабан с рядом окон в гранях. Барабан завершен колоколообразным куполом с небольшой главкой и крестом. С восточной стороны храма размещался одноэтажный округлый алтарь.

Архитектурно-градостроительное значение Богоявленской церкви заключается, во-первых, в том, что она формировала небольшую площадь на ул. Московской (ныне Ленина) и Богоявленского переулка (ныне ул. 12 Сентября), на этом месте с использованием стен бывшей церкви стоит двухэтажное здание; во-вторых, со стороны Московской дороги из-за Свияги эта церковь вместе с пожарной каланчей и Лютеранской церковью создавала линейный путевой архитектурный ансамбль высотных сооружений, объединявших близлежащую застройку ул. Московской, ныне целиком вошедшей в состав историко-мемориальной зоны и включенной, в основном, в состав заповедника «Родина В.И. Ленина»; в-третьих, вертикальный объем Богоявленской церкви создавал завершающий акцент западного направления градостроительной системы пространственного композиционного треугольника города, образованного тремя соборами и этой церковью. Достопримечательности и внутреннее убранство церкви подробно описано А. Яхонтовым в 1898 г.

Богоявленская церковь имела особое историко-мемориальное значение. Эта церковь была основной высотной доминантой и формировала вертикальный силуэт части города Симбирска, обращенной на запад к границе города вдоль Богоявленского съезда к реке Свияге, куда в летнее время часто ходили многие симбиряне купаться, а зимой на каток. В архитектурно-градостроительном отношении эта церковь была единственным из самых старых сооружений в районе ул. Московской, обращенной к Свияге, и выполненной в византийском стиле.

Следует считать восстановление Богоявленской церкви на ее прежнем месте наиболее целесообразным и реальным, так как она возродит утраченный облик целого отрезка улицы, почти 200 лет связанной с жизнью нескольких поколений. Тем более, что пожарная каланча уже восстановлена, а колокольня Лютеранской церкви в измененном виде существует с 1913 года. В областном архиве хранятся метрические книги прихожан церкви. Ее силуэт хорошо просматривается на ряде старых фотографий города, который наиболее полно воспринимается из-за реки Свияги со стороны Московской дороги на фоне величественной панорамы Свияжского амфитеатра, раскрывающего всю красоту исторической части города.

http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_8.htm


Александр Иевлев
 
Александр Иевлев  8 апреля 2016

Время начала строительства Богоявленской церкви, из за утраты исторических документов (жалованной грамоты на строительство), сейчас уже невозможно установить, а время ввода в действие предположительно можно установить на основании имеющихся документов. Сбор церковной «дани» осуществлялся на основании данных окладных книг Патриаршего Приказа, составленных по «писцовымъ книгамъ, писем и дозору» на построенные и вновь прибывшие церкви.

Холмогоров в своей книге "Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века «Симбирская десятина» приводит данные: «7162 (1654) года по новым писцовымъ книгамъ, письма и дозору Льва Ермолова прибыли вновь (в окладъ) церкви: 15.Ц.Богоявленiя Господня въ казачьей Свiяжской слободе. дани рубль 11 алт. 5 денегъ, десятильничихъ гривна». Данные заносились на конец календарного года, а на Руси XVII века новый год начинался 1 сентября, поэтому предположительно можно сказать, что Богоявленская церковь была введена в действие в период с 1 сентября 1653 г. по январь 1654 г. к престольному празднику Богоявления Господня.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 февраля 2017

Первоначальная история Богоявленской церкви восходит к первым временам города; по крайней мере, в начале второй половины XVII в. эта церковь уже существует.

С самого своего основания она построена была каменною и представляла из себя нынешний придел во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1734 г. к нему был приделан теперешний храм с престолом в честь Богоявления Господня; храмоздателем её был купец Иоанн Воронцов. Престолов в теперешнем храме два: главный – в честь Богоявления Господня и в приделе – во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Для священников и для одного псаломщика имеются церковные дома; диакон и другой псаломщик живут на частных квартирах, получая от церкви квартирное пособие: первый в размере 6 руб. в месяц, а второй – 4 руб. Капитал причта 3150 руб.

Прихожан в гор. Симбирске, Конно-Подгородной слободе и в выселке Тути (при р. Свияге, в 2 вер.) в 715 дворах 1585 душ муж. пола и 1736 жен.; сверх того, раскольников в 4 дворах 9 душ муж. пола и 7 жен. Церковно-приходских школ две: одна в Конной слободе, существует с 1894 г., помещается в собственном здании, другая в выселке Тути, открыта в 1896 г., помещается в здании, принадлежащем частному лицу.

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 июля 2022

Богоявленская церковь, она же и Предтеченская, находится на Московской улице, у оврага, на спуске к реке Свияге. Место, принадлежащее к приходу церкви, в первое время основания г. Симбирска, называлось Свияжскою конною слободою и было заселено служилыми конными казаками.

Богоявленская церковь по народному преданию одна из самых древних церквей в Симбирске. Весьма вероятно, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков, была построена в ней и церковь Богоявленская. По крайней мере, в начале второй половины XVII ст. эта церковь уже существовала. В 1653 г. царь Алексей Михайлович одновременно со своими царскими дарами для других симбирских церквей шлет «некоторое церковное строение» и Богоявленской церкви, из которого до нашего времени сохранилось только одно Евангелие.

В 1663 г. была принесена в эту церковь и в ней поставлена икона св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Возможно, что нынешний придел во имя св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня и есть первоначальная Богоявленская церковь в Свияжской конной слободе. С самого своего основания эта церковь была построена каменною. В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от тех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви.

Первоначально церковь была небольшой… в церковь вели несколько деревянных портиков, крыша ее была тесовая, колокольня каменная, над святым алтарем одна глава; кресты колокольни и церкви были железные; внешний вид церкви был кораблеобразный. К этой-то маленькой церкви в 1734 г. был приделан теперешний храм во славу Богоявления Господня. Храмоздателем был симбирский купец Иван Иванович Воронцов. С построением нового, большого каменного придела, освященного во славу Богоявления Господня, прежняя церковь была переименована в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; при этом она была, вероятно, и несколько поправлена. Вследствие этого 1734 г. и является в церковных документах общим годом постройки обеих церквей.

Сведения о Богоявленской церкви начала XIX ст. заключаются в ее «Клировых Ведомостях» 1817 г.: «Богоявленская города Симбирска церковь каменного здания, при ней теплая каменного здания во имя Усекновения честные главы Предтечевой, в состоянии тверды, утварью достаточны»… Некоторое время к ней была приписана кладбищенская Всесвятская церковь. С отчислением ее с окончательным преобразованием Всесвятской церкви в самостоятельную приходскую, при Богоявленской церкви был утвержден штат из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Содержание священно-церковно-служителей всегда производилось и производится на средства от доброхотодателей.

Более подробные сведения о церкви можно заимствовать из «описи» 1822 г.: «Церковь во имя Богоявления Господня каменного здания, холодная, без придела, об одной главе, обитой белым железом, с колокольнею каменною ж, крыша как на церкви, так и на холодной листового железа под зеленою краскою. Кресты на церкви и колокольне железные, из коих первый на церкви восьмиконечный, а на колокольне четырехконечный, оба под золотом и уже полинялые. У холодной церкви две паперти, из которых первая – на парадном крыльце, поддерживаемая тремя колонными деревянными столбами, а вторая – при южной двери, с двумя колонными деревянными столбами; обе паперти деревянные, с крыльцами таковыми же, крыты обе паперти тесом. У северной двери настоящей церкви папертей нет, а только небольшой белого камня крыльчик. Окна с железными решетками без затворов. В теплой церкви два окошка с железными решетками, пол деревянный, а в алтаре – каменный. В преддверии три окошка с железными решетками. В теплой церкви две двери, из коих одна наружу, а другая во внутрь настоящей холодной церкви. В алтаре теплой церкви два окошка с железными решетками. Паперть к ней приложена каменная, крытая тесом, под масляною красною краскою».

Опись 1837 г. добавляет следующее: «Главы или купола на ней и колокольне покрыты железом, а на теплом приделе деревом, все под масляною зеленою краскою. Внешние стены кругом в подбелке раскрыты палевым колером. Внутри церкви как холодной, так и теплой стены под штукатуркою, раскрыты колерами, в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, в теплом приделе в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, а в трапезе – палевым на клею».

С 1734 г. в Богоявленской церкви был еще один храм, на колокольне, в честь происхождения Честных Древ честного и животворящего Креста Господня. Когда он был упразднен – неизвестно. По «Клировым Ведомостям» до 1861 г. церковь является двухпрестольною. В этом году был снова устроен придел и также в честь происхождения Честных Древ животворящего Креста. Придел был построен уже не на колокольне, а в трапезе холодного храма, на правой его стороне; освящение его было совершено в 1861 г. преосвященным Евгением. К сооружению нового придела немалою причиною служило воспоминание о существовании церкви на колокольне; но главная цель его устроения была – удовлетворить запросам прихожан в зимнее время служением ранних литургий и для этого с построением нового придела вся трапеза была обращена в теплую церковь. Для более удобного сообщения были открыты две большие арки в теплый храм вместо одной малой, бывшей дверью при прежнем расположении церкви; тогда же сравнен был и пол теплого храма с полом холодной трапезы. Придел был снова уничтожен в 1885 г.

В шестидесятых годах была начата перестройка ветхой каменной колокольни; в 1868 г. новая каменная колокольня была окончена. При этой перестройке трапеза в длину приделана более прежней на две с половиной сажени; в церковном здании помещены кладовая и караулка; в кладовую в 1872 г. сделана железная дверь с двумя запорами и крючками, а в окно сделан железный створчатый закрой…

В 1880 г., вследствие сильной бури, бывшей ночью с 23-го на 24-е сентября, раскрывшей много домов в городе, повредившей кровли на некоторых городских церквах, была повреждена крыша и Богоявленской церкви. Вся крыша исправлена была в том же году, тогда же были утверждены в местах и новые кресты как на настоящем храме, так и на колокольне. В 1885 г. стены церкви внутри окрашены новою краскою, устроены асфальтовые полы, большая часть обветшавших оконных рам заменены новыми; был исправлен и поновлен на правой стороне трапезной арки иконостас, устроенный вместо придела, и был освящен 29 декабря.

В 1887 г. украшен стенною живописью алтарь малого храма. Летом 1892 г. обновлены наружные стены церкви; обветшавший кирпич был выбит и заменен новым. Карнизы и наличники окон сделаны новые, верхний ярус колокольни разобран и сделан по новому плану, кровля вся перекрыта, сделаны небольшие главы по четырем углам как настоящего храма, так и колокольни; размер окон увеличен. «Наружный вид храма совершенно изменился, и храм Богоявленский стал очень красивый» - писал летописец. Летом 1893 г. произведена монтировка внутри храма: пробиты две арки в западной стене, отделявшей церковь от колокольни, и помещение под колокольнею обращено под церковь же; арка, соединявшая придельный храм с главным, расширена и поднята выше… окна подняты выше. В 1896 г. резьба на арке, отделяющей настоящую церковь от трапезы перезолочена, а вся арка окрашена вновь белою масляною краскою.

В настоящем своем виде Богоявленская церковь является выстроенною в новом стиле и своею внешнею архитектурою мало чем разнится от других церквей г. Симбирска, отделанных или выстроенных в последнее время.

А. К. Яхонтов «Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.