По имеющимся церковным документам, Тихвинская церковь считается построенною в 1749 г. Когда образовался приход, достоверно неизвестно, но в «крепостных книгах» 1717 г. Симбирской Гражданской Палаты записано: «Успенского монастыря Архимандрит Изосима продал двор свой камисара Александра Савина сына Сергеева сыну ево Якову в приходе церкви Тихвинской Богородицы… а по мере оного двора длиннику 67 сажен, поперешнику 64 сажени, да подле забору до церковного алтаря 42 сажени в верхнем конце к церкви Тихвинской Богородицы 35 сажен с аршином в трех аршинною саженью, а взял денег 100 рублей кто купчей оной». По смыслу этой записи и самостоятельный Тихвинский приход, и самая Тихвинская церковь существовали уже в 1717 г.
Отмечена точная хронологическая дата и существование в церкви Тихвинской иконы Божией Матери 1702 г., как местной иконы главного отделения храма. Копии с иконы, находящейся в трапезе, в связи с планом и архитектурой Тихвинской церкви принуждают относить ее по времени происхождения к концу XVII ст., по плану и техническим приемам – к постройкам царя Алексея Михайловича.
Построена церковь… преимущественно по плану базиликообразных храмов. Так же, как и в древние базиликообразные храмы, и в Тихвинскую церковь должен был вести портик или пропилей, но он теперь заменен каменной колокольней: существующая в 2-3 кирпича связь между церковью и колокольней служит ясным признаком более позднего происхождения колокольни. Может быть, она-то и была пристроена в 1749 г., каковой год с того времени и был занесен в «клировые ведомости», а затем и в «церковную летопись» и в «опись церковного имущества» как год построения самой церкви.
Построенная в три этажа, из которых назначение одного – служить помещением для колоколов, колокольня оканчивается двумя пересекающимися, с круглыми отверстиями сводами, над которыми на небольшом четырехугольнике высится луковичная глава с четырехконечным вызолоченным крестом с венцом на верхнем его конце. Всех колоколов в церкви семь. Колокол большой, на нем вылиты следующие надписи: сверху «Божию милостию вылит сей колокол в Губернский город Симбирск ко храму Тихвинской Божией Матери», снизу «иждивением прихожан сей церкви и других лиц; в третье лето царствование Монарха нашего Николая I. Лил в Саратове в заводе Саратовский купец Степан Васильев Саушкин 1828 г, апреля 28 дня. Весу 72 пуда 38 фунтов». Колокол второй «завода потомственных почетных граждан Саратовских первой гильдии купцов братьев Гудковых 1874 года. Весу 30 пудов 31 фунт». Зазвончиков пять.
Здание трапезы церкви четырехугольное, с сомкнутым внутри сводом, опирающимся прямо на стены; крыша трапезы двухскатная, в настоящее время железная. Настоящая церковь представляет из себя правильный четырехугольник, с узкими небольших размеров окнами, в шесть почти обыкновенных кружков каждое. На этот четырехугольник опирается правильный, в два света, восьмигранник, который внутри завершается восьмисторонней усеченной пирамидой, представляющей звездное небо, в конце которой, прямо над головами молящихся, картинное круглое изображение Господа Вседержителя. Снаружи восьмигранник оканчивается куполообразным, крытым железом верхом; на куполе – фонарь с фальшивыми окнами; небольшим перешейком он соединяется с луковичной главой, на которой водружен восьмиконечный вызолоченный крест. С южной стороны настоящего храма в него ведет небольших размеров каменное крыльцо. В нижнем этаже трехъярусной колокольни помещается притвор, вход в нее с юга, над входом – изображение Тихвинской иконы Божией Матери.
До 1850-54 гг. церковь по своим украшениям была настолько бедна, что требовала капитальных расходов. Своих средств было далеко недостаточно. По приходно-расходным книгам церкви видно, что только с 1849 г. делаются значительные сборы и пожертвования на украшение иконостаса. Самым усердным благотворителем в этом деле является кол. ас. Павел Лукич Ерофеев, который пожертвовал в разное время 1294 руб. В апреле 1850 г. был сделан новый иконостас в холодную церковь казанским мещанином Яковом Семеновичем Ефремовым за 1000 руб., а в 1852 г. симбирским мещанином Аркадием Миловидовым сделан новый же иконстас с написанием новых икон в приделе Божией Матери «Всех скорбящих радость» за 635 руб. Прихожанин Павел Яковлев свой капитал в 9 789 руб. отказал в приходскую церковь с тем, чтобы на образ Тихвинской Божией Матери была сделана золотая риза и к ней золотая же лампадка…
Время от 1850 до 1854 гг. в истории Тихвинской церкви было настолько выдающимся, что в продолжение этих пяти лет заново была отделана вся церковь. Сделаны были везде новые иконостасы, в пред-алтарные придельные иконостасы написаны новые иконы, иконы украшены очень ценными ризами, церковь выбелена внутри и снаружи, переделан пол, прибавлено много ценной утвари: св. сосудов, подсвечников, нового облачения и мн. др. В 1861 г. при Тихвинской церкви, вместо деревянной, была устроена каменная ограда в 415 руб. 49 коп. Устройство ограды было делом церковного старосты Назара Васильевича Григоревского.
Во время пожара в Симбирске в 1864 г. Тихвинская церковь хотя и не пострадала так много, как другие церкви, однако и для нее потеря была очень чувствительна. От пожара сгорела крыша, кладовая, часть пола в приделе в честь иконы «Всех скорбящих радость» и вся лучшая ризница...
В более позднее время при Тихвинской церкви был устроен придел во имя преп. Макария, Желтоводского чудотворца. Когда и кем был устроен новый придел – нет определенных сведений. Новый придел был устроен очень тесным. Алтарь был до того маленький, что служба в нем совершалась однажды в год. По записям церковной летописи он загораживал свет, удерживал сырость, так как воздух, удерживаемый стенами алтаря, не мог равномерно распространяться; не имея особого пристроя, занимая часть трапезы, он стеснял храм. 4 июля 1880 г., с разрешения начальства и согласия прихожан он был упразднен.
В том же 1880 г. весь храм был обновлен за 1200 руб., а годом раньше весь был устроен теплым. Причина, побудившая к подобному переустройству, пишется в церковной летописи, была та, что сравнительно лучшая часть храма и по устройству, и по украшениям в течение почти восьми месяцев была затворенною, и богослужение приходилось совершать в приделе бедном и по устройству, и по украшениям, а на святую Пасху из-за невыносимой духоты многие предпочитали ближайшие церкви.
Если по свидетельству церковной летописи 1894 г. Тихвинский храм пришел было в упадок, то по свидетельству той же летописи 1896 г. особенным притоком благотворительности обветшавший храм приведен в надлежащий вид. Теперь церковь производит доброе впечатление, она чиста и удовлетворяет религиозному чувству христианина. Число прихожан Тихвинской церкви не более 50 душ муж. пола, не велик был приход и прежде и по штату с 1826 г. был один священник и псаломщик. Содержание причта до 1896 г. производилось от доброхотодателей за требоисправления, а с 1896 г. присоединилось казенное жалование в размере 400 руб. в год.
А. К. Яхонтов «Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.