Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.
Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска "...по их согласному выбору места". И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности. В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад "со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода", самая значительная из которых была в 1668 году.
Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила: "Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге".
В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.
К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 "мужских ревизских душ".
На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии. В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище. В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-"Гимназиарха" (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище. В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как "довольно обширная" и имеющая хорошее устройство.
После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.
С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом. По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный. С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.
В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.
В 1882-1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария. В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.
Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. "Архимандритскую". Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание. В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти. Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.
Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение. Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов. В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.
В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.
В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря. До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.
Казанский храм. Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь в 1789 году был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря. После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 1980-х годов храм представлял собой "... обрубок старинного здания с остатками купола". Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма. В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Часовня св. Феодора Томского. В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича. В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий. В 1997-1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.
Трехсвятительский храм. Построен в конце XX - начале XXI века.
Храм при вратах. Построен в конце XX - начале XXI века.
https://drevo-info.ru/articles/23888.html