Собор Богоявления Господня заложен в 1777 году, построен в 1784 году, полностью завершен в 1901 году, закрыт в 1930 году, восстановлен в 2003 году. Собор расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе "Пески". Площадь, на которой расположен собор, является одним из главных планировочных элементов города. В настоящее время в соборе полностью завершились реставрационные работы. Восстановлен не только ценный памятник архитектуры, яркий представитель стиля барокко, ранее утраченная композиционная доминанта, но и одна из главных святынь города Томска.
Богоявленская церковь - одна из древнейших в городе Томске. На месте, где стоит церковь, в начале XVIII века располагалось кладбище, которое занимало значительное пространство между подножьем Воскресенской горы, речкой Ушайкой и берегом реки Томи. Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году и стоявшей метров на семьдесят юго-восточнее нынешнего каменного собора.
Первая церковь называлась Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет в 1737 году в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. За сто лет придел преподобного Михаила Малеина трансформировался в придел Архангела Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.
Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. В 1770 году 15 апреля на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.
Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.
Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло не равномерно. С 1857 года по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением. В 1868 году каменная церковь Богоявления Господня была подвергнута ремонту, томский купец Акулов начал сооружать иконостас в верхнем холодном приделе во имя пророка Илии. Однако дело затянулось надолго. Через тридцать лет газета "Томские Епархиальные ведомости" в № 6 за 1899 год сообщала, что в Ильинском приделе "производится отделка иконостаса на средства церковного старосты П. Михайлова". Строительство храма пошло быстрее и успешнее, когда старостой стал томский купец П.В. Михайлов. На его средства был полностью отремонтирован Ильинский придел, который с новым иконостасом был освящен 18 июня 1900 года. А через год (19 августа 1901 года) был освящен на втором этаже храма придел в честь Нерукотворного образа Спасителя. В окончательном виде новая каменная церковь была двухэтажная, четырехпрестольная, с приделами и колокольней. На нижнем этаже центральной храмовой части располагался придел в честь Богоявления Господня и придел во имя архангела Михаила, на верхнем этаже приделы Ильинский и Спасский.
Почему главный Богоявленский придел и Михаило-Архангельский придел, оказались в небольших по объему помещениях на первом этаже, а меньшие по церковной значимости Ильинский и Спасский приделы разместились на просторном втором этаже здания храма? Думается, что причина заключается во времени празднования престольных праздников каждого из приделов. Престольные праздники Ильинского и Спасского приделов всегда приходились на лето (20 июля и 16 августа соответственно, по ст. ст.), поэтому верхние необогреваемые этажи лучше всего подходили для этой цели. Напротив, престольные праздники Михаило-Архангельского и Богоявленского приделов отмечались поздней осенью и зимой (8 ноября и 6 января соответственно, по ст. ст.), а для этих праздников в холодное время года подходят только обогреваемые приделы, обычно небольшие по объему и располагаемые на первом этаже.
Храм имеет особое значение для истории Томской земли. Несмотря на незавершенность строительства именно Богоявленскую приходскую церковь выбрал первый Томский губернатор, действительный статский советник Василий Семенович Хвостов в качестве главного храма города, в котором предстояло в праздник Преображения Господня 6 августа 1804 года всенародно огласить торжественное открытие Томской губернии. Поскольку храм был посвящен празднику Богоявления или Крещения Господня, то ежегодно 6 января на Крещение Господне из этого храма устраивался крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения, такой же крестный ход устраивался в день Преполовения Пятидесятницы и 1 августа в праздник Всемилостивому Спасу (Первый Спас).
В целях приобретения средств для содержания церковь имела на принадлежащей ей земле свои торговые лавки. Деревянные лавки с тремя притворами в 1853 году пожертвовал купец Стахеев. На территории церковной ограды располагались каменные торговые лавки с четырьмя притворами, их построил в 1859 году купец Сергей Петров. В 1884 году эти строения отданы в аренду купцу Смирнову, который надстроил их до второго этажа. В 1884 году церковь выстроила на свои средства каменные двухэтажные лавки, располагавшиеся вдоль улицы Миллионной (ныне пр. Ленина) и вглубь квартала. Через два года они с торгов были отданы по контракту торговому дому "Петров и Михайлов". Предпринятые действия позволили улучшить материальное положение церкви и причта. Причт Богоявленской церкви был невелик. Например, в 1866 году при храме числился один священник, один диакон.
В 1862 году построен дом для священника - двухэтажный, полукаменный. При доме был амбар, деревянная завозня, отдельная кухня и баня. В 1867 году выстроен угловой дом в два этажа, деревянный с надворными службами. В 1886 году псаломщику выстроен двухэтажный деревянный дом с флигелем, амбаром в два отделения. Все вышеперечисленные строения 12 августа 1869 года были застрахованы во втором российском страховом обществе на общую сумму 8 000 рублей. В 1886 году на дворе Богоявленской церкви, со стороны Базарной площади (ныне пл. Ленина) и улицы Духовской (ныне ул. К.Маркса) выстроили каменные одноэтажные строения: караульню, кладовую, два навеса, и брандмауэр.
При храме имелось церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа. Церковно-приходская школа открыта в 1898 году, учащихся в школе на 1912 год было 87 человек. В церковной библиотеке насчитывалось до 400 книг. На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. В 1797 году приход Богоявленской церкви насчитывал 201 двор с количеством 1689 душ. В 1912 году при храме насчитывалось прихожан обоего пола 128 человек.
Территория храма, исходя из вышеперечисленных фактов, активно развивалась на протяжении всего существования церкви, на ней производились постройки различного функционального назначения, в основном - жилье для церковнослужителей и различные служебные помещения.
Наиболее сильные изменения, как в здании храма, так и в приходской жизни произошли в послереволюционный период. В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине. В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П.Нестеров. В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления. С появлением в 1924 году в Томске Архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.
Арестованный в 1922 году настоятель протоиерей Константин Владимирович Лебедев, выпускник Томской Духовной Семинарии, священник с 1900 года, за противление изъятию церковных ценностей был приговорен к расстрелу. Приговор был заменен пятью годами лагерей. Освобожденный досрочно по амнистии отец Константин вновь вернулся в Богоявленскую церковь. Приходская община 15 июня 1926 года, отметив 25-летний юбилей служения в священном сане о. Константина, ходатайствовала перед Архиепископом Димитрием (Беликовым) о награждении юбиляра палицей. Через четыре месяца о. Константин был переведен на другой приход. В 1936 году он был настоятелем Воскресенской церкви (ориентации Московской Патриархии), затем арестован и осужден на 10 лет. Отец. Константин появлялся в Томске после 1945 года. Было ходатайство томских мирян о назначении его епископом Томским. Но вскоре о. Константин был снова арестован, больше о нем сведений не было.
Приходская община, насчитывающая в 1929 году 215 человек, регулярно, три раза в год (праздники Крещение Господне, Преполовение Пятидесятницы, Первый Спас) организовывала крестные ходы на реку Томь для освящения воды, получая на это разрешение у городских властей вплоть до 1930 года, когда на заявлении Богоявленской общины в Томский Окрисполком разрешить крестный ход на реку Томь 19 января 1930 года, была поставлена резолюция "отказать".
Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил: "Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих". Ещё некоторое время богослужение в храме продолжалось, но недолго, до января 1930 года. В здании храма разместились курсы "Сибжелдорстроя".
В годы Великой Отечественной Войны (в 1942 г.) все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода "Красный Богатырь". За время эксплуатации московским заводом "Красный богатырь" (1942-1946 г.г.) и Томским заводом резиновой обуви (1947-1994 г.г.) здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.
Все это привело храм в совершенно неузнаваемый вид. Окруженный со всех сторон пристроенными заводскими цехами храм словно бы исчез за чужими стенами. Проходя вечером мимо завода и видя за окнами в освещенных цехах работающих за станками людей, с трудом можно было предположить, что здесь когда-то стояла церковь, и просто не возможно было догадаться о том, что внутри завода сохранились и выстояли стены древнего храма.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 446 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности", распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22.08.1995 г. № 201 "О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование" Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.
В 1995 году СИ "Спецпроектреставрация" был заказан комплексный проект реставрации вновь выявленного памятника культуры Богоявленского собора. Одновременно с выполнением проектных работ, согласно Постановлению Главы Администрации Томской области от 06.02.1997 г. № 23 "О реконструкции комплекса зданий и сооружений бывшего завода резиновой обуви" начались реставрационные и восстановительные работы на комплексе Богоявленского собора и всей территории квартала. 6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.
Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Несколько лет центр города имел удручающий вид, словно после бомбардировки. У Томского благочиния денег на гигантский объем дорогостоящих работ не было. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области Виктор Мельхиорович Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Рабочие порой месяцами не получая зарплату, тем не менее продолжали трудиться на строительстве. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской Духовной Семинарии и церковно-административные помещения.
Постепенно здание храма стало узнаваемым, над восстановленными куполом храма и колокольней заблистали золотом кресты. В рамках предстоящего 400-летнего юбилея Томска (в 2004 году) Областной администрацией были направлены необходимые денежные средства на восстановление храма, и работа пошла интенсивнее. 8 января 2000 года, на второй день Рождества Христова, Преосвященным Ростиславом, Епископом Томским и Асиновским был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила, и после более чем 50-летнего перерыва совершено первое богослужение. Для восстановленного придела по заказу Преосвященного Ростислава московские иконописцы изготовили великолепный иконостас в древнерусском стиле.
По инициативе Владыки были собраны средства на комплект соборных колоколов. В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов. Специально приглашенный Владыкой Ростиславом из Москвы звонарь обучил группу семинаристов искусству церковного звона. Богоявленские колокола всему городу возвестили благую весть о том, что восстановлены не только стены собора, но и что с началом богослужений в храм вернулась жизнь.
Преосвященный Ростислав, являясь настоятелем Богоявленского собора, проявлял большую заботу о любимом храме. Поскольку все четыре придела храма стали теперь теплыми, и, поэтому больше не было нужды закрывать на зиму верхний этаж, Владыка распределил приделы в восстановленном соборе следующим образом: на первом этаже располагаются в северной стороне – Ильинский придел, а в южной – Михаило-Архангельский придел.
На втором этаже в северной самой просторной части – Богоявленский придел, а в южной – Пантелеимоновский придел. Иконы для иконостасов второго этажа по заказу Владыки были изготовлены в иконописной мастерской Московской Духовной Академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Особенностью праздничного ряда в иконостасе Богоявленского придела является то, что он начинается не с иконы Рождества Пресвятой Богородицы, как в большинстве новых иконостасов, а с иконы Благовещения, что соответствует древней традиции Русской Церкви. Храм украшен не только высокохудожественными иконами, но и большим количеством частиц святых мощей угодников Божиих.
Освящение собора состоялось сразу же по окончании всех реставрационных работ в январе 2003 года.18 января 2003 года, в Крещенский сочельник, Владыка Ростислав освятил Ильинский придел на первом этаже. 26 января 2003 года (воскресенье) Преосвященный Ростислав с собором епархиального духовенства, в присутствии многочисленных гостей, представителей областных и городских властей, благотворителей, строителей, большого стечения людей совершил торжественное освящение Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже храма.
Архитектурные особенности храма
В равнинный характер территории исторического района "Пески" в свое время живописно вписывались церкви – доминанты: Богоявленский собор церкви Духосошественская и Сретенская. И хотя с течением времени район очень изменился, нет уже Духовской и Сретенской церквей, построено много других более высоких зданий, но как только засиял золотом крестов отреставрированный Богоявленский собор, он тот час же стал неоспоримой и самой яркой архитектурной доминантой городского центра. Звоном колоколов, правильностью пропорций, необычностью очертаний, непохожестью на все, что вокруг, собор как неожиданный вестник из прошлого и таинственный путеводитель в будущее властно притягивает к себе внимание сначала глаз, затем и сердца любого, кто оказывается в этой части города, давно уже ставшей административным, торговым, культурным, а теперь еще и духовным его центром.
Каменный собор Богоявления Господня представляет собой интересный пример сибирского барокко. Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой - трапезная - колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.
В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента - храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь. Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.
Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры. По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.
Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет.. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.
Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора. Там же расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.
От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги. Стенной росписи еще нигде нет, все стены выбелены в белый цвет.
Святыни собора
Главной святыней Богоявленского собора является частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, которую в 2001 году Преосвященный Ростислав, Епископ Томский и Асиновский в серебряном ковчежце доставил из Московской Патриархии в восстановленный Томский Богоявленский собор. В настоящее время в храме каждую среду после вечернего богослужения эта святыня в особом ковчеге выносится из алтаря на середину храма и перед ней совершается Акафист святому великомученику Пантелеимону, по окончании которого каждый человек может приложиться к святым мощам и вознести перед ними молитву о себе и своих близких.
В храме есть и другие святыни. С 2000 года стараниями Преосвященного Ростислава в двух ковчегах-мощевиках хранятся мощи многих святых, которые таким образом пребывают в храме не только духовно, но и телесно, внимая молитвам прихожан и вознося их к престолу Божию. Среди этих частиц - мощи апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мучеников Иоанна воина и Трифона, святителей Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, преподобных Сергия Радонежского и Иова Почаевского, великомучениц Варвары и Анастасии Узорешительницы, великих благоверных князей Александра Невского и Димитрия Угличского.
В алтаре собора висит Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. На Крестопоклонной неделе (третье воскресенье Великого Поста) и в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) это Распятие выносится на середину храма для общего поклонения. В разных приделах собора на стенах расположены иконы святых с частицами их мощей: икона св. мученика Иоанна Воина, икона св. Василия Блаженного, икона преп. Афанасия, икона преп. Серафима Саровского.
26 мая 2002 года в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была возвращена в церковь священная реликвия – архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского, принесенный в Томск Преосвященным Агапитом, первым Томским архиереем, и более семидесяти лет хранившийся в запасниках Томского краеведческого музея. Теперь посох также является святыней Богоявленского собора.
Среди храмовых икон особым почитанием пользуется образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», привезенный в Томск из древней Серпуховской Высоцкой обители, где хранится сама чудотворная икона. Перед этой иконой постоянно можно видеть богомольцев, которые молятся о своих близких, об избавлении их от недуга пьянства и наркомании.
Новой величайшей святыней храма и всего города в 2003 году стала специально написанная точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. При основании Томской крепости в 1604 году сам Государь Борис Годунов прислал в благословение новому городу икону Святой Троицы. Первый храм в городе был освящен во имя Святой Троицы. Через два столетия в Томске был возведен великолепный кафедральный Троицкий собор. Жители Томска считали, что их город с самого своего основания был посвящен Триединому Богу. Но после октябрьской революции был разрушен Троицкий собор, была утрачена и древняя икона Святой Троицы, когда-то положившая начало старинному сибирскому городу. В период подготовки к 400-летнему юбилею Томска вполне естественно было надеяться на то, что город Томск, вступая в пятое столетие своего существования, вновь обретет чудотворный образ, благословением которого было положено его начало. Еще в 2001 году Преосвященный Ростислав испросил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на работы по воссозданию образа Живоначальной Троицы для Томска. Патриарх дал свое благословение. В качестве образца для копирования была взята прославленная чудотворная икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева. Епископ Ростислав вместе с губернатором Томской области Виктором Крессом обратились с письмом к директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой разрешить работу иконописцам-копиистам со всемирно известным оригиналом иконы. Разрешение директора было получено. К работе были привлечены специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве, в частности, иконописец-реставратор высшей категории Марина Александровна Скутте. Чтобы не допустить привнесения даже малейшего произвольного отступления от оригинала, икона копировалась в мельчайших подробностях, включая многочисленные утраты, следы многих реставраций, трещинки и следы от гвоздей, появившиеся на иконе, написанной святым Андреем Рублевым, за шесть столетий ее существования. 14 июня 2003 года, в канун праздника Святой Троицы новонаписанная икона прибыла в Томск и, после торжественного молебна, совершенного Преосвященным Ростиславом с собором епархиального духовенства, была поставлена в Богоявленском соборе.
В период восстановительных работ рядом со зданием Богоявленского собора строилось здание для Томской Духовной Семинарии. Двухэтажная учебная часть здания расположена к востоку от алтаря храма и идет вдоль пр. Ленина. Другая, жилая трехэтажная часть перпендикулярна по отношению к первой и идет параллельно северной стене собора внутрь церковного двора. Основные строительные работы были закончены к весне 2002 года. 26 мая 2002 года во время своего визита в Томск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил новое здание Семинарии, дав высокую оценку удобным жилым помещениям и просторным учебным аудиториям. В жилых кельях нового семинарского здания могут разместиться 70 человек. Преосвященный Ростислав, являясь Ректором Семинарии, благословил разделить всех ее воспитанников, ранее вместе проживавших в одном здании (по ул. Герцена, 3) следующим образом: все юноши, воспитанники Пастырского отделения, переберутся в новые корпуса, а девушки, воспитанницы Регентского отделения, удобно расположатся в освободившихся помещениях старого здания.
Переезд воспитанников Пастырского отделения семинарии в новое здание состоялся в ноябре 2002 года. Семинаристы сразу же были вовлечены в богослужебную жизнь Богоявленского собора, один из приделов которого стал семинарским храмом. Мужской хор семинарии ежедневно поет на богослужениях в соборе, семинаристы несут здесь иподиаконское и алтарно-клиросное послушания, выполняют работы по благоустройству церковной территории.
Сегодня Богоявленский собор в полной мере оправдывает свое наименование. Располагаясь в городском центре, он всему городу своим чудесным возрождением, колокольным звоном, пением семинаристов, архиерейским богослужением, церковными Таинствами, святыми мощами, иконой Святой Троицы непрестанно свидетельствует о Христе, являет Бога.
При Томской духовной семинарии с 2008 года существует церковно-исторический музей. В его экспозиции представлены уникальные иконы, старинные облачения, богослужебная утварь, старопечатные книги, нумизматическая коллекция евангельских времен. Среди особо ценных раритетов – икона святителя Николая 16 века, подаренные музею Патриархом Алексием II Царские врата 17 века, изданная первопечатником диаконом Иваном Федоровым в 1580 году Острожская Библия, келейная книга сестры Петра I царицы Софьи Алексеевны с ее автографом. Музейная коллекция предоставляет возможность увидеть удивительные образцы отечественной духовной культуры, веками создаваемой и хранимой нашими предками. Церковно-исторический музей при Томской духовной семинарии расположен по адресу: г. Томск, пл. Ленина 7.
Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске (Постройка его с характеристикой времени и деятелей). Лепта к трехсотлетию гор. Томска. - Томск, 1904; Беликов Д.Н. Старинный Свято-Троицкий собор в гор. Томске. - Томск, 1900; Томские Епархиальные ведомости № 6, 1899; Весь Томск. Адресно-справочная книжка на 1911-1912 г.г. – Томск, 1912; Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. (Постройка его с характеристикой времени и деятелей). Лепта к трехсотлетию гор. Томска. - Томск, 1904; ГАТО, Ф. 170, Оп. 1, Д. 541; ГАТО, Ф. 170, Оп. 1, Д. 541; Привалихина С.В. Мой Томск. – Томск: Изд-во Томского университета, 2000; Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. (Постройка его с характеристикой времени и деятелей). Лепта к трехсотлетию гор. Томска. - Томск, 1904; ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д. 4; Красное Знамя. - 1922. - № 249. 7 ноября; Архив УФСБ по ТО, Д. П-11177; ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д. 4; ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д. 4; Олег Безруких, протоиерей, Храмы Томска, 2004.