ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Церковь Андрея Первозванного.

Андреевская церковь


Киев. Церковь Андрея Первозванного
Церковь. Действует.  
Престолы:Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Елисаветы
Архитектурные стили:Барокко, Елизаветинское барокко
Год постройки:Между 1749 и 1754.
Архитектор:Б.Ф. Растрелли
Адрес:
Украина, Киев, Андреевский спуск, 23

Координаты: 50.458933, 30.517734
Проезд:на автобусе №6ТР, 16ТР, 18ТР и троллейбусе №6, 16, 18 до остановки "улица Владимирская", потом пешком по улице Владимирская и Андреевский спуск



Сортировка:

Церковь Андрея Первозванного, Андреевская церковь - киевская жемчужина!...<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андреевская церковь - киевская жемчужина!...
Елена Васильева
9 мая 2011
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
екатерина
8 сентября 2006
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андрей из Киева
20 сентября 2010
Церковь Андрея Первозванного, Окно над главным входом<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Окно над главным входом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
1 июня 2010
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
15 октября 2012
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
15 октября 2012
Церковь Андрея Первозванного, Иконостас<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Иконостас
Евгений Карпухин
10 июня 2009
Церковь Андрея Первозванного, Царские врата<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Царские врата
Евгений Карпухин
10 июня 2009
Церковь Андрея Первозванного, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Церковь Андрея Первозванного, Фотография сделана в 1974 году.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотография сделана в 1974 году.
Незнайка
1 января 1974
Церковь Андрея Первозванного, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
17 сентября 1941
Церковь Андрея Первозванного, Церковь Андрея Первозванного на открытке по фотографии Гудшона и Губчевского, 1911 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Церковь Андрея Первозванного на открытке по фотографии Гудшона и Губчевского, 1911 г.
Елена Григорьева
1 июня 1911
Церковь Андрея Первозванного, Рис. из журнала "Русский паломник"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Андрея Первозванного, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Андрея Первозванного, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Андрея Первозванного, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Андрея Первозванного, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Андрея Первозванного, Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Андрея Первозванного, Фотоснимок с фотографии, сделанной в 1889 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотоснимок с фотографии, сделанной в 1889 г.
Алексей Кротов
1 июля 1889
Церковь Андрея Первозванного, Фото их альбома «Виды Киева»<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото их альбома «Виды Киева»
Елена Григорьева
1 июня 1888
Церковь Андрея Первозванного, Рис. из журнала "Нива"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1888
Церковь Андрея Первозванного, "Пчела" Щербина Н.Ф. Спб1882<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
"Пчела" Щербина Н.Ф. Спб1882
Андрей Агафонов
1 января 1882
Церковь Андрея Первозванного, Автор: Франц де Мезер, 1870 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор: Франц де Мезер, 1870 г.
Елена Григорьева
1 июня 1870
Церковь Андрея Первозванного, Церковь Андрея Первозванного на старинном фото Роджера Фентона, сделанном в 1852 г. Уникальность фотографии в том, что это первый снимок Андреевской церкви.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Церковь Андрея Первозванного на старинном фото Роджера Фентона, сделанном в 1852 г. Уникальность фотографии в том, что это первый снимок Андреевской церкви.
Елена Григорьева
1 июня 1852
Церковь Андрея Первозванного, с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Андрея Первозванного, Из альбома "Виды Киева"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Из альбома "Виды Киева"
Наталия
??
Церковь Андрея Первозванного, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Церковь Андрея Первозванного, Почтовая открытка №77 выпуска кон. ХIХ в.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Почтовая открытка №77 выпуска кон. ХIХ в.
Алексей Кротов
??
Церковь Андрея Первозванного, Ночная подсветка<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Ночная подсветка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей Кольчугин
31 декабря 2012
Церковь Андрея Первозванного, Андреевская церковь в Киеве во время ремонтных работ.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андреевская церковь в Киеве во время ремонтных работ.
Александр Момент
6 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 февраля 2003

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей". И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру..." - так Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная.

Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году .В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин , который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой - священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749-1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь - памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.

С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь . В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация за чертежами Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа "Распятие", завершающая иконостас.

Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века - иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина "Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе "Успение Богородицы" сохранилась его подпись.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века - "Выбор веры князем Владимиром" неизвестного автора и "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

В целом интерьер Андреевской церкви - светлый, нарядный, мажорный - производит впечатление парадного дворцового зала.

По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.

В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. В нынешнее время Андреевская церковь отреставрирована. К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1747—1753 гг. (Андреевский спуск, 23)

Построена по проекту В. В. Растрелли московским архит. И. Ф. Мичуриным. Размещена над обрывом Старокиевской горы, доминирующей над Подолом,ни месте, где в начале XIII в. была возведена Крестовоздвиженская церковь. Великолепно расположенное на вершине холма здание стало одним из основных компонентов, формирующих панораму города со стороны Днепра.

Первоначальный проект, составленный в 1745 г. архит. И.-Г. Шеделем и инж.-полк. Де-Боскетом, был в Петербурге отклонен. В 1748 г. утвержден проект В. В. Растрелли. Уже с 1747 г. началась подготовка к строительным работам. В сооружении Андреевской церкви принимали участие русские и украинские мастера. К 1753 г. здание в основном было закончено, но отделочные работы длились до 1767 г. Живописные работы выполнены известными живописцами А. П. Антроповым и И. Я. Вишняковым. Алтарь расписан украинскими мастерами И. Роменским ц И. Чайковским.

Построенная на подмываемом ключами склоне, которому угрожали обвалы и оползни, церковь нуждалась в частых ремонтах. В 1786 — 1800 гг. отвели от фундаментов грунтовые воды и отремонтировали ее. В 1815 г. сильная буря сорвала купола. Необходим был капитальный ремонт. В 1816 г. архит. А, И. Меленский сделал чертежи фасада и плана и послал их в Петербург. В 1825 — 1828 гг. по ним здание отремонтировали. Черепичную кровлю заменили железной, но при этом купола утратили декор и изменили форму.

В 1844 — 1846 гг. церковь заново оштукатурили, дополнили поврежденную кладку фундамента, деревянную лестницу на террасу заменили чугунной, купола покрыли новым железом. Этими работами руководил архит. П. И. Спарро. В 1865 г. проведены работы по укреплению склонов и фундаментов. В 1866 г. заменили обветшавшие деревянные конструкции куполов, приблизив их форму к запроектированной В. В. Растрелли, храм и здание-стилобат отремонтировали.

В 1891 г. центральный купол был поврежден молнией и при восстановлении в 1894 — 1895 гг. его форма была значительно изменена. В 1896 г. В. Н. Николаев составил чертежи, по которым в 1900 г. куполу вернули форму, которую он имел до ремонта 1894 — 1895 гг. Значительные восстановительные работы проведены в 1949 — 1952 и в 1965—1967 гг. Наиболее существенным стал последний этап реставрации, проведенный в 1974 — 1979 гг. На основании исследований (архит. В. И. Корнеева) было установлено тождество первоначального проекта В. В. Растрелли с чертежами, хранящимися в графическом собрании музея «Альбертина» в Вене (Австрия), и составлен проект реставрации. Памятнику возвращен первоначальный вид, восстановлена форма и декор завершения, возобновлены утраченные детали чугунных украшений, позолочены купола и декор. Проведены работы по реставрации и консервации настенной живописи и резьбы.

Кирпичная оштукатуренная, в плане — крест, западная ветвь которого удлинена для устройства притвора. В углах креста поставлены мощные пилоны, завершенные четырьмя стройными главами, вместе с куполом образующими пятиглавое завершение. Церковь поставлена на двухэтажное здание-стилобат, ко входу ведет чугунная лестница. Стены декорированы поставленными на высокий цоколь пилястрами с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера, завершены фронтонами. Угловые пилоны с трех сторон украшены парами колонн на высоких пьедесталах. На фронтонах чугунные позолоченные картуши с вензелем. Интерьер церкви украшает лепной декор в стиле барокко. Привлекает внимание интересная по формам резьба, выполненная по рисунку В. В. Растрелли. Важное место в оформлении интерьера занимают картины «Проповедь апостола Андрея скифам» (худож. П. Г. Борисполец, 1847 г.) и «Выбор веры князем Владимиром». С 1968 г. Андреевская церковь стала филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

Андреевская церковь является важнейшим компонентом силуэта Киева. Принадлежала к лучшим произведениям русского архитектора В. В. Растрелли. Памятник по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 16-17, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 ноября 2018

10 ноября 2018 г. Андреевская церковь передана в "безвозмездное постоянное пользование" Константинопольскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. Её использование Константинопольским Патриархатом будет осуществляется с соблюдением законодательства Украины об охране культурного наследия.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 октября 2020

Андреевская церковь в Киеве – это уникальный музей истории, живописи и декоративного искусства XVIII в. Создана в 1754 г. известным итальянским архитектором Ф.Б. Растрелли и до сих пор сохранила аутентичную архитектуру, большую часть внешней и внутренней отделки. На сегодняшний день – действующая церковь Украинской автокефальной православной церкви. Здание мирового значения интересно не только как роскошный исторический храм, но и как образец православного церковного интерьера эпохи барокко.

Однокупольный храм с четырьмя башнями построен в форме креста. Верхушка изумрудного цвета имеет много позолоченных элементов. В сочетании с бело-голубыми стенами, изящной лепкой и орнаментом сооружение имеет торжественный вид. Для отделки церкви Растрелли использовал почти 100 тонн литья из чугуна. До этого такой материал не применялся для строительства культовых сооружений Восточной Европы.

Андреевская церковь установлена на сложном с точки зрения геологии холме, который подвергается оползням и подмыванию водами, поэтому постоянно нуждается в укреплении и внимании специалистов. Согласно летописи, именно на этом месте первый проповедник христианства на Руси Андрей Первозванный установил крест и предсказал возведение большого города.

В храм ведёт крутая чугунная лестница. Вокруг здания – просторная смотровая площадка, с которой открываются живописные пейзажи Киева на склонах Днепра. Рядом колоритный Андреевский спуск – улица-музей, где представлены работы украинских художников.

Помещение церкви – светлое и просторное. Насыщенная цветовая гамма, декоративная лепка на стенах и под куполом, роскошная отделка золотом и резьба по дереву создают торжественную атмосферу в храме. Иконостас насчитывает 39 аутентичных высокохудожественных икон XVIII в. Главное украшение храма имеет праздничный красный фон, украшено резьбой с позолотой, скульптурными композициями и живописью. Самая монументальная композиция храма – картина XIX в. «Проповедь апостола Андрея», её вес 170 кг, размеры – 4,5х3,5 м.

Интересные факты: Андреевская церковь опирается на двухэтажный дом, стены которого служат фундаментом здания. Церковь не имеет колокольни, поскольку громкий звук колоколов может вызвать смещение грунтов и разрушить здание. Здание Андреевского храма входит в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов». Украинское сообщество сделало предложение относительно внесения ценного памятника в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

http://md-ukraine.com


Елена Григорьева
 

Андреевская церковь - одна из красивейших церквей Киева, построенная в стиле барокко по проекту известного архитектора Бартоломео Растрелли. Расположена на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города Подолом. Она видна издалека и является благодаря своему нарядному и красочному облику одним из наиболее заметных архитектурных произведений Киева. От Андреевской церкви идёт вниз живописный Андреевский спуск, издревле соединяющий верхний город с нижним. На Андреевском спуске родился и жил Михаил Булгаков.

Церковь была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 г.г. украинскими зодчими под руководством московского архитектора Ивана Фёдоровича Мичурина. В оформлении церкви принимали участие художники: И. Вишняков с учениками (25 икон), И. Роменский, И. Чайковский (иконы на оборотной стороне иконостаса), а так же А. Антропов, расписавший кафедру, купол, ряд икон иконостаса и образов в алтаре. По легенде, на её месте некогда воздвиг крест апостол Андрей и предсказал возникновение крупного христианского города.

С 1968 церковь открылась для посетителей в качестве музея. Иногда она используется для богослужений Украинской Автокефальной Православной Церковью.

В мае 2008 года было сообщено о принятом решении в секретариате президента В. Ющенко о передаче Андреевской церкви с баланса национального заповедника «София Киевская» Украинской автокефальной православной церкви.

Оригиналы чертежей Андреевской церкви находятся в Альбертине (Вена, Австрия).

Андреевская церковь в г. Киев


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 января 2024

В творчестве великого русского архитектора Растрелли Андреевская церковь занимает скромное место, хотя превосходит многие его работы в изысканности и гармоничности композиции. Благодаря гармонии с ландшафтом днепровского побережья она считается шедевром русского зодчества. Создатели храма использовали смелые художественные приемы, дополненные последними достижениями науки и техники. Безукоризненные формы постройки в течение многих лет представлялись образцом местной архитектуры, став отправной точкой в развитии строительного дела на Украине. В этом прекрасном здании отразились черты старинного зодчества, в частности легкость, живописность и романтизм, которые ранее не приветствовались столичными мастерами.

Заказ на постройку Андреевской церкви исходил от Елизаветы Петровны, поэтому не удивительно, что создание эскизов и чертежей поручили Растрелли – любимому зодчему императрицы, создателю оригинального стиля под названием «русское (елизаветинское) барокко». Перед тем интересный вариант предложил Шедель, но его проект разочаровал скромностью и был отвергнут. Судя по сохранившимся чертежам, он намеревался строить обычный крестчатый однокупольный храм, что не согласовалось с утонченным вкусом государыни.

Помпезный замысел Растрелли воплотил его ученик и помощник И.Ф. Мичурин, прибывший в Киев осенью 1747 года. Каменная Андреевская церковь заняла место деревянной, развалившейся «от великих ветров». Высокому стройному зданию предстояло выдержать бури и оползни, довольно часто возникавшие из-за обилия подземных вод. Благодаря таланту проектировщика и строителей сооружение получилось не только красивым, но и прочным. Взметнувшись на огромную высоту, храм прочно стоял на 15-метровом фундаменте особого устройства. Именуемое стилобатом основание примыкало к холму с востока, имея вид двухуровневого сооружения с запада.

В греческой архитектуре термином «stylobates» обозначали каменные плиты под колоннами или трехступенчатое подножие храма. Сложные подземные конструкции также были использованы для нижней церкви и других помещений комплекса. Несмотря на быстрое завершение кладки, строительство затянулось до 1752 года, а на доработку и оформление потребовалось еще 15 лет.

Андреевская церковь возвышается над основанием, словно каменный цветок, радуя глаз изящными завитками барокко и пятиглавым навершием в украинском духе. Достигая 60 м в высоту, этот вполне традиционный однокупольный храм украшен коринфскими колоннами, пилястрами, карнизами сложного профиля. Увенчанные башенками контрфорсы по углам здания выглядят чисто декоративными элементами, хотя в действительности устроены для большей прочности купола. Живописность зданию придает барочный декор окон и дверей, а также трехцветная окраска фасадов. Светло-зеленая поверхность стен оттеняет белизну колонн, а та, в свою очередь, усиливает эффект позолоты лепного орнамента и чугунных капителей. Еще одним новшеством стало отсутствие нефов: внутри храм представляет собой единое подкупольное пространство с французским окном-люкарной.

Лепнина является наиболее выразительным декором Андреевской церкви. Стилизованные раковины прихотливой и разнообразной формы, цветочные гирлянды сделаны из алебастра и покрыты золотом. Все украшения выполнялись по формам украинских резчиков и московских мастеров на основе рисунков Растрелли. Мастера, создававшие интерьер храма, не обошли вниманием народные традиции, но отдали предпочтение западным формам, преимущественно барокко. Работая в рамках одной декоративной системы, они постарались создать различные художественные образы.

Основная роль в оформлении любого храма принадлежит иконам. Выполненная в парадной светской манере живопись Андреевской церкви проникнута романтикой, подобно архитектуре и общему убранству. Великолепным украшением храма являются картины, несколько увеличенные в высоту, заключенные в барочные рамки, вписанные в обрамления каннелированных пилястр. В основе всех композиций заложены мифологические и библейские сюжеты. Большая их часть написана в Санкт-Петербурге, где в 1752–1753 годах над фрагментами иконостаса работала группа художников под руководством И.Я. Вишнякова.

Заказ на отдельные картины выполнял известный живописец А.П. Антропов. В 1754 году его произведения украсили алтарь, кафедру, купол, свод притвора. Исполненная им роспись «Тайная вечеря» поражает естественными, раскованными позами героев, глубоким сине-зеленым колоритом, который служит прекрасным фоном для ярко-красных одежд. Помещенная рядом композиция «Выбор веры князем Владимиром» создана неизвестным художником.

На обратной стороне иконостаса можно увидеть произведения украинских мастеров И. Роменского и И. Чайковского. Большие картины на поперечных стенах храма с западной стороны относятся к историческому жанру, поскольку созданы по летописным сюжетам Повести временных лет. Картина «Проповедь апостола Андрея на берегах Днепра» написана Платоном Бориспольцем – работавшим в Париже киевским художником. Легенда об основании Киева воссоздана в академической манере; человеческие фигуры выписаны четко и объемно, но в соседстве с местной живописью это полотно удивляет свободой письма. Вопреки классическим канонам автор отказался от привычной трактовки сюжета, наполнив дыханием жизни каждого героя и композицию в целом.

Неотъемлемую часть интерьера Андреевской церкви составляет деревянная скульптура. Значимость украшений иконостаса уподоблена месту, которое он занимает во внутреннем пространстве храма. Немного не доходящее до купола, сверкающее позолоченной резьбой сооружение состоит из трех ярусов, разделенных между собой вынесенными карнизами. Царские врата, или специальный вход для священнослужителей, по традиции расположены в центре иконостаса и украшены с особой роскошью. Вся их поверхность покрыта пышными гирляндами и кружевами из дерева, резко выделяющимися на красном фоне. Своеобразно оформленная кафедра для чтения проповедей напоминает театральную ложу. Установленная здесь скульптурная группа выглядит застывшей в неведомом танце. Еще более эффектна отделка напрестольной сени, расположенной в алтарной части храма: увитые цветами колонны на низких пьедесталах.

Резной иконостас Андреевской церкви, подобно живописи, изготавливался в Санкт-Петербурге. Высокие художественные достоинства работы свидетельствуют о вкусе и таланте столичных резчиков, которые не ограничились замыслом Растрелли и проявили собственную фантазию.

После смерти Елизаветы императорский двор перестал интересоваться киевскими владениями. Оставшаяся безнадзорной, Андреевская церковь быстро ветшала, подземные воды размывали фундамент, осыпались росписи, угрожающе разрастались трещины в стенах. Роскошно убранный резьбой и позолотой купол храма в 1815 году повредила буря. В течение века ремонтные работы проводились трижды, и столько же раз менялась форма куполов. Своды пространственного креста, первоначально отделанные муравленой (с зеленой глазурью) черепицей, в итоге были покрыты тривиальной жестью. Забытый почти на столетие уникальный памятник елизаветинского барокко не погиб, хотя восстановили его лишь в конце XX века.

Андреевскую церковь ежегодно посещают десятки тысяч киевлян и гостей города. С высокого холма открывается вид на Подол и величественная панорама Днепра, который называют водным проспектом Киева. В 1978 году обновленный храм официально стал музеем в составе Софийского заповедника. К тому времени он обрел первоначальные формы, представив отличную работу российских реставраторов, которые бережно отнеслись к наследию Растрелли.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


К глубочайшему сожалению, этот шедевр архитектуры в нынешнее время может рассматриваться только как украшение города, поскольку принадлежит Греко-Католической униатской конфессии.
23 февраля 2010, Валерий Бондаренко.

Можно посмотреть церковь изнутри - виртуальный тур по Андреевской церкви Киева
http://vr-рhoto.com.ua/panorama/kiev/xram/andreevski_xram/andreevski_xram.html

23 февраля 2015.