ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле.

Крестовоздвиженская Церковь


Киев. Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле
Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Андрея Первозванного, Михаила Архангела, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1811 и 1841.
Адрес:
Украина, Киевская область, г. Киев, ул. Воздвиженская, 1

Координаты: 50.462422, 30.508347
Проезд:м."Контрактовая площадь", трам. 14, 18 до ост. "ул. Смирнова-Ласточкина"



Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Т.
3 сентября 2013
Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Валерий Бондаренко
15 августа 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле, Иконостас<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Иконостас
Евгений Карпухин
4 февраля 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле, Крестовоздвиженский храм в 1930 годы, его занимали мастерские.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Крестовоздвиженский храм в 1930 годы, его занимали мастерские.
Евгений Карпухин
1 января 1930
Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле, Вид на Подол. В левом нижнем углу – Крестовоздвиженский храм, дореволюционное фото. Источник: http://vozdvizhenka.org.ua/

<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид на Подол. В левом нижнем углу – Крестовоздвиженский храм, дореволюционное фото. Источник: http://vozdvizhenka.org.ua/
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В 1748 г. на этом месте был сооружен одноименный деревянный храм на средства жителей урочища Кожемяки, содержавших здесь ремесленный цех (коллективный член Киевского братства, основанного в 1615 г. для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой). В 1811 г. деревянный храм сгорел. В том же году был заложен каменный теплый храм во имя Архангела Михаила. В 1823 г. начато строительство верхнего храма и в 1841 г. он освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860-х гг. с севера достраивается Казанский придел, а с юга – Андреевский. В 1914 г. в северной части участка строится часовня. Храм никогда не закрывался.

Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 ноября 2010

Комплекс постройки Крестовохздвиженской церкви формировался в несколько этапов.  Первоначально на участке находилась деревянная церковь на каменном фундаменте с отдельно стоящей деревянной колокольней, построенные в 1748 году на средства ремесленников - жителей урочища Гончары и Кожемяки. Сооружение уничтожил опустошительный пожар на Подоле в 1811 году. По утверждению одного из авторитетных историков города Киева - Николая Закревского в том же году закладывается новая церковь - каменная, которая должна была состоять из двух этажей. В нижнем тёплом этаже вскоре была помещена церковь Архангела Михаила. Верхний же был начат только в 1823 году и освящён в 1841 году во имя Воздвижения Святого Креста. В 1860-х годах церковь становиться трёхнефной. С севера достраивается Казанский придел, а с юга - Михайловский с папертью и двумя парадными лестницами. Окончательный ансамбль формируется в начале двадцатого века. 

В 1914 году с северной части участка по проекту архитектора Алексея Петренко под надзором инженера Александра Бессмертного строится каплица. Представляет интерес внутреннее убранство церкви, состоящее из икон и настенных росписей, покрывающих стены и потолки пределов. Росписи Михайловского придела, их сюжеты, композиции, стилевые и стилистические особенности наследуют, а в отдельных случаях и повторяют живописное убранство Владимирского собора в Киеве. Живопись выполнена профессиональными мастерами, не исключено круга Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, на что указывает рисунок, манера письма, понимание специфики монументальной живописи. Однако документально данный факт подтвердить не удалось, так как расходной финансовой документации не сохранилось. Росписи Казанского придела можно отнести к малоизученным страницам творчества украинского живописца Григория Светлицкого. Любопытно, что в одной из настенных композиций (Покрова Богоматери), следуя традициям мастеров прошлого, художник написал автопортрет, изобразив себя в облике дракона. С Крестовоздвиженской церковью связывают и имя известного писателя Михаила Булгакова, которого здесь крестили.

Источник информации - Сайт "Ностальгия"


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 июля 2020

Крестовоздвиженская церковь на Подоле – одна из любимейших киевлянами. И не только потому, что она одна из немногих не была закрыта в безбожный период советов. Храм Воздвижения Креста Господня расположен в исторической части города, рядом с высоким холмом, который издревле называли горой Хоревица в честь одного из основателей Киева – Хорива. Ещё её называют Замковой горой, т.к. здесь стоял княжий замок, уничтоженный монголо-татарами. Позже называли гору Киселевкой, по имени замка поляка Адама Киселя, также уничтоженного, только уже козаками.

Место это особенное для всей истории славян. Здесь соединялись две реки, известные еще со времен Киевской Руси – Глубочица и Киянка. Ручей Киянка начинается в районе Воздвиженки и даже упоминается в легендарном «Слове о полку Игореве», сейчас обе речки стали подземными и заключены в коллектор. Также в этом месте начинался район Копырев конец, а в летописи XII в. упоминается монастырь святого Симеона, который по одной из версий исследователей старины находился именно на месте современного Крестовоздвиженского храма.

Вообще, первый Крестовоздвиженский храм в Киеве был возведён князем Мстиславом Галицким в начале XIII в. над обрывом Старокиевской горы, там, где сейчас расположена знаменитая Андреевская церковь.

Достоверно известно только о деревянной церкви в честь Воздвижения Креста Господня, построенной в XVIII в. на средства жителей урочища Кожемяки. В простонародье храм на Подоле так и называли – Кожумяцким, потому как в этом месте было поселение ремесленников различных профессий, а район назвали – урочище Гончары-Кожумяки. Здесь также был цех от Киевского братства, основанного для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой.

Мастеровой народ урочища Гончары-Кожумяки не имел храма (ближайшим храмом была церковь святого Василия Великого у Житнего рынка) поэтому прихожане стали собирать деньги на строительство собственной церкви. Храм был построен в 1746-48 годах, но просуществовал он недолго – в 1811-ом году церковь сгорела во время сильного пожара на Подоле.

Киевская катастрофа 1811 г. вошла в тройку крупнейших пожарищ в ХІХ столетия. Крестовоздвиженская церковь сгорела дотла, кроме нее сгорели еще 1176 домов. Погибли в огне Духовная Академия с Братским монастырем, Греческий монастырь, все деревянные постройки Флоровского женского монастыря (40 монахинь задохнулись в дыму, спасая церковную утварь), 11 церквей каменных и 4 деревянных приходских, две почты, Магистрат, Контрактовый дом и прочие здания.

При существовавщей до 1811 г. деревянной церкви был каменный храм Архангела Михаила, который при пожаре тоже пострадал, но все-таки смог послужить основанием для нового храма. Изначально проектировал церковь городской архитектор Андрей Меленский. Однако позже Крестовоздвиженский храм неоднократно перестраивался и достраивался, а потому в его архитектуре и оформлении сегодня можно увидеть целый букет из элементов разных стилей и направлений.

Все строительные работы велись исключительно на за счет средств прихожан, потому стройка храма затянулась почти на 100 лет. Полностью работы по строительству и отделке храма были завершены только в 1905 г.

Интересно, что средства на строительство храма собирали не только жители района, но и всего Киева. Самую значительную сумму для строительства пожертвовал приход подольской Притиско-Никольской церкви, и в этом тоже есть подтверждение истинного христианского братства того времени и отсутствие такой привычной ныне нездоровой конкуренции.

Верхний храм Воздвижения Креста Господня достроили в 1839-м, и после двух лет отделочных работ его открыли для прихожан. Освящение церкви состоялось в 1841 г. знаменитым киевским митрополитом, святителем Филаретом ( Амфитеаторовым). Иконостас храма был особенным – его собрали из частей иконостасов подольских церквей, уцелевших после пожара в 1811 г. В 1860 г. по эскизам архитектора П.Спарро была построена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Позже была открыта приходская школа, из-за чего Крестовоздвиженская церковь стала настоящим культурно-просветительским центром.

В 1877 г. архитектор В.Николаев предложил проект реконструкции храма, а еще через 10 лет архитектор оборудовал в храме калориферное отопление. В 1905 г. на верхнем этаже одной из пристроек устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1912 г. был сооружен двухэтажный домик для причта, он тоже согранился доныне. Двухъярусная колокольня с восьмигранным куполом хорошо сохранила свои изначальные классические формы несмотря на реставрацию последних времен.

В 1914-1915 г.г. были расписаны боковые приделы храма, иконы в нем писал художник Лев Кохно. Стены храма частично оформлены художником Г. Светлицким, который прожил большую часть своей жизни недалеко от Крестовоздвиженской церкви, в ней он крестился и венчался. Киевский художник был награжден дворянским титулом от императора Николая II, а позже стал первым народным художником в истории УССР. В честь художника названа одна из улиц столицы.

В целом церковное здание своими архитектурными формами и пропорциями гармонично вписывается в окружающую среду и представляет собой выдающийся пример киевского зодчества. На фоне традиционной храмовой культуры своего времени она была и есть оригинальным строением.

Мало кто знает, но в 1891 г. в нижнем Михайловском храме Крестовоздвиженской церкви крестили будущего знаменитого писателя Михаила Булгакова. Мальчик родился рядом с храмом в доме по ул. Воздвиженской, 10-в, где его отец, доцент Киевской духовной академии протоиерей Афанасий Булгаков арендовал квартиру у настоятеля Крестовоздвиженской церкви Матфея Бутовского, который и крестил маленького Мишу. Крестными родителями ребенка выступили ординарный профессор Киевской духовной академии Николай Петров (коллега отца) и бабушка по отцовской линии Олимпиада Булгакова.

Приход Крестовоздвиженской церкви брал активное участие в сборе средств для строительства часовни в честь святого Николая Чудотворца и дома для российских прихожан в г. Бари (Италия), где покоятся мощи Святителя.

После революции 1917 года храм какое-то время еще оставался действующим. В 1935 г. на несколько лет он был закрыт и отдан под мастерские и склады. Росписи храма были уничтожены, и сохранился только образ прп. Антония Печерского. Настоятеля священника Феодосия Павловского отправили в ссылку, но в годы Второй Мировой войны он опять стал служить в храме, богослужения в котором с тех пор не прекращаются по сей день. Священник скончался в 1947 г. в возрасте 86 лет, из них 62 года составляли пастырское служение.

В 1961 г. в Киеве осталось всего 8 действующих храмов. В Крестовоздвиженскую церковь в порядке «шариковского уплотнения», если выражаться языком Булгакова, присоединили приходы двух подольских храмов. Из Покровской церкви на Подоле в Крестовоздвиженский храм перевели настоятеля, известного праведника оотца Алексия Глаголева и он стал вторым священником храма.

По воспоминаниям одного из киевских прихожан известно, что из двух пришедших приходов один был украиноязычным (не автокефальная церковь) и иногда служение велось на церковно-славянском, а хор и чтение было на украинском языке. Несмотря на разноязычие приходская жизнь протекала мирно, в духе любви Христовой.

Про исповедника Алексия Глаголева известно, что еще в юности он спас от погромов еврейские общины на Подоле, выступив вместе с верующими крестным ходом против разъяренной толпы. В советское время он несколько раз пребывал в заключении и претерпевал издевательства безбожников, а во время войны спасал евреев от нацистов и горожан несмотря на смертельную опасность. Отец Алексий отказался покинуть город и служить благодарственные молебны в честь фюрера, был арестован, избиваем фашистами, отправлен в Германию с сыном, но бежал. До конца жизни он был гоним, советская власть постоянно его перемещала с прихода на приход, опасаясь, что вокруг отца Алексия организуется крепкая община. В 1992 г. институт Яд Вашем (Израиль) объявил о присвоении почетного звания Праведников народов мира отцу Алексею, его супруге Татьяне и их дочери Магдалине.

Последнее испытание, что пришлось пережить храму на сегодняшний день – это строительство четырехэтажного здания, практически спрятавшего за собой чудесное здание церкви. Безбожная власть в своей злобе решила не сносить храм, а закрыть его от взора советского гражданина новым строением. Подобная практика существовала в последние десятилетия советской власти. Впрочем, нынешние горе-застройщики сейчас строят с таким размахом, что подобные уродства мы можем наблюдать сейчас как в районе некогда крайне живописного Подола, так и по всей столице.

В 80-х г.г. прошлого века Крестовоздвиженскую церковь реставрировали. В 2000-м был установлен новый иконостас и начались богослужения в нижнем Михайловском приделе. Кроме двух выше упомянутых приделов, в боковых нефах в верхней части церкви освящены приделы в честь святого апостола Андрея Первозванного и Казанской иконы Божией Матери.

В XXI в. рядом с Крестовоздвиженской церковью почти не осталось жилых домов, и ее прихожане добираются на богослужение из других частей города. Старая застройка урочищ Кожемяки, Гончары, Дегтяри полностью уничтожена в 90-х годах прошлого века. На месте образовавшегося пустыря сейчас построен элитный комплекс с названием «Воздвиженка», но жизнь полупустого квартала совсем не похожа на кипучую и бурлящую жизнь Подола прошлых веков.

Жизнь вносит свои коррективы, а белокаменный Крестовоздвиженский храм и его кресты напоминают нам о связи времен, о наших предках, для которых вера и храмы были самым важным. Без них невозможно представить Подол, Киев и наше Отечество. Почти двести лет на Подоле стоит белокаменный храм, расположенный в самом начале подольской Воздвиженки, получившего свое название от православного храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И дай Бог, чтобы этот величественный памятник человеческой веры послужил Богу и людям как можно дольше!

Союз православных журналистов


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 декабря 2023

Деревянная на каменном фундаменте приходская церковь Кожемяцкой слободы, была построена в 1746-1748 г.г. Разрушена при пожаре 1811 г. В 1822 г. по проекту А. Меленского в классическом стиле был сооружен верхний этаж с главным Крестовоздвиженским престолом. Освящение состоялось только в 1841 г. В продолговатом в плане объёме храма находилась закругленная алтарная часть, перекрытая приземистым куполом. Над западной частью проектировалась колокольня, но ее верхний ярус был сооружен уже в 1859-60 гг. по проекту П. Спарро. В 1886-87 г.г. по проекту В.Н. Николаева вместо деревянной южной галереи был возведен кирпичный придел с полуподвалом, где была устроена ризница, в нижнем помещении – приходская школа. В 1901 г. началось сооружение двухъярусного кирпичного северного придела продолжавшееся до 1905 г.

Престол верхнего яруса новой пристройки освящен во имя иконы Казанской Божьей Матери. В росписях этого придела участвовал Григорий Светлицкий. В 1914 г. в северо-западном углу церковной ограды для погребальных служб построена шатровая часовня в псевдорусском стиле по проекту архитектора А. Петренко. 18 мая 1891 г. в храме крестили будущего писателя Михаила Булгакова.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


С 1991 г. настоятелем храма является о. Андрей. За это время восстановлен нижний храм св. Михаила. В августе 2000 г. там возобновилась служба Божья. Одновременно в нижнем этаже храма устроен северный придел св. Андрея Первозванного. Новую стенопись церкви выполнили художники Иван Балдуха и др. С 2000 г. продолжается благоустройство верхнего яруса. В главном алтаре установлен новый резной иконостас, сделанный в Ивано-Франковске.
7 января 2012, Евгений Карпухин.