ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старокиевская гора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая).


Старокиевская гора. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:Между 989 и 996.
Год утраты:1240 (разрушена при взятии Киева Батыем)
Адрес:
Украина, г. Киев, Владимирская ул.

Координаты: 50.457796, 30.517327
Проезд:тролейбусом № 6, 16, 18 до остановка "улица Владимирская"



Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Старокиевская гора, Шевченковский район, Украина, г. Киев
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1884
Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Мозаичный пол и остатки живописи. Литография А. Гаммершмида. Источник: «Галерея киевских достопримечательных видов и древностей». - 1857 г.<br>, Старокиевская гора, Шевченковский район, Украина, г. Киев
Мозаичный пол и остатки живописи. Литография А. Гаммершмида. Источник: «Галерея киевских достопримечательных видов и древностей». - 1857 г.
Елена Григорьева
1 июня 1857
Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Фрагмент фрески конца Х в.. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев). В настоящее время местонахождение фрагмента неизвестно<br>, Старокиевская гора, Шевченковский район, Украина, г. Киев
Фрагмент фрески конца Х в.. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев). В настоящее время местонахождение фрагмента неизвестно
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 февраля 2024

Как и княжеские дворцы, не сохранилась до наших дней и Десятинная церковь. О её построении мы знаем из летописи, в которой говорится: «Владимер… помыслы сотворить церковь Пресвятые Богородица, и послал и приведёт мастера от грек. И наченшю же сдать, и как окончившая зижа, украси ю иконами… что я взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты» («Повесть временных лет», ч. I. М. – Л., 1950, стр. 83). Строительство храма было начато около 989 года и закончено в 996 году. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом Киева и усыпальницей киевских князей.

В 1017 г. церковь сильно повредил пожар, но впоследствии её отстроили (М.К. Каргер. «Старый Киев», т. II. М. – Л., 1961, с. 9- 59; Г.Ф. Корзухина «К реконструкции Десятинной церкви». – «Советская археология», 1957, № 2, с. 78-90).
6 декабря 1240 г. Десятинная церковь послужила героическим защитникам Киева последним оплотом от нашествия орд Батыя. Когда уже весь город захватили татары, киевляне быстро приспособили церковь к обороне и защищались в ней до тех пор, пока татары не подвезли стенобитные машины, под ударами которых рухнули стены храма.

Об архитектуре Десятинной церкви известно немногое, её план определен во время археологических раскопок. Первоначальным ядром церкви был шестистолпный крестовокупольный храм размерами в плане 26м х 16м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. С трёх сторон храм окружали широкие галереи. План западной части выяснен не полностью. Что касается композиции здания, то оно, по свидетельству письменного источника XIV- XV в.в., было многоэтажным (М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних». – «Исторические записки», вып. 40, М., 1952, с. 214), чем, может быть, напоминала древесную новгородскую Софию X века.

Чрезвычайно великолепно была украшена Десятинная церковь внутри, что неоднократно отмечали путешественники и писатели, как во времена Киевской Руси, так и в последующие века, когда от здания остались только руины. Хоры, предназначенные для князя и его семьи, открывались широкими аркадами внутри храма. Большое количество мраморных деталей позволило назвать церковь «мраморной». До наших дней сохранилась часть мозаичного пола, сделанного из разноцветного мрамора и других драгоценных пород камня. Эта мозаика поражает красочностью, красотой рисунка и мастерством исполнения. В характере инкрустации заметны эллинистические традиции, которые в то время были еще ощутимы в монументальных византийских росписях и мозаиках и, в частности, в оформлении интерьеров храмов средневекового Херсонеса. При раскопках обнаружены многочисленные фрагменты керамических плиток, покрытых цветной поливой. Этими плитками, вероятно, были выложены полы в боковых частях храма. Найдены также многочисленные остатки декоративной отделки церкви – мраморные капители, обломки резных плит, фрагменты фресковой росписи (Н.И. Сычев «Самый древний фрагмент русской живописи». – «Seminarium Kondakovianum», т. II. Прага, 1928, с. 91-104).

Летопись пишет, что строили Десятинную церковь «Мастеры от Грекъ». Однако строительство такого большого сооружения и ещё и целого комплекса каменных зданий вокруг него не могло осуществляться без участия древнерусских мастеров. Безусловно, опыт, приобретенный на строительстве Десятинной церкви, сказался на дальнейшем развитии древнерусской архитектуры. От Десятинной церкви происходит ещё тип древнерусского шестистовинного храма. Возможно, что именно в ней впервые была применена многоэтажная композиция. К сожалению, достоверных сведений об этом нет, а археологические исследования на многие вопросы по архитектуре Десятинной церкви ещё не дают ответов (с. 151-152).

«История украинского искусства». – К.: «Научная мысль», 1966 г., т. 1, с. 151, перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 февраля 2024

Десятинная церковь в Киеве заложена была (около 989 г.) св. Владимиром на месте убиения христиан-варягов Феодора и сына его Иоанна, принесенных киевлянами-язычниками в жертву идолам. Для строения этой церкви св. князь выписал из Греции строителей и художников: постройка продолжалась 7 лет и 12 мая 996 г. состоялось освящение нового великолепного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Св. Владимир, по сказанию летописи (Ипат. 85) определил на содержание этой церкви десятую часть «имения своего и городов», а также отдал на ее украшение сосуды, книги, иконы, привезенные им из Корсуня. От способа содержания своего церковь эта получила название Десятинной.

Как св. Владимир, так и последующие князья употребляли все меры для возможно лучшего украшения этой церкви и питали высочайшее к ней уважение, наравне с церковью св. Софии (примеры в летописях – Ипат. 381, 399, 233, 253, 280; Лавр. 341, 339, 343, 297). Между прочим, св. Владимир отдал в эту церковь св. главу папы Климента и мощи Фива, ученика его; вместе с тем, можно предполагать, что св. князь желал сделать из этой церкви как бы великокняжескую усыпальницу членов своего рода, так как перенес в нее из Николаевской церкви, что на Аскольдовой могиле, останки бабки своей Ольги, а в 1011 г. положил в нем и умершую супругу свою – греческую царевну Анну; впоследствии, вероятно, по его распоряжению, и сам он был погребен в том же храме; здесь же, еще при жизни св. князя, были положены останки 1-го митр. киевского Михаила. Затем, впоследствии, здесь были похоронены Изяслав I в 1078 г. и Ростислав Мстиславич в 1094 г.

Древняя Десятинная церковь была в 24 саж. длины и 16 саж. ширины, причем стены достигали до 1 1/2 арш. толщины; алтарь был в 23 арш. длиной. Внутренние стены были расписаны фресками из Ветхого и Нового Завета; колонны, поддерживающие купол были мраморные, полы – мозаичные из яшмы, мрамора и других камней; алтарная преграда была украшена иконами, которые св. Владимир заказывал в Константинополе в 1007 г. 

Дальнейшая судьба этого великолепного храма св. Владимира – общая со всеми другими русскими церквами, т.е., и она страдала от пожаров, нашествия врагов и междоусобиц князей. Так, в 1017 г. Десятинная церковь сгорела и возобновлена была только чрез 22 г. при митр. Феопемпте; в 1169 г. (ранее этого года о Десятинной церкви в летописях упоминания не делается) Десятинная церковь сильно пострадала от ополчения 11 князей, собранных Андреем Суздальским или Владимирским против в.к. Мстислава Изяславича, причем лишилась значительной части своих драгоценностей; то же бедствие потерпела церковь в 1203 г. от половцев, взявших Киев под предводительством Рюрика с Ольговичами; наконец, она была разрушена почти до основания в 1240 г. Батыем. 

Литература: «Краткое историч. описание Десятинной церкви в Киеве». Полтава, 1849 г.; Никол. Сементовский, «Киев, его святыни, древности и достопамятности», изд. 6-е. Киев, 1881 г.; Д. Слюсарев, «Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьями, начиная с сыновей Ярослава до прекращения киевского великокняжения». Киев, 1892 г. и др.
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А.П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - 4 с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2025

«…Десятинная церковь (989—996 гг.), названная так потому, что на ее содержание шла десятая доля княжеских доходов, стояла на центральной городской площади древнего Киева, возле каменных построек великокняжеского дворца. На этой площади были поставлены вывезенные Владимиром из завоеванного им Корсуня (Херсонеса) античные статуи. Десятинная церковь была построена при участии византийских архитекторов.

Раскопки последнего времени показали, что Десятинная церковь была трехнефной крестовокупольной постройкой с шестью внутренними столбами, расположению которых соответствовало расположение лопаток на наружных стенах, и с тремя апсидами алтаря. В ХІ в. к ней были пристроены дополнительные нефы.

Основу крестовокупольной архитектурной системы, перешедшей в Киев из Византии, составляет прямоугольный объем, образованный стенами здания, внутри которого находятся четыре свободно стоящие опоры, соединенные друг с другом и со стенами арками, несущими своды. Четыре опоры в центре поддерживают круглый световой барабан с куполом, поставленный на четыре подпружные арки, углы между которыми заполнены парусами. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца креста, перекрытые цилиндрическими сводами, погашающими распор среднего купола. Между ними расположены небольшие угловые помещения, также перекрытые сводами, но различной формы, распор которых погашает опрокидывающее действие подкупольных арок и цилиндрических сводов на столбы.

Крестовокупольное здание представляет собой замечательную систему, одновременно конструктивную и художественную. В ней выделяется центрическое крестообразное пространство, увенчанное куполом.

Крестовокупольная система распадается на трехнефный и пятинефный варианты; в последнем случае основная часть здания окружена рядом дополнительных помещений. Разновидности трехнефного крестовокупольного здания составляют его шестистолпный и четырехстолпный варианты. Шестистолпный вариант образуется вследствие некоторого удлинения здания к западу, чем увеличивается его вместимость. Четырехстолпный вариант отличается своей центричностью.

Устройство фундаментов Десятинной церкви характерно для киевских и черниговских зданий Х и ХІ вв. и первой четверти ХІІ в. Грунт под фундаментами уплотнен рядами часто вбитых кольев, поверх которых положены дубовые лежни. На такой подготовке выложен фундамент из валунов, залитых цемяночным известковым раствором.

Особенностью Десятинной церкви является постановка ее апсид на сплошную деревянную площадку. Возможно, что такое устройство фундаментов объясняется тем, что здание строилось мастерами, привыкшими к деревянному строительству. Хотя они освоили византийскую строительную технику, наиболее передовую в Европе того времени, они все же внесли в нее существенные изменения, свидетельствующие об их творческой самостоятельности.

Стены Десятинной церкви были выложены кладкой из чередующихся рядов кирпича и камня, типичной для киевских и черниговских зданий Х и ХI вв. Плоский кирпич, называемый плинфой, в среднем размером 40х30х3,5 см, имеет форму, близкую к квадрату. Связующим веществом служил цемяночный раствор, толщина слоев которого равна толщине кирпича. Элементы этой кладки взяты из византийской архитектуры. Однако полосы раствора на поверхности стен построек в Киевской Руси были втрое шире, чем ряды кирпича. Это объясняется тем, что ряды кирпича через один были несколько углублены в стену и закрыты снаружи цемяночным раствором, в результате чего стены были полосатыми, красновато-розового тона. Такая кладка характерна для киевских мастеров, уже с X в. перешедших на каменное строительство. В Византии кладка со скрытыми рядами кирпича появилась только в конце ХІ в.

Внутри Десятинная церковь была украшена мозаиками и фресками. Замечательны ее частично сохранившиеся полы, которые представляли собой мозаичный набор из разноцветных кусочков мрамора.

Архитектура Десятинной церкви родственна архитектуре последующих зданий Киева и Чернигова, вместе с тем эта архитектура отлична от произведений византийского современных ей зодчества. Компактность плана, прекрасно расчлененного внутренними столбами, существенно отличается от усложненных византийских планов Х-ХІ вв. Своеобразная система кладки стен и простота очертаний плана Десятинной церкви противоположны измельченности и вычурности византийских форм Х-ХІ вв…»

Источник: Безсонов С.В. (гл. ред.), Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Максимов П.Н., Чиняков А.Г., «История русской архитектуры», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1956, стр. 19-21.

Totalarch



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.