Как и княжеские дворцы, не сохранилась до наших дней и Десятинная церковь. О её построении мы знаем из летописи, в которой говорится: «Владимер… помыслы сотворить церковь Пресвятые Богородица, и послал и приведёт мастера от грек. И наченшю же сдать, и как окончившая зижа, украси ю иконами… что я взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты» («Повесть временных лет», ч. I. М. – Л., 1950, стр. 83). Строительство храма было начато около 989 года и закончено в 996 году. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом Киева и усыпальницей киевских князей.
В 1017 г. церковь сильно повредил пожар, но впоследствии её отстроили (М.К. Каргер. «Старый Киев», т. II. М. – Л., 1961, с. 9- 59; Г.Ф. Корзухина «К реконструкции Десятинной церкви». – «Советская археология», 1957, № 2, с. 78-90).
6 декабря 1240 г. Десятинная церковь послужила героическим защитникам Киева последним оплотом от нашествия орд Батыя. Когда уже весь город захватили татары, киевляне быстро приспособили церковь к обороне и защищались в ней до тех пор, пока татары не подвезли стенобитные машины, под ударами которых рухнули стены храма.
Об архитектуре Десятинной церкви известно немногое, её план определен во время археологических раскопок. Первоначальным ядром церкви был шестистолпный крестовокупольный храм размерами в плане 26м х 16м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. С трёх сторон храм окружали широкие галереи. План западной части выяснен не полностью. Что касается композиции здания, то оно, по свидетельству письменного источника XIV- XV в.в., было многоэтажным (М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних». – «Исторические записки», вып. 40, М., 1952, с. 214), чем, может быть, напоминала древесную новгородскую Софию X века.
Чрезвычайно великолепно была украшена Десятинная церковь внутри, что неоднократно отмечали путешественники и писатели, как во времена Киевской Руси, так и в последующие века, когда от здания остались только руины. Хоры, предназначенные для князя и его семьи, открывались широкими аркадами внутри храма. Большое количество мраморных деталей позволило назвать церковь «мраморной». До наших дней сохранилась часть мозаичного пола, сделанного из разноцветного мрамора и других драгоценных пород камня. Эта мозаика поражает красочностью, красотой рисунка и мастерством исполнения. В характере инкрустации заметны эллинистические традиции, которые в то время были еще ощутимы в монументальных византийских росписях и мозаиках и, в частности, в оформлении интерьеров храмов средневекового Херсонеса. При раскопках обнаружены многочисленные фрагменты керамических плиток, покрытых цветной поливой. Этими плитками, вероятно, были выложены полы в боковых частях храма. Найдены также многочисленные остатки декоративной отделки церкви – мраморные капители, обломки резных плит, фрагменты фресковой росписи (Н.И. Сычев «Самый древний фрагмент русской живописи». – «Seminarium Kondakovianum», т. II. Прага, 1928, с. 91-104).
Летопись пишет, что строили Десятинную церковь «Мастеры от Грекъ». Однако строительство такого большого сооружения и ещё и целого комплекса каменных зданий вокруг него не могло осуществляться без участия древнерусских мастеров. Безусловно, опыт, приобретенный на строительстве Десятинной церкви, сказался на дальнейшем развитии древнерусской архитектуры. От Десятинной церкви происходит ещё тип древнерусского шестистовинного храма. Возможно, что именно в ней впервые была применена многоэтажная композиция. К сожалению, достоверных сведений об этом нет, а археологические исследования на многие вопросы по архитектуре Десятинной церкви ещё не дают ответов (с. 151-152).
«История украинского искусства». – К.: «Научная мысль», 1966 г., т. 1, с. 151, перевод с украинского, орфография сохранена.