ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая).


Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:Между 989 и 996.
Год утраты:1240 (разрушена при взятии Киева Батыем)
Адрес:
Украина, г. Киев, Владимирская ул.

Координаты: 50.457796, 30.517327



Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Мозаичный пол и остатки живописи. Литография А. Гаммершмида. Источник: «Галерея киевских достопримечательных видов и древностей». - 1857 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Мозаичный пол и остатки живописи. Литография А. Гаммершмида. Источник: «Галерея киевских достопримечательных видов и древностей». - 1857 г.
Елена Григорьева
1 июня 1857
Церковь Успения Пресвятой Богородицы ("Десятинная", первая), Фрагмент фрески конца Х в.. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев). В настоящее время местонахождение фрагмента неизвестно<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент фрески конца Х в.. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев). В настоящее время местонахождение фрагмента неизвестно
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 февраля 2024

Как и княжеские дворцы, не сохранилась до наших дней и Десятинная церковь. О её построении мы знаем из летописи, в которой говорится: «Владимер… помыслы сотворить церковь Пресвятые Богородица, и послал и приведёт мастера от грек. И наченшю же сдать, и как окончившая зижа, украси ю иконами… что я взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты» («Повесть временных лет», ч. I. М. – Л., 1950, стр. 83). Строительство храма было начато около 989 года и закончено в 996 году. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом Киева и усыпальницей киевских князей.

В 1017 г. церковь сильно повредил пожар, но впоследствии её отстроили (М.К. Каргер. «Старый Киев», т. II. М. – Л., 1961, с. 9- 59; Г.Ф. Корзухина «К реконструкции Десятинной церкви». – «Советская археология», 1957, № 2, с. 78-90).
6 декабря 1240 г. Десятинная церковь послужила героическим защитникам Киева последним оплотом от нашествия орд Батыя. Когда уже весь город захватили татары, киевляне быстро приспособили церковь к обороне и защищались в ней до тех пор, пока татары не подвезли стенобитные машины, под ударами которых рухнули стены храма.

Об архитектуре Десятинной церкви известно немногое, её план определен во время археологических раскопок. Первоначальным ядром церкви был шестистолпный крестовокупольный храм размерами в плане 26м х 16м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. С трёх сторон храм окружали широкие галереи. План западной части выяснен не полностью. Что касается композиции здания, то оно, по свидетельству письменного источника XIV- XV в.в., было многоэтажным (М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних». – «Исторические записки», вып. 40, М., 1952, с. 214), чем, может быть, напоминала древесную новгородскую Софию X века.

Чрезвычайно великолепно была украшена Десятинная церковь внутри, что неоднократно отмечали путешественники и писатели, как во времена Киевской Руси, так и в последующие века, когда от здания остались только руины. Хоры, предназначенные для князя и его семьи, открывались широкими аркадами внутри храма. Большое количество мраморных деталей позволило назвать церковь «мраморной». До наших дней сохранилась часть мозаичного пола, сделанного из разноцветного мрамора и других драгоценных пород камня. Эта мозаика поражает красочностью, красотой рисунка и мастерством исполнения. В характере инкрустации заметны эллинистические традиции, которые в то время были еще ощутимы в монументальных византийских росписях и мозаиках и, в частности, в оформлении интерьеров храмов средневекового Херсонеса. При раскопках обнаружены многочисленные фрагменты керамических плиток, покрытых цветной поливой. Этими плитками, вероятно, были выложены полы в боковых частях храма. Найдены также многочисленные остатки декоративной отделки церкви – мраморные капители, обломки резных плит, фрагменты фресковой росписи (Н.И. Сычев «Самый древний фрагмент русской живописи». – «Seminarium Kondakovianum», т. II. Прага, 1928, с. 91-104).

Летопись пишет, что строили Десятинную церковь «Мастеры от Грекъ». Однако строительство такого большого сооружения и ещё и целого комплекса каменных зданий вокруг него не могло осуществляться без участия древнерусских мастеров. Безусловно, опыт, приобретенный на строительстве Десятинной церкви, сказался на дальнейшем развитии древнерусской архитектуры. От Десятинной церкви происходит ещё тип древнерусского шестистовинного храма. Возможно, что именно в ней впервые была применена многоэтажная композиция. К сожалению, достоверных сведений об этом нет, а археологические исследования на многие вопросы по архитектуре Десятинной церкви ещё не дают ответов (с. 151-152).

«История украинского искусства». – К.: «Научная мысль», 1966 г., т. 1, с. 151, перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 февраля 2024

Десятинная церковь в Киеве заложена была (около 989 г.) св. Владимиром на месте убиения христиан-варягов Феодора и сына его Иоанна, принесенных киевлянами-язычниками в жертву идолам. Для строения этой церкви св. князь выписал из Греции строителей и художников: постройка продолжалась 7 лет и 12 мая 996 г. состоялось освящение нового великолепного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Св. Владимир, по сказанию летописи (Ипат. 85) определил на содержание этой церкви десятую часть «имения своего и городов», а также отдал на ее украшение сосуды, книги, иконы, привезенные им из Корсуня. От способа содержания своего церковь эта получила название Десятинной.

Как св. Владимир, так и последующие князья употребляли все меры для возможно лучшего украшения этой церкви и питали высочайшее к ней уважение, наравне с церковью св. Софии (примеры в летописях – Ипат. 381, 399, 233, 253, 280; Лавр. 341, 339, 343, 297). Между прочим, св. Владимир отдал в эту церковь св. главу папы Климента и мощи Фива, ученика его; вместе с тем, можно предполагать, что св. князь желал сделать из этой церкви как бы великокняжескую усыпальницу членов своего рода, так как перенес в нее из Николаевской церкви, что на Аскольдовой могиле, останки бабки своей Ольги, а в 1011 г. положил в нем и умершую супругу свою – греческую царевну Анну; впоследствии, вероятно, по его распоряжению, и сам он был погребен в том же храме; здесь же, еще при жизни св. князя, были положены останки 1-го митр. киевского Михаила. Затем, впоследствии, здесь были похоронены Изяслав I в 1078 г. и Ростислав Мстиславич в 1094 г.

Древняя Десятинная церковь была в 24 саж. длины и 16 саж. ширины, причем стены достигали до 1 1/2 арш. толщины; алтарь был в 23 арш. длиной. Внутренние стены были расписаны фресками из Ветхого и Нового Завета; колонны, поддерживающие купол были мраморные, полы – мозаичные из яшмы, мрамора и других камней; алтарная преграда была украшена иконами, которые св. Владимир заказывал в Константинополе в 1007 г. 

Дальнейшая судьба этого великолепного храма св. Владимира – общая со всеми другими русскими церквами, т.е., и она страдала от пожаров, нашествия врагов и междоусобиц князей. Так, в 1017 г. Десятинная церковь сгорела и возобновлена была только чрез 22 г. при митр. Феопемпте; в 1169 г. (ранее этого года о Десятинной церкви в летописях упоминания не делается) Десятинная церковь сильно пострадала от ополчения 11 князей, собранных Андреем Суздальским или Владимирским против в.к. Мстислава Изяславича, причем лишилась значительной части своих драгоценностей; то же бедствие потерпела церковь в 1203 г. от половцев, взявших Киев под предводительством Рюрика с Ольговичами; наконец, она была разрушена почти до основания в 1240 г. Батыем. 

Литература: «Краткое историч. описание Десятинной церкви в Киеве». Полтава, 1849 г.; Никол. Сементовский, «Киев, его святыни, древности и достопамятности», изд. 6-е. Киев, 1881 г.; Д. Слюсарев, «Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьями, начиная с сыновей Ярослава до прекращения киевского великокняжения». Киев, 1892 г. и др.
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А.П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - 4 с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.