Брусенский женский монастырь расположен внутри древнего Коломенского кремля. Обитель была основана в царствование Ивана Грозного, о чем напоминает древний шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы 1552 года. Расцвет женского монастыря пришелся на середину и вторую половину XIXстолетия, и был связан с деятельностью игуменьи Олимпиады (Егоровой) и ее преемницы Ангелины (Марковой). Главной святыней обители исстари считался чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
У северных дверей Успенской церкви XVIвека – самой старой постройки монастыря – когда-то висела каменная доска с высеченными словами: «7060 (1552) года поставлена бысть сия церковь Успения Пресвятые Богородицы при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче и при епископе коломенском Феодосии». Шатровый Успенский храм, как считается, был поставлен царем в память покорения Казани. В XVIIвеке к старинной Успенской церкви была пристроена трапезная с приделом святителя Иоанна Златоуста. Кроме этого, в Брусенской обители впоследствии были возведены еще четыре деревянные церкви, которые сгорели при пожаре 1698 года. При игуменье Александре (Садтищевой) в 1761 году трапезная часть Успенского храма была расширена, и при ней был устроен третий придел – в честь местночтимой Казанской иконы Божией Матери. В 1790-х годах в монастыре появились причудливые псевдоготические башенки ограды, которые исследователи архитектуры считали «отпечатком казаковской эпохи». Они были возведены по проекту самого Матвея Казакова либо одного из учеников знаменитого московского зодчего. Окончательно архитектурный ансамбль Брусенского монастыря сложился в 1850-1880-х годах при игуменье Олимпиаде и ее преемнице Ангелине. В эти годы был выстроен величественный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, а древняя Успенская церковь была восстановлена и расширена двухэтажным зданием трапезной и богадельни.
Игуменья Олимпиада (в миру Ольга Федоровна Егорова) родилась в богатой семье дворян из области Войска Донского. Ее отец владел конными заводами, хуторами, виноградниками и садами в окрестностях города Новочеркасска. В возрасте семи лет девочка заболела неизвестной болезнью. У нее стала сильно болеть голова, глаза слезились и страдали от света, случались припадки с конвульсиями. Из-за недуга Ольга не могла учиться грамоте, играть с другими детьми, и часто проводила время одна в молитвах Божией Матери. Так продолжалось около шести лет. Лекарства и врачи не помогали девочке, но однажды ее мать во сне получила повеление от самой Богородицы отправиться в Киев поклониться чудотворной иконе Успения. Обнадеженные видением мать и дочь Егоровы отправились в дальний богомольный путь. Они остановились в Киеве у знакомых благочестивых землячек, которые прислуживали в Печерской лавре. Поклонившись Успенской иконе Божией Матери, девочка почувствовала, что болезнь оставила ее. Очарованная благолепием Киевской лавры она с этого времени решила встать на путь иночества. Девочка упросила мать оставить ее пожить какое-то время у знакомых стариц, чтобы иметь возможность посещать монастырь. В Киево-Печерской лавре Ольга познакомилась с прозорливым старцем Зосимой. Инок посоветовал шестнадцатилетней девушке отправиться в Ладинский женский монастырь в Полтавскую губернию, при этом добавив: «Ты там проживешь несколько лет и пойдешь к Москве. Бог определили тебе быть игуменьею, только не в Ладине, а за Москвою, и ты будешь игуменьею двадцать пять лет». Другим прозорливцем, который сыграл важную роль в жизни подвижницы, был московский святитель Филарет (Дроздов). Его мать Евдокия Никитична до 1844 года жила в Коломне и особенно любила девичий Брусенский монастырь, многих монахинь которого знала лично. Она убедила влиятельного сына назначить настоятельницей в монастырь некую Евлампию. Выбор этот оказался неудачен – старица часто болела и не могла в полной мере руководить жизнью обители. Ее преемница Магдалина также не могла исправить приходивших в упадок дел. Наконец, владыка Филарет решил в выборе игуменьи женского монастыря на своей малой родине положиться не на советы людей, а на волю Божью. Его выбор пал на молодую скромную инокиню Олимпиаду (Ольгу Егорову), которая на тот момент подвизалась в Аносином Борисоглебском монастыре. В 1848 году Брусенский монастырь представлял собой печальную картину: старинная Успенская церковь пришла в ветхость, деревянные кельи разваливались, а средств на исправление построек не было.
После того как обрушился один из монастырских корпусов, едва не погубив монахинь, новая игуменья не могла сдержать слез отчаяния. Расстроенную инокиню случайно заметил известный коломенский купец Филипп Назарович Тупицын. Он подробно расспросил Олимпиаду о нуждах обители и сказал следующее: «Мать! Не строй деревянных келий, а с Богом начинай-ка строить каменные. Я тебе помогу в этом, будь покойна». Вскоре за помощью купца Тупицына последовали щедрые пожертвования других состоятельных горожан. Игуменья Олимпиада в короткий срок смогла не только построить новые каменные корпуса для проживания монахинь, но и начала возведение рядом с тесной и ветхой Успенской церковью нового Крестовоздвиженского храма. Строительство нового собора, начатое игуменьей Олимпиадой, казалось многим рискованным делом. В те годы в Брусенской обители проживали две монахини – племянницы епископа Астраханского Евгения (Баженова). Гостя у родственниц в 1852 году, епископ усомнился в своевременности начинания игуменьи Олимпиады и напомнил ей евангельскую притчу о неблагоразумном строителе башни, который не вычислил издержек, положил основание и не смог завершить начатое. Три года спустя преосвященный Евгений, посетив снова Брусенскую обитель, вынужден был признать свою неправоту, и в знак раскаяния пожертвовал в новый пятиглавый храм напрестольное Евангелие. Крестовоздвиженский храм был окончательно завершен и освящен в 1858 году. Из старой Успенской церкви в него были перенесены приделы Иоанна Златоуста и Казанской иконы Божией Матери. В 1883 году, через десять лет после кончины игуменьи Олимпиады, была восстановлена и расширена древняя Успенская церковь. Еще в 1840-х годах в стенах ветхой церкви образовались большие трещины, а потолок Казанского придела мог в любой момент обрушиться.
Со времени постройки Крестовоздвиженской церкви Успенский храм был закрыт и оставался недействующим вплоть до 1881 года. В то время в коломенской обители проживала инокиня Феофания – родная сестра известного московского фабриканта и благотворителя Фрола Яковлевича Ермакова. Меценат родился в селе Мещерино Коломенского уезда, унаследовал от отца большое состояние, мануфактуры и фабрики. После череды семейных несчастий – смерти супруги и двух сыновей – Ермаков удалился от коммерческих дел и направил богатство на дела благотворительности. Фрол Яковлевич построил в Москве богадельню в Сокольниках на 600 человек и приют для монахинь-сборщиц у Красных ворот. Также ермаковские богадельни появились в Вышнем Волочке и родном Мещерино. На его средства был восстановлен Желтоводский монастырь в Нижегородской губернии. И это не полный список богоугодной деятельности Ф. Я. Ермакова. Однажды после беседы с сестрой Феофанией Ермаков высказал игуменье Брусенского монастыря желание обновить древний Успенский храм, и, кроме того, возвести новую трапезную часть, пристроить к церкви двухэтажный каменный корпус с двенадцатью кельями для престарелых монахинь. Подобный проект соединения в одном здании корпуса богадельни и церкви Ермаков осуществил ранее и в селе Мещерино (ныне в городском округе Ступино). В проповеди на торжественном освящении обновленной Успенской церкви Брусенского монастыря 28 августа 1883 года митрополит московский Иоанникий посвятил Фролу Яковлевичу Ермакову такие слова: «Нам нет надобности указывать здесь на примеры других храмоздателей, когда живой пример пред нами. Спросите обитателей не только окрестных весей, но и более отдаленных городов, – и те поведают вам, какою любовию и сострадательностию к неимущим и бедствующим, какою широкою благотворительностию ко всем братиям во Христе отличается тот, кто с такою любовию, с такою необыкновенною щедростию украсил этот величественный храм!» В Коломенской обители исстари почитался список Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579 году. Этот образ знал и чтил митрополит московский Филарет (Дроздов).
В 1848 году, напутствуя на игуменские труды инокиню Олимпиаду, святитель говорил ей следующее: «Вручаю тебя покровительству Матери Божией, посылая в обитель честнаго ее Успения. Там есть чудотворная Казанская икона (древняя), прибегай к ней. Чрез молитву, по вере твоей, получишь потребное ко благу обители». В жизнеописании игуменьи Брусенского монастыря Олимпиады, составленном архимандритом Григорием (Воиновым), приводится интересный случай чудесного заступничества Божией Матери, явленный через древний список Казанского образа. 13 сентября 1856 года в одиннадцать часов ночи по неизвестной причине загорелась деревянная келья в углу ограды монастыря. Огонь из-за сильного ветра перекинулся на соседнюю келью и угрожал соседним постройкам, пламя могло охватить недавно выстроенный Крестовоздвиженский храм. Игуменья Олимпиада вынесла из церкви Казанскую икону и встала с ней напротив пламени. В этот момент ветер переменился, и огонь повернуло в другую сторону. Таким образом, пожар ограничился только двумя небольшими деревянными кельями. К сожалению, древний чудотворный образ Казанской Божией Матери не сохранился до нашего времени.
После того как в Коломне была установлена советская власть, Успенский Брусенский монастырь в самом центре Коломны был закрыт в 1919 году. Игумения Ювеналия (Минина) и несколько монахинь в тот год были арестованы, остальные сестры разошлись по Коломне. И всё же обитель была восстановлена, хотя и при другом приходе – в храме Воскресения Словущего. Это свершилось благодаря заботам священноисповедника епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого). В 1929 году и этот храм богоборцы закрыли. В самой же обители келейные корпуса были превращены в общежития, в деревянных домиках-кельях также поселились новые жильцы, хотя несколько монахинь жили в своих ветхих домиках до 1960-х годов. Большая часть насельниц монастыря осталась в Коломне, жили на квартирах, содержали себя надомной работой, работали в больнице санитарками, читали Псалтирь по усопшим, прислуживали в оставшихся храмах, пели в церковных хорах.
В начале 1930-х годов были разрушены шатровые главки Крестовоздвиженского собора, а позднее – и старинная монастырская колокольня. В обезглавленном Крестовоздвиженском храме устроили овощехранилище. Во время земляных работ кости из монастырских погребений выбрасывались на попрание прохожим. В мае 1931 года 23 монахини Брусенского монастыря были арестованы и осуждены сроком на 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, откуда, отбыв эти сроки, опять вернулись в Коломну, поближе к родному монастырю. Но в конце 1937 – начале 1938 годов монашествующих ожидали ещё более суровые репрессии. Шесть монахинь Брусенского монастыря были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны на Бутовском полигоне. Две из них, родные сёстры Мария и Матрона Грошевы, в 2000 году причислены Архиерейским собором к лику святых. Память преподобномучениц – 20/7 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. 20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ещё трёх монахинь, подвизавшихся в Успенском Брусенском монастыре в начале ХХ века и пострадавших в годы гонений. Это Анна Ивановна Степанова (монахиня Антонина), Мария Мартиниановна Журавлева (монахиня Нимфодора) и Вера Харитоновна Графова (монахиня Вера). Память преподобномучениц – 15/2 декабря и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. В годы гонений за Христа пострадали 28 мучениц и исповедниц Брусенского монастыря. Семь преподобномучениц брусенских были причислены к лику святых: Вера, Антонина, Мария, Ксения, Мария, Матрона, Анна. Икона с ликами новомучениц находится в ныне действующем старинном Успенском храме. В 1970 году, при подготовке к празднованию 800-летия Коломны, на территории Старого города были снесены все ветхие строения. Попали под снос и 30 деревянных домиков бывших монашеских келий Брусенского монастыря. Осталась чудом только одна, к северу от Крестовоздвиженского собора. Крестовоздвиженская церковь, которую закрыли еще раньше, лишилась своего пятиглавия и была обращена в овощехранилище. К середине 1980-х годов была осуществлена реставрация Успенского шатрового храма, ему возвращён вид XVI века, и в 1991 году в нём открыт филиал Коломенского краеведческого музея с выставкой «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989 – 1991 гг. в северном келейном корпусе был организован общественный музей художника К. Васильева, впоследствии Культурный центр «Лига».
3 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Брусенском монастыре. Настоятельницей Брусенского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Печёнкина). Монастырю сначала были переданы старинный Успенский храм с прилежащим к нему келейным корпусом и сильно разрушенный Крестовоздвиженский собор. В трапезной части Успенского храма были восстановлены два придела: Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста – в которых стали постоянно совершаться Божественные литургии и проповедоваться слово Божие. Основной придел в честь Успения Божией Матери был восстановлен позже. Летом 2002 года большие работы проведены в храме Успения по подготовке его к архиерейскому богослужению. 29 сентября 2002 года в ознаменование 450-летия со дня основания Брусенского монастыря и 5-летия возобновления в нём монашеской жизни благочинным монастырей Московской епархии епископом Видновским Преосвященнейшим Тихоном в старинном Успенском храме была совершена Божественная литургия архиерейским чином – впервые за 80 лет. Летом 2005 года начались реставрационные работы и в Крестовоздвиженском соборе. Главная святыня Брусенского монастыря – образ Казанской Божией Матери, был утрачен в годы гонений на Церковь. Но в ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А.Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери. Теперь коломенцы опять могут через этот образ прибегать к помощи Заступницы Усердной. В преддверии Дня Славянской письменности и культуры, столицей которого в 2007 году стала Коломна, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И, хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.
4 августа в Крествоздвиженском соборе совершил Божественную Литургию Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Она стала первым богослужением в этом храме после 1922 года, когда Крестовоздвиженский собор был закрыт. По окончании богослужения Митрополит Ювеналий обратился ко всем собравшимся с приветственным словом: — Сегодня для Коломны и для всей Московской Епархии знаменательный день. Мы переступили порог Крестовоздвиженского собора – этой святой обители, совершив здесь первую Божественную литургию после 1922 года. Мы благодарим Господа, что он даёт нам эту милость возрождения порушенных и поруганных святынь. Много потребовалось усилий и средств, чтобы приблизить этот день… Я верю, что и малоимущие, и состоятельные люди в Коломне и в Московской области будут стараться в будущем помогать и материально, и духовно делу возрождения этой древней обители. В 2011 году игуменьей монастыря стала инокиня Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия. Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы. 19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом – избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. Пребывание образа в Коломне, несомненно, стало важным событием в духовной жизни Брусенской обители и города Коломны в целом. Важным свидетельством о роли монастыря в русской духовной истории стала и постоянная экспозиция об истории этой обители, открывшаяся в августе 2008 года в бывшем келейном корпусе монастыря. Успенский Брусенский монастырь сегодня привлекает к себе всё больше и больше многочисленных паломников и туристов посещающих старинный подмосковный город Коломну.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Успенский Брусенский монастырь в Коломне и с сайта: www.ubdm.ru/index.pnp/chronicle/Успенский Брусенский женский монастырь